Ачинский городской суд Красноярского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ачинский городской суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 3090 (2010)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2010 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края, в составе:
председательствующего судьи ЮШИНОЙ И.П.,
с участием представителя истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю ФИО1, действующей на основании доверенности от 02 февраля 2010 года сроком до 31 декабря 2010 года,
ответчика ФИО2
при секретаре Загребельной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю к ФИО2 ФИО6 о взыскании обязательных платежей и налоговых санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании в доход бюджета налог на доходы физических лиц в сумме 52 000 рублей, сумму пени по налогу на доходы физических лиц в размере 3 171,39 рублей и сумму налоговых санкций в размере 13 000 рублей, мотивируя свои требования тем, что 04.06.2008 года ФИО2 на основании договора купли-продажи продана доля в квартире, принадлежащая ему на праве общей долевой собственности в размере ? доли в праве собственности, находящейся по адресу: Красноярский край, город Ачинск, Юго-Восточный район, дом 16, квартира. ? доли в квартире оценена сторонами и продана за 900000 рублей. Указанная квартира по договору купли-продажи от 15.11.2005 года приобретена ФИО2, что подтверждается справкой о содержании правоустанавливающих документов № от 03..2009 года, выданной Ачинским отделом Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю. Согласно соглашению от 31.03.2008 года стороны: ФИО2 и С. пришли к соглашению и установлению долевой собственности на данную квартиру и определили свои доли в праве собственности как равные. Таким образом, после заключения соглашения от 31.03.2008 года ФИО2 принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.04.2008 года сделана запись регистрации. Указанное имущество находилось в собственности налогоплательщика менее трех лет: с 08.04.2008 года по 07.06.2008 года. В нарушение статей 225, 228 Налогового кодекса РФ налогоплательщиком налог на доходы физических лиц по итогам 2008 года исчислен и уплачен не был. Сумма дохода за 2008 год составляет 900 000 руб. Имущественный налоговый вычет предоставлен в сумме 500 000 руб. (1 000 000 : 2, так как квартира находилась в общей долевой собственности). Налоговая база составляет 400 000 руб. (900 000 - 500 000). Следовало исчислить налог за 2008 год в сумме 52 000 руб. (400 000 х 13%). Не исчисление, в нарушение статей 225, 228 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиком налога на доходы физических лиц по итогам 2008 года является основанием для привлечения ФИО2 к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 2 Налогового кодекса РФ (неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Таким образом, сумма налоговой санкции по пункту 1 статьи 2 Налогового кодекса РФ составляет 10400 руб. С учетом уменьшения - 5200 руб. В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227 и 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.ФИО2 не выполнил обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2008 год в налоговый орган в установленный законодательством о налогах срок 30.04.2009 года. Таким образом, налогоплательщиком совершено виновное противоправное деяние, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 данной статьи, взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Таким образом, сумма налоговой санкции составляет 15600 руб. с учетом уменьшения -7800 руб.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги. За несвоевременную уплату сумм налога согласно статье 75 Налогового кодекса РФ начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога. Пунктом 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ установлен срок уплаты налога на доходы физических лиц - не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, срок уплаты налога за 2008 год - 15.07.2009 года. На суммы неуплаченного налога на доходы физических лиц за 2008 год начислены пени в сумме 3 171 руб. 39 коп. Рассмотрев акт выездной налоговой проверки № 173 от 22.10.2009 года начальником Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Красноярскому краю вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности ФИО2 № 5 от 21.01.2010 года в виде взыскания налоговых санкций: на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в сумме 7 800 руб. (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств); на основании пункта 1 статьи 2 Налогового кодекса РФ в сумме 5 200 руб. (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств). Всего по результатам проверки предложено уплатить 68 171 руб. 39 коп.:
- налог на доходы физических лиц в сумме 52 000 руб.;
- пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 3 171 руб. 39 коп.;
- налоговые санкции в сумме 13 000 руб.
Налогоплательщику вручено требование № 356 от 11.03.2010 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, где предложено в срок до 21.03.2010 года уплатить задолженность. В настоящее время задолженность не уплачена. л.д. 2-4)
В судебном заседании представитель истец поддержал исковые требования в полном объеме по аналогичным основаниям, указала, что предметом продажи являлась 1 доли квартиры, которая была продана налогоплательщиком за 900 000 руб., поэтому в соответствии со ст. 220 НК РФ размер имущественного налогового вычета, был предоставлен пропорционально доле в праве собственности в сумме 500 000 руб., а на 400 000 руб. начислен налог на доходы физических лиц.
Ответчик против заявленных исковых требований возражал в полном объеме, пояснив, что ему на праве собственности принадлежала 1 доли квартиры в г. Ачинске, ЮВР дом 16, кв.., которую он продал по договору от 04.06.2008 года за 900 000 руб., в связи с чем, на основании ст. 220 НК РФ имеет право на получение имущественного налогового вычета. Поскольку объектом продажи являлась доля в праве собственности стоимостью до 1 000 000 руб., то вырученная от продажи сумма 900 000 руб. подлежит освобождению от налогообложения.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и присутствующих в суде, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Конституционный Суд РФ указал, что обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности гражданина. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества.
При установлении налогов законодатель должен принимать во внимание фактическую способность налогоплательщиков уплачивать данные налоги и сборы. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов. Налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным
Регулирование налоговых отношений должно отвечать требованиям конституционного принципа равенства и в несколько ином аспекте - равенство предполагает закрепление в законе правовых гарантий возложения на равных субъектов налогообложения равного налогового бремени. Не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований . При этом равенство в налоговом праве реализуется не как уплата налога в одинаковом размере, а как равенство плательщиков - за основу берется фактическая способность к уплате налога на основе сравнения финансовых потенциалов налогоплательщиков. Поэтому принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов
В целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права
В судебном заседании установлено следующее.
