РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ сел. Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи - Дашдемирова Д.Р., при секретаре судебного заседания - Курбанове Т.К., с участием по доверенности представителя истцов ФИО1 и представителя ответчика по доверенности ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО1 к ФКУ «Управления ордена знак почета Северо- Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства», о возмещении убытков причиненных в результате изъятия земельных участков для государственных нужд и об устранении препятствий в пользовании земельными участками,-
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3, ФИО4 И., ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО1 обратились в суд с исковым заявлением к ФКУ «Управление ордена Знака Почета Северо – Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» о возмещении убытков причиненных в результате изъятия земельных участков для государственных нужд и об устранении препятствий в пользовании земельными участками.
Из уточненных исковых заявлений следует, что они являются собственниками указанных земельных участков:
Земельный участок площадью 0.10 га. ФИО3 с кадастровым номером 05:09:000011:0044, право собственности зарегистрировано в ЕГРП за № 05-01/14/1/2004-348, о чем выдано свидетельство за № от ДД.ММ.ГГГГг.
Земельный участок площадью 0,10 га. ФИО1, с кадастровым номером 05:09:000011:0030, право собственности зарегистрировано в ЕГРП за № 05-01/14/1/2004-280, о чем выдано свидетельство за № от ДД.ММ.ГГГГг.
Земельный участок площадью 0.10га. ФИО10 с кадастровым номером 05:09:000011:0028, право собственности зарегистрировано в ЕГРП за № 05-01/14/1/2004-276, о чем выдано мне свидетельство за № от ДД.ММ.ГГГГг.
Земельный участок площадью 0,10 га. ФИО5, с кадастровым номером 05:09:000011:0031, право собственности зарегистрировано в ЕГРП за № 05-01/14/1/2004-277, о чем выдано свидетельство за № от ДД.ММ.ГГГГг.
Земельный участок площадью 0,10 га ФИО4, с кадастровым номером 05:09:000011:0043, право собственности зарегистрировано в ЕГРП за № 05-01/14/1/2004-346, о чем выдано мне свидетельство за № от ДД.ММ.ГГГГг.
Земельный участок площадью 0,10 га ФИО11, с кадастровым номером 05:09:000011:0045, право собственности зарегистрировано в ЕГРП за № 05-05/11/001/2005-007, о чем выдано мне свидетельство за № от ДД.ММ.ГГГГг.
Земельный участок площадью 0,10 га ФИО8 с кадастровым номером 05:09:000011:0026, право собственности зарегистрировано в ЕГРП за № 05-01/14/1/2004-279, о чем выдано мне свидетельство за № от ДД.ММ.ГГГГг.
Земельный участок площадью 0,10 га ФИО9 с кадастровым номером 05:09:000011:0021, право собственности зарегистрировано в ЕГРП за № 05-01/14/1/2004-287, о чем выдано мне свидетельство за № от ДД.ММ.ГГГГг.
Земельный участок площадью 0,10 га ФИО7, с кадастровым номером 05:09:000011:0020, право собственности зарегистрировано в ЕГРП за № 05-01/14/1/2004-275, о чем выдано мне свидетельство за № от ДД.ММ.ГГГГг.
Земельный участок площадью 0,10га ФИО6 Исы ФИО6, с кадастровым номером 05:09:000011:0052, право собственности зарегистрировано в ЕГРП за № 05-05-11/001/2005-149, о чем выдано мне свидетельство за № от ДД.ММ.ГГГГг.
В связи со строительством кольцевой федеральной автомобильной дороги, указанные выше шесть земельных участков попали под дорогу, четыре участка оказались внутри кольца, подъездные пути к ним отсутствуют. Ответчик, несмотря на их требования, не представил суду утвержденный проект с подъездными путями. Земельные участки фактически изъяты из собственности без их согласия.
Земельные участки им были выделены под строительство индивидуального домостроения. Они незаконно лишены права собственности на земельные участки и возможности использовать участки по назначению и строить там жилье невозможно, поскольку на данном земельном участке строительство жилого дома в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03, СНиП 2.07.01-89, СНиП 2.05.02-85 и нормативов (100м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги) не допускается и невозможно.
