ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-307/2022 от 16.09.2022 Нижнесергинского районного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 16.09.2022.

Копия

Дело № 2-307/2022

УИД 66RS0039-01-2022-000287-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижние Серги 05 сентября 2022 года

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Глухих Г.А.,

при секретаре судебного заседания Коневой Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-307/2022 по исковому заявлению ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала», Свердловскому филиалу Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «МРСК Урала», Свердловскому филиалу АО «ЭнергосбыТ Плюс» о защите прав потребителя (т.1 л.д. 4-9).

В обоснование исковых требований указал, что с апреля 2020 является собственником жилого дома по адресу: . Предыдущим собственником дома 23.04.2018 с ОАО «МРСК-Урала» заключен договор о технологическом присоединении к электрическим сетям, подключение произведено 28.12.2018 к трехфазной линии электропередач. По условиям договора ОАО «МРСК Урала» обязалась поставлять электроэнергию в соответствии с требованиями ГОСТ 32144-2013.

В период владения домом электроэнергия поставлялась ненадлежащего качества, не соответствовала нормативам (тусклое свечение лампочек, мигание света, отключение или перезагрузка электробытовых приборов, из длительная работа), о чем 15.02.2021 в письменном виде сообщено в ОАО «МРСК Урала». Поскольку обращение было проигнорировано, истцом 18.02.2021 в доме установлено трехфазное реле напряжения, в ходе работы которого выяснилось, что напряжение в сети не соответствует нормативам, установленным ГОСТ, поскольку зафиксированные реле показатели напряжения превышали допустимый уровень отклонения.

После обращения в головной офис ОАО «МРСК Урала» и АО «ЭнергосбытПлюс» по адресу: был установлен прибор для динамического анализа качества поставляемой энергии, неоднократно с февраля по апрель 2021 проведены ремонтные работы, в мае 2021 был повторно установлен прибор для динамического анализа качества поставляемой энергии. Из ответов ОАО «МРСК Урала», полученных в мае 2021, следует, что привести в соответствие с ГОСТ качество электроэнергии не представилось возможным, несмотря на проведенные работы, и включении дома в инвестиционную программу.

Несмотря на то, что электроэнергия в дом поставлялась ненадлежащего качества, ответчиком перерасчет за период с февраля 2021 по февраль 2022 не произведен. Считает, что к перерасчету за указанный период должна быть принята сумма в размере 56 971 руб. 77 коп.

В связи с тем, что на протяжении длительного периода времени ответчиками не устранены недостатки в качестве поставляемой электроэнергии, для приведения электроснабжения в доме в соответствии с ГОСТ вынужден был приобрести за свой счет и установить стабилизаторы напряжения на каждую фазу, стоимостью 29 600 руб. за штуку, на общую сумму 88 800 руб.

С учетом уточнений (т.1 л.д. 174-175) просит обязать ответчиков привести в соответствие с ГОСТ 32144-2013 поставляемую электроэнергию, взыскать с ответчиков денежные средства, уплаченные за коммунальную услугу по электроснабжению жилого дома в размере 72 689 руб. 77 коп., стоимость стабилизаторов в размере 88 800 руб.

Определением суда от 06.05.2022 (т.1 л.д. 112-113) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен, направил представителя.

Представитель истца по доверенности (т.1 л.д. 57, 78) ФИО2 исковые требования поддержала, мотивировала доводами, изложенными в исковом заявлении. Просила обязать ответчиков привести в соответствие с ГОСТ 32144-2013 поставляемую электроэнергию, взыскать с ответчиков денежные средства, уплаченные за коммунальную услугу по электроснабжению жилого дома за период с февраля 2021 по июнь 2022 включительно в размере 72 689 руб. 77 коп., взыскать с ответчиков стоимость стабилизаторов в размере 88 800 руб. Также указала, что в период с февраля 2021 по июнь 2022 электроэнергия в домовладение по адресу: поставлялась, но не надлежащего качества, ответчикам о намерении установки стабилизаторов не сообщали, сетевая организация обещала произвести ремонт до 15.12.2021, но ремонт не производился.

