ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3086/2015 от 16.12.2015 Батайского городского суда (Ростовская область)

дело № 2-3086/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2015 года г. Батайск

Батайский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Орельской О.В.

с участием адвоката Лопарева А.В. (ордер № 000463 от 11.11.2015 г., ордер № 000464 от 11.11.2015 г.),

при секретаре Рузавиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственной жилищной инспекции Ростовской области к Козловской ФИО8, 3-е лицо ТСЖ «ЦЕНТР» о признании недействительным решения общего собрания,

УСТАНОВИЛ:

Государственная жилищная инспекция Ростовской области обратилась в суд с иском к ФИО1, 3-е лицо товарищество собственников жилья «Центр» о признании недействительным решения общего собрания по тем основаниям, что собственниками помещений в многоквартирных домах №№ 26, 28 по ФИО2 в г. Батайске выбран способ управления - управление товариществом собственников жилья «Центр».

На основании обращения директора НКО «Фонд капитального ремонта» ФИО3, (peг. № 37-ОГ/8001 от 21.05.2015 года), <адрес> была проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ «Центр» на предмет соблюдения обязательных требований к формированию фонда капитального ремонта в многоквартирных домах №, по <адрес> в <адрес>.

В ходе проверки ТСЖ «Центр» представило протокол общего собрания собственников помещений ТСЖ «Центр» в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. <адрес>, д. , , проведенного в форме заочного голосования, от 15.04.2014 г.

Согласно протоколу от 15.04.2014 г. общее собрание было проведено многоквартирных домах №, по <адрес> в форме заочного голосования в котором приняли участие собственники, обладающие 57,87% голосов от общего количества голосов. Председателем собрания являлась председатель правления ТСЖ «Центр» ФИО1, подписавшая протокол от 15.04.2014 г.

Повестка дня голосования содержала, в том числе, следующие вопросы:

а) о способе формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> формирование фонда капитального ремонта на специальном счете (вопрос в повестке дня);

б) о владельце специального счета (вопрос в повестке дня);

в) о кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет (вопрос в повестке дня).

Согласно протоколу от 15.04.2014 г. по итогам подсчета голосов по данным вопросам собственниками были приняты следующие решения:

а) выбрать способ формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> формирование фонда капитального ремонта на специальном счете (по вопросу в повестке дня);

б) определить владельцем специального счета ТСЖ «Центр» юридический адрес: <адрес> (по вопросу в повестке дня);

в) определить в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет - Сбербанк России (по вопросу в повестке дня).

По результатам проверки, отраженным в акте проверки от 19.06.2015 г. , инспекцией ТСЖ «Центр» было выдано предписание от 19.06.2015 г. в срок до 06.08.2015 г: 1) формировать фонд капитального ремонта на счет регионального оператора НКО «Фонд капитального ремонта» в соответствии с постановлением администрации <адрес> от 06.05.2014 г. «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора»; 2) прекратить выставление собственникам помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес> 28 платежных документов на оплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет ТСЖ «Центр»; 3) собранные денежные средства специального счета ТСЖ «Центр» перечислить на счет регионального оператора НКО «Фонд капитального ремонта».

В ходе проверки выполнения предписания от 19.06.2015 г. было установлено, что данное предписание не выполнено.

В своем письме от 20.07.2015 г. в Госжилинспекцию области председатель ТСЖ «Центр» ФИО1 сообщала, что способ формирования фонда капитального ремонта уже реализован (протокол от 15.04.2014 г.) - формирование фонда капремонта на спецсчете ТСЖ, в связи с чем предписание является неправомерным.

Из письма от 19.08.2015 г. от председателя ТСЖ «Центр» ФИО1 следует, что предписание от 19.06.2015 г. не будет выполняться до тех пор, пока решения общего собрания не будут по иску Госжилинспекции области признаны недействительными.

Решения, принятые собственниками по вопросам №№ 3,7,8 повестки дня, Госжилинспекция области считает не соответствующими законодательству ввиду следующих причин

В управлении ТСЖ «Центр» находятся 2 многоквартирных дома: и по <адрес> в <адрес>.

