Дело № 2-308/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2018 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики
в составе судьи Потемкина О.А.
при секретаре Даниловой О.В.,
с участием
истца Ялтикова Ю.П.,
представителя истца - Туймишина Р.Е., действующего на основании устного заявления доверителя в суде,
ответчика- представителя УПФР в Козловском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) Моисеевой И.П., действующей по доверенности от <дата>,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ялтикова Юрия Петровича к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении оспариваемых периодов в специальный стаж, дающих право на досрочную страховую пенсию, и возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости с момента обращения,
установил:
Ялтиков Ю.П. обратился в суд с иском к государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении оспариваемых периодов в специальный стаж, дающих право на досрочную страховую пенсию, и возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости с момента обращения. Исковые требования обосновывает тем, что <дата> он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, решением <число> от <дата> ему (истцу) отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по льготному основанию, ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за назначением пенсии (<дата>). Пенсионным органом установлено, что при требуемой продолжительности специального стажа 25 лет, фактическая продолжительность его специального стажа в должностях Государственной противопожарной службы составляет 19 лет 3 месяца 9 дней. При подсчете специального стажа ответчиком были исключены периоды работы: с <дата> по <дата> (2 года 6 месяцев 1 день) - инженер пожарной части <число> УГПС МВД Чувашской Республики ввиду отсутствия документального подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня на работах, соответствующих включенным в Список от 18.06.2002 должности «Инженер пожарной охраны»; с <дата> по <дата> (3 года 3 месяца 14 дней)- инженер пожарной части <число> УГПС МВД Чувашской Республики, ввиду отсутствия документального подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня на работах, соответствующих включенным в Список от 18.06.2002 должности «Инженер пожарной охраны»; с <дата> по <дата> (2 года 4 месяца 16 дней) - занятость на противопожарной службе субъекта Российской Федерации; с <дата> по <дата> (0 лет 6 месяцев 13 дней) - инженер пожарной части <число> УГПС МВД Чувашской Республики ввиду отсутствия документального подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня на работах, соответствующих включенным в Список от 18.06.2002 должности «Инженер пожарной охраны»; с <дата> по <дата> (0 лет 7 месяцев 17 дней) - инженер отдела МТС ГУ «Чувашская республиканская противопожарная служба» ГКЧС Чувашии, ввиду отсутствия подтверждения занятости на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, и должность не предусмотрена Списком от 18.06.2002; а также с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - нахождение на курсах повышения квалификации. Решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии считает незаконным, нарушающим его право на пенсионное обеспечение. Ссылаясь на представленные документы, подтверждающие обоснованность требований, и нормы законодательства, просил обязать ответчика включить вышеуказанные спорные периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, в специальный стаж, дающих право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возложить обязанность на ответчика назначить досрочную пенсию по старости с момента обращения, т.е. с <дата>.
В судебном заседании истец Ялтиков Ю.П. заявленные исковые требования просил удовлетворить полностью по мотивам и основаниям, изложенным в иске. При этом пояснил, что решением ответчика <число> от <дата> нарушается его право на пенсионное обеспечение, поскольку с учетом необоснованно исключенных из подсчета периодов работы на должностях государственной противопожарной службы, его специальный стаж на момент обращения к ответчику с заявлением <дата> составлял более 25 лет, что являлось основанием для досрочного назначения ему страховой пенсии согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Полагал, что неточное наименование должности не влечет за собой изменение выполняемых функций. Фактически он работал по должности инженера части пожарной охраны, предусмотренной общероссийским классификатором профессий, трудился в течение полного рабочего дня, что подтверждается представленной соответствующей уточняющей справкой. Также, ему необоснованно отказано во включении в стаж периода работы с <дата> по <дата> по мотиву занятости на противопожарной службе субъекта Российской Федерации. Между тем, согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ. Кроме того, просит учесть, что ГУ «Чувашская Республиканская противопожарная служба» в качестве юридического лица было зарегистрировано лишь <дата>, до этого времени входило в состав федеральной противопожарной службы. Просил признать решение ответчика <число> от <дата> об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды: с <дата> по <дата> (2 года 6 месяцев 1 день)- в должности инженера пожарной части <число> УГПС МВД Чувашской Республики, с <дата> по <дата> (3 года 3 месяца 14 дней)- в должности инженера пожарной части <число> УГПС МВД Чувашской Республики, с <дата> по <дата> (2 года 4 месяца 16 дней) - занятость на противопожарной службе субъекта Российской Федерации; с <дата> по <дата> (0 лет 6 месяцев 13 дней) - в должности инженера пожарной части <число> УГПС МВД Чувашской Республики, с <дата> по <дата> (0 лет 7 месяцев 17 дней) - в должности инженера отдела МТС ГУ «Чувашская республиканская противопожарная служба» ГКЧС Чувашии; признать за ним право и обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения, т.е. с <дата>.
