55RS0003-01-2020-004592-82
Дело № 2-3085/20
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 02 октября 2020 года
Ленинский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Елисеева Е.В.
при секретаре судебного заседания Ярцевой О.В.
при организации и подготовке судебного процесса помощником судьи Алещенко О.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тихонова А.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Администрации г.Омска о признании права собственности на нежилые помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Тихонова А.С. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Администрации г.Омска, указав, что согласно, договору аренды от № и соглашению к данному договору от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен под строительство земельный участок с кадастровым номером №, площадью 836 кв.м., с видом разрешенного использования: для строительств магазина, адрес участка установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 43 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Между Главным управлеием по земельным ресурсам Омской области и Коравченко С.И. заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на которого не разграничена №, в соответствии с п. 1.1 которого арендодатель предоставляет за плату, а арендатор принимает в аренду и использует земельный участок общей площадью 836 кв.м., с кадастровым номером № в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью. В п. 1.4 указано, что целевое назначение аренды Участка: для строительства магазина. Впоследствии между Коравченко С.И. и Кравченко (Тихоновой) С.И. заключен договор уступки прав требования, согласно п. 1.1 которого Коравченко С.И. передает, а Кравченко (Тихоновой) С.И. принимает права аренды на земельный участок, с целевым назначением аренды Участка: для строительства магазина. ДД.ММ.ГГГГ истцом получено разрешение на строительство магазина товаров первой необходимости, расположенного по адресу: <адрес>, разрешение № выдано Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска до 16.09.2020г. В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ООО «СибСтройПроект» разработал проектную документацию, в которую вошли следующие проектные материалы: «Пояснительная записка по объекту «Магазин по <адрес>"; "Схема планировочной организации земельного участка 0116-ПЗУ"; «Архитектурные решения". ООО "Аналитика" выполнен технический отчет с выдачей заключения о техническом состоянии несущих и ограждающих конструкций здания и определением мероприятий по дальнейшей безопасной эксплуатации здания. Экспертами установлено: основным конструктивным элементам здания, согласно СП 13-102-2003 и ГОСТ 31937-2011, на основании визуального осмотра и инструментального обследования, присвоена категория технического состояния -работоспособное. Согласно ответа от 28.11.2011г исх 11/ЖКСН-9286 выданного управлением жилищного контроля. государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес>, по вопросу проведения государственной экспертизы проектной документации по объекту: "Магазины товаров первой необходимости по <адрес> административном округе", сообщает, что объект капитального строительства представляет собой отдельно стоящее двухэтажное здание с холодным чердаком. Площадь застройки здания 353.26 м2, общая площадь здания 543.79 м2. Здание предназначено для розничной торговли. В соответствии с п.1 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация по вышеуказанному объекту капитального строительства не подлежит государственной экспертизе. Согласно, разрешения на строительство, истец построил здание этажностью-3, площадь по объекту в целом составила 808.5 кв.м., (согласно проектной документации объект недвижимости является двухэтажным зданием с цокальным и мансардным этажом) разница в площади с разрешением на строительство возникла из-за того, что на момент выдачи разрешения на строительство технический этаж не входил в площадь здания, подсчеты изменились в связи с приказом Минэкономразвития РФ от 01.03.2016 N 90 " Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.04.2016 N 41712). Согласно заключения, техническому плану построенный объект недвижимости (магазин) полностью соответствует проектной документации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Истец обратился в Управление Росреестра по Омской области за постановкой на кадастровый учет и государственной регистрацией права на объект недвижимости (магазин), но получил отказ. Отказ мотивирован тем, что магазин располагается в двух территориальных зонах: ЖЗ и зоне ИТ2. Отказ Росреестра, лишает истца возможности зарегистрировать право, собственности на указанное имущество на основании п. 4 ст. 218 ГК РФ. Согласно, договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ и соглашению к данному договору от 03.02.2009г земельный участок с кадастровым номером №, площадью 836кв.м., имеет вид разрешенного использования: для строительств магазина, адрес участка установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 43 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. В п. 1.4 указано, что целевое назначение аренды Участка:для строительства магазина. Согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером №, разрешенное использование : для строительства магазина. Согласно разрешение на строительство магазина товаров первой необходимости, расположенного по адресу: <адрес>, разрешение № выдано Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска до ДД.ММ.ГГГГ, не указано об ограничениях размещения объекта на земельном участке, более того объект по факту размещен в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка, т. е. его размещение согласовано с департаментом архитектуры и градостроительств Администрации г. Омска. В соответствии с техническим отчетом по результатам обследования технического состояния строительных конструкций здание магазина, расположенного по адресу: <адрес>, выполненного ООО «Аналитика» в 2020г. Спорный объект соответствует строительным, градостроительным и иным нормам и правилам, соответствует № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в части механической безопасности строительных конструкций и может эксплуатироваться с обеспеченной надежностью. Как следует из отчета несущие ограждающие конструкции здания выполнены с соблюдением нормативных требований на производство работ, т.