ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-308/2022 от 23.03.2022 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-308/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«23» марта 2022 года г. Тверь

Московский районный суд города Твери

в составе председательствующего судьи Михайловой Т.Н.

при секретаре Войновой Я.И.

с участием истца ФИО1

представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности;

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области обязать определить размер страховой пенсии по старости с 01.01.2019 года на основе документов выплатного дела в соответствии с действующим законодательством,

установил:

ФИО1 обратился в суд с названными выше исковыми требованиями, в обоснование которых ссылался на то, что он проходил военную службу с 22.12.1975 по 04.09.1997 в качестве офицера в Вооруженных Силах Российской Федерации и в период с 04.09.1997 по 31.07.2012 как военнослужащий получал пенсию по государственному пенсионному обеспечению в виде пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. При достижении 20.07.2012 пенсионного возраста 60 лет он приобрел право на обязательное страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию в виде трудовой пенсии по старости с фиксированным базовым размером трудовой пенсии, а также статус гражданина, имеющего одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством РФ. Указанный статус предусматривает установление по выбору истца пенсии за выслугу лет либо трудовой пенсии по старости с фиксированным базовым размером трудовой пенсии либо за выслугу лет и трудовой пенсии по старости за исключением фиксированного базового размера трудовой пенсии.

У истца возникли пенсионные правоотношения по поводу пенсии по старости с Государственным учреждением Пенсионного фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное), которое было реорганизовано в форме присоединения 30.09.2021 года, правопреемником УПФР стало Государственное учреждение-отделение пенсионного фонда РФ.

Истец получал с 01.08.2012 установленную по его выбору трудовую пенсию по старости с долей и фиксированным базовым размером трудовой пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. По состоянию на 31.12.2014 указанная трудовая пенсия была пересчитана в размер страховой пенсии по старости с долей фиксированной выплатой к страховой пенсии в соответствии с Законом о страховых пенсиях.

Право военнослужащего на одновременное получение пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости за исключением фиксированного базового размера трудовой пенсии в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении по состоянию на 31.12.2014 было изменено на право военнослужащего на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Выплата страховой пенсии по старости с долей и фиксированной выплатой к страховой пенсии была прекращена 01.01.2019 года, в связи с утратой истцом права на назначенную ему страховую пенсию вследствие установления истцу пенсии за выслугу лет.

Истец изменил свой выбор пенсий, который предусматривает установление с 01.01.2019 года пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии, истцу была назначена выплата пенсии за выслугу лет и должна была установлена впервые страховая пенсия по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Истец считает, что при установлении страховой пенсии по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии вопреки требованиям части 2 ст. 2 закона о страховых пенсиях, предусматривающей установление страховой пенсии в соответствии с указанным законом. При этом ответчиком не учтены нормы: п. 3.5 части 1 ст. 25 Закона о страховых пенсиях, п. 13 Правил ведения пенсионной документации, утвержденных приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 616г., абз. 5 и 6 пункта 23 Административного регламента предоставления государственной услуги по выплате страховых пенсий, утвержденного приказом Минтруда РФ от 01.11.2016 № 600н., предусматривающие производство прекращения выплаты пенсии на основании заявления пенсионера о прекращении выплаты пенсии либо заявления пенсионера об отказе от получения назначенной пенсии и оформление решения о прекращении выплаты пенсии; частей 4,6 ст. 21 Закона о страховых пенсиях. П. 2 и подпункта «г» п. 7 перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н., предусматривающие наличие необходимых документов для установления страховой пенсии, включая заявление об установлении пенсии и документ о том, что гражданин является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу; пункт 1 статьи 3, части 2 статьи 5. частей 3,4. ст. 36 Закона о страховых пенсиях, абз. Второго ст. 2, пункта 2 ст. 4 Закона о трудовых пенсиях, абзац второго статьи 2, пунктов 2,6 статьи 3, пункта 1 статьи 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении (в ред. ФЗ от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ), предусматривающие одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии, включая исчисленную по состоянию на 31.12.2014 трудовую пенсию, права на которые определяются в соответствии с условиями и нормами указанных законов.