Представитель истца Туймишин Р.Е. просил удовлетворить требования Ялтикова Ю.П. по изложенным в иске мотивам и основаниям, вновь привел их суду.
Ответчик- представитель УПФР в Козловском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) Моисеева И.П. иск не признала, полагая, что в назначении досрочной страховой пенсии по старости Ялтикову Ю.П. отказано законно. По представленным документам в бесспорном порядке специальный стаж истца определен 19 лет 3 месяца 9 дней. Спорные периоды не включены по изложенным в решении <число> от <дата> основаниям. Просит учесть, что положения о пенсионном обеспечении работников государственной противопожарной службы содержатся в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», согласно которой работникам государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет. Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов РФ полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы. Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с местным законодательством. Досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы МЧС РФ. Просила в удовлетворении иска Ялтикова Ю.П. отказать за необоснованностью.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - представитель ФГКУ "9 отряд ФПС по Чувашской Республике-Чувашии", в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. От врио начальника ФГКУ "9 отряд ФПС по Чувашской Республике-Чувашии" Павлова П.Г. поступил письменный отзыв на иск Ялтикова Ю.П. от <дата><число>, приобщенный к материалам дела, в котором полагал, что иск подлежит удовлетворению в части, поддержанной в отзыве, на рассмотрение дела без их участия не возражал.
С учетом мнений участвующих лиц, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Решением государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) от <дата><число> Ялтикову Ю.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением работ в должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за назначением пенсии (<дата>). При этом пенсионным органом установлено, что фактическая продолжительность специального стажа Ялтикова Ю.П. составляет 19 лет 3 месяца 9 дней, при требуемой продолжительности специального стажа 25 лет. При подсчете специального стажа были исключены оспариваемые истцом периоды работы: с <дата> по <дата> - инженер пожарной части <число> УГПС МВД Чувашской Республики ввиду отсутствия документального подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня на работах, соответствующих включенным в Список от 18.06.2002 должности «Инженер пожарной охраны»; с <дата> по <дата> - инженер пожарной части <число> УГПС МВД Чувашской Республики, ввиду отсутствия документального подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня на работах, соответствующих включенным в Список от 18.06.2002 должности «Инженер пожарной охраны»; с <дата> по <дата> - занятость на противопожарной службе субъекта Российской Федерации; с <дата> по <дата> - инженер пожарной части <число> УГПС МВД Чувашской Республики ввиду отсутствия документального подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня на работах, соответствующих включенным в Список от 18.06.2002 должности «Инженер пожарной охраны»; с <дата> по <дата> - инженер отдела МТС ГУ «Чувашская республиканская противопожарная служба» ГКЧС Чувашии, ввиду отсутствия подтверждения занятости на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, и должность не предусмотрена Списком от 18.06.2002.
Судом исследована Трудовая книжка серии АТ-I <число>, выданная Ялтикову Ю.П., в которой отражены, в том числе, спорные периоды трудовой деятельности на должностях государственной противопожарной службы.
Согласно исторической справке <число> от <дата>, составленной ГУ МЧС России по Чувашской Республике, инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г. Чебоксары от <дата> выдано Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированным до <дата> - Управлении государственной противопожарной службы МВД Чувашской Республики (УГПС МВД ЧР). Данное юридическое лицо было создано <дата> и все пожарные части на территории Чувашской Республики, составляющие государственную противопожарную службу, входили в состав данного юридического лица. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» ГПС МВД России 01.01.2002 преобразована в ГПС МЧС России. Лица рядового и начальствующего состава и работники ГПС МВД России считаются с 01.01.2002 соответственно проходящими службу (работающими) в ГПС МЧС России. Пунктом 3 Положения о МЧС России, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2002 № 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» было установлено, что в систему МЧС России входят и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 317 утверждено Примерное положение об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта РФ и органе местного самоуправления. Таким органом в Чувашской Республике являлся ГКЧС Чувашии, который в соответствии с пунктом 2 Положения о ГКЧС Чувашии, утвержденном постановлением Кабинета Министров ЧР от 10.10.2003 № 245. ГКЧС Чувашии осуществлял руководство пожарными частями УГПС МВД ЧР, так как передан в введение МЧС России. При этом наименование УГПС МВД ЧР изменилось на УГПС МЧС России Чувашской Республики, запись об изменении наименования в учредительные документы налоговым органом не вносились. В соответствии с приказом МЧС России от 26.10.2004 № 487 с 01.01.2005 созданы территориальные органы МЧС России по субъектам РФ, в том числе Главное управление МЧС России по Чувашской Республике. Положения о них утверждены приказом МЧС России от 06.08.2004 № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий- органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» (этим же приказом утратил силу Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 № 