ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3088/15 от 27.08.2015 Индустриального районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-3088/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 августа 2015 года город Пермь

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ветлужских Е.А.,

с участием представителя заявителя по доверенности Жуковой Ю.А.,

представителя заинтересованного лица по доверенности Чернышевой М.И.,

при секретаре Рыковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комарова В.А. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми об оспаривании решения,

у с т а н о в и л :

Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми. В обоснование заявления Комаров В.А. указал следующее ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен от Департамента земельных отношений администрации г. Перми ответ на обращение с просьбой предоставить в аренду на 4 года земельный участок площадью 1700 кв.м. по адресу: <адрес>, для размещения ангара некапитального типа для хранения автозапчастей в соответствии с которым на основании решения Пермской городской Думы от 23.10.2007 г. № 260 было принято решение о возможности предоставления данного земельного участка в аренду на 11 месяцев. Срок действия данного решения о возможности предоставления земельного участка 1 год с момента публикации информационного сообщения на официальном бюллетене о его предстоящем предоставлении. В соответствии с указанным письмом от ДД.ММ.ГГГГ для соблюдения процедуры предоставления земельного участка Комарову В.А. необходимо было выполнить ряд определенных действий, а именно осуществить действия направленные на постановку данного земельного участка на государственный кадастровый учет и получение кадастрового паспорта земельного участка. С помощью привлечения третьих лиц Комаров В.А. сформировал схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставил ее на утверждение в ДЗО. ДД.ММ.ГГГГ начальник Департамента земельных отношений администрации г. Перми утвердил схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории и выдал ее Комарову В.А. ДД.ММ.ГГГГ Комаров В.А. с помощью привлечения третьих лиц осуществил постановку земельного участка в филиале ФГУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на кадастровый учет, о чем свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ . Земельному участку был присвоен кадастровый номер . В целях выполнения условий предоставления земельного участка ДД.ММ.ГГГГ Комаров В.А. предоставил в Департамент земельных отношений администрации г. Перми кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Комарову В.А. было направлено решение ДЗО в соответствии с которым документы на земельный участок переданы в Департамент имущественных отношений администрации г. Перми для проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка со ссылкой на подпункт 2.12 прим. 1 Порядка. В соответствии с п. 2.9 Порядка, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 № 260, уполномоченный орган в сфере земельных отношений в случае принятия решения о возможности предоставления земельного участка обеспечивает информирование населения через средства массовой информации о предстоящем предоставлении земельного участка. В соответствии с п. 2.9 Порядке срок действия решения о предоставлении земельного участка составляет 1 год с момента публикации информационного сообщения. Информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка публикуется в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", носит уведомительный характер и не ставит целью поиска иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка. В информационном сообщении должны быть указаны следующие сведения: лицо, по обращению которого принято решение о возможности предоставления земельного участка. Информация о предстоящем предоставлении истцу в аренду испрашиваемого земельного участка была опубликована 21.03.2014 г. в официальном бюллетене администрации г. Перми № 19. Следовательно, срок действия решения на момент предоставления кадастрового паспорта не истек и ДЗО должно было осуществить предоставление права аренды земельного участка на условиях указанных в решении. В соответствии с п. 2.10 Порядка и ст. 34 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган в сфере земельных отношений в сроки, установленные действующим законодательством, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии с п. 2.11 Порядка, уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю на праве, указанном в пункте 2.9 настоящего Порядка, и направляет ему копию такого решения. Схеме расположения земельного участка была утверждена ДЗО и выдана Комарову В.А. Кадастровый паспорт был Комаровым В.А. предоставлен в надлежащем виде и установленные сроки. Департаментом земельных отношений администрации г. Перми данные факты не оспорены. Решением Пермской городской Думы от 28.01.2014 № 10 принят новый пункт 2.9 прим. 1, которым предусмотрено, что в случае, если в течение четырнадцати дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган в сфере земельных отношений поступит заявление от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка осуществляется посредством проведения торгов. Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в течение пяти рабочих дней после дня получения заявления от другого липа (других лиц) о предоставлении земельного участка уведомляет простым письмом первоначально обратившегося заявителя о предоставлении соответствующего земельного участка посредством проведения торгов. Организация и проведение торгов осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с п. 2.9 прим. 2 принятым Решением Пермской городской Думы от 28.01.2014 № 10 в случае, если в течение четырнадцати дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка заявления от иных лиц не поступили, предоставление земельного участка осуществляется первоначально обратившемуся заявителю в порядке, установленном пунктами 2.10-2.12 настоящего Порядка. Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока принятия заявлений уведомляет первоначально обратившегося заявителя о возможности предоставления ему земельного участка простым письмом. Срок действия решения о возможности предоставления земельного участка составляет один год с момента публикации сообщения о приеме заявления о предоставлении земельного участка, размещенного в соответствии с пунктом 2.9 настоящего Порядка. ДД.ММ.ГГГГ Пермской городской Думой принято решение «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 23.10.2007 г. № 260 «Об утверждении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством на территории г. Перми». Порядок был дополнен п. 2.12 прим. 1. В соответствии с этим пунктом Порядка, в случае если в отношении испрашиваемого земельного участка после принятия решения о возможности его предоставления, срок действия которого на момент представления кадастрового паспорта земельного участка не истек, не осуществлено информирование населения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в целях поиска иных лиц, заинтересованных в испрашиваемом земельном участке, предоставление такого земельного участка заявителю осуществляется только после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 2.9 настоящего Порядка. В случае, если в течение семи дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган в сфере земельных отношений поступит заявление от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка осуществляется посредством проведения торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Перми. Новыми пунктами был изменен порядок предоставления земельных участков после подачи заявления истцом и принятия решения о возможности предоставления истцу испрашиваемого земельного участка. Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Следовательно, после принятия решения о возможности предоставления Комарову В.А. испрашиваемого земельного участка, ДЗО администрации города Перми обязан был завершить процедуру предоставления земельного участка на тех же условиях, которые действовали на момент принятия решения, что гарантирует устойчивость правовых отношений гражданского оборота и не нарушает их законные интересы. Статья 34 Земельного кодекса РФ регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей не связанных со строительством. Данной нормой предусмотрено, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе и порядок рассмотрения заявок и принятие решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию. Пунктом 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается. Из положений ст.34 Земельного кодекса РФ следует, что после поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка, оформленного в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании этого заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В свою очередь, заявитель обязан обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Принимая во внимание, что положениями ст. 34 Земельного кодекса РФ проведение торгов не предусматривается, обращение других лиц с заявлениями о предоставлении земельного участка не могло явиться основанием для вынесения решения о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Обратившемуся с заявлением лицу о предоставлении земельного участка могли быть предложены альтернативные земельные участки либо разъяснено право на повторное обращение с заявлением о предоставлении иного земельного участка. Ввиду того, что положения ст. 34 Земельного кодекса РФ не предусматривают необходимость проведения торгов, ссылку Департамента земельных отношений на положения п. 2.12-1 Порядка предоставления земельного участка как на основание принятие решения о проведении торгов в связи с поступлением заявления о предоставлении земельного участка от другого лица, законной и обоснованной признать нельзя. Более того, предусматривая обязанность органа местного самоуправления по принятию акта, устанавливающего процедуру и критерии предоставления земельных участков, закон не относит к их компетенции установление оснований для отказа в предоставлении земельного участка, подменяющих основания, предусмотренные федеральным законом. По существу принятием решения № И-21-01-09-4023 от 16.03.2015 г. о проведении торгов, заявителю отказано в предоставлении земельного участка поданного в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ, не предусматривающей проведение торгов. Принятие решения от 16.03.2015 г. повлекло нарушения прав Комарова В.А. на приобретение права аренды земельного участка в соответствии с порядком, установленным ст. 34 Земельного кодекса РФ. На основании изложенного, заявитель просит признать его заявление обоснованным и устранить в полном объеме допущенное нарушение прав путем признания решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и незаконным; обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1700 кв.м. по <адрес>.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В заявлении, адресованном суду, просил дело рассмотреть в его отсутствии, с участием его представителя.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы заявления поддержала в полном объеме, давала пояснения аналогичные изложенным доводам.