Представитель ответчика ОАО «МРСК Урала» по доверенности (т.1 л.д. 197) ФИО3 с исковыми требованиями не согласился, указал, что МРСК является сетевой компанией и не состоит в договорных отношениях по электроснабжению с потребителем по поставке электроэнергии, в связи с чем п.2 требований истца должен быть адресован к поставщику - Энергосбыту. Сетевая компания обязана поддерживать электроэнергию с требованиями гост 32144-2013 отклонение допускается плюс, минус 10%. Нашими сотрудниками были проведены замеры, согласно приобщенным протоколам. По результатам имело место быть отклонения, питающая линия не имела достаточной мощности, поэтому у потребителя могут случаться провалы в напряжении. Протоколы были составлены по жалобе потребителя в марте и апреле 2021 года, больше жалоб не было. МРСК не бездействовало, решало проблему. В настоящее время проведены работы по усилению электрической сети (протяжка провода с большим сечением), и по результатам замеров с июня 2022 года напряжение стало соответствовать нормам, более несоответствий не фиксировалось, акты не составлялись. Также указал, что в МРСК истец по вопросу установки стабилизатора не обращался.

Представитель ответчика ОАО «МРСК Урала» по доверенности (т.2 л.д. 4) ФИО4 с исковыми требованиями не согласилась, указала, что для приведения в соответствие электроэнергии, подаваемой потребителю, требовалось изменить технические характеристики воздушной линии, преобразовать сеть которая питает дом. Такие работы проводятся путем включения в соответствующие программы и на торгах, поэтому проведение необходимых работ затянулось во времени. В инвестиционную программу было включено техническое решение вопроса, обозначенного истцом, техническое решение проблемы было пересмотрено и решено другим способом. Действительно в марте и апреле 2021 имелось несоответствие поставляемой энергии требованиям ГОСТ, однако, несоответствие фиксировалось не более чем по двум фазам. При проведении контрольных замеров летом 2021 установлено, что отклонений нет. Требования о перерасчете необходимо предъявлять к гарантирующему поставщику, которым является Свердловэнергосбыт, у МРСК договор на транспорт электроэнергии, к расчетам с потребителями МРСК отношение не имеет. Покупка и установка стабилизаторов не была согласована истцом с сетевой организацией. Необходимость в покупке таких мощных стабилизаторов при незначительных отклонениях в электроэнергии истец ничем не обосновывает, в связи с чем не может перекладывать данные траты на сетевую организацию.

Представитель ответчика АО «ЭнергосбытПлюс» в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствии (т.1 л.д. 146, 164), представил отзывы (т.1 л.д. 79-84, 195-196), в котором указал, что «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее Правила № 354), мерой ответственности за низкое напряжение в сети (несоответствие электрической энергии ГОСТу) является соответствующий перерасчет платы за электроэнергию (ее снижение), никакой другой ответственности за ухудшение качества электроэнергии законом не установлено. Не согласен с требованиями истца, который просит освободить его полностью от оплаты потребленной электрической энергии, поскольку таковая фактически потреблялась. При предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за таковую подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги, в соответствии с положениями п. 101, п. 10 Приложения № 1 Правил № 354, на 0,15% размера платы, определенной за такой расчетный период, в соответствии с приложением № 2 к правилам, с учетом положений раздела 9-го Правил. При расчете размера перерасчета истец указал формулу: 24х30х0,15, не переведя проценты (доля снижения платы, определенной за расчетный период) в десятичную дробь (0,15%/100=0,0015). При этом, излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Дополнительно указал, что является гарантирующим поставщиком электроэнергии, в связи с чем не может нести ответственность за качество таковой, поскольку не владеет каким-либо имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии, обязанность по соблюдению качества поставляемой электрической энергии возлагается на сетевую организацию, которой является ОАО «МРСК Урала».

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствии, представил отзыв (т.1 л.д. 157-158).

Свидетель Ф.Б.С. суду пояснил, что по расположен частный дом, который подключен к электричеству, электроэнергия поступает от линии электропередач, которая запитана от трансформатора, находящегося на в . От этого трансформатора питается несколько домов в улице. От владельца ФИО1 ему (свидетелю) известно, что в доме бывают скачки напряжения до 270 и падение до 160, нестабильно работают электроприборы. Также указал, что участия в составление актов не принимал, ничего не подписывал, показания прибора учета не наблюдал, на реле напряжения в 2021 году показания видел, напряжение было низкое, одновременно нельзя было включить несколько электроприборов.

