Нижнесергинский районный суд Свердловской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Нижнесергинский районный суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-309/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижние Серги 30 мая 2011
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:
Председательствующего судьи Шторх Ю.Г.,
При секретаре Феденевой Е.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Тепло-водоснабжение п.Атиг» об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижнесергинского района Свердловской области Овчинников С.Г. обратился в суд с иском к МУП «Тепло-водоснабжение п.Атиг» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в области охраны окружающей среды.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Нижнесергинского района по заданию прокуратуры Свердловской области проведена проверка по обращению руководителя Нижне-Обского бассейнового управления ФИО4 о нарушении природоохранного законодательства. В ходе проверки с привлечением специалистов Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Нижнесергинском районе, р.п. Бисерть и Артинском районе предприятия МУП «Тепло-водоснабжение п. Атиг» установлены нарушения санитарных норм и правил. В нарушении п. 6.11. СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхности вод» для хозяйственно-бытовых очистных сооружений не разработан проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, отсутствует санитарно эпидемиологическое заключение на проектную документацию. В нарушении п. 1.6., п. 1.11 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не разработан проект организации зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения артезианских скважин № 1Э, № 2Э, № 4рэ. В нарушении п. 7.2 СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования охране поверхности вод» не организован производственный лабораторный контроль по микробиологическим паразитологическим показателям за составом сточных вод и качеством воды водных объектов. В нарушении п. 4.2., 4.3., 4.4., 4.5. СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевое водоснабжения. Контроль качества» производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды организован в неполном объеме, не соблюдается периодичность отбора, в 2010 году контроль за качеством питьевой воды производился только 1 раз, в мае 2010 года. В настоящее время отсутствует разрешение на сброс сточных и (или) дренажных вод.
Бездействием ответчика, выразившемся в непринятии должных мер по получению разрешения (договора) на сброс сточных вод, разработке проекта зоны санитарной охраны, выполнению других санитарных мероприятий создаются предпосылки для деятельности иных предпринимателей и юридических лиц с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Просил признать незаконным бездействие МУП «Тепло-водоснабжение п. Атиг», влекущее эксплуатацию источников водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических норм и правил, законодательства в области охраны окружающей среды незаконными и понудитьдо ДД.ММ.ГГГГ:
1) разработать для хозяйственно-бытовых очистных сооружений проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект;
2) получить в установленном порядке санитарно эпидемиологическое заключение на проектную документацию;
3) разработать проект организации зоны санитарной охраны источников
централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (артезианских скважин № 1Э, № 2Э, № 4рэ).
4) организовать производственный лабораторный контроль по микробиологическим и паразитологическим показателям за составом сточных вод и качеством воды водных объектов;
5) организовать производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в соответствии с периодичностью отбора;
6) оформить разрешение (договор) на сброс сточных вод.
В судебном заседании помощник прокурора Нижнесергинского района Мамай А.В. отказался от исковых требований в части обязания ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать производственный лабораторный контроль по микробиологическим и паразитологическим показателям за составом сточных вод и качеством воды водных объектов; организовать производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в соответствии с периодичностью отбора в связи с выполнением ответчиком указанных действий. Судом в указанной части производство по делу прекращено.
В остальной части прокурор поддержал исковые требования, просил обязать ответчика разработать для хозяйственно-бытовых очистных сооружений проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, получить в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию, разработать проект организации зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно питьевого водоснабжения, в том числе артезианских скважин №1Э, №2Э,№4рэ, оформить разрешение на сброс сточных вод в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Пояснил, что ответчик эксплуатирует источники водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических норм и правил. Была проведена проверка деятельности ответчика с привлечением специалистов Роспотребнадзора, выявлены указанные в исковом заявлении нарушения. Пояснил также, что просит ответчика выполнить действия именно в указанный срок, поскольку ответчик все указанные действия уже должен был выполнить на сегодняшний день, по закону еще до начала осуществления деятельности. В настоящее время ответчик нарушает действующее законодательство.
Представитель МУП «Тепло-водоснабжение п.Атиг» ФИО6 в судебном заседании пояснила, что исковые требования признают частично. Согласны с выявленными нарушениями, но срок считала истцом заявлен не реальный, поскольку у ответчика отсутствует финансовая возможность выполнить все мероприятия, а также считала, что на данный момент выполнение мероприятий нецелесообразно. Представила письменный отзыв, согласно которому Ответчик осуществляет деятельность по распределению воды; сбор и очистка воды; удаление и обработка сточных вод на основании заключенного договора аренды имущества № 1 от 01.03.2010 г. с МУП «Энергоснабжающая компания п.Атиг», имущество – водозаборные сооружения, очистные сооружения переданы во временное владение и пользование ответчику, в связи с тем, что 16 февраля 2010 года в отношении Муниципального унитарного предприятия «Энергоснабжающая компания п.Атиг» введена процедура наблюдения, и 07.10.2010 года Арбитражным судом Свердловской области вынесено решение о признании Муниципального унитарного предприятия Энергоснабжающая компания п.Атиг» несостоятельным (банкротом).