Представитель Департамента земельных отношений администрации г. Перми по доверенности Чернышева М.И. считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, закреплен в ст. 34 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ). Актом, устанавливающим процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятие решений, на территории г. Перми является Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми утвержден Решением Пермской городской Думы № 260 от 23.10.2007 г. Данным порядком предусмотрено, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми предоставляются гражданам и юридическим лицам на принципах эффективности, публичности, справедливости, открытости и прозрачности процедур (п. 1.4 Порядка). 26.11.2013 г. в департамент поступило заявление Комарова В.А. о предоставлении в аренду земельного участка площадь 1700 кв.м. по <адрес> под размещения ангара некапитального типа. ДД.ММ.ГГГГ департаментом было принято решение о возможном предоставлении земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление Комарова В.А. о предоставлении в аренду земельного участка по <адрес> с приложением кадастрового паспорта. На момент подачи заявителем в департамент заявления с кадастровым паспортом – ДД.ММ.ГГГГ на спорный земельный участок в Положение Решением Пермской городской Думы от 25.03.2014 г. № 66 были внесены изменения (опубликованы в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», № 23, 04.04.2014) в виде введения пункта 2.12, согласно которого в случае, если в отношении испрашиваемого земельного участка после принятия решения о возможности его предоставления, срок действия которого на момент представления кадастрового паспорта земельного участка не истек, не осуществлено информирование населения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в целях поиска иных лиц, заинтересованных в испрашиваемом земельном участке, предоставление такого земельного участка заявителю осуществляется только после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 2.9 настоящего Порядка. В случае если в течение семи дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган в сфере земельных отношений поступит заявление от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка осуществляется посредством проведения торгов в соответствии с законодательством РФ, правовыми актами г. Перми. ДД.ММ.ГГГГ в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ поступила заявка иного лица – Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ поступила заявка иного лица – К.В. о намерении приобрести право аренды спорного земельного участка. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ департамент ответил заявителю, что предоставление этого земельного участка будет осуществлено посредством проведения торгов. В соответствии с действующим Порядком после поступления в департамент кадастрового паспорта спорного земельного участка департамент обязан опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в целях поиска иных лиц, заинтересованных в испрашиваемом земельном участке. В случае поступления заявления от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка будет осуществляться посредством проведения торгов. Вопрос о предоставлении земельного участка может быть разрешен только после выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета этого земельного участка, а также опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка. Следовательно, письмо департамента о возможности предоставления земельного участка от 05.03.2014, направляемое заявителю, носит разъяснительный характер, поскольку в дальнейшем требуется совершение иных действий (публикация информационного сообщения, подготовка и утверждение схемы, кадастровый учет) и только после этого принимается решение о предоставлении земельного участка заявителю. Данное письмо не содержит какого-либо властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для конкретного заявителя. Поскольку от заинтересованных лиц (Т.Е., К.В.) в установленный срок поступили заявление о намерении приобрести право аренды на спорный земельный участок, то департамент в соответствии с п. 2.12 Положения обоснованно сообщил Комарову В.А. о возможности предоставлении спорного земельного участка посредством проведения торгов. Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве одного из основных принципов земельного законодательства установлено сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Положения Земельного кодекса Российской Федерации о возможности любого лица получить земельный участок в пользование направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом предоставление одному лицу земельных участков, без проведения торгов, означает исключение потенциальной возможности иных лиц получить данные участки в пользование. Из представленных документов следует, что заявителем испрашивается земельный участок под размещение временного объекта на основании ст. 34 ЗК РФ. Поскольку к земельному участку проявлен интерес не одного лица, он должен быть предоставлен только на торгах, аналогичной позиции придерживается УФАС по Пермскому краю. Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти» органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются, в том числе, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (п. 2), предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона (п. 7), создание дискриминационных условий (п. 8). Выводы антимонопольного органа состоят в том, что при наличии нескольких претендентов на земельный участок выбор между ними не может быть произвольным, с учетом общих принципов земельного законодательства и целей деятельности органов местного самоуправления определение процедуры предоставления земли должно производится при соблюдении интересов муниципального образования и обеспечения гарантий равных возможностей заинтересованных лиц на приобретение земельного участка, то есть путем проведения торгов, соответствуют действующему законодательству и установленным фактическим обстоятельствам, последние подтвердились также в ходе судебного разбирательства. Кроме того, информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду, а отсутствие публикации о предстоящем предоставлении спорного участка в аренду ограничивает права потенциальных приобретателей, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в сфере землепользования на территории г. Перми. В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. Таким образом, для признания ненормативного акта, решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным необходимо наличие двух условий: 1) несоответствие закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушены права и свободы граждан. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 судом высшей инстанции даны разъяснения о практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. государственных и муниципальных служащих (далее - Постановление). Так в пункте 1 данного Постановления указано, что к решениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). В пункте 25 выше указанного Постановления разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица: соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом и том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (пункт 28 Постановления). Таким образом, считает, что письмо Департамента ДД.ММ.ГГГГ не является решением об отказе истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, письмо говорит о том, что участок подлежит предоставлению по средством торгов. Считает, что оспариваемое истцом письмо Департамента не противоречит закону и не нарушает права истца, так как каких либо властных решений в данном письме Департамент не принимал, а выполнил лишь возложенную на него законом обязанность по рассмотрению обращения и дал соответствующий ответ. На основании изложенного представитель Департамента просит в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми по доверенности Жданова Е.А. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, с иском не согласны по доводам, изложенным в письменном возражении.

