№ 2-308/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2020 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего –
судьи Томского районного суда Томской области Куцабовой А.А.,
при секретаре Силантьевой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному образованию «Мирненское сельское поселение» в лице администрации Мирненского сельского поселения о признании незаконным решения,
установил:
ФИО1 обратился в Вышневолоцкий городской суд /.../ с административным иском к администрации Мирненского сельского поселения /.../ о признании незаконным решения, оформленного письмом от /.../№ о запрете проводить работы по приведению земельного участка площадью 533432 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использовании: питомники, по адресу: /.../, Мирненское сельское поселение, окр. д. Малое Протопопово, уч. №, переданного в аренду на основании договора аренды земельного участка № от /.../, заключенного на основании протокола о результатах аукциона от /.../№, между ФИО1 и администрацией Мирненского сельского поселения /.../, в состояние, пригодное для эксплуатации в соответствии с видом разрешенного использования, то есть для организации на земельном участке питомника.
В обоснование заявленных требований указано, /.../ на основании протокола о результатах аукциона от /.../№ между ФИО1 и администрацией Мирненского сельского поселения /.../ заключен договор № аренды земельного участка площадью 533432 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использовании: питомники, по адресу: /.../, /.../, /.../ уч. №. В пределах арендованного участка ФИО1 планируется организация питомника сельскохозяйственных (плодово-ягодных) культур. Местоположение земельного участка, наличие автодороги, доступность таких ресурсов как электроэнергия, водоснабжение являлись основными критериями при выборе участка для целей организации питомника. В настоящее время и на момент заключения договора аренды земельный участок покрыт древесной и кустарниковой растительностью, что исключает возможность его использования в соответствии с целевым назначением и установленным видом разрешенного использования. Данный факт подтверждается заключением кадастрового инженера. Для приведения арендованного участка в состояние, пригодное для использования в соответствии с категорией земель и видом разрешенного использования, на земельном участке необходимо проведение комплекса работ, первым этапом которых является расчистка участка от древесно-кустарниковой растительности. На последующих этапах планируется комплекс работ, направленных на рекультивацию земли, далее обустройство на участке питомника сельскохозяйственных (плодово-ягодных) культур. /.../ ФИО1 в администрацию Мирненского сельского поселения /.../ было направлено уведомление о начале производства на арендованном земельном участке работ по приведению его в состояние, пригодное для эксплуатации в соответствии с установленным видом разрешенного использования на основании Проекта культуртехнической мелиорации участка. Принимая участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, ФИО1 имел целью использовать участок под питомник только после проведения на участке указанных работ, так как иначе ведение в его пределах какой-либо иной экономической деятельности не представляется возможным. В данном уведомлении были обозначены основания для производства работ по расчистке участка, перечислены виды работ, которые намечены к производству (расчистка участка от древесно-кустарниковой растительности, пней, погребенной древесины, камней, первичная обработка почвы (засыпка и выравнивание, вспашка, фрезерование), агротехнические и фитомелиоративные мероприятия (внесение удобрений, посев культур, посадка саженцев). На уведомление о начале производства работ был получен ответ, согласно которому администрация Мирненского сельского поселения запрещает ФИО1 проводить работы по приведению арендованного земельного участка в состояние, пригодное для эксплуатации в соответствие с видом разрешенного использования. Требование администрация Мирненского сельского поселения о запрете запланированных согласно Проекту культуртехнической мелиорации участка работ на арендованном земельном участке не основано на нормах действующего законодательства и положениях договора аренды № от /.../. Планируемые в пределах земельного участка работы не причинят вреда окружающей среде и такому ее компоненту как почва, так как направлены исключительно на использование земельного участка в соответствие с его целевым назначением и видом разрешенного использования. Вид разрешенного использования, установленный для арендованного земельного участка - питомники. Для вида разрешенного использования «питомники» определено следующее описание – выращивание и реализация подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян, размещение сооружений, необходимых для указанных видов сельскохозяйственного производства. Ссылка администрации Мирненского сельского поселения на недопустимость производства работ по организации в пределах участка питомника вызывает недоумение и не основана на нормах действующего законодательства РФ. Администрация Мирненского сельского поселения намеренно создает препятствия для осуществления в пределах арендованного земельного участка хозяйственной деятельности, для осуществления в пределах арендованного