ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3086 от 14.11.2011 Майкопского городского суда (Республика Адыгея)

                                                                                    Майкопский городской суд Республики Адыгея                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Майкопский городской суд Республики Адыгея — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

К делу № 2-3086/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 14 » ноября 2011 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - судьи Булжатова А.Х.,

при секретаре Карагезьян Е.А.,

с участием представителей Комитета труда и социальной защиты населения по г. Майкопу ФИО10 и ФИО11,

рассмотрев в судебном открытом заседании дело по заявлению ФИО12 об оспаривании решения органа социальной защиты населения,

У С Т А Н О В И Л :

Заявитель ФИО12 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа социальной защиты населения. В обоснование заявления указал, что он получал от государства субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в течение 3 лет. 27.07.2011 г. он вновь обратился к ответчику по вопросу назначения субсидии. 29.07.2011 г. Комитетом труда и социальной защиты населения по г. Майкопу было принято решение об отказе №, которое он считает незаконным. Отказ мотивирован ссылкой на раздел II п.8 п.п. «г» постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (трудоспособный член семьи не имеет официальных доходов). Повторно обратившись к руководителю КТСЗН по г. Майкопу 03.08.2011 г., ему был дан ответ от 11.08.2011 г. № об отказе со ссылкой на разъяснение МТСР РА № 7/8-954 от 14.04.2011 г. «О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Считает данную ссылку неправомерной, т.к. МТСР РА не может давать разъяснения по применению постановления Правительства РФ. Документы, указанные в перечне п.8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 761, он предоставил (раньше предоставлял такие же документы и получал субсидию). Кроме того, в п.36 Правил указано, что если граждане не могут подтвердить какие-либо виды доходов, за исключением полученных от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Эти сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законом порядке. Согласно ч.1 ст.89 Семейного кодекса РФ супруги обязаны материально поддерживать друг друга. Его жена, родившая 5 детей, фармацевт по образованию, не работает по семейным обстоятельствам, находится на его иждивении, о чём она согласно п.36 Правил написала объяснение (продекларировала свои доходы). Просил признать незаконным и не действующим решение КТСЗН по г. Майкопу об отказе в предоставлении государственной услуги № от 29.07.2011 г., обязать предоставить субсидию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.08.2011 г., решить вопрос о судебных издержках в сумме 1400 руб.

Представители заинтересованного лица, КТСЗН по г. Майкопу, ФИО10 и ФИО11 с заявлением не согласились. В обоснование своих возражений пояснили, что заявитель действительно 27.07.2011 г. обратился к ним за получением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При этом приложил к заявлению все необходимые документы для назначения субсидии, за исключением документа, подтверждающего доходы его супруги ФИО1 Написанное ФИО1 заявление в произвольной форме таким документом не является. Кроме того, на протяжении более 3-х лет супруга заявителя не предпринимает никаких мер по улучшению своего материального положения, раньше состояла на учёте в Центре занятости, однако была снята с учёта, так как отказалась от предложенной ей работы. В соответствии с п.9 постановления Кабинета Министров РА от 04.06.2001 г. № 167, государственная социальная помощь не назначается совершеннолетним трудоспособным членам семьи, если они не имели доходов в расчётном периоде и не состоят на учёте в службе занятости. Поэтому, несмотря на то, что, с учётом доходов каждого члена семьи, семья ФИО5 имеет право на получение субсидии, в её предоставлении решением КТСЗН по г. Майкопу № от 29.07.2011 г. было отказано. Просили в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав доводы заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО12 требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Поскольку заявителем ФИО12 оспаривается решение органа социальной защиты населения, которым ему отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то его заявление подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ.

Согласно п.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

По делу установлено, что заявитель ФИО12 ранее получал от государства субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

27.07.2011 г. заявитель в очередной раз обратился в КТСЗН по г. Майкопу с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на семью из 8 человек (сам ФИО5, его супруга ФИО1 (), сын ФИО2, 1986 г. р. (работает), сын ФИО8, 1991 г. р. (), сын ФИО3, 1992 г. р. (), сын ФИО8, 1997 г. р. (ученик средней школы), дочь ФИО7, 1984 г. р. (работает) и внук ФИО4, 2003 г. р.).

29.07.2011 г. КТСЗН по г. Майкопу приняло решение № об отказе в предоставлении государственной услуги на основании раздела II п.8 п.п. «г» постановления Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (трудоспособный член семьи не имеет официальных доходов).

03.08.2011 г. заявитель обратился к руководителю КТСЗН по г. Майкопу с заявлением об отмене принятого решения об отказе в предоставлении государственной услуги, на что ему был дан ответ от 11.08.2011 г. № об отказе в отмене данного решения. В нем указывается, что виды доходов, учитываемых при определении права на субсидию, установлены п.34 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 г. Доход гражданина исчисляется по правилам, установленным в абз.2 ст.5 и ст.ст.6-12 ФЗ от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» с учетом видов доходов, указанных в п.1 Перечня видов доходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512, иных доходов, указанных в п.34 Правил. Перечень документов, подтверждающих доходы заявителя и всех членов семьи, указан в п.47 раздела IV Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ими являются справки с основного места работы и со всех мест дополнительной работы о доходах (работы по совместительству), документы, предусмотренные налоговым законодательством РФ в зависимости от избранной индивидуальными предпринимателями системы налогообложения, которая удостоверяется документом налогового органа. В качестве других доходов, предусмотренных п. «ж» перечня, принимаются доходы, полученные в результате выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством РФ. Если заявитель либо один из трудоспособных членов семьи не предоставили документально подтвержденные сведения о доходах, принимается решение об отказе в предоставлении субсидии в соответствии с п.14 Правил.

