ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3087(2020 от 27.11.2020 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-3087(2020) копия:

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2020 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматереных О.В., при секретаре Бондыревой К.В., с участием истца Смирновой О.В., представителя ответчика главы поселения Левина Ю.В., представителя третьего лица Администрации Пермского муниципального района Свечникова К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой ФИО10 к Администрации Платошинского сельского поселения об отмене распоряжения о дисциплинарном взыскании,

установил:

Смирнова О.В. обратилась в суд с иском к Администрации Платошинского сельского поселения об отмене распоряжения -лс от ДД.ММ.ГГГГ о дисциплинарном взыскании, указав, что она работает в администрации Платошинского с/п с 06.04.2001г., в должности зам.главы Патошинского с/п по экономике и финансам с 01.09.2014г. Распоряжением-лс от 16.06.2020г. к ней незаконно применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за несоблюдение требований к урегулированию конфликта интересов и не принятия мер по урегулированию конфликта интересов, установленных статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Считает, что приказ о применении дисциплинарного взыскания незаконным, поскольку отсутствует конфликт интересов при заключении администрацией Платошинского с/п контрактов с моей дочерью ФИО5 и мужем ФИО4, а также с ООО «ГолденПлат» и ООО «ГолденХауз», руководителем и учредителем которых является ФИО4 При выполнении и подписании муниципальных контрактов и актов выполненных работ она не присутствует, в её полномочия это не входит. Контракты подписываются главой сельского поселения, не являющимся родственником ФИО4 и ФИО5ФИО4 и ФИО5 не находятся в её подчинении, она не принимает работы, не является контрактным управляющим, не выполняет функции главного бухгалтера, не имеет право первой и второй подписи, не принимает решения по заключению контрактов. Контрактная служба в администрации не создана. Функции контрактного управляющего выполняет делопроизводитель, не имеющий родства (свойства) ни с главой поселения, ни с ней. Она не является руководителем заказчика, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим. Кроме того, её родственники никогда не становились участниками закупок, решение по которым принимались Комиссией по осуществлению закупок. Муниципальные контракты со ФИО4, ФИО5, ООО «ГолденПлат» и ООО «ГолденХауз» заключались в целях исполнения полномочий сельского поселения в области безопасности дорожного движения и благоустройства в условиях дефицита средств бюджета Платошинского с/п. ФИО4 и ФИО5 выполняют работы (оказывают услуги) качественно, с соблюдением сроков, имея все необходимое оборудование и инвентарь. Нареканий со стороны населения и Совета депутатов не поступало. Отношения между администрацией сельского поселения и исполнителем работ ФИО4 и ФИО5 регулируются Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Её обязанности как заместителя главы сельского поселения по функциональным обязанностям не тождественны полномочиям руководителя органа местного самоуправления и руководителя Комиссии по закупкам. Она не обладает правом принятия фактических решений, влекущих за собой правовые последствия при осуществлении функций и полномочий, которые отнесены к ведению контрактного управляющего или главы поселения. Должностной инструкцией полномочия контрактного управляющего были возложены на делопроизводителя администрации сельского поселения, а не на заместителя главы поселения ФИО1 Согласно ч.1 ст. 27 Закона № 44-ФЗ участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Иные ограничения незаконны. Муниципальные контракты и акты выполненных работ подписывает глава поселения. Результат выполнения работ, оказания услуг принимаются главой поселения. График закупок размещает делопроизводитель, являющийся контрактным управляющим. В электронных аукционах ФИО4, ФИО5, ООО «ГолденПлат» и ООО «ГолденХауз» не участвуют.

Истец Смирнова О.В. в суде исковые требования поддержала по доводам искового заявления, пояснив, что её полномочия не позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения. Полагает, что в её действиях нет нарушения антикоррупционного законодательства. О том, что 30 контрактов заключено с её родственниками, ей известно не было.

Представитель ответчика глава сельского поселения Левин Ю.В. в судебном заседании иск признал, пояснил, что в определенный период времени им действительно были заключены прямые контракты с близкими родственниками Смирновой О.В.

Представитель третьего лица администрации Пермского муниципального района (комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Пермского муниципального района и урегулированию конфликта интересов) Свечников К.Е. в суде с иском не согласился, пояснив, что в ходе проверки прокуратурой Пермского района администрации Платошинского с/п было выявлено, что в период 2018-2019г.г. администрацией напрямую было заключено со Смирновым В.В. 11 муниципальных контрактов, с ООО «Голден Хауз» 7 муниципальных контрактов, со Смирновой А.В. было заключено 9 муниципальных контрактов, т.е. контракты были заключены с родственниками истца. Должностное лицо, которое находится в подчинении главы, может влиять на принятие им решений. В соответствии с должностной инструкцией истца она осуществляет контроль за контрактной деятельностью, поэтому могла повлиять на их заключение.

Выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Из материалов дела следует, что Смирнова О.В. с 01 сентября 2014 года работает в Администрации Платошинского сельского поселения в должности заместителя главы Платошинского сельского поселения по экономике и финансам, начальника финансово-экономического отдела администрации сельского поселения (л.д.5 распоряжение № 27-к от 29.08.2014).

Согласно должностной инструкции заместителя главы Платошинского сельского поселения по экономике и финансам: заместитель главы возглавляет финансово-экономический отдел и контрактную службу администрации Платошинского сельского поселения (п.3.1 инструкции). Координирует работу всех участников бюджетного процесса по исполнению бюджета Платошинского сельского поселения; по осуществлению финансового контроля и аудита (п.3.2). Координирует работу по заключению муниципальных контрактов/договоров аренды. Разрабатывает и размещает конкурсную документацию для сайта zakupki.dog.ru (п.3.3). Координирует работу по реализации единой политики в области размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для муниципальных нужд; расширение возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов администрации района, организаций-бюджетополучателей в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов (п.3.4).

