ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-308/2022УИД от 04.08.2022 Шалинского районного суда (Свердловская область)

Дело №2-308/2022 УИД: 66RS0060-01-2022-000322-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2022 года п.г.т. Шаля Свердловской области

Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мироновой С.Н.,

при секретаре Рогожниковой В.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Вылегжаниной А.В.,

представителя ответчика - Администрации Шалинского городского округа по доверенности Сюкосева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности соблюдения законодательства о переселении граждан из аварийного жилищного фонда,

установил:

Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия по сносу многоквартирных домов, расположенных по адресу: Свердловская область, Шалинский городской округ, п. Шамары, ул.Заводской переулок, дом № 4; п. Шамары, ул. Гагарина, дом № 22; п. Вогулка, ул.Гагарина, дом №13.

Свой иск прокурор мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о переселении граждан на территории Шалинского городского округа из аварийного жилищного фонда выявлен факт наличия свободного доступа в жилые помещения многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Согласно заключению межведомственной постоянно действующей комиссии по признанию помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории Шалинского городского округа № 53 от 12.12.2014 года, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Свердловская область, Шалинский городской округ, п. Шамары, ул. Заводской переулок, дом № 4 признан аварийным, подлежащим сносу.

Согласно заключению межведомственной постоянно действующей комиссии по признанию помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории Шалинского городского округа № 41 от 12.09.2014 года признан аварийным подлежащим сносу, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Свердловская область, Шалинский городской округ, п. Шамары, ул. Гагарина, дом № 22.

Согласно заключению межведомственной постоянно действующей комиссии по признанию помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории Шалинского городского округа № 55 от 25.12.2014 года признан аварийным подлежащим сносу, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Свердловская область, Шалинский городской округ, п. Вогулка, ул. Гагарина, дом № 13.

02.06.2022 прокуратурой района осуществлен осмотр указанных многоквартирных домов, в ходе которого установлено, что дома находятся в заброшенном состоянии, ограждение территории отсутствует, к домам имеется свободный доступ, отсутствует остекление окон, входные группы без дверей и решеток, часть домов в разрушенном состоянии.

Расселение граждан, проживающих в указанных домах, проведено в 2020 году, в том числе и в соответствии с государственной программой Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года» утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП «Об утверждении». В настоящее время в домах никто не проживает.

Указанные многоквартирные дома являются источником повышенной опасности, находятся в разрушенном состоянии, что создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля со стороны собственника. Обязанность собственника имущества обеспечить условия деятельности, отвечающие безопасности для человека не выполняется.

Администрация городского округа обязана нести бремя содержания имущества, не допускать нарушений прав и охраняемых законом интересов граждан, в том числе предупреждать чрезвычайные ситуации.

Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем уровне обеспечения прав на безопасность жизни и здоровья граждан, а также является нарушением их прав в сферах санитарно - эпидемиологической, пожарной и экологической безопасности. Непринятие мер по ограничению доступа людей в жилые помещения, по освобождению земельных участков от строительных отходов, образовавшихся вследствие частичного разрушения многоквартирных домов, мер по обеспечению выполнения требований пожарной безопасности сопряжено с угрозой наступления причинения вреда жизни и здоровью, имущественным правам неограниченного круга лиц.

Наличие свободного доступа в аварийный жилой фонд не исключает возможность совершения преступлений и правонарушений в его помещениях, создает угрозу причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Одновременно с этим, сохранение аварийных зданий не позволяет эффективно и рационально использовать земельные участки, на которых они расположены, в том числе для целей нового жилищного строительства.

В данном случае наличие возможности свободного доступа в аварийные жилые дома, является нарушением условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних. Круг указанных лиц заранее определить не представляется возможным.

Правовым основанием иска указаны п.п. 1, 8, 9, 10 п. 1 ст. 14, ст.86 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 1 и 2 ст. 209, ст.210, ст.1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 4 ст. 3, п.4 ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п. 7.1, 25 ч. 1 ст. 6 Устава Шалинского городского округа, утвержденного Решением Шалинской районной Думы от 2 июня 2005 № 116.

В судебном заседании - представитель истца помощник прокурора Вылегжанина А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, при этом уточнила срок до 01.09.2023.