е. техническое состояние указанных конструкций и здания в целом, классифицируется как РАБОТОСПОСОБНОЕ, эксплуатация здания с учетом его технологического назначения допустима, без каких-либо ограничений. Согласно, экспертного заключения обследуемое здание соответствует действующим строительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам, т.е. соответствует установленным законом требованиям, нормам и правилам, а так же нежилое здание позволяет эксплуатировать его без угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу третьих лиц, окружающей среде, без нарушения прав и охраняемых законом интересов третьих лиц. Спорное здание соответствует требованию статьи 7, главы 2 ФЗ от 30.12.2009г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», соответствует требованиям механической безопасности, обладает прочностью, устойчивостью, не влечет угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также соответствует требованиям СНиП 31-02-2001», СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий». Расстояние от спорного объекта до соседних зданий соответствует п. 4.13, подраздел 5.3, таблица №1 СП 4.13130.2013 «Система противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Согласно заключения специалиста по обследованию объекта защиты на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, выполненного ООО "Компания Омсервис" ДД.ММ.ГГГГ: -Помещения здания оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре 2-го типа. -Проектная документация на строительство объекта, выполнена в соответствии с требованиями законодательства. -В соответствии с пп 1 чЛ ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 № 123 -ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", объект соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности, так как в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим ФЗ. -Противопожарный режим соблюден. -В соответствии с заключением системы противопожарной защиты автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре находятся в работоспособном состоянии и соответствуют требованиям СП 5.13130.2009, СП 3.13130.2009. Согласно ответа от 28.11.2011г исх 11/ЖКСН-9286 выданного управлением жилищного контроля. государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, по вопросу проведения государственной экспертизы проектной документации по объекту: "Магазины товаров первой необходимости по <адрес> административном округе", проектная документация по данному объекту капитального строительства не подлежит государственной экспертизе. Просит признать за Тихонова А.С. право собственности на нежилое здание-магазин, площадью 808.5 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Истец Тихонова А.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени судебного слушания.
Представитель истца по доверенности Сенчилина О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного слушания.
Представитель ответчика Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного слушания. Представили письменный отзыв по существу заявленных требований, из которого следует, что Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации). В настоящее время Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) не содержит сведений о спорном объекте недвижимости. Сведения из ЕГРН возможно получить в соответствии со ст. 62 Закона о регистрации. Проектируемое назначение объекта незавершенного строительства «Магазин товаров первой необходимости» градостроительным регламентом для территориальной зоны ИТ-2 не предусмотрено. На основании изложенного Управлением было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. При сохранении процессуального положения Управления в качестве ответчика, Управление возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований. Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска выдавалось разрешение на строительство спорного объекта, оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не имелось.
Представители третьих лиц Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, ФБУЗ гигиены и эпидемиологии в Омской области, Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, Департамент строительства администрации г. Омска Администрация ЛАО г. Омска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного слушания.
Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые нона ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п.1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. В соответствии п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Ограничений для применения указанных положений относительно договора об участии в долевом строительстве не установлено нормами ГК РФ.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Судом установлено, что согласно договору аренды от № и соглашению к данному договору от ДД.ММ.ГГГГ. предоставлен под строительство земельный участок с кадастровым номером №, площадью 836 кв.м., с видом разрешенного использования: для строительств магазина, адрес участка установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 43 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
22.11.2007г. между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и Коравченко С.И. заключен договор аренды земельного участка №, государственная собственность на которого не разграничена, в соответствии с п. 1.1 которого арендодатель предоставляет за плату, а арендатор принимает в аренду и использует земельный участок общей площадью 836 кв.м., с кадастровым номером №370 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью.
Впоследствии между Коравченко С.И. и Кравченко (Тихоновой) С.И. заключен договора уступки прав требования, согласно п. 1.1 которого Коравченко С.И. передает, а Кравченко (Тихоновой) С.И. принимает права аренды на земельный участок, с целевым назначением аренды Участка: для строительства магазина. ДД.ММ.ГГГГ истцом получено разрешение на строительство магазина товаров первой необходимости, расположенного по адресу: <адрес>, разрешение № выдано Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ООО «СибСтройПроект» разработал проектную документацию, в которую вошли следующие проектные материалы: «Пояснительная записка по объекту «Магазин по <адрес>"; "Схема планировочной организации земельного участка 0116-ПЗУ"; «Архитектурные решения".
ООО "Аналитика" выполнен технический отчет с выдачей заключения о техническом состоянии несущих и ограждающих конструкций здания и определением мероприятий по дальнейшей безопасной эксплуатации здания.