В письме от 18.02.2019 № , УПФР при истолковании норм закона о страховых пенсиях и Закона о трудовых пенсиях относительно назначения впервые пенсии по старости, снижения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применения коэффициента повышения индивидуальных пенсионных коэффициентов, определения стоимости одного индивидуального пенсионного коэффициента и величины индивидуального пенсионного коэффициента: использовало в качестве случая прекращения выплаты пенсии отказ пенсионера от получения назначенной страховой пенсии вместо случая утраты истцом права на указанную страховую пенсию вследствие установления истцу пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. Произведенного на основании заявления о прекращении выплаты пенсии от 03.12.2018 г. и оформленного решением о прекращении выплаты пенсии от 04.12.2018 года; использовало вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, вместо назначения истцу страховой пенсии по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании заявления о назначении пенсии от 09.01.2019 года и справки Военного комиссариата Тверской области от 28.01.2019 года; использовало для определения назначения пенсии по старости впервые или нет факты получения истцом пенсии по старости вместо права на страховую пенсию по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии, включая исчисленную по состоянию на 31.12.2014 года трудовую пенсию по старости.

Заявление о прекращении выплаты пенсии от 03.12.2018 , решение о прекращении выплаты пенсии от 04.12.2018 , заявление о назначении пенсии от 09.01.2019, справки военного комиссариата Тверской области от 26.07.2012 и от 28.01.2019, схема реализации одновременного права на различные пенсии, особенности установления пенсии по старости в рамках одновременного права на различные пенсии, условия и нормы назначения страховой пенсии по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.01.2019 в своей совокупности и взаимной связи подтверждают также отсутствие в действительности прекращения выплаты пенсии в случае отказа истца от получения назначенной страховой пенсии и назначения истцу вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом истца от ее получения, и вследствие этого неправильное истолкование и применение норм закона о страховых пенсиях.

При установлении пенсии по старости за исключением фиксированной выплаты в отношении истца как военнослужащего не применен одинаковый подход для всех при назначении указанной пенсии в соответствии с законом, незаконно ограничено право на указанную пенсию.

На основании изложенного, истец просит суд обязать Государственное учреждение Пенсионного фонда РФ по Тверской области определить размер страховой пенсии по старости с 01.01.2019 на основе документов выплатного дела в соответствии с действующим законодательством.

Протокольным определением Московского районного суда г. Твери приняты уточнения основания иска, посредством изложения искового заявления в следующей редакции с абз. 5 на странице 1 по абз. Третий на странице 3 включительно искового заявления: «истец изменил свой выбор пенсий, который предусматривает установление с 01.01.2019 пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии. Выплата страховой пенсии по старости с долей и фиксированной выплатой к страховой пенсии была прекращена 01.01.2019 в связи с утратой истцом права на назначенную ему страховую пенсию вследствие установления истцу пенсии за выслугу лет. Истцу была назначена выплата пенсии за выслугу лет и должна была бы установлена впервые страховая пенсия по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии в рамках статуса гражданина, имеющего одновременное право на различные пенсии и права военнослужащего на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости.

В силу частей 1,9 статьи 15 закона о страховых пенсиях размер страховой пенсии по старости должен был быть бы определяться произведением величины индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости одного пенсионного коэффициента, которые определяются по состоянию на день назначения страховой пенсии по старости.

УПФР в письме от 18.02.2019 № , при разъяснении применения норм закона о страховых пенсиях, связанных с определением стоимости одного индивидуального пенсионного коэффициента и величины индивидуального пенсионного коэффициента: заменило по своему усмотрению случай прекращения выплаты пенсии в связи с утратой права на назначенную страховую пенсию вследствие установления пенсии за выслугу лет согласно волеизъявлению истца случаем отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии без волеизъявления истца; заменило по своему усмотрению назначение впервые страховой пенсии по старости за исключением фиксированной выплаты в рамках статуса гражданина, имеющего одновременно право на различные пенсии, и права военнослужащего на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости, согласно волеизъявлению истца назначением вновь страховой пенсии по старости, выплаты которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, без волеизъявления истца; истолковало по своему усмотрению указанные нормы Закона о страховых пенсиях применительно к вышеуказанным заменам без волеизъявления истца;

Вышеуказанная замена случая прекращения выплаты пенсии без воли изъявления истца нарушает правила прекращения выплаты пенсии, согласно которым прекращение выплаты пенсии производится на основании соответствующего заявления пенсионера, подтвержденного уведомлением о приеме заявления, оформляется решением о прекращении выплаты пенсии. Истец не подавал в УПФР заявление об отказе от получения назначенной пенсии и не получал уведомление о приеме указанного заявления. В связи с этим отсутствует волеизъявление истца о прекращении выплаты пенсии в связи с отказом от получения назначенной страховой пенсии. Отсутствие указанного волеизъявления истца подтверждает, что правила прекращения выплаты пенсии были нарушены и факт отказа от получения назначенной страховой пенсии является отрицательным фактом, несуществующим в реальной действительности.