Собственники помещений в многоквартирных домах № по <адрес> не являются сособственниками, и являются участниками разных гражданско-правовых сообществ. Следовательно, собственники должны были проводить не совместное собрание по 2-м домам, а 2 собрания отдельно по дому 26 и дому 28.

Ввиду изложенного, процедура общего собрания противоречит требованиям ст. 44 ЖК РФ.

Для принятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в общем собрании как минимум необходимо участвовать собственникам, обладающим более чем 2/3 от общего числа голосов, т.е. более 66,67%.

Однако, согласно протоколу от 15.04.2014 г. в собрании приняли участие собственники, обладающие 57,87% голосов от общего количества голосов, ввиду чего решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ «Центр» в установленным порядке принято не было.

Многоквартирные дома № по <адрес> в <адрес> включены в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы, утвержденную постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2013 № 803. Региональная программа была опубликована в Собрании правовых актов Ростовской области, специальный
выпуск от 30.12.2013 г.

Таким образом, решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в ПАО «Сбербанк России», владельцем которого являете ТСЖ «Центр», должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах № по <адрес> в <адрес> в срок до 31.03.2014 г. Следовательно, ТСЖ «Центр» должно было открыт специальный счет в ПАО «Сбербанк России» до 31.03.2014 г. Решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, принятое собственниками после 31.03.2014 г., не влечет юридических последствий.

Как следствие, во исполнение ч. 7 ст. 170 ЖК РФ постановлением администрации <адрес> от 06.05.2014 г. «О формировании фонда
капитального ремонта на счете регионального оператора» многоквартирные дома № по <адрес> в <адрес> включены в перечень многоквартирных домов, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Поскольку требования ЖК РФ и Областного закона № 1101-ЗС не были собственниками и ТСЖ «Центр» выполнены, решения, принятые собственниками по вопросам №№ 3,7,8 повестки дня, после 31.03.2014 г. также не соответствуют данным требованиям и являются недействительными. На основании постановления администрации <адрес> от 06.05.2014 г. собственники должны формировать фонд капитального ремонта на счете НКО «Фонд капитального ремонта».

Как было установлено поверкой, в нарушение ч. 4 ст. 175 ЖК РФ собственниками помещений было принято решение об аккумулировании на специальном счете средства фонда капитального ремонта 2-х многоквартирных домов: и по <адрес> в <адрес>.

Решения собственников по вопросам №№ 3,7,8 повестки дня противоречат требованиям ч. 4 ст. 175 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 181.2 ГК РФ в протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны: 1) дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества; 2) сведения о лицах, принявших участие в голосовании; 3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; 4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; 5) сведения о лицах, подписавших протокол.

Согласно ч. 2 ст. 47 ЖК РФ принявшими участие в общем собрании в собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме общего заочного голосования (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.

Однако, в протоколе от 15.04.2014 г. отсутствуют дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества, что с учетом ч. 2 ст. 47 ЖК РФ является существенным нарушением; отсутствуют результаты голосования по вопросам №№ 7, 8 повестки дня.

Как следует из протокола от ДД.ММ.ГГГГ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах № по <адрес> в <адрес> по вопросам №№ 3,7,8 повестки дня приняты с нарушением порядка ведения собрания и составления протокола, сами решения также не соответствуют законодательству.

А именно, нарушены ч. 1, п.п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, ч. 5, ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, ч. 3.1 ст. 7 Областного закона № 1101-ЗС, ч. 4 ст. 175 ЖК РФ, ч. 5 ст. 181.2 ГК РФ.

На основании изложенного, просили признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах № по <адрес> в <адрес> выбрать способ формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> формирование фонда капитального ремонта на специальном счете, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений ТСЖ «Центр» в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, ул <адрес>, д. , проведенного в форме заочного голосования, от 15.04.2014 г. Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах № по <адрес> в <адрес> определить владельцем специального счета ТСЖ «Центр юридический адрес: <адрес>, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений ТСЖ «Центр» в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> д. , проведенного в форме заочного голосования, от 15.04.2014 г. Признать недействительным решение общего собрания собственнике помещений в многоквартирных домах № по <адрес> в <адрес> определить в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет - Сбербанк России, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений ТСЖ «Центр» в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> д. , проведенного в форме заочного голосования, от 15.04.2014 г.