317). С созданием Главного управления МЧС России по Чувашской Республике с 01.01.2005 ему от ГКЧС Чувашии перешло федеральное бюджетное финансирование. В связи с исключением ГКЧС Чувашии из системы МЧС России и приведением его соответствие указанными изменениями, Положение о ГКЧС переработано и утверждено в новой редакции согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 № 94. В соответствии с указанным положением, ГКЧС Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, находящейся в ведении Чувашской Республики. С введением в действие Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, ГПС подразделяются на федеральную противопожарную службу (ФПС) и противопожарную службу субъекта РФ. В связи с таким разделением, в течение полугодия 2005 года (переходного периода) происходят изменения в структуре МЧС России и органов исполнительной власти Чувашской Республики и создаются подведомственные учреждения Главного управления МЧС России по Чувашской Республике и ГКЧС Чувашии, в которые передается личный состав (сотрудники и работники ГПС) пожарных частей в зависимости от источника финансирования. 28.02.2005 (свидетельство ОГРН в ИФНС) на основании приказа МЧС России создается Государственное учреждение «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Чувашской Республике», в составе которого были созданы отряды ГПС из пожарных частей, финансируемых за счет федерального бюджета. 01.07.2005 (свидетельство ОГРН в ИФНС) на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 № 93 создается Государственное учреждение «Чувашская республиканская противопожарная служба» ГКЧС Чувашии, в составе которой создаются отряды ГПС из пожарных частей, финансируемых за счет республиканского бюджета Чувашской Республики. Перечень обособленных подразделений противопожарной службы Чувашской Республики был утвержден постановлением Кабинета Министров ЧР от 24.08.2006 № 212. Численность данных подразделений составляла 725 человек. 28.06.2005 УГПС МВД ЧР (то же, что и УГПС МЧС России Чувашской Республики) ликвидируется, о чем вносится запись в ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией юридического лица ИФНС России по г. Чебоксары. 25 июля 2007 года (выдано свидетельство ОГРН) было создано Государственное учреждение «Центр управления силами государственной противопожарной службы по Чувашской Республике» (ГУ «ЦУС ГПС МЧС России по Чувашской Республике»). В соответствии с договором между ГУ МЧС России по Чувашской Республике и Кабинетом Министров Чувашской Республики от 06.08.2007 в его ведение была передана численность сотрудников обособленных подразделений ГУ «ЧРПС» ГКЧС Чувашии в количестве 595 человек (аттестованных сотрудников - 138 и работников ГПС - 457). Финансирование на содержание ГУ «ЦУС ГПС МЧС России по Чувашской Республике» проводилось за счет межбюджетных трансфертов республиканского бюджета федеральному бюджету. ГУ «ЦУС ГПС МЧС России по Чувашской Республике» было ликвидировано 01.04.2009 (свидетельство о внесении записи в связи с ликвидацией юридического лица), весь личный состав в количестве 595 человек передан во вновь созданные с 01.01.2009 подразделения ФПС в соответствии с приказом МЧС РФ от 28.08.2008 № 507, в том числе, Государственное учреждение «9 отряд федеральной противопожарной службы по Чувашской Республике» (свидетельство ОГРН от 30.12.2008).
Из справки о преобразованиях 30 ПСЧ ФГКУ «9 отряд ФПС по Чувашской Республике-Чувашии» <число> от <дата> следует, что <дата> Козловский отряд профессиональной пожарной охраны входил в состав отдела пожарной охраны МВД ЧАССР (приказ МВД ЧАССР от 25.12.1984 № 093 «Об организационно-штатных вопросах МВД»). 01.07.1991 на основании приказа МВД ЧАССР от 10.07.1991 № 039 Козловская городская профессиональная пожарная часть № 32 (ГППЧ-32) преобразована в пожарно-спасательный отряд № 14 (ПСО-14) МВД Чувашской АССР. 01.08.1994 приказом МВД Чувашской Республики от 23.08.1994 № 768 Козловский пожарно-спасательный отряд №14 (ПСО-14) преобразован в Козловскую пожарную часть № 30 (ПЧ-30) ГПС МВД Чувашской Республики. 01.01.2002 в соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2001 № 1309 государственная противопожарная служба МВД Чувашской Республики преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Чувашской Республики (ГПС МЧС РФ ЧР). 01.01.2006 постановлением Кабинета Министров ЧР от 15.04.2005 № 93 создано Государственное учреждение «Чувашская ��������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????????????????????????????????�??????�??????�???????????��???????????��???????????��????????��???�????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?��������������������?�????????? ??????$??????? ????? �??�???? ?�????? ?�????????? ?�????? ?�?? ??�???������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������Є???�?�?�?�?�?�?�?�?�
Согласно справке <число> от <дата> Ялтиков Ю.П. действительно работает с <дата> по настоящее время в структурном подразделении пожарной охраны МЧС России по Чувашской Республике: с <дата> по <дата> в должности инженера Козловской пожарной части <число> УГПС МВД Чувашской Республики полный рабочий день, в административных и учебных отпусках не был; с <дата> по <дата> в должности инженера Козловской пожарной части <число> УГПС МВД Чувашской Республики полный рабочий день, в административных и учебных отпусках не был; с 14.03.2008 по 28.10.2008 в должности инженера отдела МТС ГУ «Чувашская республиканская противопожарная служба» ГКЧС Чувашии полный рабочий день, в административных и учебных отпусках не был. Все указанные должности предусмотрены Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (аналогичные положения содержал п.п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 указанного Постановления, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437.