Свидетель Б.С.В. суду пояснил, что работает менеджером, но имеет стаж работы главным энергетиком около 5 лет. Просадка напряжения в доме истца была, его зафиксировало реле напряжения. Для более комфортного проживания и стабилизирования напряжения истец попросил его (свидетеля) выбрать оборудование. Покупал стабилизаторы истец. Он (свидетель) произвел монтаж и запуск данного оборудования, поставил 3 однофазных стабилизатора на каждую фазу. После установки стабилизаторов напряжение соответствует госту. Реле напряжения было поставлено до установки стабилизаторов для контроля фаз и в пределах надсечки, оно (реле) было демонтировано перед установкой стабилизаторов.

Изучив доводы искового заявления, выслушав участников процесса и свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии со ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 настоящего Кодекса.

Жилой дом по адресу: принадлежит на праве собственности ФИО1 (т.1 л.д. 70-72).

23.04.2018 с ОАО «МРСК-Урала» заключен договор о технологическом присоединении к электрическим сетям, подключение произведено 28.12.2018 к трехфазной линии электропередач. По условиям договора ОАО «МРСК Урала» обязалась поставлять электроэнергию в соответствии с требованиями ГОСТ 32144-2013 (т.1 л.д. 75-77).

В Свердловском филиале АО «ЭнергосбытПлюс» на ФИО1 открыт лицевой счет для оплаты энергоснабжения. Истцу ежемесячно начисляется плата на электроэнергию.

Так, за октябрь 2021 начислено 6 154 руб. 71 коп. (т.1 л.д. 14),

за январь 2022 - 6 503 руб. 80 коп. (т.1 л.д. 11),

за апрель 2022 – 2 983 руб. 40 коп. (т.1 л.д. 176),

за май 2022 – 3 633 руб. 10 коп. (т.1 л.д. 177),

за июнь 2022 – 2022 – 3 188 руб. 50 коп. (т.1 л.д. 178).

Выставленные истцу счета последним оплачиваются, задолженности по оплате нет (т.1 л.д. 12, 13, 15, 16, 179).

В соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому возникшие между сторонами по делу правоотношения могут рассматриваться как договорные.

Согласно положениям статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Пунктом 109 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что факт нарушения качества коммунальной услуги устанавливается актом проверки, в котором указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

Пунктом 10 Приложения N 1 к указанным Правилам, предусмотрено постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2013). Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Согласно ГОСТ 32144-2013 «Нормы качества электрической энергии в системе электроснабжения общего назначения» напряжение должно соответствовать 220 вольт +/- 10% (в точке передачи).

Пунктом 98 указанных Правил установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Согласно п. 101 указанных Правил предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N к настоящим Правилам.

Также Приложением N 1 (пункт 10 раздела IV) предусмотрено, что отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается. В случае несоответствия напряжения за каждый час снабжения электрической энергией, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от указанных требований, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.

В связи с этим, по виду услуги «электроснабжение» Правилами установлен конкретный размер изменения размеры платы.

В феврале 2021 истцом своими силами и за счет собственных средств установлено трехфазное реле напряжения (т.1 л.д. 25), в ходе работы которого 18.02.2021 зафиксированы отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии от существующих нормативов (ниже 198 В и/или выше 242 В) (т.1 л.д. 26-27, 29-30).

В этот же день истец единолично, в отсутствии представителей ответчиков, составил акт о предоставлении электроэнергии по адресу: ненадлежащего качества (т.1 л.д. 24), отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии от существующих нормативов были зафиксированы истцом и 19.02.2021 (л.д. 28).

19.02.2021 обратился путем направления электронного обращения в ОАО «МРСК Урала» (т.1 л.д. 17-23, 34), сообщил об оказании услуги по электроснабжению ненадлежащего качества (не соответствие нормативам, установленным ГОСТ, напряжения в сети), просил привести в соответствие с нормативами поставляемую электроэнергию потребителю, устранить провалы и перекосы фаз, начиная с 15.02.2021 произвести перерасчет начисленной платы за коммунальную услугу по электроснабжению.

