Дело № 2-307/2019
УИД 75RS0001-01-2019-009146-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чита 25 февраля 2020 года
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Гусмановой И.С.,
при секретаре Жалсановой Т.Б.,
с участием:
представителя истца помощника прокурора Черновского района г. Читы Романовой Е.Е.,
представителя ответчика ФИО4,
представителей третьих лиц ФИО6, ФИО7, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Черновского района г. Читы в защиту интересов неопределенного круга к администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности внести изменения в проект планировки земельного участка, выполнить работы по благоустройству на земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя следующим.
Во исполнение поручения прокуратуры Забайкальского края по информации, размещенной в СМИ статья «Дом подарили, дороги забыли - как живут выходцы из детдома на КСК», согласно которой в микрорайоне Молодежный не обеспечено надлежащее благоустройство, прокуратурой района проведена проверка, которой установлено следующее.
На территории в границах земельного участка с кадастровым номером № постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 27.04.2011 № 92 утвержден проект планировки территории и постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 02.03.2015 № 33 утвержден проект межевания территории. Данный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства.
11 мая 2012 Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края с ООО «Тантал» на земельный участок с кадастровым номером № заключен договор аренды № № земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
На настоящий момент указанный договор с ООО «Тантал» расторгнут, в связи с прекращением срока его действия.
Установлено, что обозначенная территория застроена индивидуальными жилыми домами, которые расположены по адресу: <адрес>.
Застройщиком домов является ООО «Тантал» в соответствии с договором аренды указанного земельного участка. ООО «Мир» в соответствии с договором об уступке права аренды земельного участка, заключенного с ООО «Тантал», выполнил строительство <адрес>.
Согласно проектной документации указанные застройщики исполнили свои обязательства по благоустройству придомовой территории возведенных объектов в полном объеме.
Проведение благоустройства в <адрес> планировалось в соответствии с проектом межевания и проектом планировки при его формировании. Однако фактически строительство осуществлено не в соответствии с проектом планировки территории. В том числе, проект планировки территории не соответствует проекту межевания.
В связи с указанным, выполнение элементов благоустройства согласно имеющемуся проекту планировки территории является нецелесообразным. Так на территории микрорайона отмечается иная конфигурация домов, чем в проекте планировки, проезды, тротуары к многоквартирным домам, озеленение, иные элементы благоустройства (дорожное покрытие, освещение и осветительное оборудование) отсутствуют, имеется просадка грунтового покрытия.
В результате чего граждане не имеют возможности осуществлять подъезд к домам, в том числе затруднителен подъезд специального транспорта (машины скорой помощи, пожарной охраны, полиции и др. экстренных служб).
Учитывая изложенное, проект планировки территории подлежит изменению, в котором необходимо предусмотреть фактическое расположение построенных многоквартирных домов, подъездные пути к домам, тротуары, освещение и иные элементы благоустройства.
Проект межевания и проект планировки территории в соответствии с ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) относятся к документации по планировке территории.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным территориям с целью определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Обеспечение подготовки документации по планировке территории и её утверждение в силу ч. ч. 1, 5 ст. 45 ГрК РФ возложено на уполномоченные органы местного самоуправления.
В связи с тем, что утвержденная документация по планировке указанной территории не соответствует действительности, чем нарушается право неопределенного круга лиц, в том числе граждан, проживающих в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, на обеспечение жизнедеятельности обустройства территории объектами благоустройства и иными объектами, необходимыми для проживания граждан и функционирования возведенных на ней индивидуальных домов, тем самым нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан на благоприятные условия для проживания, быта, труда и отдыха.
Прокурор просил обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в соответствии со ст. 45 ГрК РФ в проект планировки земельного участка с кадастровым номером №, предусмотрев фактическое расположение построенных многоквартирных домов, подъездные пути к домам, тротуары, освещение и иные элементы благоустройства. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить в соответствии с измененной проектной документацией все работы по благоустройству на земельном участке с кадастровым №.
В ходе рассмотрения дела прокурор исковые требования уточнил, в части выполнения работ по благоустройству просил обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить в соответствии с измененной документацией по планировке территории все работы по благоустройству на земельном участке с кадастровым номером № (л.д.____).
