Дело № 2-3072/2023 (43RS0003-01-2023-003358-58)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2023 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Комаровой Л.В.,
при секретаре Казаковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3082/2023 по исковому заявлению прокурора Лузского района Кировской области к министерству лесного хозяйства Кировской области, министерству охраны окружающей среды Кировской области, ООО «Модульная автозаправочная станция-1» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лузского района Кировской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству лесного хозяйства Кировской области о возложении обязанности. В обоснование указал, что проведенной органами прокуратуры проверки выявлено, что на территории {Номер} кварталов Аникинского участкового лесничества Лузского лесничества, в границах кадастрового квартала {Номер}, располагается несанкционированное место размещения отходов, объемом 242,5 куб.м., координаты складирования: {Номер}. Просит возложить на министерство лесного хозяйства Кировской области обязанность по организации ликвидации несанкционированного места размещения отходов, расположенного на территории государственного лесного фонда в {Номер} кварталах Аникинского участкового лесничества Лузского лесничества, памятника природы регионального значения «Аникинский сосновый бор» в границах кадастрового квартала {Номер}, объемом 242,5 куб.м. (координаты места складирования: {Номер}).
В ходе рассмотрения гражданского дела исковые требования уточнены. Просит возложить обязанность по организации ликвидации несанкционированного места размещения отходов, расположенного на территории государственного лесного фонда в {Номер} кварталах Аникинского участкового лесничества Лузского лесничества, памятника природы регионального значения «Аникинский сосновый бор» в границах кадастрового квартала {Номер}, объемом 242,5 куб.м. (координаты места складирования: {Номер}), на министерство охраны окружающей среды Кировской области, ООО «Модульная автозаправочная станция-1».
С учетом характера спорных правоотношений к участию в деле в качестве соответчиков привлечены министерство охраны окружающей среды Кировской области, ООО «Модульная автозаправочная станция-1»; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена администрация Лузского муниципального округа Кировской области.
Истец - прокурор Лузского района Кировской области в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно и надлежащим образом. Причины неявки не известны.
Представитель истца – старший помощник прокурора Первомайского района г.Кирова Наймушина О.С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных требований прокурора.
Представитель ответчика - министерства лесного хозяйства Кировской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования к доверителю не признала по доводам отзыва, приобщенного к материалам дела. Полагала доверителя ненадлежащим ответчиком по делу, полагая, что надлежащим ответчиком является ООО «Модульная автозаправочная станция – 1», поскольку в соответствии с охранным обязательством оно приняло на себя обязательство по охране памятника природы.
Представитель ответчика – министерства охраны окружающей среды Кировской области в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно и надлежащим образом. Причины неявки не известны. Направил отзыв.
Представитель ответчика ООО «Модульная автозаправочная станция – 1» в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно и надлежащим образом. Причины неявки не известны. Направил отзыв, согласно которому ООО «Модульная автозаправочная станция – 1» в аренду предоставлен лесной участок, расположенный в кварталах {Номер}. Земельный участок, на котором расположен памятник природы, в аренде не находится. Кроме того, режим особой охраны памятника природы предусматривает лишь обязанность не допускать подсочки и рубки леса, кроме санитарной.
Представитель третьего лица - Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно и надлежащим образом. Причины неявки не известны.
Представитель третьего лица – департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно и надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Направил отзыв, в котором исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица – администрации Лузского муниципального округа Кировской области в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно и надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Направил отзыв.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора.
Согласно ч. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия и в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Требованиями ч. 3 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляете; в том числе, органами государственной власти в пределах их полномочия; определенных в соответствии с Лесным кодексом и Федеральным законом 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2022 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживаю, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнен органами государственной власти, органами местного самоуправления юридическими лицами и гражданами (пункт 1).
Согласно п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 161, запрещается засорение лесов отходами производства и потребления.
Следовательно, наличие несанкционированных свалок на территории лесного фонда запрещено, поскольку может привести к возникновению лесных пожаров и причинения вреда Российской Федерации как собственнику лесных ресурсов.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответствующих органов исполнительной власти.
Законом Кировской области от 07.10.2015 № 566-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Кировской области» предусмотрено, что особо охраняемые природные территории Кировской области могут иметь региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно уполномоченного органа исполнительной власти Кировской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Согласно паспорту памятника природы регионального значения «Аникинский сосновый бор» (л.д. 111-129), особо охраняемая природная территория располагается на территории {Номер} кварталов Аникинского лесничества Лузского гослесхоза. Памятник природы регионального значения находится в ведении министерства охраны окружающей среды. Лицом, взявшим на себя охранное обязательство от {Дата} (л.д. 110) на основании решения министерства охраны окружающей среды Кировской области от {Дата} (л.д. 109), является ООО «Модульная автозаправочная станция – 1».
