ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3088 от 13.12.2010 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

                                                                                    Элистинский городской суд Республики Калмыкия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Элистинский городской суд Республики Калмыкия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-3088/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 декабря 2010 года г.Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего - судьи Чуева Д.Ю.,

при секретаре Хейчиевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лаганского района Республики Калмыкия в интересах ФИО3 к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о признании решения незаконным и возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилья,

у с т а н о в и л:

Прокурор Лаганского района Республики Калмыкия обратился в суд в интересах ФИО3 с указанным иском к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК, мотивируя следующим.

В прокуратуру Лаганского района РК обратилась ФИО4 с заявлением о нарушении ее жилищных прав. В ходе проведенной проверки установлено, что ФИО3 является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст.21 ФЗ № 5 от 12 января 1995 г. «О ветеранах». В соответствии с заключением межведомственной комиссии ххх районного муниципального образования №* от ххх жилой дом по адресу: , в котором проживает ФИО3, признан непригодным для постоянного проживания, в доме отсутствует газ, водопровод, канализация. Постановлением главы администрации ххх городского муниципального образования №* от ххх ФИО3 принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. ххх жилищно-бытовой комиссией ххх городского муниципального образования принято решение о наличии у ФИО3 права на получение субсидии для приобретения жилья. На основании указанного решения ФИО3 была включена в список инвалидов и участников ВОВ, членов семей, погибших инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем. Решением межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов жилыми помещениями Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК №* от ххх ФИО3 в выдаче субсидии отказано. Основанием явилось то, что ею ранее было использовано право на приобретение жилого помещения за счет государственных средств. По данным ххх отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РК домовладение по адресу: , состоит на учете за ФИО3 на основании свидетельства о праве на наследство, заверенное ххх нотариальной конторой от ххх С ххх заявитель постоянно проживает по вышеуказанному адресу.В ххх г. в результате стихийного бедствия домовладение ФИО3 было затоплено нагонными водами Каспийского моря. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 897 «Об оказании государственной поддержки в приобретении жилья гражданам, жилье которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях», постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 г. № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» ххх владельцу государственного жилищного сертификата №* ФИО3 в собственность была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: . Однако ххх указанную квартиру заявитель продала в связки с тяжелыми жизненными обстоятельствами. При этом ей пришлось остаться проживать в попавшем под затопление жилом доме, не отвечающем техническим и санитарным нормам. Просит суд отказ Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК в предоставлении ФИО3 субсидии на приобретение жилого помещения признать незаконным и возложить на них обязанность предоставить ФИО3 как вдове участника Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета субсидию на приобретение жилья.

В судебном заседании прокурор Ванькаева Т.А исковые требования уточнила и просила суд возложить обязанность по предоставлению ФИО3 по месту жительства за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение в собственность жилья на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК являющегося правопреемником Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК.

Представитель истца ФИО3 – ФИО1 исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее – Министерство) ФИО2 исковые требования прокурора не признал, пояснив, что ранее ФИО3 было использовано право на приобретение жилого помещения за счет государственных средств, по этим основаниям ФИО3 как вдова участника Великой Отечественной войны право на получение субсидии на приобретение жилья не имеет.

Представитель ххх городского муниципального образования РК в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В удовлетворении исковых требований не возражает. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного участника процесса.

Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд находит исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета. Обеспечение жильем осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Как следует из материалов дела, ФИО3 является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст.21 ФЗ № 5 от 12 января 1995 г. «О ветеранах». Постановлением главы администрации ххх городского муниципального образования №* от ххх ФИО3 принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. ххх жилищно-бытовой комиссией ххх городского муниципального образования вынесено предложение Межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов жилыми помещениями выдать ФИО3 субсидию для приобретения жилья. На основании указанного решения ФИО3 была включена в список инвалидов и участников ВОВ, членов семей, погибших инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем. (удостоверение серии №*, от ххх; постановление главы администрации ххх городского муниципального образования №* от ххх; протокол №* жилищно-бытовой комиссии ххх городского муниципального образования РК от ххх; постановление главы Администрации ххх городского муниципального образования №* от ххх).