В п. 3 Постановления Правительства РФ № 665 указано, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Из изложенного следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) определено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящая в структуру МЧС РФ, и создаваемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена должность инженера части пожарной охраны (код профессии в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов – 22563).
Разрешая требования истца Ялтикова Ю.П. о включении спорных периодов работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности инженера, суд исходит из того, что в соответствии с п. 4 вышеуказанных Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Основным правоустанавливающим документом для зачета периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, является трудовая книжка. В тех случаях, когда трудовая книжка не содержит сведений о характере выполняемой работы, при определении права на льготную пенсию необходимо документальное подтверждение соблюдения всех требуемых условий, предусмотренных Правилами № 516.
В Списке должностей работников Государственной противопожарной службы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 № 437 поименованы должности - Инженеры пожарной охраны (старшие) отряда пожарной части (команды), части пожарной охраны, то есть аналогичные должностям, занимаемые Ялтиковым Ю.П. в указанные спорные периоды.
Суд считает, что по делу достоверно установлено, что Ялтиков Ю.П., работая в должности инженера пожарной части и в должности инженера отдела МТС ГУ «Чувашская республиканская противопожарная служба» ГКЧС Чувашии, фактически выполнял в полном объеме и в течение полного рабочего дня функциональные обязанности инженера части пожарной охраны, что подтверждается исследованными по делу вышеприведенными письменными доказательствами, а именно, трудовой книжкой, справкой <число> от <дата>, уточняющей периоды и характер работы, и исторической справкой.
Принимая во внимание, что в данном конкретном случае основополагающее значение при разрешении данного спора имеет характер выполняемой работы, а не наименование должности, в которой истец работал, оспариваемые указанные периоды работы должны быть включены в специальный стаж Ялтикова Ю.П. Исключение соответствующей возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права истца на пенсионное обеспечение.
15.04.2005 издано постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 93 «О создании Государственного учреждения «Чувашская республиканская противопожарная служба» Государственного комитета Чувашкой Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в состав которого вошла и пожарная часть № 30.
Вместе с тем, дата издания указанного постановления не может быть признана датой создания фактически действующего юридического лица, поскольку данным постановлением на Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям была возложена обязанность по осуществлению необходимых организационно-правовых действий, связанных с созданием ГУ «Чувашская Республиканская противопожарная служба» и после государственной регистрации учреждения по внесению предложений о внесении изменений в перечень организаций, находящихся в ведении Государственного комитета Чувашкой Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В силу п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Как следует из исторической справки, ГУ «Чувашская республиканская противопожарная служба» было зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на налоговый учет 01.07.2005.
Следовательно, вхождение подразделения, в котором проходил службу истец Ялтиков Ю.П., в состав противопожарной службы Чувашской Республики не могло быть осуществлено ранее указанной даты.
28.07.2005 Государственным комитетом Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям издан приказ № 96 «По организационно-штатным вопросам», которым были созданы отряды противопожарной службы ГУ «Чувашская республиканская противопожарная служба» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в том числе, отряд противопожарной службы, где проходил службу Ялтиков Ю.П., и было постановлено ввести данный приказ в действие с 01.06.2005.
Однако, ГУ «Чувашская республиканская противопожарная служба» в качестве юридического лица, как указано выше, было создано 01.07.2005, соответственно, отряды противопожарной службы могли быть включены в его состав лишь после указанной даты.