Представитель истца по доверенности от 08.1.2015 г. ФИО4 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Пояснил в судебном заседании, что в соответствие с п. 1 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственником помещений в многоквартирном доме, если имеются нарушения действующего законодательства. Решение общего собрания собственников в домах № по <адрес> по вопросам № 3, 7, 8 повестки дня принято с нарушением действующего законодательства. Кроме того, хотя в соответствие со ст. 181.4 ч 2 ГК РФ, которая говорит о том, что решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятом в установленном порядке до принятия решения судом, 19 ноября 2015 года и было проведено общее собрание в форме очно-заочного голосования собственников помещения в многоквартирных домах, расположенных по адресу <адрес>, в котором количество голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании и составило 77, 57 %, но решение общего собрания опять было оформлено одним протоколом для двух многоквартирных домов, что противоречит требованиям ст. 44 ЖК РФ. Также просил учесть, что однозначно пропущен срок принятия решения о формировании фонда капитального ремонта, которое должно было быть принято до 31 марта 2014 года. Нарушение указанного срока повлекло включение домов и по <адрес> постановлением администрации г. Батайска от 06.05.2014 года № 1039 в перечень многоквартирных домов, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, однако денежные средства указанные дома на счет регионального оператора не перечисляют, однако при сложившейся ситуации могут требовать проведение капительного ремонта за счет средств, которые аккумулируются на счете регионального оператора. Просил исковые требования удовлетворить.

Ответчик - ФИО1, которая является председателем ТСЖ «Центр», в судебное заседание не явилась, о дате рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просила дело рассматривать в ее отсутствие, о чем предоставила заявление. Суд находит возможным рассматривать дело в отсутствие ответчицы ФИО1 в соответствие со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика ФИО1 и третьего лица ТСЖ «Центр» по ордеру и доверенности адвокат Лопарев А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что ознакомившись с предписанием Госжилинспекции от 19.06.2015 г. и теми требования, которые в нем указаны, видно, что данные требования должностных лиц государственного жилищного надзорного органа сводятся к одному - любым образом заставить собственников денежных средств, а это собственники помещений в многоквартирных домах № по <адрес>, «отдать» эти самые денежные средства в фонд регионального оператора Ростовской области. Вот основная задача, решение которой добиваются сотрудники госжилинспекции.

В исковом заявлении представителем госжилинспекции подробно описаны нарушения, которые допущены собственниками помещений ТСЖ «ЦЕНТР» в многоквартирных домах № по <адрес> при выборе способа формирования фонда капитального ремонта, при проведении общего собрания собственником помещений ТСЖ «ЦЕНТР» от 15.04.2014 г, однако не указано о допущенных ими при этом нарушениях федерального законодательства.

Считает, что отсутствовали основания для проведения госжилинспекцией РО проверки по истечению года после принятого решения собственниками помещений ТСЖ «ЦЕНТР» о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.

В исковом заявлении отражено, что госжилинспекцией по заявлению директора НКО «Фонд капитального ремонта» ФИО3 проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ «ЦЕНТР» на предмет соблюдения обязательных требований к формированию фонда капитального ремонта.

Однако в законе закреплено, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются поступления в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления: о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива; уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно­строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива; порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно­правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом; решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; решения о заключении с указанными лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядку утверждения условий этих договоров и их заключения; порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме; о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК; о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги; о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.

Как видно из закона, должностные лица госжилинспекции имеют право провести по поступившей к ним информации внеплановую документарную проверку по проведению текущего и капитального ремонта дома, по порядку заключения и условий договоров на проведение таких работ.

Что касается вопроса о формировании фонда капитального ремонта, то есть проведение проверки по решению собственника денежных средств, на каком счете формировать собственные денежные средства: на специальном или на счете регионального оператора, законом не предоставлено право проводить по этому вопросу внеплановые документарные проверки.

