ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3084/17 от 30.11.2017 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-3084/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2017 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Н.А. Чижовой,

при секретаре судебного заседания Д.С. Магомедовой,

с участием помощника прокурора Центрального района г.Хабаровска Шлеверда Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Хабаровска к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о выселении,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Хабаровска обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о выселении, ссылаясь на то, что <адрес> общей площадью 42,2 кв.м в <адрес> в <адрес> является муниципальной собственностью на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации абонентного отдела МУП <адрес> «РКЦ» в указанном жилом помещении зарегистрированных лиц нет, лицевой счет закрыт ДД.ММ.ГГГГ. Специалистами управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации <адрес> установлено, что <адрес> без правоустанавливающих документов занимают ответчики - ФИО1, ФИО2, ФИО3 Ответчикам в срок до ДД.ММ.ГГГГ было предложено освободить спорную квартиру и сдать ключи от нее в жилищный отдел по Центральному, Краснофлотскому и Кировскому районам управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации города. В ходе повторной проверки вышеуказанной квартиры ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в добровольном порядке ответчики квартиру не освободили, о чем также составлен акт. Вселение ответчиков в спорную квартиру произведено в нарушение действующего жилищного законодательства, без согласия собственника. В добровольном порядке освободить занятое жилое помещение ответчики отказались. В настоящее время собственник жилого помещения не может распорядиться принадлежащим ему имуществом в связи с тем, что оно фактически не свободно. В связи с тем, что Жилищный кодекс РФ не регулирует правоотношения, возникающие при выселении граждан, у которых право пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, договором или на основании решения суда, не возникло, полагаем, что положения ст. 35 Жилищного кодекса РФ «Выселение гражданина, право пользования жилым помещением которого прекращено...» могут быть применены в соответствии с ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ по аналогии.

Просит устранить нарушения прав администрации г. Хабаровска по владению, пользованию и распоряжению жилым помещением - квартирой общей площадью 42,2 кв.м, в <адрес> в <адрес>, выселив ФИО1, ФИО2, ФИО3 без предоставления другого жилого помещения; обязать ответчиков после освобождения жилого помещения передать истцу ключи от <адрес> общей площадью 42,2 кв.м, в <адрес> в <адрес>.

Согласно определению Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Министерство обороны РФ.

Представитель истца, представители ответчика, третьих лиц, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.

Согласно ранее представленному отзыву ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ требования полагает незаконными, указав, что на основании решения начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» о предоставлении специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и членам его семьи в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено специализированное жилое помещение на период прохождения службы по контракту, расположенное по адресу <адрес>. Ранее данную квартиру занимал военнослужащий ФИО6 с семьей, который сдал указанное жилье. Статья 10 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а так же из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла
жилищного законодательства порождает жилищные права и обязанности. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих. Военная служба, по смыслу ст. 59 и ст.71 Конституции Российской Федерации, представляет собой вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обесценения, которое осуществляется на основе специального законодательства и специальным правилам. Поэтому федеральным законодательством установлен ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ведомственный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации формируется из жилых помещений, поступающих от жилищного строительства Министерства обороны Российской Федерации и приобретаемых Министерством обороны Российской Федерации, получаемых от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее-Закон), устанавливающий основы государственной политики и ^области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении указанной категории граждан. В соответствии с п.5 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 № 453-0 установлено, что возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другими военнослужащими и членами их семей, оспариваемые положения п. 5 ст. 15 Закона - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья, при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Отказ администрации г. Хабаровска Министерству обороны Российской Федерации в повторном заселении жилых помещений муниципального жилищного фонда освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другими военнослужащими и членами их семей нарушает права военнослужащих, предусмотренные нормами Конституции Российской Федерации и Федеральными законами.

Суд, заслушав прокурора, полагавшего требования Администрации г. Хабаровска необоснованными и неподлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к следующее.

Из материалов дела следует, что жилое помещение общей площадью 42, 2 кв.метров, расположенное по адресу: <адрес> включено в реестр муниципального жилого фонда на основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом но Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N .

Указанное жилое помещение на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено военнослужащему ФИО6, который сдал его ДД.ММ.ГГГГ в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, выехал в другое место жительство. Жилое помещение решением ФГ"КУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено прапорщику ФИО1 на состав семьи из трех человек в качестве служебного на период прохождения военной службы.

При рассмотрении дела установлено, что на основании решения ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ Курочке В.И., который является военнослужащим проходящим службу по контракту, на состав семьи (супруга, сын) предоставлено жилое помещение, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, которое на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ относится к муниципальному жилищному фонду.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 22.06.2017 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации города Хабаровска о признании права пользования жилым помещением на период прохождения военной службы по контракту в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, о возложении обязанности заключить договор найма жилого помещения отказано в полном объеме.

Апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 13.09.2017 г. решение Центрального районного суда города Хабаровска от 22 июня 2017 года отменено в части отказа в удовлетворении иска ФИО1 к администрации города Хабаровска о признании права пользования жилым помещением на период прохождения военной службы, в указанной части принято новое решение, а именно признано за ФИО1 право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на период прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (с изменениями в редакции Федерального закона от 22 апреля 2005 года № 37-ФЗ) «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Таким образом, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.

Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений ст.19 ЖК РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.

При этом необходимо учитывать, что Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменены положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющие право на повторное заселение военнослужащими жилой площади, ранее занимаемой военнослужащими и членами их семей.

Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей, при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом в другое место жительства.

Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда, к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих.

Военная служба по смыслу ст. 59, 71 Конституции РФ представляет собой вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предусматривает ряд гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ссылки представителя администрации г. Хабаровска на то обстоятельство, что жилое помещение является муниципальным жилищным фондом, следовательно, квартирой должен распоряжаться собственник, суд полагает несостоятельными, поскольку жилое помещение не предоставляется истцу в порядке улучшения жилищных условий, предусмотренном ст. 57 ЖК РФ. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другими военнослужащими и членами их семей, положения п.5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления и распоряжения муниципальной собственностью не нарушается. Вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное значение, должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.

Из изложенного следует, что спорная квартира была предоставлена на законных основаниях.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Факт наличия права пользования жилым помещением ФИО1, установлен апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 13.09.2017 г.

В данном случае, обстоятельства, свидетельствующие о наличии права пользования жилым помещением за ответчиками, установлены судом и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела, поскольку при рассмотрении данного дела, участвуют те же лица.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования Администрации г. Хабаровска необоснованным и неподлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Администрации города Хабаровска к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о выселении – отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 07.12.2017 г., путем полдачи апелляционной жалобы.

Копия верна.

Судья Н.А. Чижова