На обращение МРСК-И-33429 04.03.2021 дан ответ (т.1 л.д. 35), что будут установлены приборы контроля качества электрической энергии на границе балансовой и эксплуатационной ответственности для получения достоверных данных о параметрах электрической энергии за продолжительный период времени.

Согласно протокола от 11.03.2021 испытаний электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 32144-2013 в электрических сетях (т.1 л.д. 115-120, 135-138), в период с 05 по 08.03.2021 по адресу: имели место отклонения поставляемой электроэнергии от допустимых нормативов на 5% (на второй и третьей фазах).

17.03.2021 Свердловский филиал АО «ЭнергосбытПлюс» в ответ на обращение потребителя по вопросу некачественного оказания услуг по энергоснабжению жилого дома по адресу: сообщил, что не может повлиять на параметры качества электрической энергии, поскольку не владеет каким-либо имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии, обязанность по соблюдению качества поставляемой электрической энергии возлагается на сетевую организацию, которой является ОАО «МРСК Урала», в адрес которой направлено требование о проверке параметров качества электрической энергии, установлении причин, повлекших нарушение качества электрической энергии, провести мероприятия, направленные на устранение причин снижения качества электроэнергии (т.1 л.д. 46, 85-86).

18.03.2021 потребитель извещен о том, что запланированные мероприятия, о которых указано в ответе на обращение МРСК-И-33429 исполнены, установлен ПККЭЭ (т.1 л.д. 36).

По результатам замеров параметров электрической энергии за продолжительный период времени и для улучшения качества энергоснабжения по адресу: персоналом «Россети Урал» выполнено внеплановое техническое обслуживание электросетевого комплекса (ревизия контактных соединений, симметричное распределение нагрузок по фазам), о чем 22.03.2021 сообщено потребителю (т.1 л.д. 37). Также до сведения потребителя доведено, что дополнительно к проведенным мероприятиям запланированы организационно-технические мероприятия (монтаж повторных заземлений и замена участка магистрали линии электропередачи), а также повторная установка приборов контроля качества электрической энергии на границе балансовой и эксплуатационной ответственности.

30.03.2021 Свердловский филиал АО «ЭнергосбытПлюс» в ответ на обращение потребителя по вопросу некачественного оказания услуг по энергоснабжению жилого дома по адресу: сообщил, что по результатам замеров параметров электрической энергии за продолжительный период времени и для улучшения качества таковой ОАО «МРСК Урала» выполнено внеплановое техническое обслуживание электросетевого комплекса (ревизия контактных соединений, симметричное распределение нагрузок по фазам), от которого осуществляется энергоснабжение дома, дополнительно запланированы организационно-технические мероприятия (монтаж повторных заземлений и замена участка магистрали линии электропередачи), после выполнения которых планируется повторная установка приборов контроля качества электрической энергии (т.1 л.д. 47, 89).

На обращение МРСК-И-35916 13.04.2021 дан ответ (т.1 л.д. 38), что информация о результатах проведенных работах будет направлена в адрес Свердловского филиала АО «ЭнергосбытПлюс» в срок до 16.04.2021.

16.04.2021 потребитель извещен о том, что запланированные мероприятия, о которых указано в ответе на обращение МРСК-И-33429 исполнены (ТО ТП и ВЛ-о,4 кВ) (т.1 л.д. 39).

19.04.2021 потребитель извещен о том, что персоналом «Россети Урала» выполнены работы по монтажу повторных заземлений и замены участка магистрали линии электропередачи (т.1 л.д. 40). Также до сведения потребителя доведено, что планируется повторная установка приборов контроля качества электрической энергии на границе балансовой и эксплуатационной ответственности.

20.04.2021 Свердловский филиал АО «ЭнергосбытПлюс» в ответ на обращение потребителя по вопросу некачественного оказания услуг по энергоснабжению жилого дома по адресу: сообщил, что ОАО «МРСК Урала» выполнены работы по монтажу повторных заземлений и замены участка магистрали линии электропередачи, планируется повторная установка приборов контроля качества электрической энергии (т.1 л.д. 91).