В соответствии со ст.55 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным ст.49 настоящего Кодекса (п. 1).
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или Муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно ст.279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для Государственных или муниципальных нужд путем выкупа (п. 1). Статья 63-3K РФ предусматривает гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными п.п. 1 и 2 указанной статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если им не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок (п.4). Изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после предоставления пожеланию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков. (п.1). Равноценный земельный участок вблизи столице республики им не выделены, согласие на изъятие их участков они не давали. В ходе судебного заседания судом была назначена экспертиза для определения Рыночной стоимости их участков. Согласно заключениям эксперта рыночная стоимость каждого земельного участка составляет 2115 000 рублей. Ответчиком не издано распоряжение об изъятии путем выкупа в пользу Российской Федерации участков, принадлежащие им на праве собственности. Уточняя свои требования, просят суд обязать ФКУ Упордор «Северный Кавказ»:
1.Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10 га., с кадастровым номером №05:09:000011:0044, принадлежащий ФИО3 на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-01/14/1/2004-348.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у него вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от 25.07.2013года.
2. Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10 га., с кадастровым номером №05:09:000011:0030, принадлежащий ФИО1 на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-01/14/1/2004-280.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у него вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от 25.07.2013года.
3.Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10га., с кадастровым номером №05:09:000011:0028, принадлежащий ФИО10 на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-01/14/2004-276.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у него вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от 25.07.2013года.
4.Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10 га., с кадастровым номером №05:09:000011:0031, принадлежащий ФИО5, на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-01/14/1/2004-277.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у него вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от 25.07.2013года.
5. Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10га., с кадастровым номером №05:09:000011:0043, принадлежащий ФИО4, на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-01/14/1/2004-346.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у него вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от 25.07.2013года.
6. Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10га., с кадастровым номером №05:09:000011:0045, принадлежащий ФИО11, на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-05/11/001/2005-276.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у него вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от 25.07.2013г.
7. Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10га., с кадастровым номером №05:09:000011:0026, принадлежащий ФИО8, на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-01/14/1/2004-279.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у него вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от 25.07.2013года.
8 Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10га., с кадастровым номером №05:09:000011:0021, принадлежащий ФИО9 на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-01/14/2004-287.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у него вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от ДД.ММ.ГГГГ года.
9.Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10га., с кадастровым номером №05:09:000011:0020, принадлежащий ФИО7, на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-01/14/1/2004-275
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у него вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от 25.07.2013года.
10.Изъят для государственных нужд земельный участок пл. 0.10 га., с кадастровым номером №05:09:000011:0052, принадлежащий ФИО6 на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-05/11/001/2005-149.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у него вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от ДД.ММ.ГГГГ года. Взыскать с ответчика судебные расходы в связи с рассмотрением дела.
В судебном заседании представитель истцов ФИО1 свои требования поддержал и пояснил, что к ответчику он и его доверители неоднократно обращались с просьбой выкупить их земельные участки, возместить причиненный им материальный ущерб. Вначале ответчик согласился, взяли у них копии правоустанавливающих документов на участки, после отказали, заявив, что участки не подпадают в полосу отвода дороги, затем ссылались, что деньги на компенсацию ущерба пользователям земельных участков в проектно-сметной документации по реконструкции дороги не заложены, земельные участки они не задевают. В связи с тем, что ответчик добровольно урегулировать спор не согласился, они обратились в суд. Распоряжения, либо решения, об изъятии у них земельных участков у ответчика нет. В результате незаконными действиями ответчика, они фактически лишены права собственности на земельные участки. Поскольку шесть земельных участков принадлежащие ФИО8, ФИО6, ФИО10, ФИО5, ФИО11 и ФИО4 попали под дорогу, а четыре участка оказались внутри кольца, подъездные пути к ним отсутствуют. Ответчик, несмотря на их требования, не представил суду утвержденный проект с подъездными путями. Земельные участки фактически изъяты из собственности без их согласия. Земельные участки им были выделены под строительство индивидуального домостроения. Истцы незаконно лишены права собственности на земельные участки, и возможности использовать участки по назначению и строить там жилье невозможно, поскольку на данном земельном участке строительство жилых домов в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03, СНиП 2.07.01-89, СНиП 2.05.02-85 и Нормативов (100м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги) не допускается и невозможно.