В соответствии с п.2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 г., субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Как пояснили в судебном заседании представители КТСЗН по г. Майкопу, размер дохода семьи ФИО12 отвечает требованиям вышеназванного постановления Правительства РФ для назначения заявителю субсидии.

Основанием для отказа в назначении субсидии послужило то обстоятельство, что, по мнению заинтересованного лица, заявитель не предоставил документ, подтверждающий доходы его супруги ФИО13

В качестве такого документа заявитель ссылается на объяснительную ФИО9 на имя руководителя КТСЗН по. Майкопу от 27.07.2011 г., в которой она сообщает, что официально не работает, в Центре занятости и Государственной налоговой инспекции на учёте не состоит, получает помощь от родственников в размере 1000 руб. в месяц.

Как пояснил ФИО12 в судебном заседании, 1000 руб. супруге ежемесячно путём денежного перевода перечисляют её родители, соответствующие чеки он предоставил в КТСЗН по г. Майкопу, но там отказались их принимать.

В соответствии с п.п. «и» п.47 Раздела IV Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 г. № 58/403 (далее – Методические рекомендации), к документам, подтверждающим доходы заявителя и всех членов семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии, относятся, в том числе заявления о самостоятельно декларированных гражданами доходах  , за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, оформленные в произвольной форме  , при отсутствии возможности подтвердить доходы документально и в случае, когда фактически полученные доходы выше, чем указано в документе.

Вышеназванная объяснительная ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ отвечает требованиям, предъявляемым Методическими рекомендациями к форме заявления о самостоятельно декларированных гражданами доходах.

Пунктом 50 Методических рекомендаций предусмотрено, что к документам, подтверждающим отсутствие доходов у граждан, имеющих статус безработных, относится документ, подтверждающий отсутствие выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат безработным.

Как пояснили в судебном заседании представители КТСЗН по , у них имеется централизованная связь с Центром занятости, и им известно, что ФИО1 на учёте в Центре не состоит и не получает пособия по безработице.

Довод представителей заинтересованного лица о том, что помощь родственников не может быть признана иным доходом члена семьи, суд считает необоснованным ввиду следующего.

Абзацем 11 подпункта «ж» пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», утверждённого постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512, к другим доходам семьи или одиноко проживающего гражданина относятся наследуемые и подаренные денежные средства.

Получаемую ежемесячно от родителей материальную помощь в виде почтовых денежных переводов по 1000 руб. ФИО1 указала в своей объяснительной от ДД.ММ.ГГГГ, а заявитель ФИО12 предоставил в КТСЗН по г. Майкопу соответствующие чеки, взять которые в органе соцзащиты отказались.

Суд считает необоснованным и довод представителей КТСЗН по г. Майкопу о том, что в предоставлении ФИО12 субсидии надлежит отказать на основании п.9 постановления Кабинета Министров РА от 04.06.2001 г. № 167 «О мерах по реализации Закона РА «О государственной социальной помощи в Республике Адыгея», в соответствии с которым государственная социальная помощь не назначается совершеннолетним трудоспособным членам семьи, если они не имели доходов в расчётном периоде и не состоят на учёте в службе занятости.

ФИО12 обратился в КТСЗН по г. Майкопу для предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не в интересах ФИО1, а в интересах всей своей семьи, одним из членов которой является его супруга ФИО1

При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение КТСЗН по г. Майкопу следует признать незаконным и нарушающим права и свободы заявителя ФИО12

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах заявление ФИО12 подлежит удовлетворению.

Поскольку ФИО12 обращался за субсидией 27.07.2011 г., и просил её назначить с 01.08.2011 г., то его права нарушены действиями КТСЗН по г. Майкопу, начиная с 01.08.2011 г., в связи с чем, суд принимает решение о возложении на КТСЗН по г. Майкопу обязанности предоставить заявителю субсидию, начиная с 01.08.2011 г.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ с КТСЗН по г. Майкопу в пользу заявителя надлежит взыскать расходы по госпошлине в размере 200 руб.

Кроме того, согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ с КТСЗН по г. Майкопу в пользу ФИО12 подлежат взысканию расходы за оказание юридических услуг адвокатом ФИО6 по составлению заявления в размере 1200 руб., подтвержденные квитанцией № от ДД.ММ.ГГГГ и понесённые, по мнению суда, в разумных пределах.

Всего сумма судебных расходов, подлежащих взысканию с КТСЗН по г. Майкопу в пользу заявителя ФИО12, составит 1400 руб.

Руководствуясь ст.ст.254-258, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1.Заявление ФИО12 об оспаривании решения органа социальной защиты населения удовлетворить.

2.Признать незаконным решение Комитета труда и социальной защиты населения по г. Майкопу об отказе в предоставлении государственной услуги ФИО12 № от 29.07.2011 г.

Обязать Комитет труда и социальной защиты населения по городу Майкопу предоставить ФИО12 субсидию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01 августа 2011 года.

3.Взыскать с Комитета труда и социальной защиты населения по городу Майкопу в пользу ФИО12 судебные расходы в размере 1400 руб.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд.

Председательствующий А.Х. Булжатов