земельного участка хозяйственной деятельности, для осуществления которой самой же администрацией сельского поселения проводился аукцион и заключался договор аренды земельного участка от /.../, что наводит на мысль ФИО1 о совершении в отношении в отношении него должностными лицами администрации Мирненского сельского поселения противоправных действий в коррупционных целях. Ни в аукционной документации, ни в условиях подписанного договора аренды земельного участка администрацией Мирненского сельского поселения не установлены ограничения в использовании земельного участка. Со ссылкой на положения ст. 34, ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 23, ст. 42, ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 41, ст. 77, ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона «О семеноводстве», ГОСТ 34231-2017 «Материал плодовых (ягодных) культур» ФИО1 обратился с указанным выше требованием.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица судом привлечены: администрация /.../; Департамент социально-экономического развития села /.../.
Определением Вышневолоцкого межрайонного суда /.../ от /.../ суд перешел к рассмотрению дела по иску ФИО1 к администрации Мирненского сельского поселения /.../ о признании незаконным решения № от /.../ о запрете проводить работы по приведению земельного участка в состояние, пригодное для эксплуатации в соответствии с видом разрешенного использования (организации питомника), по правилам гражданского судопроизводства, гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Мирненского сельского поселения /.../ о признании незаконным решения № от /.../ о запрете проводить работы по приведению земельного участка в состояние, пригодное для эксплуатации в соответствии с видом разрешенного использования (организации питомника) передано по подсудности в Томский районный суд /.../.
Истец ФИО1, извещенный в предусмотренном законом порядке о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представителя не направил.
Муниципальное образование «Мирненское сельское поселение» в лице администрации Мирненского сельского поселения, извещенное в предусмотренном законом порядке о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направило.
/.../; Департамент социально-экономического развития села /.../, извещенное в предусмотренном законом порядке о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направило.
Суд в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, представителей третьих лиц.
Изучив и оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. п. 3 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно положениям статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
В силу части 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Соответствующие положения об особенностях сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов, как следует из части 2 статьи 607 Гражданского кодекса, установлены другими законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от /.../ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от /.../№.
Согласно Классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка «питомники» включает в себя выращивание и реализация подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян; размещение сооружений, необходимых для указанных видов сельскохозяйственного производства.
Постановлением муниципального образования «Мирненское сельское поселение» от /.../№ на аукцион на право заключения договора аренды выставлены земельные участки (лоты), местоположение которых: Российская Федерация, /.../, Мирненское сельское поселение.
Перечень земельных участков (лотов), выставленных на аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящихся в собственности муниципального образования «Мирненское сельское поселение» (предмет аукциона) содержится в извещении о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Под № лота 2 указано – местоположение (адрес) участка: РФ, /.../, № кадастровый №, площадь участка 533432 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – питомники, начальная цена предмета аукциона 30805,70 руб.
В заявке на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка ФИО1 от /.../ указал, что, ознакомившись с извещением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, он изъявляет желание принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 533432 кв.м с кадастровым номером /.../, местоположение которого Российская Федерация, /.../, /.../, №, для питомники.
Из протокола о результатах аукциона № от /.../ администрации Мирненского сельского поселения следует, что победителем аукциона – лот №, является ФИО1
Из договора аренды земельного участка № от /.../, заключенного между администрацией Мирненского сельского поселения (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) следует, что арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 533432 кв.м, с кадастровым номером /.../ для: питомники по адресу: Российская Федерация /.../, /.../, уч. № (п. 1.1). Срок аренды участка (срок действия договора) устанавливается на 3 года с даты подписания договора (п. 2.1). Размер ежегодной арендной платы за участок определен по результатам аукциона и составляет 140781,93 рублей (п. 3.1). Арендатор обязан выполнять в полном объеме все условия договора; использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории (п.4.4).
