Гр.дело №2- 3082/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2013 года Левобережный районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Заевой В.И.
при секретаре Давыдовой Е.В.
с участием: представителя заявителя П., действующей по доверенности №№ от 25.11.2013года,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Ле ФИО1 о признании незаконным решения должностного лица- начальника отдела УМС России по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа, изложенного в письме исходящий номер 33/1-4 от 04.06.2013года,
У С Т А Н О В И Л:
Ле ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г.Воронежа с заявлением о признании незаконным решения должностного лица- начальника отдела УФМС России по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа, изложенного в письме исходящий номер 33/1-4 от 04.06.2013года, ссылаясь на то, что на основании договора купли-продажи от 07.06.2012года, она является собственником ? доли жилого <адрес>. 27.05.2013года она обратилась в отдел УФМС России по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа с письменным заявлением о выдаче ей домовой книги и внесении записей о зарегистрированных лицах на ? доли домовладения <адрес>, в чем ей письмом руководителя Отдела УФМС России по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа от 04.06.2013года исходящий №33/1-4 отказано.
Как указал заявитель, данный отказ является незаконным, нарушает его права, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм, запрещающих иностранному гражданину иметь домовую книгу на домовладение, находящееся у него в собственности, домовая книга необходима для предоставления органам миграционного учета в целях осуществления контроля за регистрационным учетом лиц по месту пребывания в принадлежащем ему домовладении, а также для предоставления в организации, оказывающие коммунальные услуги (л.д.2-5).
Определением Ленинского районного суда г.Воронежа от 15.10.2013года дело по заявлению Ле ФИО1 о признании незаконным решения должностного лица- начальника отдела УФМС России по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа, изложенного в письме исходящий номер 33/1-4 от 04.06.2013года передано для разрешения по подсудности в Левобережный районный суд г.Воронежа и 08.11.2013года принято к производству названного суда (л.д.87-90оборот).
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено должностное лицо, решение которого оспаривается- начальник ОУФМС России по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа ФИО2
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.174,178).
Представитель заявителя требования своего доверителя уточнил и по основаниям, изложенным в заявлении, просил признать незаконным отказ должностного лица- начальника ОУФМС России по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа Г. с исходящим номером 33/Л-4 от 04.06.2013года, при этом обратил внимание суда на то, что в силу ст.4 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации всеми правами, принадлежащими гражданам Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Заинтересованные лица- Управление Федеральной миграционной службы России по Воронежской области (далее УФМС России по Воронежской области), отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Воронежской области в Левобережном районе (далее ОУФМС России по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа), а также должностное лицо Г. о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, представители УФМС России по Воронежской области, ОУФМС России по Воронежской области в Левобережном районе и должностное лицо Г., предоставив письменные возражения, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.104,105,110,175-176,177,191-193).
Суд, исходя из положений, предусмотренных ст.ст.167, ч.2 ст.257 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
Исходя из смысла ст.255 ГПК РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих") к таким действиям (решениям) закон относит коллегиальные и единоличные действия, бездействие, принятые решения, в том числе предоставление официальной информации, в результате которой были нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия в осуществлении гражданином его прав и свобод. В свою очередь, письменное решение может быть принято как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной, например, в форме письменного сообщения на обращение гражданина.
Как видно из дела, заявителем оспаривается решение должностного лица об отказе в выдаче домовой книги, следовательно, заявление Ле ФИО1 вытекает из публичных правоотношений и подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства по правилам, предусмотренным главами 23,25 ГПК РФ.
В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.
В силу требований части 1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав.
Оспариваемый заявителем ответ датирован 04.06.2013года и получен Ле ФИО1 14.06.2013года, в суд заявитель обратился 05.09.2013года, т.е. в установленный законом срок (л.д. 31,33,23-25, 19-20, 2-7).
Судом установлено, что заявитель имеет статус иностранного гражданина (л.д.97-97оборот).
15.02.2011года Ле ФИО1 выдан вид на жительство сроком до 15.02.2016года. На основании договора купли-продажи от 07.06.2012года заявитель является собственником ? доли жилого <адрес>, право собственности Ле ФИО1 зарегистрировано в установлено законом порядке (л.д.28, 124-125, 179).
28.05.2013года в ОУФМС России по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа поступило письменное заявление Ле ФИО1 о выдаче ей домовой книги на ? долю домовладения <адрес> (л.д.119).
Согласно ответу начальника ОУФМС Г. от 04.06.2013года исходящий номер 33/Л-4 заявителю в выдаче домовой книги отказано со ссылкой на то, что домовые книги по форме №11 оформляются при регистрации граждан Российской Федерации в жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности, заявитель с просьбой о регистрации граждан Российской Федерации в принадлежащее ему по праву собственности домовладение не обращался (л.д.31).
Считая данный отказ незаконным, Ле ФИО1 обратилась с вышеназванным заявлением в суд.
Исходя из положений, предусмотренных Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288 (ред. от 15.07.2013г.), регистрационный учет осуществляется территориальными органами УФМС через их структурные подразделения (ст.15).