На основании анализа результатов обследования технического состояния спорного объекта экспертами установлено следующее: основным конструктивным элементам здания, согласно СП 13-102-2003 и ГОСТ 31937-2011, на основании визуального осмотра и инструментального обследования, присвоена категория технического состояния -работоспособное.
Согласно ответу от № выданного управлением жилищного контроля государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, по вопросу проведения государственной экспертизы проектной документации по объекту: "Магазины товаров первой необходимости по <адрес> административном округе", сообщает, что объект капитального строительства представляет собой отдельно стоящее двухэтажное здание с холодным чердаком. Площадь застройки здания 353.26 м2, общая площадь здания 543.79 м2. Здание предназначено для розничной торговли.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация по вышеуказанному объекту капитального строительства не подлежит государственной экспертизе.
Согласно, разрешения на строительство, истец построил здание этажностью-3, площадь по объекту в целом составила 808.5 кв.м., (согласно проектной документации объект недвижимости является двухэтажным зданием с цокальным и мансардным этажом) разница в площади с разрешением на строительство возникла из-за того, что на момент выдачи разрешения на строительство технический этаж не входил в площадь здания, подсчеты изменились в связи с приказом Минэкономразвития РФ от 01.03.2016 N 90 " Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.04.2016 N 41712).
Согласно заключению, техническому плану построенный объект недвижимости (магазин) полностью соответствует проектной документации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно положениям ч. 1-2,4 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, выдаваемого органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5- 6 ст. 51 ГрК РФ.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающих застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов, за исключением случаев, предусмотренных ГРК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 2 ст. 55 ГрК РФ).
К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе, прилагается и разрешение на строительство (п. 3 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ).
Как следует из материалов дела, Истец обращалась в Управления с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрацией права собственности. С заявлением был представлен технический план объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленный кадастровым инженером в связи с созданием объекта с проектируемым назначением «Магазин товаров первой необходимости» в пределах земельного участка с кадастровым номером №.
При проведении правовой экспертизы представленных документов было установлено что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости сведения о границах территориальной зоны, в границах которой расположен объект капитального строительства, а также о градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны, отсутствуют. В связи с этим были запрошены сведения о границах территориальной зоны, в границах которой определяется созданный объект капитального строительства.
Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска был представлен ответ на запрос из которого следует, что согласно Карте градостроительного зонирования территорий города Омска, содержащейся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, указанный объект недвижимости относится к двум территориальным зонам:
1. - к территориальной зоне жилой застройки средней этажности ЖЗ- 517, предназначенной для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности;
2.- к территориальной зоне городского наземного транспорта ИТ-2, предназначенной для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов)установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов.
Проектируемое назначение объекта незавершенного строительства «Магазин товаров первой необходимости» градостроительным регламентом для территориальной зоны ИТ-2 не предусмотрено.
На основании изложенного Управлением было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Отказ Росреестра, лишает истца возможности зарегистрировать право, собственности на указанное имущество на основании п. 4 ст. 218 ГК РФ.
Согласно, договору аренды от № и соглашению к данному договору от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, площадью 836кв.м., имеет вид разрешенного использования: для строительств магазина, адрес участка установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 43 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
В п. 1.4 указано, что целевое назначение аренды Участка: для строительства магазина.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером №, разрешенное использование: для строительства магазина.
Согласно разрешению на строительство магазина товаров первой необходимости, расположенного по адресу: <адрес>, разрешение № выданному Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска до 31.01.2019г, не указано об ограничениях размещения объекта на земельном участке, более того объект по факту размещен в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка, т. е. его размещение согласовано с департаментом архитектуры и градостроительств Администрации г. Омска.
В соответствии с техническим отчетом по результатам обследования технического состояния строительных конструкций здание магазина, расположенного по адресу: <адрес>, выполненного ООО «Аналитика» в 2020г. Спорный объект соответствует строительным, градостроительным и иным нормам и правилам, соответствует № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в части механической безопасности строительных конструкций и может эксплуатироваться с обеспеченной надежностью.
Как следует из отчета ООО Аналитика, несущие и ограждающие конструкции здания выполнены с соблюдением нормативных требований на производство работ, т.е. техническое состояние указанных конструкций и здания в целом, классифицируется как работоспособное, эксплуатация здания с учетом его технологического назначения допустима, без каких-либо ограничений.
Согласно, экспертному заключению ООО Компания Омсервис от ДД.ММ.ГГГГ, обследуемое здание соответствует действующим строительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам, т.е. соответствует установленным законом требованиям, нормам и правилам, а так же нежилое здание позволяет эксплуатировать его без угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу третьих лиц, окружающей среде, без нарушения прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.