Представитель ответчика - Администрации Шалинского городского округа Сюкосев А.В. поддержал ранее предоставленые письменные возражения по иску. Кроме того пояснил, что разумным сроком выполнения указанных в иске работ считает до 01.09.2023 года с учетом необходимости включения таких затрат в бюджет 2023 года и летним периодом, в течение которого проводятся земляные работы.

В отзыве ответчиком указано, что ссылка истца на ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации не обоснована, так как данные нормы права регулируют отношения с гражданами при изъятии земельного участка, предоставлении им выкупной стоимости или другого жилого помещения в случае признание многоквартирного дома аварийным, порядок расселения граждан. Данные нормы не регулируют порядок фактического сноса полностью расселенных домов. Ссылка истца на Постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-1111 «Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года» не обоснована, так как также не содержит нормы, устанавливающие сроки сноса аварийных домов. После расселения граждан и освобождения домов они становятся муниципальным имуществом, распоряжение которым производится в соответствии с гражданским законодательством и муниципальными правовыми актами. В соответствии с ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления Шалинского городского округа самостоятельно осуществляют владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Заявленными исковыми требованиями истец пытается нарушить принцип самостоятельности органов местного самоуправления и необоснованно вмешивается в деятельность ответчика, который обладает исключительным правом самостоятельно определять необходимость и очередность решения текущих вопросов местного значения в зависимости от наличия финансирования и необходимости использования (утилизации, списания и т.д.) данного имущества для решения вопросов местного значения. Очередность решения вопросов определяется органами местного самоуправления также самостоятельно. Установление сроков сноса муниципального имущества и их продление не может нарушать права иных лиц, так как права собственника, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются исключительными. Исходя из содержания статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации под пресечением действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, следует понимать оперативное требование управомоченного лица о немедленном и окончательном прекращении совершаемого действия (бездействия), нарушающего право или создающего угрозу его нарушения, имеющее целью восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение правонарушения. Удовлетворение исковых требований о сносе объекта недвижимости, при том в конкретные сроки, произвольно установленные истцом, возможно лишь в том случае, когда такой способ восстановления нарушенных прав прямо предусмотрен законом, и он является соразмерным нарушенному праву.

Считают необоснованной ссылку истца, как на общеизвестный факт, на необеспечение запрета на доступ посторонних лиц в аварийные жилые дома, на то, что аварийные дома создают угрозу жизни и здоровью граждан и грозят обрушением, поскольку данные обстоятельства ничем не подтверждены, истцом не представлено доказательств тому, что дома в настоящее время представляют какую-либо опасность, несут угрозу жизни и здоровью граждан. Истец не привел какие-либо ссылки на нормы специальных предписаний, обязывающих собственника объекта совершить определенные действия.

В соответствии с ч. ч. 1, 6, 8 ст. 16 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Полагают, что заявляя требование о необходимости в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия по сносу прокурор необоснованно вмешивается в бюджетные отношения и в бюджетный процесс, что недопустимо.

В соответствии со ст.61,62,64 Устава Шалинского городского округа финансовым органом муниципального образования, осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета, является функциональный орган Администрации городского округа - Финансовое управление Администрации городского округа. Организация исполнения местного бюджета возлагается на финансовый орган муниципального образования и осуществляется им на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Местный бюджет разрабатывается и утверждается в форме нормативного правового акта Думы городского округа. Также решением Думы утверждаются изменения в бюджет городского округа. В отсутствие финансирования, доведенного до конкретного муниципального заказчика - ответчика, планирование работ по сносу и, соответственно, проведение конкурсных процедур по заключению муниципальных контрактов невозможно. Согласно прилагаемой информации финансового управления, на 2022 год не запланированы денежные средства на мероприятия по сносу домов. Согласно прилагаемой информации Управления архитектуры, градостроительства и землепользования Шалинского городского округа: снос зданий по муниципальным контрактам осуществлялся в летний период, так как технология производства требует проведение земляных работ. До окончания летнего периода - 26 дней. Также согласно представленных локальных сметных расчетов, сметная стоимость работ по сносу спорных домов составляет - п.Шамары, Заводской пер., 4 - 223036 руб.; п.Вогулка, ул. Гагарина, 13- 111654 руб., п.Шамары, ул.Гагарина, 22-251751 руб. Указанные средства решением о местном бюджете на 2022 г. не предусмотрены. С учетом изложенного, мероприятия по сносу многоквартирных домов не могут быть проведены ранее 01.09.2023 года.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9, 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Судом установлено, что многоквартирные дома, расположенные по адресу: Свердловская область, Шалинский городской округ, п. Шамары, ул.Заводской переулок, дом № 4; п. Шамары, ул. Гагарина, дом № 22; п. Вогулка, ул.Гагарина, дом №13, являются муниципальной собственностью Администрации Шалинского городского округ, ответчиком не оспаривалось.

