ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-308/16 от 15.11.2016 Торжокского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-308/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2016 года город Кувшиново

Кувшиновский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Иванковича А. В.,

при секретаре Чернышевой Н. А.,

с участием:

представителя заявителя – помощника прокурора Кувшиновского района Тверской области Лукина В. В.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Государственному автономному учреждению Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и Министерству промышленности и информационных технологий Тверской области о возложении обязанности по установке в Кувшиновском филиале Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» оборудования,

установил:

Прокурор Кувшиновского района Тверской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Государственному автономному учреждению Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и Министерству промышленности и информационных технологий Тверской области о возложении обязанности на Государственное автономное учреждение Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» оборудовать Кувшиновский филиал Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в соответствии с требованиями п. 8 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 года № 1376, а именно: оборудовать окно (иное специально оборудованное рабочее место), предназначенное для информирования заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, о ходе рассмотрения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также для предоставления иной информации; обеспечить электронной системой управления очередью; установить программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий доступ заявителей к Единому порталу государственных и муниципальных услуг в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» возложить на Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения Кувшиновским филиалом Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (Кувшиновский филиал ГАУ «МФЦ») законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Кувшиновский филиал ГАУ «МФЦ» размещен в помещении по адресу: <адрес> В результате проверки установлено, что в нарушение требований ст. 2 Конституции Российской Федерации, ст. 1 и 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п. 8 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 в помещении Кувшиновского филиала ГАУ «МФЦ» отсутствуют электронная система управления очередью, программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий доступ заявителей к Единому порталу государственных и муниципальных услуг, окно (иное специально оборудованное рабочее место), предназначенное для информирования заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг. Указанные нарушения непосредственно затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые могут обратиться в Кувшиновский филиал ГАУ «МФЦ» за получением государственных и муниципальных услуг.

В судебном заседании представитель заявителя Лукин В. В. поддержал заявленные исковые требования полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики – Государственное автономное учреждение Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области – своих представителей в судебное заседание не направили, представили в суд ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Поскольку упомянутые ответчики извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представителем ответчика Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» представлен в суд отзыв, в котором указано, что Кувшиновский филиал ГАУ «МФЦ» начал свою работу с 6 ноября 2015 года. В соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 01 октября 2009 года № 415-па «О предоставлении из областного бюджета Тверской области субсидий на проведение капитального и текущего ремонта в зданиях и (или) помещениях, находящихся в муниципальной собственности, планируемых для использования в целях размещения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Тверской области» к участию в конкурсном отборе допускаются муниципальные образования Тверской области, в которых запланировано открытие МФЦ в соответствии со схемой размещения МФЦ и отделений (офисов) привлекаемых организаций, утвержденной Губернатором Тверской области. условиями предоставления субсидий являются наличие в собственности муниципального района тверской области или городского округа тверской области здания (помещения), соответствующего требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». Кувшиновский филиал ГАУ «МФЦ» расположен во временном помещении по адресу: <...>. В связи с этим до ГАУ «МФЦ» было доведено финансирование, которое позволило лишь оснастить данный филиал необходимой оргтехникой, так как по мнению Министерства финансов Тверской области оснащение временного филиала в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 привело бы к задвоенности финансирования оснащения филиала при открытии в постоянном помещении, поскольку будет необходим демонтаж мебели и системы электронной очереди, замена мебели, а также демонтаж и монтаж локальной сети. В соответствии с экономией бюджетных средств в помещении Кувшиновского филиала ГАУ «МФЦ» наличествуют указанные в исковом заявлении нарушения Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», но не по вине ГАУ «МФЦ». Несоответствие Кувшиновского филиала ГАУ «МФЦ» Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» не нарушают права граждан и общества на предоставление государственных и муниципальных услуг, поскольку сам принцип оказания данных услуг соблюдён. Статистика свидетельствует о том, что деятельность данного филиала востребована у заявителей. С начала работы филиала за оказанием государственных и муниципальных услуг обратились 7290 человек. Просил в удовлетворении искового заявления отказать.