Заслушав пояснения представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Комаров В.А. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1700 кв.м. по адресу: <адрес> для размещения ангара некапитального типа для хранения автозапчастей, сроком на 4 года.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом земельных отношений администрации г. Перми было принято решение о возможности предоставления Комарову В.А. земельного участка площадью 1700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в аренду сроком на 11 месяцев для размещения ангара некапитального типа для хранения автозапчастей. Дополнительно Комарову В.А. было указано, что после получения Департаментом кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка будет издано распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для указанных целей и заключен договор аренды /л.д. 10-311/.

ДД.ММ.ГГГГ Комаров В.А. вновь обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о вынесении распоряжения о предоставлении испрашиваемого земельного участка с приложением кадастрового паспорта земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ письмом Департамента Комарову В.А. было сообщено, что в соответствии с п.п. 2.12 прим. 1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 г. № 260, 18.07.2014 г. было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка. В течение семи дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в Департамент земельных отношений поступило заявление от другого лица о предоставлении данного земельного участка. В связи с этим предоставление данного земельного участка будет осуществлено посредством проведения торгов /л.д. 12/.

Статья 34 ЗК РФ (в ред., действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Пунктом 1 данной нормы предусмотрено, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию.

На основании п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

Таким образом, ст. 34 ЗК РФ предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается.

Из материалов дела усматривается, что заявительный порядок приобретения прав на земельный участок в порядке ст. 34 ЗК РФ Комаровым В.А. был соблюден.

Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

На основании п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Указанные нормы также были соблюдены Комаровым В.А., о чем свидетельствует схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая была утверждена Департаментом земельных отношений администрации г. Перми от 14.10.2014 г. /л.д. 13/.

Учитывая изложенное суд считает, что поскольку Комаров В.А., обращаясь в Департамент земельных отношений администрации г. Перми в 2013 г., просил о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, его заявление рассматривалась в порядке ст. 34 ЗК РФ, по правилам которой он произвел формирование земельного участка, поставил его на государственный кадастровый учет и представил в Департамент земельных отношений администрации г. Перми кадастровый паспорт, соответственно земельный участок подлежал предоставлению ему также в порядке ст. 34 ЗК РФ, положения которой не предусматривают ни опубликования сообщения о предоставляемых земельных участках с целью приема заявлений об их предоставлении, ни проведения торгов.

Ссылку Департамента земельных отношений администрации г. Перми на положения п. 2.12 прим. 1 Порядка предоставления земельного участка как на основание принятия оспариваемого решения о проведении торгов в связи с поступившим заявлением о предоставлении земельного участка от другого лица, нельзя признать законной и обоснованной.

Следовательно, после получения от заявителя кадастрового паспорта земельного участка у должностных лиц органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для принятия решения о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду посредством проведения торгов.(аналогичная позиция изложена в апелляционном определении Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу )

Принятие данного решения повлекло нарушение прав заявителя на приобретение земельного участка в соответствии с порядком, установленным ст. 34 ЗК РФ, не предусматривающей проведение торгов.

Принимая во внимание, что принятие решения о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка на основании поданного Комаровым В.А. заявления, суд считает возможным в соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ определить способ восстановления нарушенного права путем возложения на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанности по повторному рассмотрению его заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для размещения ангара некапитального типа для хранения автозапчастей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть заявление Комарова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью 1700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в аренду.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Ветлужских Е.А.