Решением межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов жилыми помещениями Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК №* от ххх ФИО3 в выдаче субсидии отказано в связи с тем, что ранее ею было использовано право на приобретение жилого помещения за счет государственных средств (выписка из протокола заседания межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов жилыми помещениями Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК №* от ххх).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела ФИО3 зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: .

В ххх г. в результате стихийного бедствия домовладение ФИО3 было затоплено нагонными водами Каспийского моря. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 897 «Об оказании государственной поддержки в приобретении жилья гражданам, жилье которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях», постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 г. № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» ххх владельцу государственного жилищного сертификата №* ФИО3 в собственность была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: .

По данным ххх отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РК домовладение по адресу: , состоит на учете за ФИО3 на основании свидетельства о праве на наследство, заверенное ххх нотариальной конторой от ххх С ххх

Как пояснил в суде представитель истца ФИО1 ххх указанную квартиру ФИО3 продала в связи с тяжелыми жизненными обстоятельствами.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования, которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно п.12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Заключением межведомственной комиссии ххх районного муниципального образования №* от ххх жилой дом по адресу: , в котором проживает ФИО3, признан непригодным для постоянного проживания, в доме отсутствует газ, водопровод, канализация.

Таким образом, принадлежащий ФИО3 на праве собственности жилой дом установленным требованиям к жилым помещениям не соответствует.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, был изменен порядок обеспечения жильем участников ВОВ: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, предоставляется право на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном ст.23.3 Федерального закона «О ветеранах», а принятые на учет после 01 января 2005 г. обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, при внесении в законодательство изменений, касающихся форм обеспечения граждан жильем, законодателю надлежит иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановления от 24 мая 2001 г. № 8-П, от 03 июня 2004 г. № 11-П, от 15 июня 2006 г. № 6-П, от 05 апреля 2007 г. № 5-П, от 10 ноября 2009 г. №17-П).

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации изменение условий и порядка обеспечения жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты.

Такая дифференциация - при наличии одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории участников ВОВ и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, установление в законе ограничения сроком для реализации социальных прав участниками ВОВ противоречит закрепленным в Конституции Российской Федерации принципам. Подтверждением этому служит то, что Федеральным законом от 21 декабря 2009 года №327-ФЗ указанные ограничения исключены из ст.15 Федерального закона «О ветеранах»

В силу ст.23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

Постановлением Правительства РК от 26 мая 2006 г. № 190 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года и до 01 марта 2005 года» утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, определенных ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций (далее по тексту – Порядок).

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 мая 2006 г. № 190 функции по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК.

Пунктом 2 Порядка мера социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется в форме субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность.

Согласно п.9 Порядка единственным основанием для отказа в выдаче субсидии является непредставление документов, указанных в п.8 данного Порядка.

Согласно Указом Главы Республики Калмыкия № 330 от 03 ноября 2010 г. «О совершенствовании органов исполнительной власти Республики Калмыкия» Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия переименовано в Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.

Согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2008 г. № 714 жильем обеспечиваются нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, субсидия на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета является мерой социальной поддержки, предоставление которой, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», не ставится в зависимость от получения ранее гражданином жилого помещения за счет средств государства, в том числе в качестве помощи пострадавшему в результате стихийного бедствия. По этому основанию отказ ответчика в предоставлении ФИО3 как вдове участника Великой Отечественной войны субсидии на приобретение жилого помещения является незаконным, нарушает ее право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны.

При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора Лаганского района РК в интересах ФИО3 подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Лаганского района Республики Калмыкия в интересах ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в предоставлении ФИО3 субсидии на приобретение жилого помещения.

Обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить ФИО3 как вдове участника Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета по месту жительства субсидию на приобретение в собственность жилого помещения.

Решение может быть также обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись) Д.Ю.Чуев

Копия верна. Судья Д.Ю.Чуев