ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3086/18 от 11.10.2018 Братского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2018 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи А.С. Поляковой,

при секретаре Т.И. Миличенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3086/2018 по исковому заявлению Астаховой Татьяны Анатольевны к ООО «Оператор выгодных туров САНМАР», ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ», ООО «КАРТА МИРА» о взыскании понесенных убытков, неустойки, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Астахова Т.А. обратилась в суд с иском к ответчику ООО «Оператор выгодных туров САНМАР», в котором просит взыскать с ответчика в пользу истца понесенные убытки, в сумме 47375 руб., неустойку в сумме 101856,25 руб., компенсацию морального вреда в сумме 25 000 руб.

Определением суда от 30.08.2018 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» и ООО «КАРТА МИРА».

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что 11.09.2017 в г. Братске Иркутской области, между ней и ООО «Карта Мира» был заключен договор оказания услуг по бронированию туристической поездки, по условиям которого, она забронировала туристическую поездку у Туроператора: ООО «Оператор выгодных туров САНМАР», в страну Турция, город Сиде с 11.10.2017 по 21.10.2017, на пять человек (3 детей, 2 взрослых), стоимость тура составила 245650 руб., и была уплачена в полном объеме.

Согласно условиям указанного выше договора, ею был забронирован и оплачен перелет, эконом классом по маршруту: Братск - Москва (Домодедово) - 11.10.2017; Москва (Домодедово) - Братск - 21.10.2017; Москва (Домодедово) - Анталия - 11.10.2017; Анталия - Москва (Домодедово) - 21.10.2017.

Согласно выданной ей распечатке заявки ***, перелёт по маршруту Москва (Домодедово) - Анталия - 11.10.2017, осуществляется рейсом RL 7701.

Согласно электронному билету, 11.10.2017 перелет из Москвы в Анталию осуществляется рейсом RL 7701, аэропорт вылета указан как - SVO-F-MOSCOW.

Поскольку в договоре от 11.09.2017 аэропорт вылета указан как Домодедово, как и в выданной ей распечатке заявки ***, кроме того номер рейса в распечатке заявки *** совпадает с номером рейса указанным в электронном билете, а перелёт из Братска 11.10.2017 совершен до аэропорта Домодедово, она однозначно полагала, что вылет 11.10.2017 из города Москва будет осуществлён именно из аэропорта Домодедово.

При обращении 11.10.2017, на стойку информации в аэропорту Домодедово, ей стало известно, что на самом деле данный рейс RL 7701 вылетает из аэропорта Шереметьево. Она взяла такси и прибыла в аэропорт Шереметьево, но ввиду его отдаленности они опоздали на регистрацию на 15 минут, при попытке обращения к представителям туроператора, им было отказано в какой-либо помощи и предложено разрешить сложившуюся ситуацию самостоятельно.

В соответствии с требованиями статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» на продавца возложена обязанность своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора...

В связи с тем, что туроператор и турагентство предоставили ей неверную информацию, т.к. на самом деле вылет 11.10.2017 из города Москва в Анталию осуществлялся рейсом RL 7701, но из аэропорта Шереметьево, а не Домодедово как указано в договоре и распечатке заявки ***, она не успела своевременно прибыть в аэропорт Шереметьево по их вине, что повлекло необходимость приобретения новых билетов для вылета в Анталию, общая стоимость которых составила 47375 руб. (3 детских стоимостью 8735 руб. каждый и 2 взрослых стоимостью 105858 руб. каждый), следовательно, по их вине ею были понесены значительные убытки.

12.12.2017 она обратилась с претензией к туроператору - ООО «Оператор выгодных туров САНМАР», в ответ на её претензию туроператор сообщил, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется и указал на то, что её претензия должна быть рассмотрена и урегулирована агентством ООО «Карта Мира».

Затем она обратилась с письменной претензией к ООО «Карта Мира», но конверт с претензией вернулся за истечением срока хранения, ответа она не получила.

Полагает, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, ответчик нарушил её законные права как потребителя и должен уплатить неустойку за нарушение сроков возмещения, по заявленным требованиям за 215 дней просрочки в размере 101856,25 руб.