Решением Межрайонной инспекции ФНС РФ №4 по Красноярскому краю от 21 января 2010 года ФИО2 привлечен к налоговой ответственности предусмотренной п.1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 7800 руб. за непредоставление декларации на доходы физических лиц в течение установленного срока, на основании п. 1 ст. 2 НК РФ в виде штрафа в сумме 5200 руб. за неуплату налога, с начислением пени в сумме 3262 руб. 57 коп., недоимки в сумме 52 000 руб. л.д. -21).
Не согласившись с решением ФИО2 была подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган, которая решением УФНС по Красноярскому краю от 04.03.2010 года оставлена без удовлетворения л.д. 6-9,10).
В соответствии с п.1 ст. 207 НК РФ ФИО2 является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц.
Согласно п.1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика.
На основании п.1 ст. 220 НК РФ при определении налоговой базы, налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в сумме не превышающей 1 000 000 руб. Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
04.06.2008 года ФИО2 по договору купли-продажи продана принадлежащая ему 1 доли в праве собственности на квартиру по адресу <...>, кв. за 900 000 руб. л.д. 37).
Указанная квартира по договору купли-продажи им была приобретена 15.11.2005 года л.д. 39).
Согласно соглашению от 31.03.2008 года, С. и С копцов В.А. пришли к соглашению и установлению права долевой собственности на квартиру, являющуюся совместной собственностью супругов, и определили свои доли в праве собственности как равные по 1 каждому л.д. 38), в связи с чем, за ФИО2 зарегистрировано 08.04.2008 года право общей долевой собственности л.д. 39).
Квартира находилась в собственности ФИО2 менее трех лет (в т.ч. с учетом общей совместной собственности) с 15.11.2005 года по 07.06.2008 года, в связи с чем, доход от продажи доли квартиры подлежит налогообложению.
Поскольку в соответствии со ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет в целом не может превышать 1 000 000 руб., данный вычет был распределен между совладельцами квартиры пропорционально их доле, ФИО2 предоставлен имущественный налоговый вычет в сумме 500 000 руб., в связи с чем, облагаемый доход С копцовой В.А. от продажи квартиры составил 400 000 руб. (900 000-500 000), налог с которого составил 52 000 руб. (400 000*13%).
Фактически произведенные расходы ФИО2 на приобретение своей доли квартиры составили 400 000 руб., поскольку совместные расходы супругов С-вых по покупке квартиры составили 800 000 руб., что меньше максимальной суммы (500 000 руб. из расчета 1000 000), в пределах которой закон предоставляет право на получение налогового вычета.
В соответствии со ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности. Налогоплательщики, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет. Налогоплательщики, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 2 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
В нарушение ст. 228 НК РФ ФИО2 налог на доходы физических лиц исчислен и уплачен не был, что является налоговым правонарушением и влечет налоговую ответственность на основании п. 1 ст. 2 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в сумме 10 400 руб., который был уменьшен в 2 раза до 5 200 руб. с учетом смягчающих ответственность обстоятельства (совершение правонарушения впервые и тяжелого материального положения).
На основании п.1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В силу п.1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227 и 228 настоящего Кодекса и представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, за исключением доходов, указанных в пункте 8.1 статьи 217 настоящего Кодекса, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
Декларация по налогу на доходы физических лиц за 2008 года по сроку 30.04.2009 года ФИО2 не представил, что является нарушением п.1, 4 ст. 229 НК РФ и основанием для привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа, который составил 15 600 руб. и был уменьшен налоговым органом в 2 раза до 7 800 руб. с учетом смягчающих обстоятельства.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку своевременно уплата налога ФИО2 не произведена, на основании ст. 75 НК РФ на недоимку начислена пени с 15.07.2009 года по 21.01.2010 в сумме 3171,39 рублей. л.д.21)
Доводы истца о том, что при вынесении решения налоговым органом был неправильно истолкован материальный закон, являются несостоятельными, поскольку имущественный налоговый вычет предоставляется на объект недвижимости, из чего следует, что в случае продажи квартиры, находящейся в общей долевой собственности, вычет подлежит распределению между совладельцами пропорционально их долям, о чем также указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 года № 5-п. Возможность выплаты имущественного налогового вычета в полном объеме, т.е. в размере до 1 000 000 рублей, каждому из совладельцев проданного недвижимого имущества законом не предусмотрена.
Кроме того, в соответствии ст. 103 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 25.11.2008 N 223-ФЗ), указывающей на то, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, и ч.1 ст. 333.19 НК РФ, взыскивает с ответчика в бюджет города Ачинска Красноярского края госпошлину в сумме 2245,14 рублей из расчета: 68 171,39 руб-20 000 руб х 3% +800 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с ФИО2 ФИО7 в доход краевого бюджета налог на доходы физических лиц в сумме 52 000 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 3 171 рублей 39 копеек, налоговые санкции в сумме 13 000 рублей, а всего 68 171 (шестьдесят восемь тысяч сто семьдесят один) рубль 39 копеек.
Взыскать с ФИО2 ФИО8 в бюджет города Ачинска Красноярского края государственную пошлину в сумме 2245 (две тысячи двести сорок пять ) рублей 14 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья И.П. Юшина
Мотивированное решение изготовлено «24» сентября 2010 года.