Замена назначения страховой пенсии по старости без волеизъявления истца нарушает правила обращения за страховой пенсией, согласно которым граждане обращаются за назначением пенсии путем подачи заявления о назначении пенсии, прием заявления о назначении пенсии и необходимых для ее назначения документов от заявителя подтверждается уведомлением о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии.

Факт прекращения выплаты пенсии имеют причинно-следственную связь с фактом назначения страховой пенсии по старости. Поэтому из-за отсутствия отказа от получения назначенной страховой пенсии истец не подавал в УПФР заявление о назначении вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, и не получал от УПФР уведомления о приеме указанного заявления. В связи с этим отсутствует волеизъявление истца о назначении вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения. Отсутствие указанного волеизъявления истца подтверждает, что правила обращения за страховой пенсией были нарушены и факт назначения вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, является отрицательным фактом, несуществующим в реальной действительности.

Заявление о прекращении выплаты пенсии от 03.12.2018, уведомление от 03.12.2018, решение о прекращении выплаты пенсии от 04.12.2018, заявление о назначении пенсии от 09.01.2019, уведомление от 09.01.2019 и справка Военного комиссариата Тверской области в совокупности и во взаимной связи опровергают существование в реальной действительности фактов отказа от получения назначенной страховой пенсии и назначения вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения.

Истолкование УПФР норм закона о страховых пенсиях применительно к отрицательным фактам: связанным с определением стоимости одного индивидуального пенсионного коэффициента подтверждается содержанием абз. Десятого на странице 3 письма от 18.02.2019, «таким образом, если гражданин, продолжающий трудовую деятельность, отказался от страховой пенсии по старости и обратился в органы ПФР за установлением страховой пенсии по старости вновь, выплата указанной пенсии осуществляется исходя из применявшейся до отказа от пенсии стоимости одного пенсионного коэффициента»; связанным с определением величины индивидуального пенсионного коэффициента подтверждается письмом, из которого следует, что « в соответствии с положениями ч. 6 ст. 25 Закона «О страховых пенсиях» при назначении вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством РФ (за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством РФ». Указанное истолкование норм Закона о страховых пенсиях подтверждает, что УПФР заменило по своему усмотрению случай прекращения выплаты пенсии и назначение страховой пенсии по старости.

Истец считает, что нарушено его право на страховую пенсию по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии в результате следующих действий: замены по своему усмотрению случая прекращения выплаты пенсии согласно волеизъявлению истца на отрицательный факт отказа от получения назначенной страховой пенсии и несоблюдения правил прекращения выплаты пенсии; замены по своему усмотрению назначения страховой пенсии по старости согласно волеизъявлению истца на отрицательный факт назначения вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, и не соблюдения правил обращения за страховой пенсией; истолкования и применения по своему усмотрению норм Закона о страховых пенсиях, связанных с определением стоимости одного индивидуального пенсионного коэффициента и величины индивидуального пенсионного коэффициента, применительно к отрицательным фактам отказа от получения назначенной страховой пенсии и назначения вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения.

Протокольным определением Московского районного суда г. Твери принято уточненное исковое заявление (основание иска), из которого следует, что «истец проходил военную службу с 22.12.1975 по 04.09.1997 в качестве офицера в Вооруженных Силах Российской Федерации и в период с 05.09.1997 по 31.07.2012 как военнослужащий получал пенсию по государственному пенсионному обеспечению в виде пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. При достижении 20.07.2012 пенсионного возраста 60 лет истец приобрел право на обязательное страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию в виде трудовой пенсии по старости с фиксированным базовым размером трудовой пенсии, а также статус гражданина, имеющего одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанный статус предусматривает установление по выбору истца пенсии за выслугу лет либо трудовой пенсии по старости с фиксированным базовым размером трудовой пенсии либо пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости за исключением фиксированного базового размера трудовой пенсии. У истца возникли пенсионные правоотношения по поводу пенсии по старости с Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Твери Тверской области (межрайонное), которое согласно выписке из ЕГРЮЛ от 03.12.2021 было реорганизовано в форме присоединения 30.09.2021. Правопреемником УПФР стало Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области. Истец получал с 01.08.2012 установленную по его выбору трудовую пенсию по старости с долей и фиксированным базовым размером трудовой пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. По состоянию на 31.12.2014 указанная трудовая пенсия была пересчитана в размер страховой пенсии по старости с долей и фиксированной выплатой к страховой пенсии в соответствии с Законом о страховых пенсиях.