Просит суд обязать ФКУ «Управление ордена Знак Почета Северo-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» изъят для государственных нужд земельные участки принадлежащие истцам на праве собственности на основании регистрации в ЕГРП.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у истцов вышеуказанные земельные участки по цене определенные экспертными заключениями Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ года. Взыскать с ответчика судебные расходы в связи с рассмотрением дела.
Представитель ответчика Упрдор - ФИО2 иск не признал и пояснил, что они не оспаривают право пользования и собственность истцов на земельные участки. Они согласны выкупить у истцов часть земельных участков, на которую имеется наложение с возмещением им упущенной выгоды, по договоренности о размерах. В части компенсации стоимости каждого земельного участка, они не согласны, поскольку они не подпадают под дорогу, они сделают к участкам за свой счет в будущем с тыльной стороны подъездную дорогу. В настоящее время ими подготовлен технический проект, строительство будет завершено к концу 2014 года. Распоряжения о выкупе земельного участка у истцов нет, они при проектировании и реконструкции дороги, полагали, что дорога не будет задевать земельные участки истцов. Права на земельный участок под строительство дороги и путепровода ими в установленном порядке не зарегистрирован, находится на стадии оформления, имеются акты отвода и распоряжение Росавтодора о предварительном согласовании места размещения объекта от ДД.ММ.ГГГГ Кадастрового плана и межевого дела на земельные участки, по которым пойдет путепровод и реконструируемая дорога, в настоящее время у них не имеется. По закону, они возмещают ущерб, заключают договора на выкуп земельных участков с землепользователями, лишь после соответствующего распоряжения Росавтодора. Заказчиком строительства и реконструкции дороги является Упрдор который заключил договора с подрядными организациями.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, и ответчик не оспаривает право собственности истцов на земельные участки, пл.0,10 га., каждого и право собственности на строительство жилого строения и их стоимость, что подтверждается свидетельством серия 05-РД № от ДД.ММ.ГГГГг, постановлением главы администрации сел. Агач-аул <адрес> от 9. 10.2002г..№ «О предоставлении ФИО1 земельного участка, площадью 0, 01 га. под индивидуальное домостроение согласно постановления главы района № от 06.08. 2002г. с кадастровым номером 05:09:000011:0030, межевым планом.
Свидетельством серия 05-АА № от ДД.ММ.ГГГГг, постановлением главы администрации сел. Агач-аул <адрес> от 9. 10.2002г..№ «О предоставлении ФИО11 земельного участка, площадью 0,10 га. под индивидуальное домостроение согласно постановления главы района № от 06.08. 2002г. с кадастровым номером 05:09:000011:0045, межевым планом.
Свидетельством серия 05-РД № от ДД.ММ.ГГГГг, постановлением главы администрации сел. Агач-аул <адрес> от 9. 10.2002г..№ «О предоставлении ФИО3 земельного участка, площадью 0,10 га. под индивидуальное домостроение согласно постановления главы района № от 06.08. 2002г. с кадастровым номером 05:09:000011:0044, межевым планом.
Свидетельством серия 05-АА № от ДД.ММ.ГГГГг, постановлением главы администрации сел. Агач-аул <адрес> от 9. 10.2002г..№ «О предоставлении ФИО6 земельного участка, площадью 0, 10 га. под индивидуальное домостроение согласно постановления главы района № от 06.08. 2002г. с кадастровым номером 05:09:000011:0052, межевым планом.
Свидетельством серия 05-РД № от ДД.ММ.ГГГГг, постановлением главы администрации сел. Агач-аул <адрес> от 22. 10.2002г..№ «О предоставлении ФИО9 земельного участка, площадью 0,10 га. под индивидуальное домостроение согласно постановления главы района № от 06.08. 2002г. с кадастровым номером 05:09:000011:0021, межевым планом.
Свидетельством серия 05-РД № от ДД.ММ.ГГГГг, постановлением главы администрации сел. Агач-аул <адрес> от 09. 10.2002г..№ «О предоставлении ФИО8 земельного участка, площадью 0, 10 га. под индивидуальное домостроение согласно постановления главы района № от 06.08. 2002г. с кадастровым номером 05:09:000011:0026, межевым планом.
