ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-308/12 от 29.03.2012 Майкопского районного суда (Республика Адыгея)

     К делу № 2 - 308\12

 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    29 марта 2012 года              Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

 председательствующего Ожева М.А.,

 при секретаре                     Абидовой Б.А.,

 с участием:

 заявителя - прокурора Черненко И.А.,

 представителя заинтересованного лица от Совета народных депутатов МО «Кужорское сельское поселение» Старушко М.П.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Майкопского района в порядке ст.ст. 45 и 254 ГПК РФ о признании решения незаконным в части и обязании привести его в соответствие с требованиями законодательства,

 заинтересованное лицо - Совет народных депутатов муниципального образования «Кужорское сельское поселение»,

 установил:

 заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором пояснил следующее. <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления МО «Кужорское сельское поселение» жилищного законодательства.

 В результате установлено, что Решением СНД МО «Кужорское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. Решения от ДД.ММ.ГГГГ №) «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в муниципальном образовании «Кужорское сельское поселение» (далее - Решение) в МО «Кужорское сельское поселение» установлена учетная норма 12 кв. метров и менее общей площади жилого помещения.

 Между тем, указанное решение в части установления учетной нормы является незаконным по следующим основаниям.

 Статьей 50 Жилищного кодекса РФ закреплено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 В силу ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

 Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

 Статьей 1 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.

 Исходя из ст. 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум признается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

 Согласно ст.ст. 1, 3 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, которая в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Указанные методические рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации.

 Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, определено, что минимальная обеспеченность человека в жилье должна составлять не менее 18 кв. метров.

 Федеральным законом «О потребительское корзине в целом по Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ определено, что человек для сохранения своего здоровья и существования нуждается в обеспечении общей жилой площадью не менее 18 кв. метров.

 Однако, Решением учетная норма для принятия граждан на жилищный учет установлена в размере 12 кв. метров и менее общей площади жилого помещения.

 Таким образом, отмеченное Решение в части установления учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения в МО «Кужорское сельское поселения» является незаконным, что не обеспечивает права граждан на жилище, на возможность быть обеспеченным муниципальным жильем, т.е. на социальную помощь со стороны государства.

 В тоже время, ст. 7 Конституции РФ ФИО1 определено, что ФИО1 Федерации является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

 Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации (ст. 7 Конституции РФ) предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О).

 Учитывая, что незаконным Решением СНД МО «Кужорское сельское поселение», затрагиваются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые могут быть участниками жилищных правоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления, прокурор вправе обратиться с настоящим заявлением в суд в защиту их интересов.

 Согласно ст.ст. 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе оспорить в судебном порядке решения органов местного самоуправления, если такие решения затрагивают права и законные интересы несовершеннолетних и неопределенного круга лиц.

 На основании, изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор просит:

 1. Решение СНД МО «Кужорское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. Решения от ДД.ММ.ГГГГ №) «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в муниципальном образовании «Кужорское сельское поселение» в части установления учетной нормы признать незаконным.

 2. Обязать СНД МО «Кужорское сельское поселение» привести СНД МО «Кужорское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. Решения от ДД.ММ.ГГГГ №) «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в муниципальном образовании «Кужорское сельское поселение» в части установления учетной нормы привести в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

 Прокурор ФИО3 поддержал заявленное требование и уточнил, что он просит признать незаконным Решением СНД МО «Кужорское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №, в заявлении ошибочно указана дата принятия решения ДД.ММ.ГГГГ.

 Представитель Совета народных депутатов МО «Кужорское сельское поселение» ФИО4полагала требование прокурора обоснованным.

 В обоснование требования заявителем представлены суду следующие доказательства: решение Совета народных депутатов муниципального образования «Кужорское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в решение Совета народных депутатов муниципального образования «Кужорское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в муниципальном образовании «Кужорское сельское поселение»

 Заслушав и обсудив доводы заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 Согласно ст.ст. 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе оспорить в судебном порядке решения органов местного самоуправления, если такие решения затрагивают права и законные интересы несовершеннолетних и неопределенного круга лиц.

 В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

 Статьей 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

 В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

 Статьей 1 ЖК РФ установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.

 Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" гласит о том, что прожиточным минимумом признается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. В соответствии со ст.ст. 1, 3 указанного закона, потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, которая в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Указанные методические рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации.

 Согласно методическим рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, минимальная обеспеченность человека в жилье должна составлять не менее 18 квадратных метров.

 Федеральным законом «О потребительское корзине в целом по Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ определено, что человек для сохранения своего здоровья и существования нуждается в обеспечении общей жилой площадью не менее 18 кв. метров.

 ФИО1 Федерации является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

 Оспариваемым прокурором решением учетная норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на жилищный учет в муниципальном образовании установлена в размере 12 кв. м.

 Данное решение в части установления учетной нормы является незаконным, поскольку не обеспечивает права граждан на возможность быть обеспеченным муниципальным жильем, т.е. на социальную помощь со стороны государства.

 При таких обстоятельствах суд признает заявление прокурора обоснованным.

 Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд

 решил:

 признать обоснованным заявление прокурора <адрес>.

 Признать незаконным решение Совета народных депутатов муниципального образования «Кужорское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ №) «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в муниципальном образовании «Кужорское сельское поселение» в части установления учетной нормы.

 Обязать Совет народных депутатов муниципального образования «Кужорское сельское поселение» устранить в полном объеме допущенное нарушение: решение Совета народных депутатов муниципального образования «Кужорское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ №) «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в муниципальном образовании «Кужорское сельское поселение» в части установления учетной нормы привести в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его вынесения.

 Судья      подпись

 Копия верна: судья                          Ожев М.А.