Право военнослужащего на одновременное получение пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости за исключением фиксированного базового размера трудовой пенсии в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении по состоянию на 31.12.2014 было изменено на право военнослужащего на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии. Истец сделал новый выбор пенсий, который в силу пунктов 2, 6 статьи 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении предусматривает установление с 01.01.2019 пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии. По этой причине выплата страховой пенсии по старости с долей и фиксированной выплатой к страховой пенсии была прекращена 01.01.2019 в связи с утратой истцом права на назначенную страховую пенсию вследствие установления истцу пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. Однако в соответствии с указанным выбором пенсий истцу была назначена только пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, так как нормы Закона о страховых пенсиях были истолкованы УПФР применительно к факту назначения вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, вместо факта назначения страховой пенсии по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии. Истец считает, что нарушено его право на страховую пенсию по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении в результате: толкования норм Закона о страховых пенсиях применительно к отрицательному факту назначения вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения; нарушения правил прекращения выплаты пенсии и правил обращения за страховой пенсией при толковании норм Закона о страховых пенсиях применительно к отрицательному факту назначения вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения. Истец обосновывает свои требования следующим. Правила прекращения выплаты пенсии, вытекающие из совокупности норм пунктов -3, 5 части 1 статьи 25 Закона о страховых пенсиях, пункта 13 Правил ведения пенсионной документации, утвержденных приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № б 16н, абзацев пятого и шестого пункта 23, пункта 61 и приложений №№ 10, 11, 15 Административного регламента предоставления государственной услуги по выплате страховых пенсий, утвержденного приказом Минтруда РФ от 01.11.2016 № 600н, предусматривают производство прекращения выплаты пенсии на основании заявления, выдачу уведомления о приеме заявления и оформление решения о прекращении выплаты пенсии на основании указанного заявления. Правила обращения за страховой пенсией, вытекающие из совокупности норм частей 2, 4 статьи 21 Закона о страховых пенсиях, пунктов 3, 4, 30 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н, предусматривают подачу заявления о назначении пенсии при обращении за страховой пенсией и выдачу уведомления о приеме и регистрации заявления. Исходя из правил прекращения выплаты пенсии и правил обращения за страховой пенсией факт назначения вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, должен подтверждаться следующими документами: заявлением об отказе от получения назначенной страховой пенсии; уведомлением о приеме заявления об отказе от получения назначенной страховой пенсии; решением о прекращения выплаты пенсии на основании заявления об отказе от получения назначенной страховой пенсии; заявлением о назначении вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения; уведомлением о приеме заявления о назначении вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения.Вышеперечисленные документы отсутствуют в реальной действительности. Отсутствие вышеперечисленных документов является причиной нарушения правил прекращения выплаты пенсии и правил обращения за страховой пенсией. Существование в реальной действительности факта назначения вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, опровергается следующими документами в совокупности: заявлением о прекращении выплаты пенсии от 03.12.2018 , уведомлением от 03.12.2018 и решением о прекращении выплаты пенсии от 04.12.2018 , предусматривающими в совокупности и во взаимной связи прекращение выплаты пенсии в связи утратой истцом права на назначенную страховую пенсию вследствие установления истцу пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу; заявлением о назначении пенсии от 09.01.2019 , уведомлением от 09.01.2019 и справкой Военного комиссариата Тверской области от 28.01.2019 , предусматривающими в совокупности и во взаимной связи назначение страховой пенсии по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении. Факт назначения вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, является отрицательным фактом вследствие отсутствия его документального подтверждения и наличия опровержения другими документами его существования в реальной действительности. Толкование норм права применительно к отрицательному факту обуславливает нарушение правил прекращения выплаты пенсии и правил обращения за страховой пенсией вследствие отсутствия вышеперечисленных документов. Случаи толкования УПФР норм Закона о страховых пенсиях применительно к факту назначения вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с

отказом от ее получения, подтверждаются следующими выдержками из письма от 18.02.2019 № А-103, А-150:«...если гражданин, продолжающий трудовую деятельность, отказался от страховой пенсии по старости и обратился в органы ПФР за установлением страховой пенсии по старости вновь, выплата указанной пенсии осуществляется исходя из применявшейся до отказа от пенсии стоимости одного пенсионного коэффициента.» (абзац десятый на странице 3 письма); «...в соответствии с положениями части 6 статьи 25 Закона от 28.12.2013г. при назначении вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации), не осуществлялась, но не ранее чем с 01.01.2015.».