Представителем ответчика Министерства промышленности и информационных технологий Тверской области также представлены в суд письменные возражения, в которых указано, что создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в Тверской области осуществлялось в соответствии со схемой размещения МФЦ, утвержденной Губернатором Тверской области, путем последовательного выполнения следующих действий: подбора администрациями муниципальных образований Тверской области совместно с Министерством промышленности и информационных технологий Тверской области (далее - Министерство промышленности и ГАУ «МФЦ» зданий (помещений) для размещения структурных подразделений ГАУ «МФЦ» в муниципальных образованиях Тверской области; проведения администрациями муниципальных образований Тверской области технического обследования подобранных зданий (помещений), разработки проектно-сметной документации на ремонтные работы и закладывания в муниципальном бюджете денежных средств на проведение ремонтных работ (в размере доли софинансирования, определенной постановлением Правительства Тверской области на соответствующий финансовый год); участия муниципальных образований Тверской области в проводимом Министерством промышленности конкурсном отборе по предоставлению из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на проведение капитального и текущего ремонта в зданиях и (или) помещениях, находящихся в муниципальной собственности, планируемых для использования в целях размещения МФЦ в Тверской области (далее - конкурсный отбор). До 31 декабря 2015 года конкурсный отбор проводился в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 01 октября 2009 года № 415-па «О предоставлении из областного бюджета Тверской области субсидий на проведение капитального и текущего ремонта в зданиях и (или) помещениях, находящихся в муниципальной собственности, планируемых для использования в целях размещения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Тверской области», с 01 января 2016 года действует Порядок предоставления из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на проведение капитального и текущего ремонта в зданиях и (или) помещениях, находящихся в муниципальной собственности, планируемых для использования в целях размещения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 22 октября 2013 года № 506-пп «О государственной программе Тверской области «Развитие промышленного производства и информационных технологий в Тверской области» на 2014 - 2019 годы»; проведения ремонтных работ в помещениях, подобранных для размещения МФЦ, подрядными организациями, определенными администрациями муниципальных образований Тверской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за счет средств бюджета муниципального образования Тверской области и субсидии из областного бюджета Тверской области; проведения ГАУ «МФЦ» закупки мебели, оргтехники, иного оборудования в целях оснащения структурных подразделений ГАУ «МФЦ» в соответствии с требованиями Постановления № 1376; оснащения структурных подразделений ГАУ «МФЦ»; начала работы структурных подразделений ГАУ «МФЦ». Действующий Кувшиновский филиал ГАУ «МФЦ» был создан иным образом. В 2013-2015 годах муниципальное образование Тверской области «Кувшиновский район» участия в конкурсных отборах, проводимых Министерством промышленности, не принимало. Администрация Кувшиновского района обосновывала свою позицию отсутствием возможности софинансирования ремонтных работ за счет средств муниципального бюджета, что является одним из условий участия в конкурсном отборе. Для решения данного вопроса Министерством промышленности неоднократно проводились рабочие совещания с администрацией Кувшиновского района, в том числе, с участием представителей Министерства финансов Тверской области. Также данный вопрос выносился на рассмотрение совещательного органа при Правительстве Тверской области - комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Тверской области. По итогам проведенной работы, в целях исполнения требований, установленных подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» о достижении показателя «доля граждан, имеющих доступ к получению государственных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году должна составлять не менее 90 %» было принято решение о временном размещении Кувшиновского филиала ГАУ «МФЦ» в помещении, предоставленном администрацией Кувшиновского района на условиях безвозмездного пользования, без проведения ремонтных работ. Данное решение было закреплено в распоряжении Правительства Тверской области от 15 сентября 2015 года № 456-рп «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 № 601». 06 ноября 2015 года Кувшиновский филиал ГАУ «МФЦ» с 3 окнами приема заявителей начал функционировать по адресу <адрес> Вместе с тем, Министерство промышленности продолжало работу с администрацией Кувшиновского района в целях обеспечения проведения ремонтных работ в указанном помещении. В муниципальном бюджете 2016 года администрация Кувшиновского района смогла предусмотреть средства на разработку проектно-сметной документации на проведение ремонтных работ, а также соответствующую долю софинансирования на оплату ремонтных работ, после чего приняла участие в дополнительном конкурсном отборе, проводившемся Министерством промышленности в августе 2016 года. 31 августа 2016 года решением конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора муниципальному образованию Тверской области была распределена субсидия на проведение ремонтных работ в помещении по адресу <адрес> в сумме 2 781 913,39 рублей. Проект постановления Правительства Тверской области «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 10 марта 2016 года № 99-пп» (в постановление Правительства Тверской области «О распределении субсидий из областного бюджета Тверской области на проведение капитального и текущего ремонта в зданиях и (или) помещениях, находящихся в муниципальной собственности, планируемых для использования в целях размещения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Тверской области, в 2016 году» с учетом указанного решения конкурсной комиссии) был одобрен на заседании Правительства Тверской области 11 октября 2016 года и в ближайшее время будет подписан Губернатором Тверской области И. М. Руденей. Согласно условиям распределения субсидий ремонтные работы должны быть завершены в срок до 20 декабря 2016 года, после чего ГАУ «МФЦ» будет выполнено оснащение Кувшиновского филиала ГАУ «МФЦ» в соответствии с требованиями Постановления № 1376. В связи с вышеизложенным, Министерство промышленности считает целесообразным установить более длительный срок для приведения Кувшиновского филиала ГАУ «МФЦ» в соответствие с требованиями Постановления № 1376 - до 20 февраля 2017 года.