Свидетельством серия 05-РД № от ДД.ММ.ГГГГг, постановлением главы администрации сел. Агач-аул <адрес> от 09. 10.2002г..№ «О предоставлении ФИО10 земельного участка, площадью 0,10 га. под индивидуальное домостроение согласно постановления главы района № от 06.08. 2002г. с кадастровым номером 05:09:000011:0028, межевым планом.
Свидетельством серия 05-РД № от ДД.ММ.ГГГГг, постановлением главы администрации сел. Агач-аул <адрес> от 09. 10.2002г..№ «О предоставлении ФИО5 земельного участка, площадью 0, 10 га. под индивидуальное домостроение согласно постановления главы района № от 06.08. 2002г. с кадастровым номером 05:09:000011:0031, межевым планом.
Свидетельством серия 05-РД № от ДД.ММ.ГГГГг, постановлением главы администрации сел. Агач-аул <адрес> от 09. 10.2002г..№ «О предоставлении ФИО7 земельного участка, площадью 0,10 га. под индивидуальное домостроение согласно постановления главы района № от 06.08. 2002г. с кадастровым номером 05:09:000011:0020, межевым планом.
Свидетельством серия 05-РД № от ДД.ММ.ГГГГг, постановлением главы администрации сел. Агач-аул <адрес> от 09. 10.2002г..№ «О предоставлении ФИО4 земельного участка, площадью 0,10 га. под индивидуальное домостроение согласно постановления главы района № от 06.08. 2002г. с кадастровым номером 05:09:000011:0043, межевым планом.
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор») за №762-р от ДД.ММ.ГГГГ утверждена проектная документация «Реконструкция автомобильной дороги М-29 «Кавказ»- из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой на участке 817 + 000-км. 827+000, в <адрес>» и выделении в составе проектной документации этапов строительства. Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ за № от ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на строительство.
Согласно заключению землеустроительной экспертизы № от 11.10.2013г. следует, что определение нарушения прав ФКУ Упрдор «Северный Кавказ» прав истцов не входит в компетенцию эксперта строителя, а является прерогативой суда;
Расположение земельных участков не соответствует СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», п. 1.11. Автомобильные дороги I-III категорий.. . расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов следует принимать в соответствии с их генеральными планами, но не менее 200 м. - СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги». Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* п.4.10 Автомобильные дороги категорий 1-11 (111) рекомендуется прокладывать.. . расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов в соответствии с генеральными планами дорог, но не менее 200 м.
В представленных на рассмотрение эксперта материалах отсутствует информация о границах полосы отвода. В соответствие с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормах отвода земель для разрешения автомобильных дорог или дорожного сервиса для дорог 1-3 категории с 4-х полосным движением и высотой насыпи 1.5 м - 7м. составляет 65 м с учетом устройства боковых резервов автодороги. (Приложение №3)
Для дорог 2 категории с 2- полосным движением и высотой насыпи 1-5 - 7м составляет 58.0 м.
Расстояние от оси основного путепровода (строящегося мостового перехода ) до земельных участков составляет от 96.68 м до 11.79м. и расстояние от вспомогательного путепровода (устроенной развязки ) составляет 20.6 м. от оси дороги в сторону Буйнакска и от 94,5 м, до 29.14м. от оси дороги поворот на Махачкала.
Участок № 05:09:000011:0026 - ФИО8 полностью расположен в границах отвода земли под автомобильную дорогу. Участок №05:09:000011:0052 - ФИО6. №05:09:000011;0028 - ФИО10. №05:09:000011:0031 - ФИО5 частично расположены на территории отвода участков съезда автодороги.
Размер полосы отвода принимался в соответствии с Приложением №3, № (полоса отвода с учетом обеспечения боковой видимости) Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса».
Принадлежащие истцам земельные участки № 05:09:000011:0030 - ФИО1, №5:09:000011:0045 - ФИО11, №05:09:000011:0021 - ФИО12; №05:09:000011:0044 - ФИО3; №05:09:000011:0020 - ФИО7; №05:09:000011:0043 - ФИО4 не попадают в полосу отвода реконструкции автомобильной дороги, а расположены в придорожной полосе в соответствии с ФЗ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.3, п.16, ст.26. п.5, где придорожная полоса определена размером 150 м. от кромки автодороги.