Протокольным определением Московского районного суда г. Твери принято уточненное исковое заявление (основание иска) от 15.02.2022 года, из которого следует, что право военнослужащего на одновременное получение пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости за исключением фиксированного базового размера трудовой пенсии в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении по состоянию на 01.01.2015 было изменено на право военнослужащего на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии. Истец сделал новый выбор пенсий, который предусматривает прекращение страховой пенсии по старости с долей и фиксированной выплатой к страховой пенсии, пересчитанной по материалам выплатного дела исходя из трудовой пенсии по старости и доли трудовой пенсии по старости состоянию на 31.12.2014, и установление с 01.01.2019 пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении и частью 2 статьи 5 Закона о страховых пенсиях. Однако в соответствии с указанным выбором пенсий истцу была назначена только пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, так как нормы Закона о страховых пенсиях были истолкованы УПФР применительно к назначению вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения. Истец считает, что требование об установлении страховой пенсии в соответствии с Законом о страховых пенсиях не было выполнено в случаях толкования норм указанного закона применительно к назначению вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения (часть 2 статьи 2 Закона о страховых пенсиях). Истец обосновывает свои требования следующим. Правила прекращения выплаты пенсии, вытекающие из совокупности норм части 6 статьи 21, пунктов 3, 5 части 1 статьи 25 Закона о страховых пенсиях, пункта 13 Правил ведения пенсионной документации, утвержденных приказом Минтруда РФ от 08.09.20 15 № 61 бн, абзацев пятого и шестого пункта 23, пункта 61 и приложений №№ 10, 11, 15 Административного регламента предоставления государственной услуги по выплате страховых пенсий, утвержденного приказом Минтруда РФ от 01.11.2016 № 600н, предусматривают производство прекращения выплаты пенсии на основании заявления пенсионера об отказе от получения назначенной пенсии либо заявления пенсионера о прекращении выплаты пенсии, выдачу уведомления о приеме указанного заявления и оформление решения о прекращении выплаты пенсии на основании указанного заявления. Правила обращения за страховой пенсией, вытекающие из совокупности норм частей 2, 4, 6 статьи 21 Закона о страховых пенсиях, пунктов 3, 4, 30 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н, предусматривают подачу заявления о назначении пенсии при обращении за страховой пенсией и выдачу уведомления о приеме и регистрации указанного заявления. Из изложенного следует, что наличие волеизъявлений истца по вопросам прекращения выплаты пенсии и обращения за назначением пенсии в виде соответствующих заявлений является одним из необходимых условий выполнения правил прекращения выплаты пенсии и правил обращения за страховой пенсией соответственно. При этом право истца на выбор пенсий также основано на использовании волеизъявлений истца по вопросам прекращения выплаты пенсии и обращения за назначением пенсии. В силу своего права на выбор пенсий согласно пунктам 2, 6 статьи 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении и части 2 статьи 5 Закона о страховых пенсиях истец сделал новый выбор пенсий, который основан на волеизъявлениях истца по вопросам: прекращения выплаты пенсии в связи с утратой истцом права на страховую пенсию по старости с долей и фиксированной выплатой к страховой пенсии вследствие установления истцу пенсии за выслугу лет 01.01.2019; обращения истца за назначением пенсии за выслугу лет с 01.01.2019; обращения истца за назначением страховой пенсии по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении и частью 2 статьи 5 Закона о страховых пенсиях с 01.01.2019. Для реализации своего права на вышеуказанный выбор пенсий истец: подал непосредственно в УПФР заявление о прекращении выплаты пенсии от 03.12.2018 , прием которого подтверждается уведомлением от 03.12.2018; подал непосредственно в Военный комиссариат Тверской области заявление о назначении пенсии за выслугу лет, установление которой с ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справкой Военного комиссариата Тверской области от 28.01.2019 ; подал 01.01.2019 с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг и сайта ПФР заявление, которое УПФР оформило в заявление о назначение пенсии от 09.01.2019 , прием которого подтверждается уведомлением от 09.01.2019. Письмо от 18.02.2019 , содержит случаи толкования норм Закона о страховых пенсиях применительно к назначению вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, наличие которых подтверждается следующими выдержками из текста этого письма: «... если гражданин, продолжающий трудовую деятельность, отказался от страховой пенсии по старости и обратился в органы ПФР за установлением страховой пенсии по старости вновь, выплата указанной пенсии осуществляется исходя из применявшейся до отказа от пенсии стоимости одного пенсионного коэффициента»; «...в соответствии с положениями части 6 статьи 25 Закона от 28.12.2013г. при назначении вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации), не осуществлялась, но не ранее чем с 01.01.2015.». Волеизъявление истца по вопросу прекращения выплаты пенсии в связи с отказом от получения назначенной страховой пенсии должно подтверждаться: заявлением об отказе от получения назначенной страховой пенсии; уведомлением о приеме заявления об отказе от получения назначенной страховой пенсии. Указанное волеизъявление истца документально не подтверждено из-за отсутствия вышеуказанных документов в выплатном деле . Существование в реальной действительности волеизъявления истца по вопросу прекращения выплаты пенсии в связи с отказом от получения назначенной страховой пенсии опровергается заявлением о прекращении выплаты пенсии от 03.12.2018 , уведомлением от 03.12.2018 и решением о прекращении выплаты пенсии от 04.12.2018 , которые предусматривают в совокупности и взаимной связи волеизъявление истца по вопросу прекращения выплаты пенсии в связи утратой истцом права на страховую пенсию по старости с долей и фиксированной выплатой к страховой пенсии вследствие установления истцу пенсии за выслугу лет. В связи с этим волеизъявление истца по вопросу прекращения выплаты пенсии в связи с отказом от получения назначенной страховой пенсии является отрицательным фактом, несуществующим в реальной действительности. Право истца на выбор пенсий и правила прекращения выплаты пенсии в случаях толкования норм Закона о страховых пенсиях применительно к назначению вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, были нарушены в результате: игнорирования волеизъявления истца по вопросу прекращения выплаты пенсии в связи с утратой истцом права на страховую пенсию по старости с долей и фиксированной выплатой к страховой пенсии вследствие установления истцу пенсии за выслугу лет согласно заявлению о прекращении выплаты пенсии от 03.12.2018 ; применения отрицательного факта волеизъявления истца по вопросу прекращения выплаты пенсии в связи с отказом от получения назначенной страховой пенсии. Таким образом, требование об установлении страховой пенсии в соответствии с Законом о страховых пенсиях не было выполнено в случаях толкования норм указанного закона применительно к назначению вновь страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, вследствие нарушения права истца на выбор пенсий и правил прекращения выплаты пенсии. Требование истца об обязании ОПФР определить размер страховой пенсии по старости с 01.01.2019 на основе документов выплатного дела в соответствии с действующим законодательством, основано на необходимости учета волеизъявления истца по вопросу прекращения выплаты пенсии в связи утратой истцом права на страховую пенсию по старости с долей и фиксированной выплатой к страховой пенсии вследствие установления истцу пенсии за выслугу согласно заявлению о прекращении выплаты пенсии от 03.12.2018 .