В данную туристическую поездку, она выезжала со своими малолетними внуками и дочерью, которая на момент поездки находилась на седьмом месяце беременности. Оставив их в таком безвыходном положении, ответчик причинили им глубочайшие моральные и нравственные страдания. Дети были крайне огорчены и напуганы, а у её беременной дочери на фоне сложившейся ситуации ухудшилось самочувствие, что очень напугало их всех. Полагает, что причиненные ей и её родным моральные и нравственные страдания, должны быть возмещены, и оценивает их в 25000 руб.

В судебном заседании истец Астахова Т.А. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что при приобретении тура она указывала, что обязательным условием является вылет в Анталию из аэропорта в г. Москвы (Домодедово). Пакет документов по приобретенному туру она получила в офисе турагента ООО «КАРТА МИРА» за два дня до вылета. Документы, предоставленные турагентом она самостоятельно не смотрела, так как не предполагала, что условия договора, относительно аэропорта вылета из г. Москвы, могут измениться. Она была уверена, что вылет будет осуществлен из аэропорта «Домодедово», так как номер рейса, время вылета и прилета в предоставленных авиабилетах не изменились. Из г. Братска в г. Москву (Домодедово) они прилетели утром, предполагая, что вылет в Турцию будет осуществлен из аэропорта Домодедово, с учетом длительности времени до вылета, они сдали багаж и пошли гулять по Москве, вернулись в аэропорт вечером. В дальнейшем не обнаружив на табло номер своего рейса, выяснили, что вылет должен состояться в аэропорту Шереметьево, куда добраться они не успели, в связи с чем, им пришлось приобретать дополнительные авиабилеты за свой счет.

Представитель ответчика ООО «Оператор выгодных туров САНМАР» в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен, согласно письменному отзыву, исковые требования не признает, указав в обоснование, что ООО «ОВТ САНМАР» непосредственным исполнителем и туроператором по заказанным истцом туристским услугам не является.

11.09.2017 ООО «КАРТА МИРА» обратилось с заявкой на бронирование турпродукта для туристов <данные изъяты>

Заявка была принята и подтверждена к исполнению ООО «ОВТ САНМАР» (SUNMAR), ИНН 7701960629, действующим от имени и по поручению Туроператора ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ», на условиях договора, опубликованного в сети Интернет, а также договора № 121216-СТ от 12.12.2016, заключенного между ООО «ОВТ САНМАР» и ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» и доверенности, выданной ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» в ООО «ОВТ САНМАР».

Туроператор заказанного турпродукта: ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ». Содержанием тура по заявке 1985212 являлись следующие услуги:

проживание в отеле (Турция) SIDE AURORA HOTEL, номер категории FAMILY BUNKBED ROOM, с 11.10.2017 по 21.10.2017, тип питания «Все включено» (All Inclusive), перелет международный чартерным рейсом, эконом класс, наземный групповой трансфер по направлению аэропорт-отель-аэропорт, медицинское страхование на период тура.

Стоимость к оплате туроператору комплексной услуги составляла 1774,10 у.е., что в рублях по примененному курсу туроператора составило 104636,42 руб.

Авиаперевозка по территории Российской Федерации (Братск-Москва-Братск) составной частью заказанной комплексной туристкой услуги не являлась, у туроператора не заказывалась, соответственно не бронировалась и не оплачивалась. Дать какие-либо пояснения в отношении авиаперевозки по территории РФ Общество не может, так как не обладает такой информацией, данную перевозку истец самостоятельно оплачивал и бронировал, вероятно в ООО «КАРТА МИРА». Обществу не было известно, что туристы летят из г. Братска. В соответствии с заказанной и подтвержденной бронью, местом начала и завершения тура являлся г. Москва. Разница в сумме между стоимостью забронированного тура (104636,42 руб.) и суммой уплаченной истцом в ООО «КАРТА МИРА» (245650 руб.) в адрес Общества, для перечисления туроператору, не поступала.

ООО «ОВТ САНМАР» исполнило принятые на себя обязательства, забронировало в ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ», и оплатило туроператору ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ», вышеуказанный туристский продукт и все услуги, его составляющие, передало турагенту ООО «КАРТА МИРА» все необходимые для совершения путешествия документы (маршрут квитанции авиабилетов, ваучер на услуги проживания и наземный трансфер, медицинские полисы). Данное, подтверждается материалами дела и письменными объяснениями истца. На основании выше изложенного, ООО «ОВТ САНМАР» исполнило принятые на себя обязательства в полном объеме и надлежащим образом.