По акту приемки-передачи земельного участка от /.../ администрация Мирненского сельского поселения (арендодатель) сдала, а ФИО1 (арендатор) принял в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 533432 кв.м, с кадастровым номером /.../ для: питомники по адресу: Российская Федерация /.../, /.../, уч. №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от /.../ № /.../, земельный участок кадастровый №, адрес (местоположение): Российская Федерация, /.../, /.../, площадью 533432 +/- 256 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: питомники, принадлежит муниципальному образованию «/.../». Ограничение прав и обременение недвижимости: аренда, договора аренды земельного участка № от /.../; лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости – ФИО1
Данные обстоятельства не противоречат представленным Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по /.../ по запросу суда:
- материалам кадастрового дела объекта недвижимости /.../;
- документам, помещенным в реестровое дело объекта недвижимости с кадастровым номером /.../ (Российская Федерация, /.../, /.../).
/.../ ФИО1 письменно уведомил администрацию Мирненского сельского поселения /.../ о начале работ по приведению земельного участка с кадастровым номером /.../ категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: питомники, в состояние пригодное для использования в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования на основании разработанных Проектов культуртехнической мелиорации участка, рекультивации участка. Указал перечень работ, намеченных к производству: расчистка участка от древесно-кустарниковой растительности; расчистка участка от пней, погребенной древесины, камней; первичная обработка почвы (засыпка и выравнивание, вспашка, фрезерование); агротехнические и фитомелиоративные мероприятия (внесение удобрений, посев культур, посадка саженцев).
Из письма Главы администрации «Мирненского сельского поселения» от /.../№, адресованного ФИО1, следует, что, исходя из положений ст. 606, ст. 607, ст. 615, ст. 619, ст. 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 40, ст. 41, ст. 42, ст. 46, ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказа Минэкономразвития от /.../№ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», Федерального закона от /.../ № 4-ФЗ «О мелиорации земель» представленный проект не является проектом культуртехнической мелиорации, поскольку не отвечает требованиям, установленным Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов мелиорации сельскохозяйственных земель РД-АПК 300.01.003-03, Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности (приказ Минприроды России от /.../№), требованиям других Федеральных законов. Утверждение такого проекта влечет безосновательную вырубку деревьев на значительной территории, не способствует коренному улучшению земель, влечет нарушение состояния земель и иные неблагоприятные экологические последствия. Арендатор при передаче ему в пользование земельного участка право собственности на лесные насаждения не приобрел, следовательно, не может распоряжаться ими по собственному усмотрению без согласования с собственником земельных участков. Отсутствие в договоре аренды ссылки на классификатор видов разрешенного использования земельных участков не освобождает арендатора от использования участков в соответствии с действующим законодательством, целевым назначением участков, видом их разрешенного использования, и не представляет право вырубки лесных насаждений без согласования с собственником земельных участков. В силу действующего законодательства арендатор, усмотрев необходимость такой расчистки для использования земельных участков по назначению, обязан ее проводить в рамках проектов культуртехнической мелиорации. Проект проведения культуртехнических работ должен согласовываться в обязательном порядке как с администрацией, так и с соответствующим органом исполнительной власти субъекта в области сельского хозяйства – Департаментом по социально-экономическому развитию села /.../. При этом действующее законодательство не предусматривает вырубку лесных насаждений под видом культуртехнических работ. Для проведения комплекса работ по мелиорации (в частности по культуртехническим работам) необходимо разработать и утвердить соответствующие проекты, при этом следует учитывать планирование мелиорации (данные земли находятся в собственности муниципального образования и только собственник мог решить вопрос о необходимости мелиорации земель, запланировать данные работы, включить их в соответствующий план и согласовать с уполномоченным органом), а также существующие программы по мелиорации. Доказательств осуществления таких подготовительных работ, поэтапной разработки и утверждения соответствующих планов, программ, проектов для культуртехнических работ не предоставлено. Доказательств тому, что земельный участок включен в список мелиорируемых земель, также не представлено. На основании вышеизложенного Администрация Мирненского сельского поселения запрещает производить работы, указанные в уведомлении ФИО1
Из заключения кадастрового инженера ООО «БТИ кадастр» С. от /.../ следует, что в границах участка № произошло зарастание участка древесной и кустарниковой растительностью несельскохозяйственных культур. В данный момент невозможно использовать данный участок в соответствии с установленными для него видом разрешенного использования – питомники. На исследуемом участке также выявлено большое количество ветровальных и ослабленных деревьев.