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, а также в письменных объяснениях, пояснил суду, что ответчиком не верно истолкован закон «О страховых пенсиях», не учтено волеизъявление истца, отсутствуют в выплатном деле документы, которые свидетельствовали об отказе истца от получения страховой пенсии.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, приобщив к материалам дела письменный отзыв, с заявленными требованиями не согласна в полном объеме. С 02.08.2012 ФИО3 была назначена трудовая пенсия по старости на основании ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. В связи с вступлением в силу ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер трудовой пенсии на основании ст. 15 и ст. 34 указанного закона произведен перерасчет размера страховой пенсии на основании документов выплатного пенсионного дела, при этом выплата пенсии не прекращалась. Выплата страховой пенсии по старости осуществлялась по 31.12.2018 года. С 01.01.2019 года на основании заявления, поданного истцом, выплата страховой пенсии по старости была прекращена. 01.01.2019 ФИО3 обратился в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 закона от 28.12.2013. На основании указанного заявления с 01.01.2019 истцу вновь назначена страховая пенсия по старости. Произведенные при назначении пенсии с 01.01.2019 расчеты, основания назначения пенсии, оспорены истцом в судебном порядке в 2019 году. По результатам рассмотрения гражданского дела вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Судами было установлено, что при назначении истцу страховой пенсии по старости с 01.01.20-19 Пенсионным фондом были верно применены нормы закона, действовавшие при назначении пенсии как лицу, получавшему пенсию по старости, основания для иного порядка исчисления пенсии отсутствуют, на основании изложенного просят в иске отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