В отношении указанных многоквартирных домов принято решение признании их аварийными, подлежащими сносу до 01.01.2020 года (л.д. 8-16).

По информации Администрации Шалинского городского округа от 02.06.2022 произведено расселение жильцов из многоквартирных домов по указанным адресам (л.д. 29-30).

Актом надзорных мероприятий от 02.06.2022 подтверждаются доводы истца о том, что эти дома находятся в заброшенном состоянии, ограждение территории отсутствует, к домам имеется свободный доступ, отсутствует остекление окон, входные группы без дверей и решеток, часть домов в разрушенном состоянии, установлен факт наличия свободного доступа в жилые помещения многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (л.д. 18-28).

Согласно пункта 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

При этом на основании пункта 4 статьи 5.2 названного закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В силу пунктов 7.1, 25 части 1 статьи 6 Устава Шалинского городского округа, утвержденного Решением Шалинской районной Думой от 02.06.2005 № 116, к вопросам местного значения городского округа участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округ путем обеспечения выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении администрации городского округа.

Судом из представленных доказательств, признанных судом допустимыми, установлено, что указанные многоквартирные дома в силу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации являются источником повышенной опасности, находятся в разрушенном состоянии, что создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля со стороны собственника. Обязанность собственника имущества обеспечить условия деятельности, отвечающие безопасности для человека не выполняется.

Администрация городского округа обязана нести бремя содержания имущества, не допускать нарушений прав и охраняемых законом интересов граждан, в том числе предупреждать чрезвычайные ситуации.

Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем уровне обеспечения прав на безопасность жизни и здоровья граждан, а также является нарушением их прав в сферах санитарно - эпидемиологической, пожарной и экологической безопасности. Непринятие мер по ограничению доступа людей в жилые помещения, по освобождению земельных участков от строительных отходов, образовавшихся вследствие частичного разрушения многоквартирных домов, мер по обеспечению выполнения требований пожарной безопасности сопряжено с угрозой наступления причинения вреда жизни и здоровью, имущественным правам неограниченного круга лиц.

Наличие свободного доступа в аварийный жилой фонд не исключает возможность совершения преступлений и правонарушений в его помещениях, создает угрозу причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Одновременно с этим, сохранение аварийных зданий не позволяет эффективно и рационально использовать земельные участки, на которых они расположены, в том числе для целей нового жилищного строительства.

При таких обстоятельствах суд пришел выводу о том, что обязанность по осуществления мероприятий по сносу многоквартирных домов, расположенных по адресу: Свердловская область, Шалинский городской округ, п. Шамары, ул.Заводской переулок, дом № 4; п. Шамары, ул. Гагарина, дом № 22; п. Вогулка, ул.Гагарина, дом №13, признанных аварийными, подлежащими сносу, из которых произведено расселение жильцов, должна быть возложена на администрацию Шалинского городского округа.

К возражениям ответчика суд отнесся критически, поскольку они не опровергают доказательства, представленные истцом, отсутствие финансовой возможности не освобождает ответчика, как собственника зданий, от исполнения обзательств по принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

На основании изложенного, суд счет требования прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности соблюдения законодательства о переселении граждан из аварийного жилищного фонда обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Срок выполнения работ, с учетом мнения представителей сторон, до 01.09.2023, суд счел разумным и подлежащим установлению.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет бюджета, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска, подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности соблюдения законодательства о переселении граждан из аварийного жилищного фонда удовлетворить.

Возложить на Администрацию Шалинского городского округа обязанность в срок не позднее 01.09.2023 года осуществить мероприятия по сносу многоквартирных домов, расположенных по адресу: Свердловская область, Шалинский городской округ, п. Шамары, ул.Заводской переулок, дом № 4; п. Шамары, ул. Гагарина, дом № 22; п. Вогулка, ул.Гагарина, дом №13.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 11.08.2022.

Председательствующий судья С.Н. Миронова