Определением суда от 25.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены ООО «Мир» и ООО «Тантал» (л.д.____).
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора ФИО3, действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала по доводам, изложенным выше.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. В возражениях указала, что административным истцом не учтены нормы действующего законодательства, устанавливающие особенности подготовки проекта планировки и проекта межевания территории, в отношении которой принято решение о комплексном освоении.
Материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края ООО «Тантал» для комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1.3 договора установлено, что участок предоставляется для осуществления его комплексного освоения в целях жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования участка и документацией по планировке территории.
Согласно п. 2.1 договора под комплексным освоением участка в целях жилищного строительства понимается: деятельность по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах участка, осуществляемых в установленном законодательством порядке (п.п. 2.1.1); обеспечение землеустройства и государственного кадастрового учета земельных участков в границах предоставленного участка (п.п. 2.1.2); обустройство участка посредством выполнения работ построительству объектов инженерной инфраструктуры (п.п. 3.1.3); жилищное и иное строительство - работы по созданию объектов, выполняемые в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией, с видом разрешенного использования участка, нормативами градостроительного проектирования, утвержденной в установленном порядке документацией по планировки территории (п.п. 2.1.4).
Нормы, устанавливающее правовое регулирование договора о комплексном освоении территории, определены в ст. 46.4. ГрК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 46.4. ГрК РФ комплексное освоение территории включает в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах данной территории, строительство на земельных участках в границах данной территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории.
Обязательные условия договора о комплексном освоении территории и возможные условия такого договора сформулированы в частях 5, 6 статьи 46.4 ГрК РФ.
Так, согласно п. 2 ч. 5 ст. 46.4 ГрК РФ условиями договора о комплексном освоении территории является обязательство лица, заключившего договор с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления подготовить и представить в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления проект планировки территории и проект межевания территории, в отношении которой заключается договор, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки подготовки и представления этих документов.
С учетом указанного правового регулирования в договоре установлены, в том числе, следующие обязанности арендатора ООО «Тантал»: подготовить проект планировки территории и проект межевания территории в границах участка и обеспечить утверждение такой документации в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня заключения договора (п. 5.2.1); осуществить жилищное строительство и иное строительство в соответствии с видами разрешенного использования участка в течение 5 (пяти) лет со дня заключения договора (п. 5.2.3).
Истцом не учтен тот факт, что ООО «Тантал» фактически не исполнило свои обязательства по договору и не подготовило проект планировки территории. Постановление администрации № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта планировки территории, на которое ссылается прокурор в исковом заявлении, было издано до заключения договора № от ДД.ММ.ГГГГ. Проект планировки, утвержденный указанным постановлением, был подготовлен ООО ТАМП «Читаархпроект», по заказу ООО «Роспечать».
Таким образом, в данном случае лицом, которое обязано подготовить проект планировки территории, в отношении которой заключен договор о комплексном освоении, является ООО «Тантал». При этом истечение срока действия договора не повлекло прекращение обязательств ООО «Тантал по подготовке проекта планировки. Согласно п. 4.1. договора он заключен сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, не содержащий положения о том, что истечение срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору (либо при отсутствии соответствующего указания в законе), признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Пунктом 3.2.4. договора установлено, что датой окончания данной деятельности является дата выдачи в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию последнего из объектов, предусмотренных утвержденной документацией по планировке территории. Кроме того, иск прокурора в части возложения на администрацию обязанности выполнить все работы по благоустройству на земельном участке с кадастровым номером 75:32:040511:123 не мотивирован, не указано норм действующего законодательства, обязывающих администрацию совершить требуемые действия. Просила в удовлетворении исковых требований к администрации городского округа «Город Чита» отказать полностью.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края ФИО5, действующая на основании доверенности, полагала исковые требования прокурора обоснованными. Полномочия по разработке и внесению изменений в проект планировки в границах городского округа возложены на органы местного самоуправления и, соответственно, полномочия по строительству инфраструктуры являются вопросами местного значения. По итогам аукциона был заключен договор купли-продажи права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения с ООО «Тантал» №. Также между ООО «Тантал» и ООО «Мир» был заключен договор уступки прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды, о чем был уведомлен Департамент. Департамент в свою очередь уведомил ООО «Мир» о том, что договор от ДД.ММ.ГГГГ№ будет действовать до ДД.ММ.ГГГГ. По истечении указанного срока необходимо будет заключить новый договор аренды земельного участка. Все обязательства, которые приняло на себя ООО «Тантал» отражены в договоре, никакого другого решения о комплексном освоении земельного участка отдельно не принималось. Все обязательство по комплексному освоению по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ прекратились с истечением срока его действия. ООО «Тантал» были представлены документы, подтверждающие строительство трех жилых домов в соответствии с проектной документацией. ООО «Мир» одного жилого дома. Что касается объектов инженерной инфраструктуры, которые должны быть переданы в рамках комплексного освоения территории, то их перечень, а также порядок передачи определяется соглашением между застройщиком и администрацией города. В рамках договора аренды всё строительство осуществлялось в соответствии с документацией по планировке. Администрация города рассматривает это проект, обсуждает и утверждает. При рассмотрении проекта планировки и межевания, город вправе отклонить документацию или изменить. В дальнейшем проект планировки территории может изменяться любым заинтересованным лицом.