28.04.2021 по адресу: сотрудником ОАО «МРСК Урала» произведен инструментальный контроль значения напряжений и нагрузок электросетевого оборудования, чем составлен акт (т.1 л.д. 127-128, 138-139). Несоответствия поставляемой электроэнергии требованиям ГОСТ 32144-2013 установлено не было.

04.05.2021 потребитель извещен об установке приборов контроля качества электрической энергии на границе балансовой и эксплуатационной ответственности, проведении анализа полученных результатов (т.1 л.д. 42).

Согласно протокола от 14.05.2021 испытаний электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 32144-2013 в электрических сетях (т.1 л.д. 121-126, 130-134), в период с 28.04.2021 по 06.05.2021 по адресу: имели место отклонения поставляемой электроэнергии от допустимых нормативов на 5% (на первой и второй фазах).

07.05.2021 Свердловский филиал АО «ЭнергосбытПлюс» в ответ на обращение потребителя по вопросу некачественного оказания услуг по энергоснабжению жилого дома по адресу: сообщил, что для улучшения качества электрической энергии персоналом «Россети Урала» повторно установлены приборы контроля качества электрической энергии на границе балансовой и эксплуатационной ответственности, в настоящее время проводится анализ полученных результатов (т.1 л.д. 48, 93).

24.05.2021 потребитель извещен о том, что мероприятия по монтажу повторных заземлений и замены участка магистрали линии электропередачи не привели к желаемому результату, в связи с чем разрабатывается комплекс мероприятий с включением их в инвестиционную программу «Россети Урала» (т.1 л.д. 44), срок реализации мероприятий 15.12.2021.

25.05.2021 потребитель извещен о том, что запланированные мероприятия, о которых указано в ответе на обращение МРСК-И-33429 исполнены (анализ полученных результатов) (т.1 л.д. 43).

03.06.2021 Свердловский филиал АО «ЭнергосбытПлюс» в ответ на обращение потребителя по вопросу некачественного оказания услуг по энергоснабжению жилого дома по адресу: сообщил, что все мероприятия, направленные на улучшение качества электрической энергии ОАО «МРСК Урала» выполнил. Также сообщил, что персоналом «Россети Урала» дополнительно будет разработан комплекс организационно-технических мероприятий, направленные на улучшение качества электрической энергии. Данные мероприятия планируется включить в инвестиционную программу «Россети Урала», срок реализации мероприятий 15.12.2021 (т.1 л.д. 49, 95).

Начиная с февраля 2021 года по январь 2022 (кроме мая 2021) истцом выборочно (не каждый день, в определенное время в течение суток) при помощи реле напряжения фиксировались результаты параметров напряжения в точке передачи электрической энергии (т.1 л.д. 54), отклонение от показателя 220 В (ниже 198 В и/или выше 242 В) (т.1 л.д. 26-27, 29-30).

В целях автоматической коррекции напряжения в нагрузке 26.11.2021 истцом приобретены за свой счет и установлены стабилизаторы напряжения (т.1 л.д. 208-212) на каждую фазу, стоимостью 29 600 руб. за штуку, в количестве 3-х штук, на общую сумму 88 800 руб. (т.1 л.д. 31-33).

04.02.2022 подготовлено техническое задание по улучшению качества электроснабжения потребителей, проживающих в п. Атиг, в виде реконструкции ВЛ 0,4 кВ Агроспецмонтаж от ТП-3801, входящей в ЭСК ПС «Атиг» (0, 510 км), которое с пакетом документов на проектирование направлено на рассмотрение и утверждение руководству ОАО «МРСК Урала» (т.1 л.д. 203), от которого получен ответ о нецелесообразности реконструкции ВЛ 0,4 кВ с увеличением сечения провода для увеличения пропускной способности, поскольку согласно замерам, представленным в графиках протоколов испытаний электрической энергии, напряжение не снижается более 10%, предложено рассчитать потери напряжения, указав марку, сечение и длину каждого участка, подлежащего реконструкции (т.1 л.д. 204).

02.06.2022 Свердловский филиал АО «ЭнергосбытПлюс» уведомлен о том, что персоналом ОАО «МРСК Урала» проводятся работы по повторной установке приборов контроля качества электрической энергии по адресу: (т.1 л.д. 205).