Третьи лица – Администрация Кувшиновского района, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области и Правительство Тверской области – своих представителей в судебное заседание не направили, каких-либо заявлений, ходатайств или возражений не представили. Поскольку упомянутые третьи лица извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Третье лицо – Министерство финансов Тверской области – своего представителя в судебное заседание не направило, представило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Поскольку упомянутое третье лицо извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав объяснения представителя заявителя Лукина В. В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 11 октября 2016 года Государственное автономное учреждение Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 22 марта 2010 года и является действующим юридическим лицом.

Из акта проверки от 27 сентября 2016 года усматривается, что в помещении Кувшиновского филиала ГАУ «МФЦ» отсутствуют платежные терминалы для обеспечения возможности внесения платы за предоставление публичных услуг, электронная система управления очередью, программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий доступ заявителей к Единому порталу государственных и муниципальных услуг, окно (иное специально оборудованное рабочее место), предназначенное для информирования заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг.

Из договора безвозмездного пользования (договор ссуды) от 01 октября 2015 года усматривается, что Комитет по управлению имуществом Кувшиновского района (ссудодатель) и Государственное учреждение Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (ссудополучатель) заключили договор, согласно которому ссудодатель предоставляет (передаёт) в безвозмездное пользование ссудополучателю муниципальное имущество – нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> с правом пользования её ссудополучателем под уставные цели в соответствии с конструктивным и эксплуатационным назначением имущества, предоставляемого на условиях настоящего договора (пп. 1.1 п. 1 Договора).

Из Устава Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» усматривается, что учредителем Автономного учреждения является Тверская область. От имени Тверской области полномочия учредителя осуществляются Главным управлением информационных технологий и связи Тверской области, в ведомственном подчинении которого оно находится. Полномочия собственника имущества Автономного учреждения осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, которое осуществляет распорядительные и контролирующие функции в отношении государственного имущества Тверской области, закрепленного в оперативное управление Автономного учреждения (п. 1.5 Устава).

На основании ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.

В соответствии с п. 8 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года №1376) сектор информирования и ожидания включает в себя в том числе: не менее одного окна (иного специально оборудованного рабочего места), предназначенного для информирования заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, о ходе рассмотрения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также для предоставления иной информации; программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий доступ заявителей к Единому порталу государственных и муниципальных услуг (функций), региональному порталу государственных и муниципальных услуг (функций), а также к информации о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых в многофункциональном центре; электронную систему управления очередью.

Исходя из приведённых положений законодательства, на основе представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу, что ответчиком Государственным автономным учреждением Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» ненадлежащим образом исполняются предусмотренные законодательством обязанности по обеспечению предоставления государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области к Государственному автономному учреждению Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» подлежат удовлетворению.

Разрешая требования о возложении субсидиарной ответственности на Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области суд исходит из следующего.

Согласно п. 6 ст. 123.22 ГК РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

В нарушение указанных положений закона и требований ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено относимых и допустимых доказательств того, что того обязательства Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» связаны с причинением вреда гражданам, а Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области является собственником имущества автономного учреждения.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований прокурора Кувшиновского района Тверской области к Министерству промышленности и информационных технологий Тверской области о возложении субсидиарной ответственности по установке в Кувшиновском филиале Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» оборудования следует отказать.

Разрешая в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учётом мнения заявителя, предложений ответчиков, а также требований разумности и справедливости, считает возможным установить срок исполнения Государственным автономным учреждением Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обязанности по установке оборудования, продолжительностью до 20 февраля 2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Государственному автономному учреждению Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о возложении обязанности по установке в Кувшиновском филиале Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» оборудования удовлетворить.

Обязать Государственное автономное учреждение Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (основной государственный регистрационный номер , идентификационный номер налогоплательщика в срок до 20 февраля 2017 года оборудовать Кувшиновский филиал Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в соответствии с требованиями п. 8 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376, а именно:

- оборудовать окно (иное специально оборудованное рабочее место), предназначенное для информирования заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, о ходе рассмотрения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также для предоставления иной информации;

- обеспечить электронной системой управления очередью;

- установить программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий доступ заявителей к Единому порталу государственных и муниципальных услуг.

В удовлетворении исковых требований прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Министерству промышленности и информационных технологий Тверской области о возложении субсидиарной ответственности по установке в Кувшиновском филиале Государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» оборудования отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кувшиновский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 18 ноября 2016 года.

Председательствующий судья А.В. Иванкович

Дело № 2-308/2016