Представитель третьего лица на стороне ответчика ООО «Мир» ФИО6, действующий на основании доверенности, пояснил, что ООО «Мир» выполнило на земельном участке с кадастровым номером № строительство жилого дома <адрес>. Благоустройство дома было выполнено в рамках проекта. Они выполнили все работы в соответствии с условиями договора аренды земельного участка для его комплексного освоения от ДД.ММ.ГГГГ. Имеется свидетельство о вводе объекта в эксплуатацию и схема планировочной организации земельного участка. Работы по благоустройству принимались при вводе объекта в эксплуатацию.
Представитель третьего лица на стороне ответчика ООО «Тантал» ФИО7, действующая на основании доверенности, суду пояснила, что ими было выполнены все обязательства, которые предусматривались проектной документацией. Проект разрабатывался с учетом планировки территории. Ими были выполнены работу по благоустройству территорий домов 1, 2 и 4: благоустройство детской площадки, прилегающей территории, автостоянки между домами, плана дороги не было предусмотрено проектом. Документы по благоустройству были переданы в управляющую компанию. Проект был утвержден, по завершении строительства было получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
В соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Как следует из ч. 3 ст. 42 ГрК РФ, основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; 2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры; 3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.
Согласно ч. 13 ст. 46 ГрК РФ глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Под благоустройством территории (городского округа) в соответствии с пунктом 36 статьи 1 ГрК РФ деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38 статьи 1 ГрК РФ).
Порядок отнесения полномочий на принятие решения о подготовке и утверждение документов по планировке территории установлен в отношении уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации частями 3, 3.1 и 4.2 статьи 45 ГрК РФ, согласно которым уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документов по планировке территории (за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ), обеспечивают подготовку документов по планировке территории и утверждают документы по планировке территории, предусматривающую размещение: 1) объектов регионального значения, расположенных в границах одного субъекта Российской Федерации; 2) иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 статьи 45 ГрК РФ.
В отношении уполномоченных органов местного самоуправления порядок отнесения полномочий на принятие решения о подготовке и утверждение документов по планировке территории установлен частями 4 - 5.2 статьи 45 ГрК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
Из приведенной нормы закона следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа не относится принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории лишь в случаях, указанных в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ и утверждение документации по планировке территории в границах городского округа, в случаях, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 ГрК РФ, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 ГрК РФ.
В иных случаях решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории, утверждение документации по планировке территории в границах городского округа принимаются органами местного самоуправления городского округа.
Частью 1.1 статьи 45 ГрК РФ установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно: 1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления; 2) лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса; 3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции; 4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; 5) садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
Частями 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 ГрК РФ установлено, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, за исключением случая, указанного в части 3.1 настоящей статьи (часть 2).
Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 настоящей статьи (часть 3).
Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и размещение которого планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета которого планируется финансировать строительство, реконструкцию такого объекта, по согласованию с иными субъектами Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта регионального значения. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета которого планируется финансировать строительство, реконструкцию такого объекта, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления им указанной документации (часть 3.1).