Согласно протокола от 23.06.2022 испытаний электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 32144-2013 в электрических сетях (т.1 л.д. 165-169, 198-202), в период с 14 по 19.06.2022 по адресу: отклонений поставляемой электроэнергии от допустимых нормативов зафиксировано не было, о чем сообщено в Свердловский филиал АО «ЭнергосбытПлюс» 01.07.2022 (т.1 л.д. 170, 206).

Анализируя перечисленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что электрическая энергии в системе электроснабжения истца по адресу: , в период с февраля 2021 по февраль 2022 включительно подавалась с отклонениями от нормативных требований, это подтверждается актами проверок, фотографиями, фиксирующими показания реле напряжения, показаниями свидетелей. Однако, зафиксированные отклонения являются допустимыми, не превысили 10% от существующей нормы (220 В), поскольку имели место отклонения поставляемой электроэнергии от допустимых нормативов не более 5%, что не противоречит требованиям ГОСТ 32144-2013 «Нормы качества электрической энергии в системе электроснабжения общего назначения».

Отклонений поставляемой истцу электроэнергии от установленных нормативов после февраля 2022 не фиксировалось.

Иного суду не доказано.

Указание истца на допустимый уровень отклонения, не превышающий 4% не соответствует тексту указанного ГОСТ.

По вопросам защиты прав потребителя к ООО «МРСК Урала», Свердловскому филиалу АО «ЭнергосбытПлюс» в 2021-2022 годах ФИО1 ни в прокуратуру Нижнесергинского района, ни в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области не обращался (т.1 л.д. 104, 107, 158).

Поскольку не установлен факт предоставления истцу в период с февраля 2021 по июнь 2022 года включительно услуги по электроснабжению ненадлежащего качества, ответчиками предпринимались меры для стабилизации напряжения в сети, то есть не установлено бездействия ответчиков, которые о проводимых мероприятиях информировали истца, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований последнего в части взыскания с ответчиков денежных средств, уплаченных за коммунальную услугу по электроснабжению жилого дома за указанный период в размере 72 689 руб. 77 коп., а также стоимости стабилизаторов в размере 88 800 руб.

При этом суд учитывает, что при заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в апреле 2018 прежнему собственнику рекомендовалось предусмотреть устройство защитного отключения от опасного напряжения, реагирующее на ток не менее 30 мА и установку автоматического выключателя с тепловым расцепителем и электромагнитной отсечкой для защиты от перегрузки, коротких замыканий и токов утечки на землю (п. 11.3 Технических условий (Приложение 1 к Договору), а также выполнение установки устройств защиты оборудования объекта от перенапряжений (п. 11.6 Технических условий (Приложение 1 к Договору). Все перечисленные функций могут выполнять стабилизаторы, установленные истцом, которому об условиях указанного договора было известно с момента приобретения объекта недвижимости в 2020 году.

Кроме того, в период установки стабилизаторов электрическая энергии в системе электроснабжения истца соответствовала требованиям ГОСТ, приобретенные истцом стабилизаторы остаются в собственности такового, в связи с чем, затраченная на их приобретение сумма не может быть отнесена к убыткам.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются принадлежащее истцу субъективное материальное право или охраняемый законом интерес и факт его нарушения именно ответчиком. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными названной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом.

При этом способ защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

В соответствии с п.п. «а» п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения (п. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Заявленные истцом требования о возложении на ответчиков обязанности привести в соответствие с ГОСТ 32144-2013 поставляемую потребителю электроэнергию дублируют положения ст.ст. 541, 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. «а» п. 31, п. 108 Правил N 354, возложение обязанности, которая уже предусмотрена законом, не относится к надлежащему способу защиты нарушенного права и не ведет к разрешению задач гражданского судопроизводства, предусмотренных ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала», Свердловскому филиалу Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» о защите прав потребителя: обязании привести в соответствие с ГОСТ 32144-2013 поставляемую электроэнергию, взыскании денежных средств, уплаченных за коммунальную услугу по электроснабжению жилого дома и стоимости стабилизаторов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Нижнесергинский районный суд.

Судья (подпись)

Копия верна: Судья Г.А. Глухих