Общий вид расположения земельных участков с привязкой их к местности показан в приложении 1 План схема к данному заключению.
Выделенные под ИЖС участки не соответствуют п.1.11. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», п.4.10. СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги». Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*, где «от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов в соответствии с генеральными планами дорог, расстояние не менее 200м.».
Расположение жилых строений (или строений со сроком использования более 10 лет) на придорожной полосе не советуют п.5. г), и п. 9. Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от 02.02.2000) «об утверждении правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования».
Определение разрешения в соответствии с проектом устройства подходов или подъездов к данным участкам под ИЖС, определения возможности изъятия их у истцов, не входит в компетенцию эксперта строителя, а является прерогативой органов местного самоуправления. Фактически на момент осмотра имеется участок съезда с объездной дороги на просёлочную в сторону месторасположения земельных участков.
В представленных материалах не имеется информация об разрешительных документах на реконструкцию дороги ФКУ Управления ордена знак почета Северо-Кавказких автомобильных дорог Федерального дорожного агентства».
Судом с выездом на место с участием сторон установлено, кроме участков №05:09:000011:0026 - ФИО8 полностью расположены в границах отвода земли под автомобильную дорогу. Участок №05:09:000011:0052 - ФИО6. №05:09:000011;0028 - ФИО10. №05:09:000011:0031 - ФИО5, так же частично подпадают под автодорогу земельные участки. ФИО11, с кадастровым номером 05:09:000011:0045 и ФИО4, с кадастровым номером 05:09:000011:0043.
Согласно ст. 35 Конституции РФ 1. Право частной собственности охраняется законом.2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса (п. 1).
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (п. 2).
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (п. 3).
В соответствии со ст. 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:
1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;
3) временным занятием земельных участков;
4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.
2. Убытки возмещаются: 1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;
2) собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.
3. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
4. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
5. Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 63 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Согласно п. 1 ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:
1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;
2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
3) возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
В силу пункта 2 собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок (пункт 4).
Согласно ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа (п. 1). Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника (п. 3).
Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением (ст. 280 Гражданского кодекса Российской Федерации). Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок (п. 1 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом при рассмотрении спора установлено, что принадлежащие истцам спорные земельные участки попали в границы полосы отвода реконструкции автомобильной дороги. Тем самым произошло фактическое изъятие участков у собственников. Ответчиком не представлены суду доказательства, подтверждающие право на спорные земельные участки, нет распоряжения об изъятии земельных участков у истцов, соглашение о выкупе у них земельных участков, уведомление (извещение) их о предстоящем изъятии или выкупе.
Вместе с тем, несмотря на фактическое изъятие участков у собственников, в установленном порядке решение о выкупе участков не было принято, распоряжение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о выкупе земельных участков для государственных нужд в отношении спорных участков не принималось.
В соответствии с пунктами 2 и 4 ст. 279 ГК РФ, содержащими положения о выкупе земельного участка, для государственных и муниципальных нужд, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления; такое решение подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок.
Указанными полномочиями в данном случае обладает Росавтодор, который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте. В своей деятельности Росавтодор руководствуется Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 374.
Согласно ст. 49 Земельного кодекса РФ, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в перечень таких объектов входят, в том числе и автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Порядок издания распоряжений (решений) об изъятии земельных участков установлен Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 289 "Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по принятию решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции, автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Заказчиком реконструкции дороги является Федеральное казенное учреждение «Управление ордена знак почета Северо - Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства», которое в нарушение действующего законодательства, без получения распоряжения от Росавтодора о выкупе земельного участка у истцов, извещения их об этом, компенсации им материального ущерба, оформления прав на изымаемые земельные участки и на полосу отвода, определении их границ и координат, начал реконструкции дороги и путепровода, что сделало невозможным для истца, как использование земельного участка, так и получение причитающихся ему в соответствии с требованиями закона целевой денежной компенсации рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка и стоимости строений при его изъятии.