Спорное здание соответствует требованию статьи 7, главы 2 ФЗ от 30.12.2009г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», соответствует требованиям механической безопасности, обладает прочностью, устойчивостью, не влечет угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также соответствует требованиям СНиП 31-02-2001», СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий».
Расстояние от спорного объекта до соседних зданий соответствует п. 4.13, подраздел 5.3, таблица №1 СП 4.13130.2013 «Система противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
Согласно заключения специалиста по обследованию объекта защиты на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, выполненного ООО "Компания Омсервис" ДД.ММ.ГГГГ:
- Помещения здания оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре 2-го типа.
- Проектная документация на строительство объекта, выполнена в соответствии с требованиями законодательства.
- В соответствии с п.п 1 ч.1 ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 № 123 -ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", объект соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности, так как в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим ФЗ Противопожарный режим соблюден.
В соответствии с заключением системы противопожарной защиты автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре находятся в работоспособном состоянии и соответствуют требованиям СП 5.13130.2009, СП 3.13130.2009.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной документацией.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, при их капитальном ремонте. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Частью 1 статьи 49 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 названной статьи.
Согласно ответа от № выданного управлением жилищного контроля. государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес>, по вопросу проведения государственной экспертизы проектной документации по объекту: "Магазины товаров первой необходимости по <адрес> административном округе", проектная документация по данному объекту капитального строительства не подлежит государственной экспертизе.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. и 4 настоящей статьи.
Пунктом 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиями;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Статьей 218 ГК РФ предусмотрены основания приобретения права собственности на имущество. В соответствии с пунктом 1 данной статьи право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу пункта 2 статьи 8, пункта 1 статьи 131, статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пунктом 1 статьи 25 названного Закона предусмотрено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
При оценке значительности допущенных нарушений при возведении самовольных построек принимаются во внимание и положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также соразмерность избранному способу защиты гражданских прав.
Согласно ч.1 ич.4 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Таким образом, Тихонова А.С. надлежащим образом осуществила все требуемые от нее действия, работы произведены по согласованию и на основании решения уполномоченного органа (Администрации Ленинского АО г. Омска).
В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно ст. 9 Закона о регистрации, в компетенцию регистрирующего органа входит, в том числе проверка действительности поданных заявителем документов и проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При осуществлении государственной регистрации права, в соответствии с порядком, установленным ст. 13 Закона о регистрации, проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимости, а так же других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации. При этом, в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые для регистрации права - абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона о регистрации.
Представленные на государственную регистрацию документы технический план объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленный кадастровым инженером в связи с созданием объекта с проектируемым назначением «Магазин товаров первой необходимости» в пределах земельного участка с кадастровым номером № не были никем оспорены и (или) признаны недействительными. Кроме того, при оформлении данных документов, Истцу не было указано на необходимость получения разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, в материалы дела представлены копия распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении почтово-адресной нумерации объекту капитального строительства, копия распоряжения №р от № г. о предварительном согласовании места размещения магазина, заключение №-Э3 ООО Архитектурная мастерская о соответствии строения градостроительным, строительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам.
Таким образом, Истец добросовестно выполнил все действия необходимые для постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет, в соответствии с требованиями действующего законодательства, и сложившаяся ситуация нарушает права и законные интересы Истца как собственника вышеуказанного помещения. Отказ в государственной регистрации, отказ в выдаче документа, подтверждающего право собственности Истца на нежилое помещение, нарушает его права как собственника и защита этого права не возможна иным способом, кроме как обращение в суд с настоящим исковым заявлением о признании права на вышеуказанное нежилое помещение.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита субъективных прав и охраняемых законом интересов осуществляется путем применения надлежащих способов защиты (в том числе, путем признания права). Предъявление требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу, предотвращает возможные споры, служит основанием для разрешения уже возникших конфликтов. При этом такое требование может быть предъявлено любым лицом, имеющим доказательство своего права на индивидуально-определенную вещь, к любому, кто, по его мнению, нарушает или может нарушить его право. Кроме того, применение указанного способа защиты является необходимым и тогда, когда неопределенность субъективного права приводит к невозможности его использования и затрудняет такое использование.
Факт наличия зарегистрированного права на данный объект, а так же законность выданных Истцу разрешений никем не оспорены.
В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежат право собственности, а так же иные права, предусмотренные ГК РФ и иными законами.
Как следует из ч. 1 ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с действующим законодательством.
В связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования Тихоновой А.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Администрации г.Омска о признании права собственности на нежилые помещения.
Руководствуясь ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Тихоновой А.С. право собственности на нежилое здание-магазин, площадью 808.5 кв.м., этажность-3, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г.Омска заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд г.Омска в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд г.Омска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение - 09.10.2020 года.
Судья: Е.В.Елисеев