В рассматриваемом деле отсутствует какая-либо вина Общества в опоздании истца на рейс, следовавший из Москвы к месту отдыха. Заявленная истцом неустойка, не возможна к удовлетворению и подлежит уменьшению в силу ст. 333 ГК РФ, как незаконно начисленная. Кроме того, истец в обосновании ее расчета применил положения Закона «О защите прав потребителей», которые регулируют отношения при реализации товара, чего в рассматриваемом деле не имело места быть, так как в рассматриваемом деле истцом приобреталась комплексная туристская услуга.

Кроме того, в соответствии с условиями заключенного между ООО «ОВТ САНМАР» и ООО «КАРТА МИРА» договора, а также в силу норм Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ст. 10.1) и «Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007г. № 452, Турагент, при заключении договора с потребителем, обязан предоставить в его распоряжение всю необходимую информацию о потребительских свойствах туристского продукта туроператора. Информация о потребительских свойствах туристского продукта SUNMAR содержится по тексту договора, заключенного между ООО «ОВТ САНМАР» и ООО «КАРТА МИРА», а также «Памятки туриста по направлению», являющейся неотъемлемой частью договора, с которой турагентство было обязано ознакомить туриста при заключении с ним договора о реализации туристского продукта.

Истцом бронировался турпродукт с комплектацией международным коммерческим чартерным рейсом, особенностями которых, в сравнении с регулярными рейсами, является отсутствие стабильного расписания вылетов, что находит отражение в стоимости такой перевозки. Заказом на турпродукт с комплектацией регулярным рейсом не располагают.

Необходимая информация о возможности изменений в расписании чартерных рейсов содержится в Памятке туриста по направлению, с которой турагент ООО «КАРТА МИРА» был обязан ознакомить истца при заключении договора.

В силу вышеуказанной особенности расписания вылетов международных коммерческих чартерных рейсов, турагент по месту приобретения туристами тура, обязан за сутки до вылета туристов уточнить в SUNMAR время и аэропорт вылета, а также довести до сведения туристов необходимую актуальную информацию об авиаперевозке.

Аналогичная информация содержится по тексту подтверждения тура.

Согласно приложенного истцом к материалам дела договором от 11.09.2017, заключенного истцом с ООО «КАРТА МИРА», а именно пунктом 3.6. истец обязан своевременно (за сутки) уточнить у исполнителя время и место вылета, сроки проведения поездки, расписание авиарейсов, прочие существенные даты и сроки, кроме того, согласно пункту 3.7. этого же договора, истец обязан до начала поездки получить документы необходимые для осуществления поездки, осмотреть указанные документы и известить исполнителя без промедления об обнаруженных в них недостатках. Истец с условиями договора ознакомлен и памятку туриста получил, о чем в указанном договоре имеется собственноручная подпись, соответственно истец был ознакомлен с данной информацией.

Первоначально запланированное время вылета рейса по маршруту Москва (Домодедово) - Анталья, 11.10.2017 в 03 часа 05 минут, как было указано в подтверждении тура, было изменено решением фрахтователя на 03 часа 05 минут 11.10.2017 с вылетом из аэропорта Шереметьево.

Данная информация была доведена до сведения ООО «КАРТА МИРА», заблаговременно, а именно более чем за 10 дней до даты начала тура, рассылкой посредством электронной почты от 29.09.2017 с целью доведения этих сведений до туриста, так как при выборе тура и заключении договора Турагента с туристом, представитель ООО «ОВТ САНМАР» и туроператора не присутствует, контактными данными и иными данными туристов Общество не обладает, соответственно предоставить информацию непосредственно истцу, туроператор возможности не имел.

С 01.01.2017 вступили в силу изменения в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ст. 10.1 указанного закона определяется турагента, как самостоятельного субъекта ответственности перед туристом (заказчиком) по обязательствам турагента.

Согласно условий договора, заключенного с турагентом, обо всех изменениях в содержании Тура, Турагент уведомляется путем сообщения посредством электронной связи и (или) путем публикации на информационном сайте в сети интернет http://www.sunmar.ru/, что предусмотрено статьей 10.3 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года №132-Ф3, а так же п. 10.8 договора, на основании которого был подтверждён тур.

Пункт 19 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007г. № 452, допускает выдачу сопроводительных документов тура не позднее 24 часов до начала путешествия, соответственно истец имел возможность получить актуальную информацию о своих полетных данных в туристском агентстве по месту приобретения тура, которое было обязано его информировать.

Информация об актуальном расписании вылета так же имелась на сайте www.sunmar.ru. Таким образом, туроператор предпринял все зависящие от него действия для предупреждения заказчика тура, о возникших изменениях в расписании авиарейса.

Специально по тексту прилагаемого подтверждения тура содержится информация, о том, что в обязательном порядке необходимо уточнять расписание перевозки накануне вылета после 12 часов московского времени до вылета рейса.

Истец в своем исковом заявлении подтверждает, что ему до вылета к месту отдыха были предоставлены авиабилеты с актуальной информацией о месте и дате вылета.

Представитель ответчика ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен. просит дело рассмотреть в его отсутствие, согласно письменным возражениям, исковые требования не признает, указав в обоснование доводы аналогичные доводам ответчика ООО «Оператор выгодных туров САНМАР». Дополнительно ответчик сообщил, что ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» надлежащим образом исполнило принятые на себя обязательства, забронировало и оплатило иностранному поставщику вышеуказанный туристский продукт и все услуги, его составляющие, передало через ООО «ОВТ САНМАР» турагенту ООО «КАРТА МИРА» все необходимые для совершения путешествия документы (маршрут квитанции авиабилетов, ваучер на услуги проживания и наземный трансфер, медицинские полисы), которыми воспользовался истец. Считает, что Общество исполнило принятые на себя обязательства в полном объеме и надлежащим образом в соответствии стребованиями действующего законодательства.

Потребительские свойства заказанного туристского продукта допускают изменение аэропорта вылета и авиакомпании исполнителя.

Поставщиком услуг туристского продукта является GLOBE TURISM B.V. (Нидерланды). С данной компанией заключен договор о деятельности в качестве Агента *** от 24.11.2016, по тексту которого имеется пункт 5.1.7 предусматривающий обязательство туроператора по доведению до сведения туриста информацию об авиаперевозке и порядке ее осуществления и пункт 5.2.2 согласно которому, поставщик в праве вносить обоснованные изменения в содержание тура, в том числе, в части изменения времени вылета международной коммерческой (чартерной) авиаперевозки, авиакомпании-перевозчика, типа воздушного судна, аэропорта в пределах места назначения.

Соответственно, при реализации туристского продукта, туроператор воспроизводит данную информацию в документах, сопровождающих реализацию турпродукта на территории Российской Федерации.

Предупреждение о возможности изменения времени вылета, аэропорта, перевозчика содержится в следующих документах туроператора и поверенного туроператора: подтверждении тура, Памятке туриста по направлению, договор с агентом на условиях которого был подтвержден тур, Договоре туроператора с поверенным ООО «ОВТ САНМАР». Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «КАРТА МИРА» в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен, согласно письменным возражениям, исковые требования не признает, указав в обоснование, что истцом бронировался турпродукт с комплектацией международным коммерческим чартерным рейсом, особенностями, которых, в сравнении с регулярными рейсами, является отсутствие стабильного расписания вылетов, что находит отражение в стоимости такой перевозки.

В силу норм Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 № 452, турагент, при заключении договора с потребителем, обязан предоставить в его распоряжение всю необходимую информацию о потребительских свойствах туристского продукта туроператора. Информация о потребительских свойствах туристского продукта SUNMAR содержится по тексту Договора заключенного 11.09.2017, кроме того истец был ознакомлен с условиями договора заключенного между ООО «КАРТА МИРА» и Туроператором, что подтверждает подпись истца в договоре от 11.09.2017.

Первоначально запланированное время вылета рейса по маршруту Москва (Домодедово) - Анталья, 11.10.2017 в 03 часа 05 минут, как было указано в подтверждении тура, было изменено решением фрахтователя на 03 часа 05 минут «11» октября 2017 года с вылетом из аэропорта Шереметьево. Данная информация была доведена до сведения Истца заблаговременно, а именно более чем за сутки до даты начала тура.

В силу вышеуказанной особенности расписания вылетов международных коммерческих чартерных рейсов, Турагент по месту приобретения туристами тура, обязан за сутки до вылета туристов уточнить в SUNMAR время и аэропорт вылета, а также довести до сведения туристов необходимую актуальную информацию об авиаперевозке, что и было сделано лично директором ООО «КАРТА МИРА» за три дня до вылета истца, при выдаче ваучера и билетов по приобретенному истцом туру. На личной встрече с истцом при передаче ваучера и билетов она неоднократно повторила истцу, что аэропорт вылета в Анталию изменился, данная информация также содержалась в билетах выданных истцу. Кроме того, информация об актуальном расписании вылета имелась и на сайте www.sunmar.m.

В соответствии с п. 3.6. заключенного между истцом и ООО «КАРТА МИРА» договора оказания услуг от 11.09.2017, истец был обязан своевременно (за день до вылета) уточнить у исполнителя (ответчика) время и место вылета, сроки проведения поездки, расписание авиарейсов, место и время сбора группы, прочие существенные даты и сроки.

Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 № 452, допускают выдачу сопроводительных документов тура не позднее 24 часов до начала путешествия, соответственно истец имел возможность получить актуальную информацию о своих полетных данных в туристском агентстве по месту приобретения тура, при выдаче ваучера и билетов, и в данном случае вся информация была доведена до сведения истца в офисе ответчика при выдаче ваучера и билетов более чем за сутки до вылета истца.

Таким образом, полагает, что ответчик (ООО «КАРТА МИРА») совершил все зависящие от него действия для предупреждения истца о возникших изменениях в расписании авиарейса.

Полагает, что сложившаяся ситуация возникла лишь из-за невнимательности истца, и просит суд обратить внимание на то, что других опоздавших туристов на рейс не имелось.

Кроме того в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» «Претензии» к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

Заключенный между истцом и ООО «КАРТА МИРА» договор оказания услуг от 11.09.2017, также содержит в своих условиях сведения о возможности клиентов обратиться с претензией к туроператору в сроки установленные законом (п. 7.1. договора). Полагает, что истец пропустил установленный законом срок для обращения с претензией к туроператору, поскольку обратился с ней лишь в декабре 2017 года. В связи с вышеизложенным, полагает, что правовых оснований для удовлетворения требований истца, не имеется.

Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Отношения, возникающие при реализации прав граждан при совершении путешествий, регулируются Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред.действующей на момент возникновения спорных правоотношений)

туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);

турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);

заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста.

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а также между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком (ч. 1 ст. 10 Закона N 132-ФЗ).

В соответствии со ст. 6 Закон N 132-ФЗ, при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;

возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации…

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Согласно ст. 9 Закона N 132-ФЗ, Туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик).

Туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком.

Туроператор и турагент несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком. Туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком.

Статьей 10 Закона N 132-ФЗ предусмотрено, что реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

информация о потребительских свойствах туристского продукта;

права, обязанности и ответственность сторон;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

условие выдачи туристу и (или) иному заказчику, приобретающим услугу по перевозке, оказываемую туроператором отдельно либо в составе туристского продукта, электронного перевозочного документа (билета), подтверждающего право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту и оформленного на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира. Если договор о реализации туристского продукта заключен ранее чем за 24 часа до начала путешествия, такой документ (билет) должен быть выдан туристу и (или) иному заказчику не позднее чем за 24 часа до начала путешествия.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 N 452 утверждены Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, определяющие порядок оказания услуг по реализации туристского продукта (далее - Правила N 452).

В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу состязательного построения процесса представление доказательств возлагается на стороны и других лиц, участвующих в деле. Стороны сами должны заботиться о подтверждении доказательствами фактов, на которые ссылаются. Суд не уполномочен собирать или истребовать доказательства по собственной инициативе. Суд вправе при недостаточности доказательств, предложить сторонам представить дополнительные доказательства.

Из письменных материалов дела судом установлено, что 11.09.2017 Астахова Т.А. (клиент) и ООО «КАРТА МИРА» (исполнитель) заключили договор оказания услуги, по условиям которого исполнитель обязался оказать клиенту услуги по бронированию туристической поездки, а клиент обязался принять и оплатить услуги.

Разделом 2 договора предусмотрено, что исполнитель по заданию клиента обязался забронировать туристическую поездку у Туроператора ООО «ОВТ САНМАР» в Турцию г. Сиде с 11.10.2017 по 21.10.2017 (п. 2.1 договора).

В перечень оказываемых исполнителем услуг по договору входит: бронирование и оплата авиабилета эконом класса по маршруту: Братск - Москва (Домодедово) - 11.10.2017; Москва (Домодедово) - Братск - 21.10.2017; Москва (Домодедово) - Анталия - 11.10.2017; Анталия - Москва (Домодедово) - 21.10.2017.

11.09.2017 ООО «КАРТА МИРА» обратилось к агенту туроператора ООО «ОВТ САНМАР» с заявкой на бронирование турпродукта для туристов <данные изъяты>

Заявка была принята и подтверждена к исполнению ООО «ОВТ САНМАР» (SUNMAR), действующим от имени и по поручению туроператора ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ», на условиях договора, опубликованного в сети Интернет, а также договора ***-СТ от 12.12.2016, заключенного между ООО «ОВТ САНМАР» и ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» и доверенности, выданной ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» в ООО «ОВТ САНМАР».

Содержанием тура по заявке 1985212 являлись следующие услуги: проживание в отеле (Турция) SIDE AURORA HOTEL, номер категории FAMILY BUNKBED ROOM, с 11.10.2017 по 21.10.2017, тип питания «Все включено» (All Inclusive), перелет международным чартерным рейсом, эконом класс, наземный групповой трансфер по направлению аэропорт-отель-аэропорт, медицинское страхование на период тура.

В соответствии с заказанной и подтвержденной бронью, местом начала и завершения тура являлся г. Москва.

Туроператор заказанного турпродукта - ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» забронировал и оплатил иностранному поставщику вышеуказанный туристский продукт и все услуги, его составляющие. ООО «ОВТ САНМАР» также исполнило принятые на себя обязательства, забронировало в ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ», и оплатило туроператору ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ», вышеуказанный туристский продукт и все услуги, его составляющие, передало турагенту ООО «КАРТА МИРА» все необходимые для совершения путешествия документы (маршрут квитанции авиабилетов, ваучер на услуги проживания и наземный трансфер, медицинские полисы), которыми воспользовался истец и путешествующие с ней туристы.

Указанные обстоятельства, истец в судебном заседании не оспаривала.

На основании представленных стороной ответчиков доказательств и их письменных пояснений судом установлено, что в данных правоотношениях, ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» является туроператором, ООО «ОВТ САНМАР» - агентом туроператора, ООО «КАРТА МИРА» - турагентом.

Как следует из условий агентского договора, туроператор ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» - юридическое лицо, сведения о котором содержаться в Едином федеральном реестре туроператоров, чей туристический продукт реализуется на условиях настоящего договора. Агент туроператора ООО «ОВТ САНМАР» - уполномоченный агент туроператоров. Турагент ООО «КАРТА МИРА» - привлеченный агентом туроператора по поручению туроператора субагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий реализацию туристического продукта туроператора от имени туроператора третьим лицам.

Согласно п. 6.5 договора, туроператор в исключительных случаях может вносить обоснованные изменения в содержание тура. К числу обоснованных изменений относится изменение времени вылета авиаперевозки, авиакомпании - перевозчика, типа воздушного судна и аэропорта в пределах места назначения. Агент туроператора уведомляет турагента о внесенных туроператором изменениях способом, указанным в п. 10.8 договора. Не получение турагентом уведомления агента туроператора не освобождает турагента от обязанностей, указанных в п. 6.11 и 6.12 договора.

В соответствии с п. 6.11 договора, в связи с особенностями авиаперевозки, в том числе по причинам, указанным в п. 6.5 договора, а также возможными изменениями расписания вылетов, турагент обязан не ранее, чем за сутки до вылета туриста уточнить у агента туроператора актуальную информацию и предоставить данную информацию туристам.

Пунктом 1.9 договора ***-СТ от 12.12.2016, заключенного между туроператором ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» и агентом туроператора ООО «ОВТ САНМАР», предусмотрено, что исчерпывающий перечень услуг, оказываемых туроператором туристу в составе тура, указывается в ваучере, авиабилете (при оформлении билета в электронном виде выдается выписка из автоматизированной системы (маршрутная квитанция электронного билета)).

Согласно п. 6.3 данного договора, не относится к числу нарушений обязательств туроператора отмена авиарейса, задержка времени вылета авиарейса, изменение аэропорта вылета (прибытия) по причинам, связанным с действиями авиаперевозчика.

Пунктом 3.6 договора от 11.09.2017, заключенного между турагентом ООО «КАРТА МИРА» и туристом Астаховой Т.А., установлено, что клиент обязан своевременно (за день до вылета) уточнить у исполнителя время и место вылета, сроки проведения поездки, расписание авиарейсов, место и время сбора группы, прочие существенные даты и сроки.

Пунктом 3.7 указанного договора предусмотрена также обязанность клиента до начала поездки получить документы, необходимые для осуществления поездки в офисе исполнителя (в некоторых случаях, с учетом особенностей туристического продукта - в аэропорту/на вокзале). Осмотреть указанные документы и известить исполнителя без промедления об обнаруженных в документах недостатках.

Аналогичные разъяснения содержаться в Памятке туриста по турам в Турецкую Республику.

Согласно п. 4.6 договора от 11.09.2017, перевозка клиента по договору выполняется по правилам перевозчика (авиакомпании и пр.). Билет клиента является договором с перевозчиком, в соответствии с которым всю ответственность за перевозку несет перевозчик по правилам перевозчика. Клиент предупрежден, что стоимость чартерных авиабилетов и авиабилетов на регулярные рейсы с невозвратным тарифом не возвращается независимо от срока отказа от тура.

Согласно п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 № 452, допускают выдачу сопроводительных документов тура не позднее 24 часов до начала путешествия.

Согласно ст. 104 Воздушного кодекса РФ (далее ВК РФ) по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется настоящим Кодексом.

Частью 2 ст. 102 ВК РФ перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

На основании п. 6 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82 (далее - Федеральные авиационные правила), перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).

Согласно п. 7 Федеральных авиационных правил, перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

В соответствии с п. 72 Федеральных авиационных правил, регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов. Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.

Как следует из п. 73 Федеральных авиационных правил, опубликованное расписание движения воздушных судов должно отражать следующую информацию по каждому регулярному рейсу: аэропорт отправления; аэропорт назначения; аэропорт(ы), расположенный по маршруту перевозки, в котором по расписанию движения воздушных судов предусмотрена посадка воздушного судна; код перевозчика; номер рейса; дни недели выполнения рейса; время отправления (местное); время прибытия (местное); период выполнения рейса; тип(ы) воздушного судна. Расписание движения воздушных судов может содержать другую информацию.

В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (п. 74 Федеральных авиационных правил).

В соответствии с п. 75 Федеральных авиационных правил, перевозка пассажиров, багажа и груза выполняется между указанными в перевозочном документе в установленной последовательности аэропортами (пунктами) отправления, трансфера (остановки) и назначения (далее - маршрут перевозки). Изменение маршрута перевозки, указанного в перевозочных документах, может быть произведено по согласованию между перевозчиком и пассажиром, грузоотправителем. В случае изменения пассажиром маршрута перевозки перевозчиком может производиться перерасчет стоимости перевозки.

В силу п. 76 Федеральных авиационных правил, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

По смыслу приведенных выше положений чартерный или зафрахтованный рейс имеет главное отличие от регулярного рейса авиакомпании в том, что его нет в расписании регулярных полетов, в связи с чем время вылета чартерного рейса согласуется заранее как со стороной, принимающей данный рейс (аэропорт страны прибытия), так и с фрахтовщиком.

Из анализа приведенных выше положений закона следует, что аэропорт вылета/прилета при осуществлении перевозки чартерным рейсом не относится к существенным условиям договора, поскольку данное условие относится только к регулярному рейсу.

Как установлено из материалов дела, и никем не оспаривалось, истцом бронировался турпродукт с комплектацией международным коммерческим чартерным рейсом, особенностями которых является отсутствие стабильного расписания вылетов.

В силу вышеуказанной особенности расписания вылетов международных коммерческих чартерных рейсов, турагент по месту приобретения туристами тура, обязан за сутки до вылета туристов уточнить в SUNMAR время и аэропорт вылета, а также довести до сведения туристов необходимую актуальную информацию об авиаперевозке.

Первоначально запланированное время вылета рейса по маршруту Москва (Домодедово) - Анталья, 11.10.2017 в 03 часа 05 минут, как было указано в подтверждении тура, было изменено решением фрахтователя на 03 часа 05 минут 11.10.2017 с вылетом из аэропорта Шереметьево, о чем истцу было сообщено представителем турагента ООО «КАРТА МИРА» заблаговременно (не позднее 24 часов) при выдаче документов необходимых для осуществления поездки, данный факт подтверждается врученными истцу маршрутными квитанциями электронных билетов, где указан аэропорт вылета в г. Москве - Шереметьево.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязательства об информировании изменений в содержание тура, в данном случае - изменение аэропорта вылета, что не противоречит действующему законодательству при бронировании турпродукта с комплектацией международным коммерческим чартерным рейсом, ответчиками были исполнены надлежащим образом, до истца соответствующая информация была доведена турагентом своевременно, в предусмотренные законом сроки, при выдаче ваучера и билетов, более чем за сутки до вылета истца.

Вместе с тем, как пояснила в судебном заседании истец, она не ознакомилась должным образом с представленными турагентом документами, в том числе, с выданными маршрутными квитанциями электронных билетов. Прибыв заблаговременно в г.Москву в аэропорт Домодедово, о том, что вылет должен состояться в аэропорту Шереметьево, она узнали непосредственно перед вылетом в аэропорту Домодедово, не обнаружив на табло вылета своего рейса.

Таким образом, суд полагает, что истцом были нарушены п. 3.6, 3.7 договора от 11.09.2017, согласно которым турист обязан уточнить у исполнителя время и место вылета, расписание авиарейсов, место и время сбора группы, прочие существенные даты и сроки, а также до начала поездки получить документы, необходимые для осуществления поездки в офисе исполнителя, осмотреть указанные документы и известить исполнителя без промедления об обнаруженных в документах недостатках. Подписав названный договор с турагентом, истец согласилась с его условиями и обязалась их выполнять.

Исходя из положений действующего законодательства, условий агентского договора, заключенного между ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» и ООО «ОВТ САНМАР» и договора от 11.09.2017, заключенного между Астахова Т.А. и ООО «КАРТА МИРА», туроператор, агент туроператора и турагент не несут ответственности за изменения в полетной программе, в том числе, изменение аэропорта вылета/прилета.

Кроме того, суд считает, что при должной осмотрительности и внимательности учитывая время прилета в г. Москву в аэропорт Домодедово из г. Братска, у истца имелась реальная возможность своевременно прибыть в аэропорт вылета - Шереметьево и воспользоваться услугами авиаперевозчика в соответствии с приобретенными авиабилетами.

Соглашаясь на чартерную перевозку пассажир принимает и условия, при которых она осуществляется, в том числе и об изменении предварительно объявленного аэропорта вылета. Поэтому в целях использования приобретенного туристского продукта истец должен был действовать с большей осмотрительностью для обеспечения своевременного прибытия в аэропорт вылета в г. Москве, нежели при условии перевозки его к месту отдыха регулярным рейсом.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь нормами Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", установив на основании оценки представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимосвязи приходит к выводу, что факт неоказания истцу услуг по договору реализации туристского продукта, вследствие не доведения информации об изменении аэропорта вылета заблаговременно, в ходе судебного разбирательства, не подтвержден.

Следовательно, поскольку вины ответчиков в причинении истцу убытков, обусловленных приобретением авиабилетов, в ходе судебного разбирательства не установлено, нарушение прав истца, как потребителя, не предоставлением необходимой и достоверной информации об услуге, ненадлежащим оказанием услуги по перевозке, связанной с изменением установленного договором аэропорта вылета, ответчиками не допущено, суд не усматривает правовых основания для удовлетворения исковых требований истца о взыскании понесенных убытков в размере 47375 руб., неустойки в сумме 101856,25 руб. и компенсации морального вреда в сумме 25000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Астаховой Татьяны Анатольевны к ООО «Оператор выгодных туров САНМАР», ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ», ООО «КАРТА МИРА» о взыскании понесенных убытков в сумме 47375 руб., неустойки в сумме 101856,25 руб., компенсации морального вреда в сумме 25 000 руб. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Полякова