Согласно ст. 15 ГК РФ 1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно заключениям судебно-оценочной, товароведческой экспертиз следует:
Согласно заключению № от 25.07.2013г. следует, что рыночная стоимость земельного участка размером 0,10 га с кадастровым номером №05:09:00 0011:0030 принадлежащего ФИО1, расположенного по адресу: РД, <адрес>, район южного поста ГАИ <адрес>, по состоянию на 23.07.13г. составляет 2115000 (два миллиона сто пятнадцать тысяч) руб.
Согласно заключению № от 25.07.2013г. следует, что рыночная стоимость земельного участка размером 0,10 га с кадастровым номером №05:09:00 0011:0045 принадлежащего ФИО11, расположенного по адресу: РД, <адрес>, район южного поста ГАИ <адрес>, по состоянию на 23.07.13г. составляет 2115000 (два миллиона сто пятнадцать тысяч) руб.
Согласно заключению № от 25.07.2013г. следует, что рыночная стоимость земельного участка размером 0,10 га с кадастровым номером №05:09:00 0011:0028 принадлежащего ФИО10, расположенного по адресу: РД, <адрес>, район южного поста ГАИ <адрес>, по состоянию на 23.07.13г. составляет 2115000 (два миллиона сто пятнадцать тысяч) руб.
Согласно заключению № от 25.07.2013г. следует, что рыночная стоимость земельного участка размером 0,10 га с кадастровым номером №05:09:00 0011:0021 принадлежащего ФИО9, расположенного по адресу: РД, <адрес>, район южного поста ГАИ <адрес>, по состоянию на 23.07.13г. составляет 2115000 (два миллиона сто пятнадцать тысяч) руб.
Согласно заключению № от 25.07.2013г. следует, что рыночная стоимость земельного участка размером 0,10 га с кадастровым номером №05:09:00 0011:0026 принадлежащего ФИО13, расположенного по адресу: РД, <адрес>, район южного поста ГАИ <адрес>, по состоянию на 23.07.13г. составляет 2115000 (два миллиона сто пятнадцать тысяч) руб.
Согласно заключению № от 25.07.2013г. следует, что рыночная стоимость земельного участка размером 0,10 га с кадастровым номером №05:09:00 0011:0052 принадлежащего ФИО6, расположенного по адресу: РД, <адрес>, район южного поста ГАИ <адрес>, по состоянию на 23.07.13г. составляет 2115000 (два миллиона сто пятнадцать тысяч) руб.
Согласно заключению № от 25.07.2013г. следует, что рыночная стоимость земельного участка размером 0,10 га с кадастровым номером №05:09:00 0011:0031 принадлежащего ФИО5, расположенного по адресу: РД, <адрес>, район южного поста ГАИ <адрес>, по состоянию на 23.07.13г. составляет 2115000 (два миллиона сто пятнадцать тысяч) руб.
Согласно заключению № от 25.07.2013г. следует, что рыночная стоимость земельного участка размером 0,10 га с кадастровым номером №05:09:00 0011:0020 принадлежащего ФИО7, расположенного по адресу: РД, <адрес>, район южного поста ГАИ <адрес>, по состоянию на 23.07.13г. составляет 2115000 (два миллиона сто пятнадцать тысяч) руб.
Согласно заключению № от 25.07.2013г. следует, что рыночная стоимость земельного участка размером 0,10 га с кадастровым номером №05:09:00 0011:0043 принадлежащего ФИО4, расположенного по адресу: РД, <адрес>, район южного поста ГАИ <адрес>, по состоянию на 23.07.13г. составляет 2115000 (два миллиона сто пятнадцать тысяч) руб.
Согласно заключению № от 25.07.2013г. следует, что рыночная стоимость земельного участка размером 0,10 га с кадастровым номером №05:09:00 0011:0044 принадлежащего ФИО3, расположенного по адресу: РД, <адрес>, район южного поста ГАИ <адрес>, по состоянию на 23.07.13г. составляет 2115000 (два миллиона сто пятнадцать тысяч) руб.
Таким образом, суд считает требования истцов к ответчику - Федеральному казенному учреждению «Управление ордена знак почета Северо - Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства», обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика, что земельные участки истцов, автомобильная дорога не задевает, они сделают к участкам подъездную дорогу в будущем, суд считает необоснованными.