С 01.01.2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как установлено в судебном заседании, с 02.08.2012 ФИО3 была назначена трудовая пенсия по старости на основании ст. 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер трудовой пенсии на основании ст. 15 и ст. 34 указанного закона произведен перерасчет размера страховой пенсии на основании документов выплатного пенсионного дела, при этом выплата пенсия не прекращалась. Выплата страховой пенсии по старости осуществлялась по 31.12.2018 года.

С 01.01.2019 года на основании заявления, поданного истцом, выплата страховой пенсии по старости была прекращена. 01.01.2019 ФИО3 обратился в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона от 28.12.2013г. На основании указного заявления с 01.01.2019 истцу вновь назначена страховая пенсия по старости.

В соответствии с п. 5 части 1 ст. 25 Закона от 28.12.2013 г. в случае отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии прекращение выплаты такой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.

Выплата страховой пенсии может быть восстановлена на основании заявления пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за датой подачи такого заявления. При восстановлении выплаты страховой пенсии право на страховую пенсию не пересматривается. При этом размер указанной пенсии определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим законом. В случае, если при восстановлении выплаты страховой пенсии ее размер не достигает размера страховой пенсии, установленного на день прекращения выплаты указанной страховой пенсии, пенсионеру восстанавливается страховая пенсия в прежнем. В более высоком размере (ч. 4 ст. 25 закона от 28.12.2013). Согласно ч. 5 указанной статьи по желанию пенсионера страховая пенсия может быть назначена вновь.

В соответствии с п. 21 ст. 14 закона от 17.12.2001 при назначении впервые страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (п. 1 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не ранее чем с 1 января 2002 года и не ранее чем со дня приобретения права на назначение страховой части трудовой пенсии по старости. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии. Не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Таким образом, содержание указанной нормы, предполагает установлении пенсии в большем размере тем гражданам, которые не обращались за назначением пенсии по достижении такого возраста.

ФИО1 являлся получателем пенсии по старости (трудовой - до 01.01.2015 года, страховой с 01.01.2015 года) по 31.12.2018 года, при этом пенсия была назначена по достижении возраста 60 лет, то есть со дня достижения пенсионного возраста не прошло ни одного полного года.

В период с 02.08.2012 года по 31.12.2018 ФИО1 являлся получателем пенсии по старости.

В соответствии с ч.1 ст. 30 закона от17.12.2013 года стоимость одного пенсионного коэффициента определяется по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Согласно ч.1 ст. 18 указанного закона размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В соответствии с ч.1 т. 26.1 Закона от 17.12.2013 года пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2,5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пунктом 5 ст. 25 Закона от 28.12.2013 г. предусмотрена возможность отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии. В этом случае прекращение выплаты страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.

В случае отказа застрахованного лица от получения страховой пенсии по старости и назначении страховой пенсии по старости вновь, при исчислении размера пенсии применяется стоимость индивидуального пенсионного коэффициента, установленная на дату обращения за назначением пенсии.

Статья 26.1 Закона от 28.12.2013 года предусматривает выплату того же вида страховой пенсии исходя из актуальной стоимости одного пенсионного коэффициента только в случае прекращения работы.

Таким образом, если гражданин, продолжающий трудовую деятельность, отказался от страховой пенсии по старости и обратился в органы ПФР за установлением страховой пенсии по старости вновь, выплата указанной пенсии осуществляется исходя из применявшейся до отказа от пенсии стоимости одного пенсионного коэффициента. Применявшаяся до отказа ФИО1 от получении страховой пенсии по старости стоимость одного пенсионного коэффициента составила 71.41 руб.(согласно Постановления правительства РФ от 23.01.2015 г. № 39 «Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2014 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 01.02.2015 года.

В судебном заседании установлено, что страховые взносы за период с 01.01.2002 по 31.12.2014 пенсионным фондом учтены при назначении пенсии 01.01.2019 года в размере указанном истцом 1 156 798 руб. 89 коп.