Такие проверки проводятся в плановом порядке.

Несмотря на это, в нарушение жилищного законодательства и в нарушение ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294 -ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должностные лица госжилинспекции, прикрываясь письмом директора НКО «Фонд капитального ремонта» ФИО3, должностного лица, заинтересованного о поступлении на счет его организации денежных средств собственников помещений ТСЖ «ЦЕНТР», провели такую проверку.

В ч. 5 ст. 20 ЖК РФ закреплено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме имеют право проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения.

Однако собственники помещений домов № ТСЖ «ЦЕНТР» ни 2014, ни 2015 годах в госжилинспекцию на обращались.

Действительно, 15.04.2014 г. собственники жилых помещений ТСЖ «ЦЕНТР», расположенных в многоквартирных домах № по <адрес>, приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. Владельцем специального счета является ТСЖ «ЦЕНТР», кредитная организация, в которой открыт специальный счет, является Сбербанк России.

При проведении общего собрания собственников помещений ТСЖ «ЦЕНТР» были допущены нарушения ст.ст.44, 46 ЖК РФ, а именно: собственники жилых помещений в домах № провели одно совместное собрание; решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах принято большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании. По данному вопросу необходимо было принять решение большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

На сегодняшний день основные нарушения устранены. Так, 19.06.2014 г. на общем собрании ТСЖ «ЦЕНТР» собственники помещений большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме подтвердили свое решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. Аналогичное решение собственники помещений ТСЖ «ЦЕНТР» приняли 30.07.2015 г. после получения предписания госжилинспекции от ДД.ММ.ГГГГ, проголосовав 99,16% за формирование фонда капитального ремонта на специальном счете.

19.11.2015 г. собственники помещений ТСЖ «ЦЕНТР» провели общие собрания отдельно по каждым домам - №, и приняли решения об открытии отдельного специального счета для <адрес>. Голосование, проведенное в двух домах, подтвердило желание собственников помещений о формировании фондов капитального ремонта на специальных счетах по каждому дому.

Собственники помещений ТСЖ «ЦЕНТР» распорядились своими жилищными правами, предусмотренными ч. 2 ст. 1 ЖК РФ и ч. 3 ст. 1 ЖК РФ, по своему усмотрению и в своих интересах, приняв решения о формирования фонда капитального ремонта на специальных счетах двух домов; данное решение не нарушает ни прав, ни законных интересов других граждан.

Обращаясь в суд о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах № по <адрес> о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, проведенного в форме заочного голосования от 15.04.2014 г., госжилинспекция в соответствии с ч. 3 ст.1 ЖК РФ не указала в целях защиты чего или кого необходимо ограничить права собственников.

В госжилинспекцию собственники помещений ТСЖ «ЦЕНТР» не обращались.

В связи с изложенным, представитель ответчика и третьего лица Лопарев А.В. просил в удовлетворении исковых требований государственной жилищной инспекции <адрес> отказать, так как оснований у сотрудников инспекции для обращения в суд не имелось и не имеется: права и законные интересы собственников при принятии решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирных домах № по <адрес> о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, проведенного в форме заочного голосования от 15.04.2014 г. не нарушены.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика и 3-го лица ТСЖ «Центр» адвоката Лопарева А.В., изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 и п.п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет.

Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно ч.ч. 5,7 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 7 Областного закона от 11.06.2013 г. № 1101 -ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области» решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Согласно ч. 4 ст. 175 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.

Судом установлено, что собственниками помещений в многоквартирных домах № по <адрес><адрес> выбран способ управления - управление товариществом собственников жилья «Центр».

На основании обращения директора НКО «Фонд капитального ремонта» ФИО3, peг. № от ДД.ММ.ГГГГ, Госжилинспекцией области была проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ «Центр» на предмет соблюдения обязательных требований к формированию фонда капитального ремонта в многоквартирных домах №, по <адрес> в <адрес>.