Участки истцов фактически изъяты ответчиком, что нарушены Конституционные права истцов, создает угрозу безопасности дорожного движения, нарушает требования нормативных актов и Снипов о минимальном расстоянии от оси дороги (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 717 (ред. от 11.03.2011) "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог.
В соответствии СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» п.1.11. Автомобильные дороги I-III категорий следует, как правило, прокладывать в обход селенных пунктов с устройством подъездов к ним. В целях обеспечения в дальнейшем возможной реконструкции дорог расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов следует принимать в соответствии с их генеральными планами, но не менее 200 м.
1.14. Отвод земельных участков для размещения автомобильных дорог, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, водоотводных, защитных и других сооружений, полос для размещения идущих вдоль дорог коммуникаций осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами, но отводу земель для строительства автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Земельные участки, отводимые на период строительства автомобильных дорог под при трассовые карьеры и резервы, размещение временных городков строителей, производственных баз подъездных дорог и других нужд строительства, подлежат возврату землепользователям после приведения их в состояние, соответствующее положениям действующих нормативных документов.
В соответствии СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»:
6.9. Автомобильные дороги общей сети I. 11 и III категорий, как правило, следует проектировать в обход поселений в соответствии со СНиП 2.05.02-85. Расстояния от бровки земляного полотна указанных дорог до застройки необходимо принимать в соответствии со СНиП 2.05.02-85 и требованиями разд. 9 настоящих норм, но не менее: до жилой застройки 100 м, до садоводческих товариществ 50 м; для дорог IV категории следует принимать соответственно и 25 м. Для защиты застройки от шума и выхлопных газов автомобилей следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 м.
В соответствии с СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
5.10. Планировочная организация жилых зон сельских поселений должна определяться в увязке с размещением производственных объектов при соблюдении требований их взаимной совместимости.
Жилые зоны не должны пересекаться дорогами I. II и III категорий, а также дорогами, предназначенными для движения сельскохозяйственных машин.
8.16. Зоны транспортной и инженерной инфраструктур следует предусматривать для размещения сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного транспорта, связи, инженерного оборудования с учетом их перспективного развития.
В целях обеспечения нормальной эксплуатации сооружений, устройства других объектов внешнего транспорта допускается устанавливать охранные зоны.
Отвод земель для сооружений и устройств внешнего транспорта осуществляется в уставленном порядке. Режим использования этих земель определяется градостроительной документацией в соответствии с действующим законодательством.
8.21. Автомобильные дороги общей сети 1. II. и III категорий, как правило, следует проектировать в обход поселений в соответствии с СП 34.13330. Расстояния от бровки земляного полотна указанных дорог до застройки необходимо принимать в соответствии с CII 34.13330 требованиями раздела 14. но не менее, м: до жилой застройки - 100: садово-дачной застройки 50: для дорог IV категории - соответственно 50 и 25.
Со стороны жилой и общественной застройки поселений, садоводческих товариществ следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 м.
В соответствии с СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги». Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* определено:
4.1 Строительство автомобильных дорог должно осуществляться на основе планов территориального планирования объектов транспорта с учетом перспектив развития экономических районов и наиболее эффективного слияния строящейся дороги с существующей и проектируемой транспортной сетью.
4.10 Автомобильные дороги категорий I-II и III рекомендуется прокладывать в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним. В целях обеспечения в дальнейшем возможной реконструкции дорог принимают расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов в соответствии с генеральными планами дорог, но не менее 200 м.
6.1 Пересечения и примыкания, автомобильных дорог проектируют, исходя из категорий пересекаемых дорог с учетом перспективной интенсивности и состава движения по отдельным направлениям. При проектировании учитывают возможность стадийного развития узла.
Судом установлено, что расположение земельных участков принадлежащие истцам не соответствует СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», п. 1.11. Автомобильные дороги I-III категорий.. . расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов следует принимать в соответствии с их генеральными планами, но не менее 200 м.
-СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги». Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* п.4.10 Автомобильные дороги категорий I-II (III) рекомендуется прокладывать.. . расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов в соответствии с генеральными планами дорог, но не менее 200 м.