Соответственно МУП «Тепло-водоснабжение п.Атиг» с марта 2010 года являлось и является в настоящее время единственным предприятием обеспечивающим деятельность по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для потребителей п.Атиг, что является необходимым, для обеспечения нормальных условий жизни населения п.Атиг. Договор аренды заключен на неопределенный срок, и в связи с окончанием срока конкурсного производства МУП «Энергоснабжающая компания п.Атиг» до 0.09.2011 г., дальнейшая судьба арендуемого ответчиком имущества неизвестна.
В отношении разработки проекта нормативов допустимых сбросов (НДС)
веществ, сбрасываемых с очистных сооружений в водный объект, заключен договор с ООО «УНИСТРОМ» на разработку указанного проекта
В настоящее время осуществляется сбор, разработка, подготовка и в дальнейшем согласование указанной проектной документации в установленном порядке в органах санитарно-эпидемиологического надзора. Проект организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников централизованного хозяйственно-питьевого водозабора (артезианские скважины) разрабатывается при предварительно выполненных работах следующего характера: оценки эксплуатационных запасов подземных вод действующего водозабора, для чего в течении года необходимо провести мониторинг за динамическим уровнем, дебитом и качеством подземных вод, а так же Атигского водохранилища;
После подсчета и утверждения запасов в региональном агентстве по
недропользованию выполнить гидрологическое обоснование размеров зон
санитарной охраны II и III поясов. После определения размеров зон санитарной охраны II и III поясов будет возможна разработка проекта организации ЗСО, получить правоустанавливающие документы на земельные участки ЗСО-1.
Существующий водозабор не может обеспечивать водоснабжение поселка на перспективу, в связи с этим разработана и будет утверждена программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования рабочий поселок Атиг до 2020 года» в мероприятия которой включено - проектирование и разработка скважины на Листвянском участке водозабора.
В соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», и на основании заключенного договора с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Нижнесергинском районе, рабочем поселке Бисерть и Артинском районе» от ДД.ММ.ГГГГ № организован производственный лабораторный контроль по микробиологическим и паразитологическим показателям за составом сточных вод и качеством воды в водных объектах. В соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», и на основании заключенного договора с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Нижнесергинском районе, рабочем поселке Бисерть и Артинском районе» от ДД.ММ.ГГГГ № организован производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в соответствии с периодичностью. Разрешение на сброс сточных вод будет оформлено после разработки проекта нормативов допустимых сбросов. Чтобы соблюсти все санитарно-эпидемиологические нормы и правила законодательства в сфере охраны окружающей среды необходимы большие финансовые затраты.
Финансовые средства предприятия складываются из платежей населения за коммунальные ресурсы. При расчете тарифов за оказываемые предприятием услуги, закладываются расходы на оформление природоохранных проектов и проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий, при этом Региональная энергетическая комиссия исключает эти расходы из расчетов. Прибыль предприятие получает от коммерческой деятельности, предметом которой являются - водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение. Указанная деятельность является убыточной в следствии того, что многие затраты предприятия не закладываются (не включаются) в тарифы на оказываемые услуги, в связи с этим предприятие работает с убытками. Соответственно из вышеизложенного следует, что в связи с сложившимся на предприятии финансово-экономическим положением, финансирование и выполнение работ по соблюдению природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства самостоятельно предприятию осуществить невозможно.
Орган местного самоуправления муниципального образования рабочего поселка Атиг, который в свою очередь разработал следующую документацию: программу «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования рабочий поселок Атиг до 2020 года»; муниципальную целевую программу «Чистая вода»; взяв на себя тем самым бремя содержания имущества, а так же обеспечение комфортным проживанием и безопасностью население рабочего поселка Атиг. В перечне мероприятий и затрат, указанных программ: по комплексному развитию систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования рабочий поселок Атиг, в разделе модернизация систем водоснабжения, включено такое мероприятие, как проектирование и разработка скважины на Листвянском участке водоразбора, планируемый срок приобретения 2013-2018 г.г. «Чистая вода» в мероприятиях по услуге водоотведение включено такое мероприятие, как разработка скважины на Листвянском участке водоразбора 3,8 тыс.мЗ/сут., время выполнения 2014 - 2018 г.г. При расчете тарифов за услуги по водопотреблению на 2011 год кроме основных производственных расходов по статье «прочие расходы», МУП «Тепло-водоснабжение п.Атиг» заложило сумму 377,3 тыс.рублей, в том числе: оформление лицензии на недропользование - 155,тыс.руб., производственный лабораторный контроль - 67 тыс.руб., разработка проекта ЗСО -100 тыс.руб., налог на землю - 8,2 тыс.руб., налог на воду - 55,3 тыс.руб., региональная энергетическая комиссия согласовывает только расходы в сумме -17,7 тыс.руб., т.е. выполнение практически всех вышеуказанных мероприятий в сфере охраны окружающей среды возможно только в ущерб основной деятельности предприятия. В тариф на услуги водоотведения на 2011 год предприятие заложило расходы -251 тыс.руб., в том числе: производственный контроль - 80 тыс.руб., разработка и согласование проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) - 111 тыс.руб., оформление решения на право пользования водным объектом - 60 тыс.руб., налог на землю - 14,9 тыс.руб.
Ответчиком предприняты все зависящие от него меры по соблюдению соответствующих норм и правил. Просила в удовлетворении исковых требований Прокурора Нижнесергиского района понудить до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятия указанные в исковом заявлении отказать, так как сроки нереальные, удовлетворение требований нецелесообразно.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора обоснованные и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п.4 ст. 18 вышеуказанного Федерального закона для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимы вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно уставу МУП «Тепло-водоснабжение п.Атиг» целью деятельности предприятия является надлежащая эксплуатация объектов коммунального назначения, являющихся собственностью р.п.Атиг, осуществляет виды деятельности по тепло, водоснабжению. (л.д.69-72).
Как установлено в судебном заседании прокуратурой проведена проверка нарушении природоохранного законодательства. Проверка проводилась с участием специалистов Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Нижнесергинском районе, р.п. Бисерть и Артинском районе предприятия МУП «Тепло-водоснабжение п. Атиг».
По результатам проверки МУП «тепло-водоснабжение п.Атиг» установлены нарушения обязательных санитарных правил, что следует из данных, представленных Роспотребнадзором (л.д.9).
Согласно п. 6.11. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к охране поверхности вод», для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Установлено, что в нарушении п. 6.11. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к охране поверхности вод», на предприятии МУП «Тепло-водоснабжение п. Атиг» для хозяйственно-бытовых очистных сооружений не разработан проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, отсутствует санитарно эпидемиологическое заключение на проектную документацию.
Согласно п. 1.6. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта.
Согласно п. 1.11. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источник водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально.
Установлено, что в нарушении п. 1.6., п. 1.11 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», на предприятии МУП «Тепло-водоснабжение п. Атиг» не разработан проект организации зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (артезианских скважин №Э, №Э, №рэ).
Согласно п. 7.2. СанПин «Гигиенические требования к охране поверхностных вод производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водных объектов обеспечивается организациями и предприятиями, иными хозяйствующими субъектам являющимися водопользователями, независимо от подчиненности и форм собственности в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.
Установлено, что в нарушении п. 7.2 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования охране поверхности вод», на предприятии МУП «Тепло-водоснабжение п. Атиг» не организован производственный лабораторный контроль по микробиологическим паразитологическим показателям за составом сточных вод и качеством воды водных объектов.
Согласно п. 4.2. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию систем водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопровода сети.
Установлено, что в нарушении п. 4.2., 4.3., 4.4., 4.5. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевое водоснабжения. Контроль качества», на предприятии МУП «Тепло-водоснабжение п. Атиг производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды организован не в полном объеме, не соблюдается периодичность отбора, в 2010 году контроль за качеством питьевой воды производился только 1 раз, в мае 2010 года.
Также в ходе проверки установлено, что у МУП «Тепло-водоснабжение п. Атиг» имеются нарушения в части исполнения законодательства об охране окружающей среды и недропользования, а именно: отсутствует разрешение на сброс сточных и (или) дренажных вод.
Представителем ответчика МУП «Тепло-водоснабжение» в судебном заседании факт указанных нарушений требований санитарных норм и правил не оспаривался.
Таким образом, суд считает установленным факт нарушения со стороны ответчика санитарных норм и правил, закона «Об охране окружающей среды».
Прокурор просил обязать ответчика устранить вышеуказанные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Суд считает, что указанный прокурором срок является обоснованным, поскольку ответчиком нарушается санитарно эпидемиологическое законодательство с момента осуществления деятельности, устав ответчика утвержден ДД.ММ.ГГГГ, соответственно нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду. Как следует из пояснений прокурора в судебном заседании, нарушения законодательства об охране окружающей среды имело место также до осуществления деятельности непосредственно МУП «Тепло-водоснабжение п.Атиг», на протяжении нескольких лет.
Ответчиком представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ по разработке проекта нормативов предельно допустимых сбросов, представлена муниципальная целевая программа «Чистая вода» МО р. на 2012-2020 годы (л.д.49-54), однако с учетом установленных нарушений суд, длительности невыполнения требований закона, отсутствие в законе каких-либо сроков устранения нарушений, суд считает, что нарушения следует устранить незамедлительно, соответственно суд считает возможным обязать установить для ответчика требуемый прокурором срок.
Отсутствие финансирования ответчика не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора об устранении нарушений требований закона.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Тепло-водоснабжение п.Атиг» об обязании совершить действия – удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Тепло-водоснабжение п.Атиг» в срок
до ДД.ММ.ГГГГ разработать для хозяйственно-бытовых очистных сооружений проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект; получить в установленном порядке санитарно эпидемиологическое заключение на проектную документацию; разработать проект организации зоны санитарной охраны источников
централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе артезианских скважин № 1Э, №2Э, № 4рэ, оформить разрешение (договор) на сброс сточных вод.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Тепло-водоснабжение п.Атиг» государственную пошлину в доход государства в сумме 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней через Нижнесергинский районный суд.
Судья Ю.Г.Шторх