Согласно заключению кадастрового инженера Л. от /.../ в отношении земельного участка с кадастровым номером /.../, местоположение: /.../, /.../, по сведениям КГРН вид разрешенного использования земельного участка – «питомники». Данный вид, согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, предполагает выращивание подроста деревьев и кустарников сельскохозяйственного назначения. При визуальном обследовании видно наличие древесной и кустарниковой растительности несельскохозяйственных культур, также большое количество ветровальных и ослабленных деревьев. В данный момент невозможно использовать данный участок в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования – питомники.
В материалы дела представлена согласованная истцом Проектная документация общества с ограниченной ответственностью «Респект» от /.../ – культуртехническая мелиорация на земельном участке /.../:/.../, с/.../, уч. №, содержащая, в том числе:
- пояснительную записку, согласно которой данный земельный участок долгое время не использовался по основному целевому назначению – сельскохозяйственному использованию, произошло зарастание участка древесно-кустарниковой и сорной растительностью, и в данный момент невозможно использовать участок в соответствии с установленным видом для его разрешенного использования – питомники. Значительная часть древесной растительности на участке состоит из ослабленных и больных деревьев. На исследуемом участке также выявлено большое количество ветровальных деревьев; согласно основным технико-экономическим показателям на участке отмечено зарастание поверхностного слоя почвы деревьями, кустарником и сорной растительностью. Растительность представлена древесной растительностью, кустарниками, разнотравьем, в основном злаками. Значительная часть древесной растительности на участке состоит из ослабленных, больных и усыхающих деревьев. На исследуемом участке также выявлено большое количество ветровальных и буреломных деревьев. Таким образом, по состоянию древесно-кустарниковой растительности, расположенной на исследуемом объекте, данный объект находится в неудовлетворительном санитарном и пожарном состоянии;
- проект организации строительства, из которого следует, что в качестве видов культуртехнических работ определены: удаление (срезка и корчевание) древесно-кустарниковой растительности, удаление кочек, корчевка пней и уборка валов, очистка от камней, первичная обработка почвы;
- проект организации строительства (расчет срока строительства, календарный план выполнения работ по мелиорации участка, основные объекты строительства, нормы и правила производства культуртехнических работ, расчистка мелиорируемых земель от древесно-кустарниковой растительности, пней и погребенной древесины, уничтожение кочек и мохового очеса, очистка мелиорируемых земель от камней, первичная обработка почвы, планировка поверхности мелиорируемых земель, особенности проведения культуртехнических работ на пойменных землях);
- перечень мероприятий по охране окружающей среды (характеристика намечаемой деятельности, охрана и рациональное использование земельных ресурсов, охрана воздушного бассейна района расположения объекта от загрязнения, физическое (шумовое) воздействие, охраны окружающей среды при складировании отходов, общая оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду);
- техника безопасности и мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при производстве работ (мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объекте, гигиена труда при производстве работ).