10 июня 2020 года состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов администрации Пермского муниципального района. На заседании комиссии был рассмотрен доклад о результатах проверки в отношении заместителя главы Платошинского сельского поселения по экономике и финансам Смирновой ФИО11, проведенной на основании представления прокуратуры Пермского района от 30.03.2020г. об устранении нарушений в области законодательства о противодействии коррупции. В рамках проведенной проверки был установлен факт наличия родственных отношений между заместителем главы Платошинского сельского поселения по экономике и финансам ФИО1 и ФИО4 (супруг), ФИО5 (дочь), которые являлись стороной по муниципальным контрактам, указанным в представлении прокуратуры. Сама ФИО1 в своих письменных пояснениях факт родства ни со ФИО4, ни со ФИО5 не оспаривает. ФИО1 уведомление о конфликте интересов, выражающемся в том, что она замещает должность муниципальной службы заместителя главы администрации Платошинского сельского поселения, при этом, согласно должностной инструкции, возглавляет финансово-экономический отдел и контрактную службу в администрации Платошинского сельского поселения, при этом с ее супругом и дочерью за период с 2018-2019 годы было заключено 27 муниципальных контрактов на сумму 784 957, 59 рублей, не подавала. Комиссия решила, что Смирнова ФИО12 не соблюдала требования к урегулированию конфликта интересов и не предприняла мер по урегулированию конфликта интересов, не подала соответствующее уведомление о конфликте интересов и его урегулировании в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, чем нарушила обязанности, установленные в целях противодействия коррупции ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Рекомендовано главе Платошинского сельского поселения применить к муниципальному служащему Смирновой ФИО13, в соответствии с подп.19 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Пермского муниципального района и урегулированию конфликта интересов, утвержденного распоряжением администрации Пермского муниципального района от 29.05.2019г. , за совершение коррупционного правонарушения взыскание в виде выговора (л.д. 10-16).

Распоряжением главы Администрации Платошинского сельского поселения -лс от ДД.ММ.ГГГГ за нарушение антикоррупционного законодательства в части не соблюдения требований к урегулированию законодательства в части не соблюдения требований к урегулированию конфликта интересов и не принятия мер по урегулированию конфликта интересов, установленных статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции» на Смирнову ФИО14 наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания (л.д. 13).

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) муниципального служащего регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

По правилам ст. 11 ТК РФ на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе.

Аналогичная норма предусмотрена ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ.

Исходя из ст. 189 ТК РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с названным Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя (работодатель) имеет право применять следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям (ч. 1). Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (ч. 3).

Положения, аналогичные ч. 1 ст. 27, содержатся в ст. 192 ТК РФ, которой также предусмотрено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Таким образом, из названных норм права следует, что дисциплинарным проступком, влекущим наложение на муниципального служащего дисциплинарного взыскания, признается совершение им виновного действия (бездействия), которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении муниципальным служащим обязанностей, возложенных на него федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, должностной инструкцией.

В соответствии с п. 3 ст. 27 указанного Федерального закона порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", в частности в виде замечания.

Положения ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ устанавливают порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе и предусматривают, что для целей настоящего Федерального закона используются понятия "конфликт интересов", установленное ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ч. 1), "личная заинтересованность" - установленное ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ч. 3); случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации (ч. 2); представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4); непринятие гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы (ч. 4.1.).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (ч. 1); под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2).

В соответствии с положениями статьи 11 названного федерального закона государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомлять об этом в письменной форме своего непосредственного начальника. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Данные меры могут состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Данным нормам корреспондируют положения частей 1, 2, 2.1, 2.3, 3 статьи 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции".

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Смирнова О.В., в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" и пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", не уведомила в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не приняла мер по его предотвращению, т.е. Смирнова О.В. совершила дисциплинарный проступок коррупционной направленности, что дает основание для привлечения её к дисциплинарной ответственности в виде замечания (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является).

Довод истца об отсутствии конфликта интересов суд находит несостоятельным, поскольку в силу части 2 статьи 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и исходя из части 2 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью на муниципальной службе понимается возможность получения, в том числе состоящими с муниципальным служащим в близком родстве или свойстве лицами доходов в виде денег, иного имущества, имущественных прав. Супруг истца и её дочь, заключая муниципальные контракты, получали за их выполнение соответствующее денежное вознаграждение, что увеличивало семейный бюджет Смирновых. Следовательно, при данных обстоятельствах имела место личная заинтересованность Смирновой О.В.

Исходя из части 2 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью на муниципальной службе понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, имущественных прав.

Таким образом, суд приходит к выводу, что привлечение истца к дисциплинарному взысканию в виде замечания произведено ответчиком правомерно, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Смирновой О.В. не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Смирновой ФИО15 к Администрации Платошинского сельского поселения об отмене распоряжения № от 16 июня 2020 года о дисциплинарном взыскании в виде замечания - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья:/подпись/

Решение в окончательной форме составлено 04 декабря 2020 года.

Судья:/подпись/

Копия верна

Судья Пермского районного суда: Безматерных О.В.

Подлинник подшит в гражданском деле № 2-3087(2020)

Пермского районного суда Пермского края

59RS0008-01-2020-003641-48