Дело № 2-307/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2014 года пгт. Каа-Хем
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Кочергиной Е. Ю., при секретаре Куулар А.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО3 о признании бездействия Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, выразившееся в не рассмотрении заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании земельного участка в установленный законом срок, признании незаконным решения комиссии Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании предварительно согласовать места размещения объекта путем утверждения схемы расположения земельного участка, обязании оформить акт о выборе земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с участием заявителя ФИО3, представителя заинтересованного лица Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО4
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с заявлением о признании бездействия Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, выразившееся в не рассмотрении заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании земельного участка в установленный законом срок, признании незаконным решения комиссии Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании предварительно согласовать места размещения объекта путем утверждения схемы расположения земельного участка, обязании оформить акт о выборе земельного участка для индивидуального жилищного строительства, указав обоснование, что 06 декабря 2012 года она обратилась в Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> который предназначен для индивидуального жилищного строительства В письменном обращении была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории указанного земельного участка, выполненная кадастровым инженером, ФИО5. В установленный законом срок, её обращение не рассмотрено, по истечении, почти, 2 месяцев, отказано в утверждении схемы расположения, комиссией Администрации в протокольной форме. Считает, что бездействие Администрации муниципального района «Кызылский кожуун», выразившееся в не рассмотрении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка в установленный законом срок незаконным и необоснованным в силу следующих обстоятельств. В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Согласно частям 1 и 2 ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиями (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии частью 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В соответствии с ч. 1 ст. 256, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии со ст. 12 указанного закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Также считает незаконным необоснованным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории в связи с нижеизложенным. В соответствии с ч. 1 ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 31 ЗК Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, мунипальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. В соответствии с частью 1 ст. 32 указанного закона, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Из уведомления Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» ДД.ММ.ГГГГ №№, следует, что её заявление рассмотрено, отказано в удовлетворении протокольным решением № от ДД.ММ.ГГГГ года. Основанием отказа указывается, что земельные участки в указанной территории должны иметь правоустанавливающие документы. Закон таких оснований для отказа не предусматривает. Следовательно, принимая решение, Администрация муниципального района должны была руководствоваться принципами справедливости.
Просит признать бездействие Администрации муниципального района «Кызылский кожуун», выразившееся в не рассмотрении заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в установленный законом срок. Признать незаконным решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Обязать Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва предварительно согласовать места размещения объекта, путем утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва оформить акт о выборе земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>
Заявитель - ФИО3 в судебном заседании поддержала заявление и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в нем, просила помочь ей в оформлении. Данный дом она купила у женщины, не помнит ее фамилию. Договор купли-продажи не оформляли и не регистрировали.
Представитель заинтересованного лица Администрация муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО4 в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснив, что данный дом стоит более 50 лет, документы на данный дом возможно имеются у других лиц. Правоустанавливающих документов на дом и земельный участок заявитель ФИО3 не имеет. Также это зона затопления, в связи с чем, просил отказать в удовлетворении заявления.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с положениями ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно частям 1,2,3,5,6,7,8,9,10,11 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Согласно частям 1,2.1,3,4,5,6,7,8, ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
2.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.
Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение (технологическое присоединение) и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка, указанное в абзаце втором настоящего пункта, является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
4. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
6. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
7. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
8. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
9. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из ответа и.о. начальника отдела земельных и имущественных отношений администрации муниципального района «Кызылский кожуун» ФИО1. № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рассмотрев заявление за вхд. № от ДД.ММ.ГГГГ сообщает о принятом протокольном решении № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению заявлений о том, что комиссией отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что земельные участки в указанной территории должны иметь правоустанавливающие документы. Следовательно, со ст.222 Гражданского кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на её право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом за его счет.
Из ответа на запрос суда выданного и.о. главного специалиста юриста ФИО2 № № от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что согласно решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в заявлении ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка отказано в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок.
Из межевого плана земельного участка расположенного по адресу: <адрес> категория земель- земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства; площадь земельного участка – 1460 кв.м.
Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории следует, что земельный участок общей площадью 1460 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> разрешенное использование (назначение) для индивидуального жилищного строительства.
На объект недвижимости у заявителя ФИО3 право возникнуть не может, поскольку документов, указывающих на то обстоятельство, что земельный участок выделялся ей под строение, в суд представлено не было, также не представлены доказательства наличия какого-либо права на земельный участок и дом у заявителя ФИО3, предыдущих владельцев, и приобретения ими прав на дом.
Кроме того, договоры купли-продажи домовладения в нотариальном порядке не удостоверялись и не регистрировались, что соответственно исключает возможность применения к спорным отношениям ст. 35 ЗК РФ.
Довод заявителя о том, что домовладение было приобретено на основании возмездной сделки, с учетом изложенной выше позиции, правового значения не имеют.
Длительное пользование домовладением и земельным участком не является основанием для удовлетворения заявления, так как права на пользование и владение ими не подтверждены заявителем в судебном заседании.
Суд констатирует, что для признания судом незаконными решений органов местного самоуправления необходимо наличие доказанности совокупности двух условий: незаконность оспариваемых решений, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом бремя доказывания в указанной части возлагается на заявителя.
В ходе рассмотрения дела суд установил, что заявитель не представил доказательств, безусловно подтверждающих нарушение его прав и свобод или создание препятствий к их осуществлению оспариваемыми постановлениями органа местного самоуправления, что само по себе исключает возможность удовлетворения его заявления.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований суд исходит из того, что заявитель не является собственником недвижимости, находящейся на испрашиваемом земельном участке, а следовательно, отсутствуют основания для предоставления ему данного земельного участка по нормам ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.
Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
В силу п. 3 той же статьи предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, с соблюдением порядка, установленного этим пунктом.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения, могут быть предоставлены на каком-либо праве только собственникам указанных зданий, строений, сооружений.
Судом установлено, что на испрашиваемом заявителем земельном участке имеется строение. Доказательств, принадлежности заявителю указанного строения, не имеется. Проживание истца в указанном здании по адресу продолжительное время правового значения для рассматриваемого заявления не имеет. Доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для вселения и проживания в указанное здание, заявителем суду представлено не было.
Статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 данного Кодекса (пункт 2).
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (пункт 3).
По существу суд при разрешении дела исходит и из того, что на момент разрешения дела основания для возложения на администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва обязанности предоставить испрашиваемый заявителем земельный участок, отсутствуют. На кадастровый учет земельный участок не поставлен. Следовательно, самостоятельным объектом земельных отношений он не является.
Заявитель не приводит заслуживающих внимания доводы, которые бы свидетельствовали в пользу того, что у нее самой возникло право на получение испрашиваемой земли в аренду или собственность.
В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ незастроенные земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в собственность или аренду на торгах.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что на земельном участке отсутствуют принадлежащие заявителю на праве собственности и зарегистрированные в установленном законом порядке объекты недвижимости.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя. Между тем, в данном случае, одновременное наличие таких обстоятельств не было установлено и не усматривается. При отсутствии такой совокупности, заявление удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство осуществляется на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;
6) принятие решений о развитии застроенных территорий.
Согласно п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Проанализировав вышеприведенные нормы, суд исходит из того, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, является правом органа местного самоуправления, самостоятельно принимающего решения по распоряжению конкретными земельными участками, находящимся в муниципальной собственности или в его ведении. Предоставление земельного участка в аренду под жилищное строительство в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется из числа тех земельных участков, которые сформированы для этих целей. Между тем, вопреки доводам заявителя, сведений о том, что испрашиваемый земельный участок был сформирован, поставлен на кадастровый учет и предназначен для индивидуального жилищного строительства, не имеется.
При таких обстоятельствах действия администрации в отказе предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства требованиям закона не противоречит и права заявителя не нарушает. У суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, необходимо отказать в удовлетворении заявления ФИО3 о признании бездействия Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, выразившееся в не рассмотрении заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании земельного участка в установленный законом срок, признании незаконным решения комиссии Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании предварительно согласовать места размещения объекта путем утверждения схемы расположения земельного участка, обязании оформить акт о выборе земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с пп. 1 пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В силу пп. 2 пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Как следует из положений пп. 3 пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В соответствии с пп. 4 пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Вместе с тем, положениями части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, установлен общий порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования, который включает в себя действия: проведение работ по формированию земельного участка, подготовку документов для государственного кадастрового учета, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключений объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, публикация сообщений о проведении торгов (аукциона) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков.
Кроме того, статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации, установлен порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах). В силу пункта 1 данной статьи, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с пп. 1 пункта 4 статьи 30 указанного Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Учитывая, что на момент подачи заявления ФИО3 земельный участок, в соответствии с требованиями закона, сформирован не был, доводы жалобы об исключительном праве заявителя на предоставление земельного участка являются необоснованными.
Из дела следует, что на момент рассмотрения дела судом земельный участок не сформирован, не осуществлен его государственный кадастровый учет.
При таких обстоятельствах, и учитывая наличие заявления ФИО3 о предоставлении спорного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, суд приходит к выводу, что не имеется оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 30 ЗК РФ выбор земельного участка является одним из этапов предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Действия органа местного самоуправления при поступлении заявления гражданина или юридического лица о выборе земельных участков для строительства регламентированы статьей 31 ЗК РФ.
Из системного толкования указанных норм права следует, что гражданам для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов с оформлением акта выбора могут предоставляться только не обремененные правами третьих лиц земельные участки.
При таких обстоятельствах и, принимая во внимание, что у заявителя отсутствуют какие-либо права на земельный участок и строение на земельном участке возложение на администрацию обязанности совершить предусмотренные ст. 31 ЗК РФ действия по обеспечению выбора земельных участков, не соответствуют закону.
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, решение органа местного самоуправления об отказе в выборе данного земельного участка не нарушает права заявителя и не противоречит закону.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Согласно ч. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно ч. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу ч. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно ч. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно ч. 7 ст. 31 ЗК РФ копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
В силу ч. 1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Однако в заявлении ФИО3 указано, что она обратилась в Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, который рпедназначен для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, заявителем избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства предусмотрен ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при удовлетворении заявления в резолютивной части решения необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Таким образом, условием для удовлетворения требований в порядке главы 25 ГПК РФ является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.
В связи с вышеуказанным необходимо отказать в удовлетворении заявления ФИО3 о признании бездействия Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, выразившееся в не рассмотрении заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании земельного участка в установленный законом срок, признании незаконным решения комиссии Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании предварительно согласовать места размещения объекта путем утверждения схемы расположения земельного участка, обязании оформить акт о выборе земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления ФИО3 о признании бездействия Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, выразившееся в не рассмотрении заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании земельного участка в установленный законом срок, признании незаконным решения комиссии Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании предварительно согласовать места размещения объекта путем утверждения схемы расположения земельного участка, обязании оформить акт о выборе земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кызылский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2014 года.
Председательствующий: Кочергина Е. Ю.