Дав оценку представленным доказательствам суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, поскольку, приняв на себя права и обязанности по указанному договору, истец как арендатор выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования, замечаний со стороны истца к состоянию земельного участка, как не пригодного для эксплуатации в соответствии с видом разрешенного использования, то есть для организации на земельном участке питомника, на момент заключения договора аренды материалы дела не содержат, бесспорные доказательства обратного не представлены.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации основным принципом земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно п. 3 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от /.../ № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от /.../ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу положений статьи 1 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.
В соответствии со статьей 1, 2 Федерального закона «О мелиорации земель» мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
Под мелиорацией земель понимается коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.
В статье 5 данного закона указаны типы мелиорации земель в зависимости от характера мелиоративных мероприятий: гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая мелиорация, химическая мелиорация.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О мелиорации земель» культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха относится к культуртехнической мелиорации.
При этом статьей 25 данного закона предусмотрено, что мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
Согласно положениям Приказа Минсельхоза России от /.../№ «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель», зарегистрированного в Минюсте России /.../№, проекты мелиорации, подготовленные привлеченными лицами, подписываются этими лицами или уполномоченными ими лицами, заверяются печатью (при наличии печати) и направляются заинтересованным лицам, для которых они были подготовлены; проекты мелиорации, подготовленные заинтересованными лицами самостоятельно, подписываются этими заинтересованными лицами, заверяются печатями заинтересованных лиц (при наличии печати) (п.6); согласование проектов мелиорации осуществляется организациями, находящимися в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - уполномоченные организации) (п.7); согласованный в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка проект мелиорации утверждается заинтересованным лицом с обязательным указанием на титульном листе проекта мелиорации реквизитов письма, которым данный проект мелиорации был согласован уполномоченной организацией (п.15).
В соответствии со ст. 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, на основании положений статей 40 и 41 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в аренду, имеет право, в том числе проводить в соответствии с разрешенным использованием культуртехнические мелиоративные работы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями и в рамках проектов по мелиорации.
Представленная истцом в качестве проекта культуртехнической мелиорации документация, таким проектом не является, поскольку не согласована с уполномоченными органами в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от /.../ № 4-ФЗ «О мелиорации земель».
Доказательств необходимости проведения работ и соответствия данных работ требованиям действующего законодательства не представлено, в связи с чем доводы истца о незаконности решения муниципального образования «Мирненское сельское поселение», оформленного письмом от /.../№, оставлены без внимания.
Представленные документы бесспорно не подтверждают, что состояние участка исключает его использование по назначению, то есть организации питомника.
Ссылка ФИО1 на то обстоятельство, что ни договор аренды, ни аукционная документация не содержали ограничения в использования спорного земельного участка, об обоснованности иска не свидетельствует, поскольку права арендатора земельного участка ограничены указанными выше положениями действующего законодательства. При этом договор аренды, аукционная документация не содержат условия о намерении арендатора использовать земельный участок после проведения работ по приведению данного земельного участка в состояние, пригодное для его эксплуатации в соответствии с видом разрешенного использования. Факт заключения договора аренды со стороны истца под указанным условием материалами дела не подтвержден.
С учетом изложенного доводы истца о том, что должностными лицами администрации поселения совершены противоправные действия в коррупционных целях в виде препятствий истцу осуществлять хозяйственную деятельность на земельном участке с кадастровым номером № не состоятельны.
Установленные в совокупности обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Томский районный суд /.../
решил:
иск ФИО1 к муниципальному образованию «/.../» в лице администрации Мирненского сельского поселения о признании незаконным решения, оформленного письмом от /.../№ о запрете проводить работы по приведению земельного участка площадью 533432 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использовании: питомники, по адресу: /.../, Мирненское сельское поселение, окр. д. Малое Протопопово, уч. №, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий-
судья Томского районного суда Томской области (подпись) А.А. Куцабова
Копия верна.
УИД 00RS0000-01-2019-000039-30
Подлинный документ подшит в деле № 2-308/2020
Томского районного суда Томской области.
Судья: А.А. Куцабова
Секретарь: Д.С. Силантьева