В структурных подразделениях территориальных органов уполномоченными должностными лицами, задействованными в предоставлении государственной услуги, являются их начальники, заместители начальников, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированные к ФМС России, федеральные государственные гражданские служащие и работники.
Результатом предоставления государственной услуги является:
получение гражданином свидетельства о регистрации по месту пребывания, свидетельства о регистрации по месту жительства (для граждан, не достигших 14-летнего возраста) установленной формы;
проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о регистрации по месту жительства установленной формы;
снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания;
проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п.18).
В силу п.82 названного Регламента должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, с учетом положений пункта 30 Регламента, заполняют карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту), поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту), адресные листки прибытия по форме N 2 (приложение N 5 к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (приложение N 12 к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению.
При регистрации граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности, в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение данной работы, осуществляется оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту). Домовые (поквартирные) книги ведутся на каждое изолированное жилое помещение: домовладение (квартиру), часть домовладения (часть квартиры), комнату.
При выдаче по письменному заявлению собственнику жилого помещения домовой (поквартирной) книги она пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется бумажным оттиском печати органа регистрационного учета.
В случае утраты (порчи) домовой (поквартирной) книги выдача новой домовой (поквартирной) книги производится по заявлению собственника жилого помещения, поданного в письменной форме (п. 85).
Штамп о регистрации по месту жительства проставляется в карточке регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) или в домовой (поквартирной) книге по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту) в графе "Отметки о регистрации по месту жительства" с указанием в его реквизитах только даты регистрации.
Таким образом, исходя из вышеназванных положений нормативного правового акта, выдача домовой книги является одним из элементов государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а домовая книга, наряду с поквартирными карточками, - документом, в котором фиксируется регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства или месту его пребывания.
Закон или иной нормативный правовой акт, обязывающие территориальные органы ФМС их должностных лиц выдавать домовую книгу в иных случаях, отсутствуют.
Следовательно, выдача домовой книги собственнику жилого помещения осуществляется уполномоченным на то органом (должностным лицом) только лишь с целью проставления в данном документе штампа о регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания.
Регистрация иностранных граждан на территории Российской Федерации осуществляется теми же уполномоченными лицами - должностными лицами территориальных органов ФМС России, но в ином порядке.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан зарегистрироваться по адресу указанного помещения в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства предусмотрен ст.ст.15,16 названного Закона, в силу которых заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.
Заявитель является иностранным гражданином, следовательно, отметка о его регистрации проставляется не в домовой книге, а в ином документе- в виде на жительство.
Отметка о регистрации заявителя в жилом помещении проставлена, что подтверждается копией вида на жительство (л.д.124-125).
Как видно из дела, цель выдачи домовой книги заявителем не указана (л.д.119), с заявлением о регистрации в принадлежащем ей по праву собственности жилом помещении граждан Российской Федерации Ле ФИО1 – не обращалась, что не оспаривалось в судебном заседании ее представителем.
При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях ( оспариваемом решении) начальника ОУФМС России по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа Г. нарушений установленного порядка выдачи домой книги.
По мнению суда, оспариваемое заявителем решение, принято должностным лицом в соответствии с предписаниями Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденному Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288 (ред. от 15.07.2013г.),
Оспариваемое решение принято должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий (л.д.136-145). При этом права и законные интересы заявителя как собственника или иностранного гражданина, по мнению суда, не нарушены.
Ссылка заявителя на то, что оспариваемым ответом он ограничен в правах на получение коммунальных услуг является необоснованной, поскольку домовая книга не является правоустанавливающим документом на частное домовладение, документом, подтверждающим факт регистрации иностранного гражданина в жилом помещении, и не относится к перечню обязательных документов, необходимых для заключения соответствующего договора. Как указывалось выше, факт регистрации иностранного гражданина подтверждается отметкой в его виде на жительство или в разрешении на временное проживание.
Довод заявителя на необходимость предоставления домовой книги в территориальные органы ФМС России для осуществления последними миграционного контроля в отношении лиц, зарегистрированных в принадлежащем заявителю жилом помещении, суд также находит необоснованными, поскольку факты возложения на заявителя такой обязанности при разбирательстве дела не установлены.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Оценивая совокупность имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что оспариваемым решением права заявителя как иностранного гражданина по сравнению с правами, предоставленными гражданам Российской Федерации, не нарушены, поскольку заявителем получен документ, необходимый для фиксации ее регистрации по месту жительства, отметка о регистрации - имеется. Для реализации иных прав, кроме получения отметки о регистрации по месту жительства или месту пребывания гражданина Российской Федерации, домовая книга не используется.
Исходя из положений ст.258 ГПК РФ и правовой позиции, изложенной в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При таких обстоятельствах суд не усматривает достаточных оснований для признания оспариваемого решения должностного лица незаконным и удовлетворения заявления Ле ФИО1.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд
решил:
Ле ФИО1 в удовлетворении заявления о признании незаконным решения должностного лица- начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа, изложенного в письме исходящий номер 33/Л-4 от 04.06.2013года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 09.12.2013года.
Судья В.И.Заева