В случае отказа в согласовании документации по планировке территории одного или нескольких органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта регионального значения, утверждение документации по планировке территории осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией, требования к составу и порядку работы которой устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3.2).
Уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2,4.1, 4.2 настоящей статьи (часть 4).
Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта местного значения муниципального района, городского округа, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств местного бюджета муниципального района, городского округа и размещение которого планируется на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов, имеющих общую границу, в границах субъекта Российской Федерации, осуществляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, за счет средств местных бюджетов которых планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, по согласованию с иными муниципальными районами, городскими округами, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу местного самоуправления муниципального района или городского округа, за счет средств местных бюджетов которых планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления им указанной документации (часть 4.1).
В случае отказа в согласовании документации по планировке территории одного или нескольких органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта местного значения муниципального района, городского округа, утверждение документации по планировке территории осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией, требования к составу и порядку работы которой устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4.2).
В случае отказа в согласовании документации по планировке территории одним или несколькими органами местного самоуправления поселений, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта местного значения поселения, утверждение документации по планировке территории осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией, требования к составу и порядку работы которой устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5.2).
В соответствии с ч. 20 ст. 45 ГрК РФ порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 настоящей статьи, подготовленной, в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям (ч. 21 ст. 45 ГрК РФ).
Внесение изменений в обязательную (утверждаемую) часть проектной документации допускается только по решению органа публичной власти соответствующего уровня (органа местного самоуправления), в связи с изменением градостроительной ситуации. Уточнение положений, формирующих порядок разработки документации по планировке территории, производится на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов.
Из объяснений истца следует и не оспаривалось сторонами, что проведение благоустройства в <адрес> планировалось в соответствии с проектом межевания и проектом планировки при его формировании. Однако фактически строительство жилых домов было осуществлено не в соответствии с проектом планировки территории. Проект планировки территории не соответствует проекту межевания. На территории микрорайона отмечается иная конфигурация домов, чем в проекте планировки, проезды, тротуары к многоквартирным домам, озеленение, иные элементы благоустройства (дорожное покрытие, освещение и осветительное оборудование) отсутствуют, имеется просадка грунтового покрытия. В связи с указанными обстоятельствами, выполнение элементов благоустройства согласно имеющемуся проекту планировки территории является нецелесообразным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (арендодатель) и ООО «Тантал» (арендатор) заключен договор № аренды земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 92827 кв.м, местоположение которого определено согласно кадастровому паспорту: <адрес> (л.д.___).
Договор заключен на срок до ДД.ММ.ГГГГ (п.4.1). Земельный участок предоставлялся для осуществления его комплексного освоения в целях жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования и документацией по планировке территории.
В договоре под комплексным освоением участка в целях жилищного строительства понимается: деятельность по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах участка, осуществляемая в установленном законодательством Российской Федерации порядке; обеспечение землеустройства и государственного кадастрового учета земельных участков в границах предоставленного участка; обустройство участка посредством выполнения работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры; жилищное и иное строительство - работы по созданию объектов, выполняемые в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией, с видами разрешенного использования участка, нормативами градостроительного проектирования, утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территории (п.2.1). Объекты недвижимости - объекты жилищного строительства, а также необходимые для их функционирования объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, возводимые на участке в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией (п. 2.2). Максимальный срок осуществления жилищного и иного строительства, предусмотренный настоящим договором, является сроком окончания комплексного освоения участка. Датой окончания данной деятельности является дата выдачи в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию последнего из объектов, предусмотренных утвержденной документацией по планировке территории (п. 3.2.4).
