Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-308/11
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Ошманкевич Р.А.
при секретаре Новоселец П.О.
рассмотрел в предварительном судебном заседании в г.Сыктывкаре 11 марта 2011 г . дело по иску ФИО1 к МВД по Республике Коми о признании действий по отказу в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» незаконными, обязании МВД по РК выдать удостоверение «Ветеран боевых действий»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к МВД по РК о признании действий по отказу в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» незаконными, обязании МВД по РК выдать удостоверение «Ветеран боевых действий».
В обоснование иска указал, что он в период прохождения срочной службы находился в служебной командировке в г.... в соответствии с приказом командира войсковой части на основании распоряжения ГУКВВ МВД России . Приказ о прибытии из командировки . В военном билете на стр.24 не указаны приказы командира войсковой части ... об убытии в служебную командировку и убытии из служебной командировки, а также не указана конкретная территория, на которой выполнялись задачи, поэтому обратился в архив МВД России. Правоотношения в период выполнения задач с ** ** **. по ** ** **. регулировались Указом Президента РФ от 9 декабря 1994г. № 2166, Указом Президента РФ от 15 февраля 1995г. № 139, Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995г. № 343, Постановлением Правительства РФ от 31.03.1994г. № 280. Считает, что выполнение задач на территории ... от ** ** **. по ** ** **. относятся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта. Учитывая эти обстоятельства он обратился в МВД по РК с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий». Ответ был дан 13.05.2010г. В обоснование своего отказа МВД по РК указало, что данный вопрос регулирует Постановление Правительства РФ от 26.12.2001г. № 896 «О зонах вооруженных конфликтов». Считает, что не только Постановление № 896 определяет зоны вооруженных конфликтов. В соответствии со ст.7 Закона № 4328-1 от 21.01.1993г. издано Постановление Правительства РФ от 31.03.1994г. № 280, которым определен порядок установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в случае выполнения ими следующих задач: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством РФ введено чрезвычайное положение, или на территориях государств – республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами; в местностях (в том числе за пределами РФ), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства РФ по представлению Минобороны России, МЧС России и других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, определяются учреждениями силовых структур самостоятельно. Считает, что при определении понятия «зона вооруженного конфликта» нельзя ограничиваться только одним нормативно-правовым актом и при этом исключать обоснованное применение других законов и подзаконных актов. В соответствии с ФЗ «О ветеранах» к ведению боевых действий относятся, в том числе, и военнослужащие, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994г. по декабрь 1996г. В соответствии с определениями терминам: «при вооруженных конфликтах», «зона вооруженного конфликта» и «прилегающая территория» действие закона «О ветеранах» в части п.3 п.п.3 распространяется на выполнение задач при вооруженных конфликтах на территории Республики Ингушетия, как на прилегающую территорию к Чеченской Республике и отнесенной к зоне вооруженного конфликта, а также на основании отсутствия границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель МВД по РК в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 проходил военную службу по призыву с ** ** ** года по ** ** ** года в воинской части № ....
С ** ** ** года по ** ** **. истец находился в служебной командировке в зоне ликвидации последствий конфликта на территории Северная Осетия и Республика Ингушетия.
Согласно архивной справки, выданной Центральным архивом МВД России , ФИО1 приказом командира войсковой части ... (г.Сыктывкар) убыл с ** ** **. в служебную командировку в г.... на основании распоряжения ГУКВВ МВД России ; с ** ** **. возвратился из служебной командировки из г.... на основании приказа командира войсковой части ... . В исторической справке фонда 480 значится, что личный состав войсковой части ... в 1995г. выполнял служебно-боевые задачи по охране общественного порядка в Чеченской Республике.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением N 1 к Федеральному закону "О ветеранах" утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III указанного Перечня указано выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995г. № 1210 «об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике» и от 26 декабря 2001г. № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» к зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике отнесена только территория Чеченской Республике.
Территория Республики Ингушетия, куда был направлен в служебную командировку ФИО1, не относилась и не была отнесена в последующем к зоне вооруженного конфликта.
Постановлением Правительства РФ "О порядке установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" от 31.03.1994 N 280 установлено, что дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", предоставляются военнослужащим воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп и лицам рядового и начальствующего состава, курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, выполняющим задачи: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение; в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.
Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено, что оформление периодов выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах происходит приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Приказом МВД Российской Федерации от 7 мая 2004г. № 282 утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России (далее – Инструкция).
Согласно пункту 3 названной Инструкции основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в пункте 1 данной Инструкции, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, командиров воинских частей, учреждений внутренних войск МВД России, а выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года - факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
Приказами МВД России от 04.07.1996г. № 360, от 07.09.1996г. № 497, от 06.11.1996г. № 593 и от 31.12.1996г. № 699 для обеспечения закрытия административной границы Чеченской Республики милами МВД России на прилегающих к Чеченской Республике территориях была определена только Группа оперативного управления силами ОВД на административной границе Чеченской Республики (ГОУ, г.Кизляр).
Документальных данных, подтверждающих выполнение ФИО1 задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Чеченской Республике и прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с ** ** **. по ** ** **. (приказы командира воинской части, начальника штаба, оперативной группы), истцом не представлено и судом не добыто.
Кроме того, согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995г. № 139 «О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992г.» был образован Временный Государственный комитет Российской Федерации по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992г. (далее – ВГК), на который возлагалось обеспечение координации и контроля за деятельностью сил и средств силовых структур, расположенных на территория Республики Северная Осетия и Ингушской Республики.
Приказом ВГК был утвержден перечень силовых структур, участвующих в нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территориях Республики Северная Осетия и Республики Ингушетия после отмены на этих территориях чрезвычайного положения.
В приказах и распоряжениях ВГК за 1995г., поступивших на хранение в Архив Президента Российской Федерации, войсковая часть ... отсутствует.
Учитывая, что г.... в период с ** ** **. по ** ** **., где истец находился в служебной командировке, не отнесен к территориям ведения боевых действий, установленных Федеральным законом «О ветеранах», у МВД по РК отсутствовали основания для выдачи ФИО1 удостоверения «Ветеран боевых действий».
Доводы истца о том, что Республика Ингушетия является прилегающей территорией к территории Чеченской Республике, вследствие чего, действие Федерального закона «О ветеранах» распространяется и на выполнение задач при вооруженных конфликтах на территории Республики Ингушетия, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» перечень территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к указанному Федеральному закону. При этом изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом. Территория Республики Ингушетии, в том числе г.Малгобек, не относилась и не была отнесена в последующем к зонам вооруженного конфликта.
Таким образом, суд считает, что требования ФИО1 к МВД по РК о признании действий по отказу в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» и обязании выдать удостоверение «Ветеран боевых действий» не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении иска к МВД по Республике Коми о признании действий по отказу в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» незаконными, обязании МВД по РК выдать удостоверение «Ветеран боевых действий» отказать.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней.
Судья Р.А. Ошманкевич