В последующем, приказом Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям от 26.12.2005 № 187, приказ от 28.07.2005 № 96 признан утратившим силу и издан новый приказ о создании на территории Чувашской Республики отрядов противопожарной службы ГУ «Чувашская республиканская противопожарная служба» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в том числе, и отряда противопожарной службы № 9, в состав которого вошла пожарная часть № 30, с введением данного приказа в действие с 01.01.2006.
Следовательно, истец Ялтиков Ю.П. стал проходить службу в противопожарной службе субъекта РФ с <дата>, соответственно, спорный период занятости с <дата> по <дата> (включительно) на противопожарной службе субъекта РФ подлежит включению в его специальный стаж.
Спорный период с <дата> по <дата> не подлежит включению по вышеприведенным основаниям в специальный стаж истца, поскольку трудовая деятельность Ялтикова Ю.П. проходила в противопожарной части субъекта РФ, т.е. в удовлетворении в этой части иска следует отказать.
Таким образом, к установленному государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) специальному стажу Ялтикова Ю.П., дающему право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", продолжительностью 19 лет 03 месяца 09 дней, подлежат присоединению периоды трудовой деятельности: с 01.07.1999 по 31.12.2001- инженер пожарной части № 30 УГПС МВД Чувашской Республики, с 01.01.2002 по 14.04.2005 - инженер пожарной части № 30 УГПС МВД Чувашской Республики, с 15.04.2005 по 31.12.2005 - занятость на противопожарной службе субъекта Российской Федерации, с 01.09.2007 по 13.03.2008- инженер пожарной части № 30 УГПС МВД Чувашской Республики, с 14.03.2008 по 28.10.2008 - инженер отдела МТС ГУ «Чувашская республиканская противопожарная служба» ГКЧС Чувашии, с учетом которых специальный страховой стаж Ялтикова Ю.П. на дату обращения в пенсионный орган составлял более 25 лет.
Учитывая, что стаж работы Ялтикова Ю.П. в должностях Государственной противопожарной службы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на день обращения в пенсионный орган, составляет более 25 лет, суд находит неправомерным отказ ответчика в назначении Ялтикову Ю.П. досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением работ в должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны; противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствие с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за назначением пенсии 16 июля 2018 года.
Таким образом, исковые требования Ялтикова Ю.П. подлежат удовлетворению частично. Решение пенсионного органа от <дата><число> в части отказа во включении в специальный стаж Ялтикова Ю.П., учитываемый при назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствие с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов трудовой деятельности: с <дата> по <дата>- инженер пожарной части <число> УГПС МВД Чувашской Республики, с <дата> по <дата> - инженер пожарной части <число> УГПС МВД Чувашской Республики, с <дата> по <дата> - занятость на противопожарной службе субъекта Российской Федерации, с <дата> по <дата>- инженер пожарной части <число> УГПС МВД Чувашской Республики, с <дата> по <дата> - инженер отдела МТС ГУ «Чувашская республиканская противопожарная служба» ГКЧС Чувашии, и отказа в досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует признать незаконным. Суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность включить указанные периоды в специальный стаж, дающий ФИО2 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, отказав в части иска о включении в специальный страховой стаж периода с <дата> по <дата>.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
С учетом установленного ответчиком бесспорного специального стажа Ялтикова Ю.П. продолжительностью 19 лет 03 месяца 09 дней и включаемых в специальный стаж периодов работы по вышеприведенным мотивам, специальный страховой стаж истца на дату обращения к ответчику с заявлением, т.е. по состоянию на 16 июля 2018 года, составляет более 25 лет, т.е. истец приобрел право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Ялтикова Юрия Петровича к государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) удовлетворить частично.
Признать решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) <число> от <дата> об отказе Ялтикову Юрию Петровичу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконным.
Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) обязанность включить в стаж, дающий Ялтикову Юрию Петровичу право на получение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды с <дата> по <дата>- инженер пожарной части <число> УГПС МВД Чувашской Республики, с <дата> по <дата>- инженер пожарной части <число> УГПС МВД Чувашской Республики, с <дата> по <дата> - занятость на противопожарной службе субъекта Российской Федерации; с <дата> по <дата> - инженер пожарной части <число> УГПС МВД Чувашской Республики, с <дата> по <дата> - инженер отдела МТС ГУ «Чувашская республиканская противопожарная служба» ГКЧС Чувашии.
Признать за Ялтиковым Юрием Петровичем право и обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением работ в должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения, т.е. с <дата>.
Отказать Ялтикову Юрию Петровичу в части иска о включении в специальный страховой стаж периода деятельности с <дата> по <дата> за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления в пятидневный срок мотивированного решения путем подачи жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья О.А. Потемкин
Мотивированное решение составлено 16 ноября 2018 года