Дело № 2-3087/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Астрахань 30 сентября 2020 года
Кировский районный суд г.Астрахани в составе:
председательствующего судьи Синёвой И.З.,
при секретаре Игнатовой Д.С.,
с участием помощника прокурора Кировского района города Астрахани Резниковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кировского района г.Астрахани в интересах Российской Федерации и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному Пассажирскому транспортному предприятию г.Астрахани, администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности выполнить мероприятия по обеспечению постоянной готовности помещений защитного сооружения к чрезвычайным ситуациям,
установил:
заместитель прокурора Кировского района г.Астрахани обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указав, что прокуратурой района проведена проверка по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации об исполнении законодательства о гражданской обороне при содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны.
Установлено, что в собственности администрации муниципального образования «Город Астрахань» находится нежилое здание <адрес>, расположенное на территории муниципального унитарного Пассажирского транспортного предприятия г.Астрахани (далее МУ ПТП г. Астрахани) и являющееся защитным сооружением гражданской обороны.
Согласно паспорту убежища № от ДД.ММ.ГГГГ назначение убежища в мирное время - заглубленный склад инвентаря и оборудования.
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ указанный объект закреплен на праве хозяйственного ведения за МУ ПТП г. Астрахани.
Ответчиками в нарушение норм действующего законодательства не принимаются меры к сохранности защитного сооружения, оно не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проводится его техническое обслуживание.
По данному факту прокуратурой района 17.02.2020 руководителю МУ ПТП г. Астрахани вносилось представление об устранении нарушений закона. До настоящего времени нарушения не устранены.
Заместитель прокурора Кировского района г.Астрахани прпосил признать бездействие муниципального унитарного Пассажирского транспортного предприятия г. Астрахани, администрации муниципального образования «Город Астрахань» по неприведению защитного сооружения гражданской обороны, заглубленного склада инвентаря и оборудования в соответствие с требованиями законодательства о гражданской обороне незаконным.
Обязать муниципальное унитарное Пассажирское транспортное предприятие г. Астрахани, администрацию муниципального образования «Город Астрахань» в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по обеспечению постоянной готовности помещений защитного сооружения гражданской обороны к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени; выполнить ремонт инженерно- технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны: системы вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения и канализации; разработать документацию защитного сооружения в соответствии с требованиями правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Кировского района города Астрахани Резникова О.С. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МУ «Пассажирское транспортное предприятие» исковые требования не признал, просил оставить без удовлетворения.
Представитель ответчика администрация муниципального образования «Город Астрахань» исковые требования не признал, представил суду возражения.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Астраханской области исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г.Астрахани по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации об исполнении законодательства о гражданской обороне при содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны.
В ходе проверки установлено, что в собственности администрации муниципального образования «Город Астрахань» находится нежилое здание <адрес>, расположенное на территории МУ ПТП г. Астрахани и являющееся защитным сооружением гражданской обороны.
Согласно паспорту убежища № от ДД.ММ.ГГГГ назначение убежища в мирное время - заглубленный склад инвентаря и оборудования.
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ указанный объект закреплен на праве хозяйственного ведения за МУ ПТП г. Астрахани.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ О гражданской обороне» гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 6 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской бороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Приказом Министерства РФ по делам гражданской бороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 № 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (далее Порядок).
Указанный Порядок определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны (далее ЗС ГО) в мирное время.
Согласно пункту 2 Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность защитных свойств ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.
Указанные требования содержатся также в пункте 3.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных и введенных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № (далее - Правила).
В ходе проведенной проверки совместно со специалистом ГУ МЧС России по Астраханской области в соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В нарушение п. 3.2.11 инженерно-техническое оборудование ЗС ГО содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению.
Так, система вентиляции находится в неисправном состоянии (разобрана), отсутствует система энергоснабжения, система водоснабжения демонтирована, отсутствует канализационная система (санитарно-техническое оборудование разукомплектовано.
В нарушение п. 3.6 Правил не разработана документация защитного сооружения в соответствии с требованиями правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В нарушение п 3.4.4. Правил не обеспечена надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в сраженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления;
В нарушение п. 3.2.1. При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в селом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно - герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Таким образом, МУ «Пассажирское транспортное предприятие» не принимается мер к сохранности защитного сооружения, оно не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проводится его техническое обслуживание.
Выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении мероприятий по гражданской обороне со стороны МУ «Пассажирское транспортное предприятие», не обеспечение мер по поддержанию в надлежащем состоянии объекта ЗС ГО создает угрозу защищенности граждан.
Непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.
В соответствии с п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, п. 5 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 3591, организации, которым передано на баланс ЗС ГО, обязаны обеспечивать сохранность объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Пунктом 1.8 Правил установлено, что в обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению.
Статья 14 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», возлагает обязанность по обеспечению создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подготовки работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций на соответствующей организации.
Статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определены полномочия организаций в области гражданской обороны, в том числе, планирование и организация проведения мероприятий по гражданской обороне, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 №, содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
По данному факту прокуратурой района 17.02.2020 руководителю МУ «Пассажирское транспортное предприятие» вносилось представление об устранении нарушений закона. Однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Кроме того, Администрацией МО «Город Астрахань» как собственником указанного убежища меры к понуждению МУ «Пассажирское транспортное предприятие» исполнения требований содержания и эксплуатации ЗСГО не принимаются.
Доводы представителей Администрацией МО «Город Астрахань» и МУ «ПТП» г. Астрахани, что МУ «ПТП» г. Астрахани в зоны возможных опасностей, а также в зону потенциально опасных объектов не подпадает и на отсутствие денежных средств, на восстановление защитного сооружения, судом не принимаются во внимание, поскольку федеральным законодательством возложена обязанность на ответчиков проводить мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного крут лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
С учетом вышеуказанных положений, суд приходит к выводу о возложении обязанности на муниципальное унитарное Пассажирское транспортное предприятие г. Астрахани, администрацию муниципального образования «Город Астрахань» в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по обеспечению постоянной готовности помещений защитного сооружения гражданской обороны к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых защитных сооружений гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени; выполнить ремонт инженерно- технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны: системы вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения и канализации; разработать документацию защитного сооружения в соответствии с требованиями правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Кроме того, суд считает необходимым взыскать с муниципального унитарного Пассажирского транспортного предприятия г. Астрахани государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Астрахань» в размере 3 000,00 руб., в соответствии со ст. 333.19 НК РФ подлежащую уплате при подаче настоящего иска, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, согласно которой государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление заместителя прокурора Кировского района г. Астрахани удовлетворить.
Признать бездействие муниципального унитарного Пассажирского транспортного предприятия г. Астрахани, администрации муниципального образования «Город Астрахань» по неприведению защитного сооружения гражданской обороны, заглубленного склада инвентаря и оборудования в соответствие с требованиями законодательства о гражданской обороне незаконным.
Обязать муниципальное унитарное Пассажирское транспортное предприятие г. Астрахани, администрацию муниципального образования «Город Астрахань» в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по обеспечению постоянной готовности помещений защитного сооружения гражданской обороны к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени; выполнить ремонт инженерно- технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны: системы вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения и канализации; разработать документацию защитного сооружения в соответствии с требованиями правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Взыскать с муниципального унитарного Пассажирского транспортного предприятия г. Астрахани государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Астрахань» в размере 3 000,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 2 октября 2020 г.
Судья И.З. Синёва