В соответствии с п. 1.1. Положения о министерстве охраны окружающей среды Кировской области, утвержденным постановлением правительства Кировской области от 01.04.2019 № 124-П, министерство охраны окружающей среды Кировской области является исполнительным органом государственной власти Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сферах охраны окружающей среды и природопользования, охраны, воспроизводства, рационального использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, регионального государственного геологического контроля (надзора), обеспечения экологической безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, обеспечения радиационной безопасности населения в соответствии с полномочиями Кировской области, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными и областными законами.
Пунктом 2.1 Положения о министерстве охраны окружающей среды Кировской области, установлено, что министерство исполняет функцию управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, ведение Красной книги Кировской области и является центром ответственности за ее исполнение.
Пунктом 3.1.4.3 Положения предусмотрено, что министерство осуществляет мероприятия по развитию особо охраняемых природных территорий в Кировской области, сохранению биологического разнообразия редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, уникальных природных объектов и комплексов.
Министерство охраны окружающей среды Кировской области является исполнительным органом государственной власти Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере защиты особо охраняемых природных территорий в Кировской области. На министерство возложена государственная функция управления в области использования, охраны, защиты, особо охраняемых природных территорий, т.е. министерство охраны окружающей среды Кировской области осуществляет на территории Кировской области полномочия по поддержанию надлежащего состояния особо охраняемых природных территорий в Кировской области.
Установив фактические обстоятельства дела и применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, суд приходит к выводу о законности и обоснованности уточненных исковых требований прокурора в части и возлагает на министерство охраны окружающей среды Кировской области обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории памятника природы регионального значения «Аникинский сосновый бор», лесного фонда в {Номер} кварталах Аникинского участкового лесничества Лузского лесничества в кадастровом квартале {Номер} в объеме 242,5 куб.м., координаты складирования: {Номер}, в срок позднее {Дата}.
Установленный судом срок является разумным применительно к возложенной обязанности и более длительному сроку не подлежит, т.к. обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на территориях памятников природы регионального значения является текущей обязанностью министерства лесного хозяйства, исходя из его полномочий, которые, как установлено при рассмотрении настоящего спора, надлежащим образом не выполняются.
Поскольку охранным обязательством на памятник природы регионального значения «Аникинский сосновый бор» на ООО «Модульная автозаправочная станция1» возложена обязанность обеспечить выполнение указанного в паспорте памятника природы перечня мер, необходимых для сохранения памятника природы, а именно не допускать подсочки и рубки леса, кроме санитарной, именно министерство охраны окружающей среды Кировской области является лицом, обязанным предпринимать меры по устранению несанкционированных мест складирования отходов на территории памятника природы регионального значения «Аникинский сосновый бор», следовательно именно министерство охраны окружающей среды Кировской области, вопреки доводам участников судебного разбирательства, является надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, земельный участок, на котором находится Аникинский сосновый бор в аренду ООО «Модульная автозаправочная станция1» не передавался. Согласно имеющимся в деле материалах, Общество осуществляет деятельность в границах иных кварталах, организация свалки именно Обществом суду не доказана, в связи с чем на Общество обязанность по ликвидации несанкционированной свалки возложена быть не может.
Поскольку отказа от иска в части требований к министерству лесного хозяйства Кировской области от прокурора не последовало, то суд рассматривает требования и к данному ответчику, признав его ненадлежащим в связи с статусом земель, на котором расположена несанкционированная свалка, что является основанием к отказу в иске.
Каких-либо относимых и допустимых доказательств, предоставляющих суду правовые основания для освобождения министерства охраны окружающей среды Кировской области суду от возложения обязанности, в отношении которых заявлены требования прокурора, не представлено. Являясь органом по защите особо охраняемых природных территорий в Кировской области, министерство мер к ликвидации несанкционированной свалки на территории памятника природы регионального значения «Аникинский сосновый бор», лесного фонда в {Номер} кварталах Аникинского участкового лесничества Лузского лесничества в кадастровом квартале {Номер} в объеме 242,5 куб.м., координаты складирования: {Номер} не приняло.
Суд убежден, что иск заявлен прокурором в пределах предоставленных ст.45 ГПК РФ полномочий, поскольку направлен на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Лузского района Кировской области удовлетворить частично.
Возложить на министерство охраны окружающей среды Кировской области обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории памятника природы регионального значения «Аникинский сосновый бор», лесного фонда в {Номер} кварталах Аникинского участкового лесничества Лузского лесничества в кадастровом квартале {Номер} в объеме 242,5 куб.м., координаты складирования: {Номер}, в срок позднее {Дата}.
В части требований к министерству лесного хозяйства Кировской области, ООО «Модульная автозаправочная станция-1» отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья /подпись/ Л.В. Комарова
Решение суда в окончательной форме принято 22.12.2023.