Права и обязанности сторон установлены в разделе 5 договора. В числе прочих в обязанности арендатора входило: подготовить проект планировки территории и проект межевания территории в границах участка и обеспечить утверждение такой документации в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня заключения договора; выполнить работы по обустройству территории участка посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры в течение 5 (пяти) лет со дня заключения договора; осуществить жилищное строительство и иное строительство в соответствии с видами разрешенного использования участка в течение 5 (пяти) лет со дня заключения договора; использовать участок исключительно в соответствии с целями, указанными в договоре; обеспечить безопасность работ по подготовке участка для его комплексного освоения и работ по комплексному освоению участка; за свой счет обеспечить в соответствии с документацией по планировке территории проведение необходимых землеустроительных работ и государственного кадастрового учета земельных участков в границах предоставленного участка; обеспечить осуществление проектирования и строительства объектов недвижимости на участке в соответствии с требованиями норм и правил в области градостроительства, проектирования и строительства, установленных действующим законодательством; обеспечить содержание и эксплуатацию возводимых на Участке объектов инженерной инфраструктуры до их передачи в установленном порядке в муниципальную собственность; безвозмездно передать в муниципальную собственность городского округа «Город Чита» объекты инженерной инфраструктуры по окончании их строительства и ввода в эксплуатацию. Перечень объектов, условия и порядок их передачи устанавливаются соглашением (договором) между уполномоченным органом местного самоуправления городского округа «Город Чита» и собственником таких объектов (п.5.2.1-5.2.10).
27.04.2011 постановлением мэра г. Читы № 92 утвержден проект планировки территории (основная часть) (л.д.____), а постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 02.03.2015 № 33 – проект межевания территории в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, представленный ООО «Тантал» (л.д.____).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Тантал» (цедент) и ООО «Мир» (цессионарий) заключен договор о перенайме земельного участка, в соответствии с которым цедент передаёт, а цессионарий принимает в полном объеме права и обязанности по договору № аренды земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и ООО «Тантал» (л.д.___). О заключении договора о перенайме земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (л.д.____).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№-А Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края уведомил ООО «Мир» о том, что договор от ДД.ММ.ГГГГ№ будет действовать по ДД.ММ.ГГГГ. по истечении указанного срока необходимо будет заключить новый договор аренды земельного участка в соответствие с правилами, предусмотренными ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, либо освободить данный земельный участок путем приведения его в состояние, пригодное для дальнейшего использования (л.д.___).
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (арендодатель) и ООО «Мир» (арендатор) заключен договор № аренды земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 5053 кв.м, местоположение которого определено согласно кадастровому паспорту: <адрес> (л.д.___).
По окончании строительства ООО «Тантал» были получены разрешения на ввод в эксплуатацию объектов по <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилых домов № и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д._____), составлены акты приемки озеленения и благоустройства указанных жилых домов в соответствии с утвержденными планами благоустройства и озеленения территории (л.д.____). ООО «Мир» получено разрешение на ввод в эксплуатацию жилого <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.____). Работы по благоустройству территории, озеленение также выполнены в соответствии с проектной документацией. Таким образом, свои обязательства по договору аренды земельного участка ООО «Тантал» и ООО «Мир» выполнили.
Вопреки доводам представителя ответчика, суд приходит к выводу о том, что ООО «Тантал» не правомочно на сегодняшний день вносить изменения в проект планировки территории, поскольку не является правообладателем в отношении земельного участка с кадастровым номером №, учитывая истечение срока действия договора аренды данного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и возвращение земельного участка арендодателю.
Поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах городского округа «Город Чита», и принимая во внимание, что обстоятельства, указанные в частях 1.1, 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 ГрК РФ, для возложения обязанности на принятие решения о внесении изменений и утверждение проекта планировки территории на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также на ООО «Тантал» или ООО «Мир» отсутствуют, такая обязанность должна быть исполнена органом местного самоуправления городского округа - администрацией городского округа «Город Чита». То обстоятельство, что на указанный земельный участок право собственности не разграничено, не отменяет вышеуказанной обязанности администрации городского округа «Город Чита» и не свидетельствует о необходимости возложения такой обязанности на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
На основании вышеизложенного, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает разумным и достаточным установить ответчику администрации городского округа «Город Чита» срок для исполнения решения суда заявленный прокурором.
В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются. Поэтому администрацию городского округа «Город Чита» от уплаты государственной пошлины следует освободить.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Черновского района г. Читы удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в соответствии со ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации в проект планировки земельного участка с кадастровым номером №, предусмотрев фактическое расположение построенных многоквартирных домов, подъездные пути к домам, тротуары, освещение и иные элементы благоустройства.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить в соответствии с измененной документацией по планировке территории все работы по благоустройству на земельном участке с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Центральный районный суд г. Читы.
Судья: И.С. Гусманова
Решение суда принято в окончательной форме 23 марта 2020 г.