В соответствии с положением ч. 6 ст. 25 Закона от 28.12.2013 года при назначении страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, вновь учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов и коэффициентов за иные засчитываемые в страховой стаж периоды, имевшие место до назначении страховой пенсии впервые, за период после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации) не осуществлялась, но не ранее чем с 1 января 2015 года.

При назначении ФИО1 страховой пенсии по старости с 01.01.2019 года, пенсионным фондом были применены нормы закона действующие при назначении пенсии как лицу, получавшему пенсию по старости. Оснований для назначения пенсии ФИО1 как лицу, получавшему пенсию впервые не имеется.

В судебном заседании установлено, и не опровергается участниками процесса, что истец с 01.01.2015 года непрерывно получал страховую пенсию, в связи с чем право на применение повышенного коэффициента при назначении с 01.01.2019 г. страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты) отсутствует.

Довод истца о том, что он, обратившись с заявлением о назначении пенсии 01 января 2019 года, является лицом, получающим пенсию впервые, основан на неверном толковании закона, и противоречит материалам выплатного дела , поскольку истец является получателем пенсии с 01.08.2012 года.

Рассматривая довод истца о том, что Управлением Пенсионного фонда не было учтено волеизъявление истца, суд полагает, что он не подлежит удовлетворению в виду следующего.

Из материалов выплатного дела следует, что истец собственноручно подписал заявление о прекращении выплаты пенсии в связи с переходом в другое ведомство с 01.01.2019 года, дата заполнения заявления 31.10.2018 года (л.д. 183).

31.10.2018 года УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) направило истцу уведомление о прекращение выплаты, в связи с переходом на пенсию от силовых ведомств, основание письменное заявление истца.

03.12.2018 года истцом заполнено заявление о прекращении выплаты пенсии в связи с переходом в другое ведомство.

03.12.2018 года УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) направило истцу уведомление о прекращение выплаты, в связи с переходом на пенсию от силовых ведомств, основание письменное заявление истца.

04.12.2018 года вынесено решение о прекращении выплаты пенсии по старости в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 25 Закона № 400-ФЗ, п. 29 Правил (пр. №339н), п. 3 Правил (пост. № 343), п. 3 Правил (пос. № 397) с 01.01.2019 года.

17.01.2019 года УПФР принято решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), согласно которого общий размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения составил 10101 руб. 52 коп.

09.01.2019 года ФИО1 обратился с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую), на основании представленных документов, а именно заявления и справки о получении пенсии по линии Министерства обороны РФ истцу было направлено уведомление о принятии данных документов.

14.02.2019 года УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) вынесено распоряжение о перерасчете размера пенсии, которая составила 8 886 руб. 00 коп.

Таким образом, из вышеуказанного выплатного дела следует, что ФИО1 самостоятельно выбрал переход пенсии в другое ведомство, на основании заявлений подписанных истцом, ответчиком были приняты решения, которые в установленные законом сроки направлены получателю пенсии ФИО1

Ранее истец обращался в Московский районный суд г. Твери с исковым заявлением об оспаривании решения пенсионного фонда о переводе его на пенсию из другого ведомства, установлении пенсионного коэффициента.

12 июля 2019 года Московским районным судом г. Твери вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения и распоряжения, принятии нового решения.

Истец с вышеуказанным решением не согласился, обжаловал решение суда в Тверской областной суд.

Судебной коллегией по гражданским делам Тверского областного суда решением Московского районного суда г. Твери от 12.07.2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 без удовлетворения.

Судебной коллегией по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции решение Московского районного суда г. Твери от 12.07.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 17 октября 2019 года, оставлены без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, доводы истца о том, что при рассмотрении гражданского дела № 2-1176/2019 не были исследованы обстоятельства перехода пенсии с одного вида на другой не состоятельны, и не подлежат доказыванию в данном судебном заседании.

Истцом неоднократно уточнялось основание иска, в котором он указывал, что ответчик при принятии решения не учел волеизъявление истца, а также не верно применил нормы закона, нарушил Административный регламент. Проанализировав представленные доказательства, суд полагает, что ответчиком были приняты решения в соответствии с действующим законодательством, на основании заявлений представленных истцом в Управление Пенсионного фонда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области обязать определить размер страховой пенсии по старости с 01.01.2019 года на основе документов выплатного дела в соответствии с действующим законодательством, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда изготовлено в окончательном виде 04.04.2022 года.

Председательствующий <данные изъяты> Т.Н. Михайлова

Дело № 2-308/2022