В ходе проверки ТСЖ «Центр» представило протокол общего собрания собственников помещений ТСЖ «Центр» в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. <адрес>, д. , проведенного в форме заочного голосования, от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно протоколу от 15.04.2014 г. общее собрание было проведено многоквартирных домах № по <адрес> в форме заочного голосования в котором приняли участие собственники, обладающие 57,87% голосов от общего количества голосов. Председателем собрания являлась председатель правления ТСЖ «Центр» ФИО1, подписавшая протокол от 15.04.2014 г.

Повестка дня голосования содержала в том числе вопросы о способе формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, формирование фонда капитального ремонта на специальном счете, владельце специального счета, о кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет.

Согласно протоколу от 15.04.2014 г. по итогам подсчета голосов по данным вопросам собственниками были приняты решения выбрать способ формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> формирование фонда капитального ремонта на специальном счете; определить владельцем специального счета ТСЖ «Центр» юридический адрес: <адрес>; определить в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет - Сбербанк России.

По результатам проверки, отраженным в акте проверки от 19.06.2015 г. №5737, инспекцией ТСЖ «Центр» было выдано предписание от 19.06.2015 г. № 1687 в срок до 06.08.2015 г: 1) формировать фонд капитального ремонта на счет регионального оператора НКО «Фонд капитального ремонта» в соответствии с постановлением администрации г. Батайска от 06.05.2014 г. № 1039 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора»; 2) прекратить выставление собственникам помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес> платежных документов на оплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет ТСЖ «Центр»; 3) собранные денежные средства специального счета ТСЖ «Центр» перечислить на счет регионального оператора НКО «Фонд капитального ремонта».

В ходе проверки выполнения предписания от 19.06.2015 г. № 1687 было установлено, что данное предписание не выполнено.

В своем письме от 20.07.2015 г. в Госжилинспекцию области председатель ТСЖ «Центр» ФИО1 сообщала, что способ формирования фонда капитального ремонта уже реализован (протокол от 15.04.2014 г.) - формирование фонда капремонта на спецсчете ТСЖ, в связи с предписание является неправомерным.

Из письма от 19.08.2015 г. от председателя ТСЖ «Центр» ФИО1 следует, что предписание от 19.06.2015 г. не будет выполняться до тех пор, пока решения общего собрания не будут по иску Госжилинспекции области признаны недействительными.

В управлении ТСЖ «Центр» находятся 2 многоквартирных дома: и по <адрес> в <адрес>. Собственники помещений в многоквартирных домах № и 28 по <адрес> не являются сособственниками, и являются участниками разных гражданско-правовых сообществ. Следовательно, собственники должны были проводить не совместное собрание по 2-м домам, а 2 собрания отдельно по дому 26 и дому 28. Ввиду изложенного, процедура общего собрания противоречит требованиям ст. 44 ЖК РФ.

Для принятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в общем собрании как минимум необходимо участвовать собственникам, обладающим более чем 2/3 от общего числа голосов, т.е. более 66,67%. Однако, согласно протоколу от 15.04.2014 г. в собрании приняли участие собственники, обладающие 57,87% голосов от общего количества голосов, ввиду чего решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ «Центр» в установленным порядке принято не было.

Многоквартирные дома № по <адрес> в <адрес> включены в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы, утвержденную постановлением <адрес> от 26.12.2013 . Региональная программа была опубликована в Собрании правовых актов Ростовской области, специальный
выпуск от 30.12.2013 г.

Таким образом, решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в ПАО «Сбербанк России», владельцем которого являете ТСЖ «Центр», должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах № по <адрес> в <адрес> в срок до 31.03.2014 г. Следовательно, ТСЖ «Центр» должно было открыт специальный счет в ПАО «Сбербанк России» до 31.03.2014 г. Решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, принятое собственниками после 31.03.2014 г., не влечет юридических последствий.

Как следствие, во исполнение ч. 7 ст. 170 ЖК РФ постановлением администрации г. Батайска от 06.05.2014 г. № 1039 «О формировании фонда
капитального ремонта на счете регионального оператора» многоквартирные дома № по <адрес> в <адрес> включены в перечень многоквартирных домов, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Поскольку требования ЖК РФ и Областного закона № 1101-ЗС не были собственниками и ТСЖ «Центр» выполнены, решения, принятые собственниками по вопросам № повестки дня, после 31.03.2014 г. также не соответствуют данным требованиям и являются недействительными. На основании постановления администрации г. Батайска от 06.05.2014 г. собственники должны формировать фонд капитального ремонта на счете НКО «Фонд капитального ремонта».

Как было установлено поверкой, в нарушение ч. 4 ст. 175 ЖК РФ собственниками помещений было принято решение об аккумулировании на специальном счете средства фонда капитального ремонта 2-х многоквартирных устного домов: и по <адрес> в <адрес>.

Решения собственников по вопросам № повестки дня противоречат требованиям ч. 4 ст. 175 ЖК РФ, ч. 5 ст. 181.2 ГК РФ, ч. 2 ст. 47 ЖК РФ. В протоколе от 15.04.2014 г. отсутствуют дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества, что с учетом ч. 2 ст. 47 ЖК РФ является существенным нарушением; отсутствуют результаты голосования по вопросам № повестки дня.

Как следует из протокола от 15.04.2014 г. решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах № по <адрес> в <адрес> по вопросам № повестки дня приняты с нарушением порядка ведения собрания и составления протокола, сами решения также не соответствуют законодательству.

Суд не может принять во внимание заявление представителя ответчика о том, что на органе местного самоуправления в силу закона лежала обязанность провести собрание собственников жилых помещений многоквартирных домов, чтобы довести до их сведения и сформировать решение о фонде капитального ремонта либо на специальном счете, либо на счете регионального оператора по следующим основаниям. Действительно, в силу части 6 ст. 170 Жилищного Кодекса РФ не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее. Вместе с тем, невыполнение указанной обязанности органом местного самоуправления не исключает его обязанности по принятию решения о формировании фонда капительного ремонта и не влияет на законность такого решения. Поскольку в судебном заседании установлено, что специалистами Управления жилищно-коммунального хозяйства были приняты все разумные меры при решения вопроса формирования фондов капительного ремонта многоквартирных домов, а именно проводились собрания, семинары, где велась разъяснительная работа с председателями ТСЖ, ЖСК, собственниками МКД, вся информация, касающаяся этого вопроса неоднократно печаталась в СМИ города Батайска, что повлекло впоследствии во исполнение ч 7 ст. 170 ЖК РФ вынесение постановления Администрацией г. Батайска от 06.05.2014 года «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора», куда были включены многоквартирные дома № по <адрес>.

Также суд не может принять во внимание, что в хотя в соответствие со ст. 181.4 ч 2 ГК РФ решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятом в установленном порядке до принятия решения судом, а 19 ноября 2015 года было проведено общее собрание в форме очно-заочного голосования собственников помещения в многоквартирных домах, расположенных по адресу <адрес>, в котором количество голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании и составило 77, 57 %, но поскольку решение общего собрания было оформлено одним протоколом № 3 для двух многоквартирных домов, то данное решение не может быть признано решением, принятом в установленном порядке, так как оно противоречит требованиям ст. 44 ЖК РФ.

Таким образом, учитывая приведенные норм права, суд приходит к выводу о том, что государственная жилищная инспекция Ростовской области правомерно обратилась в суд с исковыми требованиями к ФИО1, 3-е лицо ТСЖ «Центр» и данные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования государственной жилищной инспекции Ростовской области к Козловской ФИО9, 3-е лицо ТСЖ «ЦЕНТР» о признании недействительным решения общего собрания - удовлетворить.

Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах № по <адрес> в <адрес> в части выбора способа формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> формирование фонда капитального ремонта на специальном счете, определения владельцем специального счета ТСЖ «Центр» юридический адрес: <адрес>, определения в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет - Сбербанк России, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений ТСЖ «Центр» в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведенного в форме заочного голосования, от 15.04.2014 г.

Взыскать с Козловской ФИО10 госпошлину в доход государства в сумме 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Батайский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 21.12.2015 года.

Судья Орельская О.В.