В соответствие с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ г.№ «О нормах отвода земель для разрешения автомобильных дорог или дорожного сервиса для дорог 1-3 категории с 4-х полосным движением и высотой насыпи 1.5 м - 7м. составляет 65 м с учетом устройства боковых резервов автодороги. (Приложение №3)
Для дорог 2 категории с 2- полосным движением и высотой насыпи 1-5 - 7м составляет 58.0 м. Расстояние от оси основного путепровода (строящегося мостового перехода) до земельных участков составляет от 96,68 м до 11,79м. и расстояние от вспомогательного путепровода (устроенной развязки) составляет 20,6 м. от оси дороги в сторону Буйнакска и от 94,5 м. до 29,14м. от оси дороги поворот на г Махачкала.
Выделенные под ИЖС участки истцам не соответствуют п.1.11. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», п.4.10. СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги». Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* где «от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов в соответствии с генеральными планами дорог, но не менее 200 м».
Расположение жилых строений (или строений со сроком использования более 10 лет) в не придорожной полосе не советуют п.5. г), и п. 9. Постановление правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ н 1420 (ред. от 02.02.2000) «об утверждении правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования». При сохранении земельных участков истцов будут нарушены вышеуказанные требования закона, в полной мере их права и законные интересы не будут защищены. Когда будут построены ответчиком подъездные пути к объектам истцов, неизвестно, хотя соответствующий проект имеется.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ «Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы …». Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ «Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела». Поскольку истцы при подаче исковых заявлений были освобождены от оплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, должна быть взыскана с ответчика, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, то есть необходимо взыскать с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета в размере, предусмотренном ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, т. е. 60000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО1 к ФКУ «Управление ордена знак почета Северо- Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» - удовлетворить.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо- Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства»:
1.Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10 га., с кадастровым номером №05:09:000011:0044, принадлежащий ФИО3 на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-01/14/1/2004-348.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у ФИО3 вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от 25.07.2013года.
2. Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10 га., с кадастровым номером №05:09:000011:0030, принадлежащий ФИО1 на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-01/14/1/2004-280.
Обязать ФКУ» Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у ФИО1 вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от 25.07.2013года.
3.Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10 га., с кадастровым номером №05:09:000011:0028, принадлежащий ФИО10 на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-01/14/2004-276.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у ФИО10 вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от 25.07.2013года.
4.Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10 га., с кадастровым номером №05:09:000011:0031, принадлежащий ФИО5, на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-01/14/1/2004-277.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у ФИО5 вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от 25.07.2013года.
5. Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10га., с кадастровым номером №05:09:000011:0043, принадлежащий ФИО4, на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-01/14/1/2004-346.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у ФИО4 вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы»№ от 25.07.2013года.
6.Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10га., с кадастровым номером №05:09:000011:0045, принадлежащий ФИО11, на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-05/11/001/2005-276.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у ФИО11 вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от 25.07.2013г.
7.Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10га., с кадастровым номером №05:09:000011:0026, принадлежащий ФИО8, на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-01/14/1/2004-279.
Обязать ФГУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у ФИО8 вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от 25.07.2013года.
8 Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10га., с кадастровым номером №05:09:000011:0021, принадлежащий ФИО9 на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-01/14/2004-287.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у ФИО9 вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от ДД.ММ.ГГГГ года.
9.Изъят для государственных нужд земельный участок пл.0,10га., с кадастровым номером №05:09:000011:0020, принадлежащий ФИО7, на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-01/14/1/2004-275
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у ФИО7 вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от 25.07.2013года.
10.Изъят для государственных нужд земельный участок пл. 0.10 га., с кадастровым номером №05:09:000011:0052, принадлежащий ФИО6 Исе ФИО6 на праве собственности, на основании регистрации в ЕГРП 05-05/11/001/2005-149.
Обязать ФКУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказской автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» заключить соглашение об изъятии путем выкупа у ФИО6 вышеуказанного земельного участка по цене определенной экспертным заключением Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы» № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управления ордена знак почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» государственную пошлину в сумме 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей в бюджет МО «<адрес>».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: