ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3090/19 от 20.05.2020 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-340/2020

39RS0004-01-2019-003318-64

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2020 года

Московский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Нагаевой Т.В.,

при секретаре Орловой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общероссийской общественной организации «Федерация Киокусин России», Солдатова С.А. к Министерству юстиции Российской федерации, Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве, Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация Киокусин России» об оспаривании решения Внеочередной конференции

УСТАНОВИЛ:

Общероссийская общественная организация «Федерация Киокусин России», Солдатов С.А. обратились в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что Общероссийская общественная организация «Федерация Киокусин России» учреждена 20.09.2012 г. и зарегистрирована 27.11.2012 г. в г. Калининграде. На этой конференции был утвержден Устав организации, избран руководящий состав органов управления. Солдатов С.А. является учредителем, членом и Первым вице-президентом Общероссийской общественной организации «Федерация Киокусин России», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ № 6259А/2012 от 27.11.2012 г. в отношении названного юридического лица.

Организация со времени своего учреждения и до момента обнаружения действий ответчиков по настоящему делу вела свою финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с Уставом. По состоянию на октябрь 2019 года насчитывалось 23 региональных отделения на всей территории РФ. Головная организация расположена в г. Калининграде.

30.03.2019г. в Нижнем Новгороде была проведена внеочередная Конференция организации в связи с чрезвычайными обстоятельствами, возникшими в результате действий троих учредителей по дискредитации руководства Федерации, попытками смены руководства. На этой внеочередной Конференции был принят ряд решений, которые должны были нормализовать работу Федерации, прекратить внутренние раздоры и способствовать дальнейшей плодотворной спортивной деятельности.

В ходе плановой сдачи отчетности за 1-й квартал 2019 года ими были обнаружены следующие факты: Документально подтверждается, что Общероссийская общественная организация «Федерация Киокусин России» учрежденная 20.09.2012 г. с ИНН 3907063150,ОГРН 1123999000025 с 09.04.2019 г. фактически переименована. Проведены регистрационные действия изменений, внесённых в учредительные документы, Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве 09.04.2019г. Зарегистрирован Устав юридического лица в новой редакции. Инициированы указанные действия ФИО4, который в Выписке из ЕГРЮЛ № ЮЭ9965-19-60961678 от 03.07.2019, указан, как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица и в графе 37 Выписки указан, как «ПРЕЗИДЕНТ». Из Выписки также следует, что для проведения регистрационный действий в орган, принимающий решение о регистрации, а именно: Министерство юстиции РФ, были представлены документы: заявление формы Р13001, заявление формы Р14001, Устав организации в новой редакции, Протокол внеочередной Конференции организации от 01.12.2018 г. Все эти документы должны были содержать фактические сведения, имевшие место в действительности и находящиеся в строгом соответствии с законодательством. Кроме этого, должны были быть представлены оригиналы Свидетельств о регистрации организации (ИНН, КПП, ОГРН), оригинальная печать организации, которые до настоящего времени хранятся у истца 1 и никому ни для каких целей не передавались.

Только после указанных событий, истцам стало известно, что 01.12.2018 г., в противоречии с Уставом организации, ФИО4 (член Президиума организации) совместно с двумя другими учредителями организации ФИО6 (член Президиума организации) и ФИО7 (ревизор организации) созывалась внеочередная Конференция Общероссийской общественной организации «Федерация Киокусин России» в г. Москве.

Внеочередная конференция была проведена 01.12.2018 г, с нарушением Устава организации, с нарушением процедурного порядка проведения, начиная с оповещения о созыве. Никто, из действующего руководства организации, надлежаще не был уведомлен и в Конференции не участвовал, также, как и значительная часть региональных отделений не принимала участия в этой Конференции, в связи с чем, есть все основания полагать, что, зафиксированный в Протоколе внеочередной конференции, кворум собрания был фиктивным и, как простое большинство голосов, так и 2/3 голосов (п.4.3 Устава), необходимых для голосования и принятие решений по досрочному прекращению полномочий Президента и первого вице-президента, избранию новых руководящих лиц (п.4.3 Устава) - фиктивны, а Протокол конференции был в комплекте документов, поступивших в регистрирующий орган - Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (ответчик 2) из Министерства юстиции РФ (ответчик 1) с сопроводительным письмом от 03.04.2019 г. № 11-42617/19.

На руках заявителей не могли находиться подлинники указанных документов, которые никому не передавались ни для каких целей.

Из Министерства юстиции РФ с сопроводительным письмом № 11-42617/19 от 03.04.2019 г. в Управление ФНС по г. Москве поступил комплект документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о внесении изменений в учредительные документы юридического лица - Общероссийской общественной организации «Федерация Киокусин России» (ИНН 3907063150, ОГРН 1123999000025), содержащий следующие документы: Распоряжение Министерства юстиции № 363-Р от 02.04.2019 г. о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с внесением изменений в учредительные документы. Заявление формы Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Заявление формы Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ. Устав «Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация Киокусин России» в новой редакции, утверждённый на внеочередной Конференции 01.12.2018 г. Протокол внеочередной Конференции организации от 01.12.2018 г.

09.04.2019 г. на основании Распоряжения Министерства юстиции РФ (ответчик 1) Управление ФНС по городу Москве (ответчик 2) в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи. Вместе с тем, фактические обстоятельства никем не проверялись, правомерность, соответствие Уставу организации их не устанавливалась.

Истцы просят признать незаконным проведение и принятие решений Внеочередной конференции Общероссийской общественной организации «Федерация Киокусин России» в городе Москве, проведённой 01.12.2018 г. Отменить действие Распоряжения Министерства юстиции № 363-Р от 02.04.2019 г. о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с внесением изменений в учредительные документы. Отменить регистрационные действия, произведённые Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве. Признать недействительными регистрационные записи ГРН 2197700118075 от 09.04.2019 г., ГРН 2197700118009 от 09.04.2019 г., в Выписке из ЕГРЮЛ № ЮЭ9965-19-60961678 от 03.07.2019 г. в отношении Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация Киокусин России»

Представитель истца Общероссийской общественной организации «Федерация Киокусин России» Харин А.В. по доверенности от 06.05.19. (л.д. 80) в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что Внеочередная конференция Общероссийской общественной организации «Федерация Киокусин России» в городе Москве от 01.12.2018 г. созвана с нарушением Устава, ни кворума, ни надлежащих представителей Федерации каратэ не было. Полномочия участников голосования ничем не подтверждены. 17 несуществующих делегатов участвовало в голосовании. Приложение № 1 к Протоколу содержит список делегатов Внеочередной конференции от 01.12.2018 г., но Амурской, Брянской областей на 01.12.2018г. не было в составе общественной организации. Часть организаций не стали заключать с ООО «ФКР» договоры, поэтому осталось 27 региональных отделения. У ответчика тот же адрес, ИНН, но другое руководство и название организации, создан клон. Члены Президиума не были уведомлены надлежаще о проведении заседания 23.09.2018 года. Минюст России не проводил правовую экспертизу, не проверил проведение Внеочередной Конференции от 01.12.2018 года. Согласно протоколу от 23.09.2018 года вступительные членские взносы не оплачены. ФИО54 не имел право собирать Внеочередную Конференцию.

Представитель истца Общероссийской общественной организации «Федерация Киокусин России» Боголюбова А.М. по доверенности от 06.05.19. (том 2, л.д. 92) в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что до 15 апреля каждый год общественная организация должна отчитываться о своей деятельности и подтверждать свой статус. Каждый год она сдавала и получала из Минюста России расписку, деятельность организации велась. До 15 апреля 2019 года она сдала документы в Минюст России, но в Налоговую службу уже не смогла их сдать. Члены Президиума ООО «ФКР» живут в разных городах и встречаются на плановых соревнованиях. Никаких уведомлений в их адрес о проведении Внеочередной Конференции 01.12.2018 года не поступало. Включение в состав организации новых членов проводится по решению Президиума. Каждый региональный представитель должен написать заявление, предоставить копию паспорта с пропиской в регионе, копию документа о регистрации общественной организации. Все перечисленные документы должны были быть представлены до включения регионов в состав организации. Счет в организации открылся летом 2018 года для составления договоров. Вступая в Федерацию, новый регион подписывает соглашение о работе, позже проходит аттестацию на пояса, а также региону необходимо выкупить сертификаты за наличные денежные средства. При создании организации было 43 региональный отделения, а на дату конференции - 27.

Представила Письменную позицию по делу, указав, что согласно пункту 4.1 Устава Федерации в редакции, действовавшей до внесения изменений в рамках конференции, результаты которой оспариваются в настоящем деле, уведомление о проведении конференции участников направляется не позднее, чем за 30 дней до даты ее проведения. Между тем, участники Федерации таких уведомлений не получали, о повестке конференции информации не имели. Конференция проведена с нарушением требований законодательства и учредительных документов Федерации.

Согласно доводам ответчика с 2016 года Федерацией не осуществляется деятельность. Между тем, в указанный период Федерацией проведено значительное количество спортивных мероприятий, что в частности подтверждается ежегодными отчетами в Министерство юстиции РФ по Калининградской области, подаваемыми в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Также подтверждением ведения деятельности Федерации является предоставляемая в налоговые органы бухгалтерская отчетность. О внесении изменений в ЕГРЮЛ представителям истца стало известно при подаче налоговой отчетности. Отчет о проведенных мероприятиях за 2018 год в апреле 2019 года был принят Министерством юстиции РФ по Калининградской области.

Оспариваемым протоколом конференции статус истца Солдатова С.А. не присутствовавшего на ней, не уведомленного о её проведении, и решениях, принятых на конференции, изменен, он без причин лишен права действовать от имени Федерации без доверенности, что нарушает его права, как участника Федерации и ее руководителя.

Как следует из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, решения, принятые на оспариваемой конференции от 01.12.2018, зарегистрированы спустя 5 месяцев, в апреле 2019 года, что в совокупности с перечисленным выше, свидетельствует о том, что конференция фактически не проводилась, а документы для внесения записи в ЕГРЮЛ были сформированы ответчиками незадолго до направления документов в Министерство юстиции РФ.

В пользу данного тезиса свидетельствует тот факт, что из 27 делегатов на конференции отсутствовали 27, то есть 100 % от заявленных участников, а их полномочия по доверенности представляли ответчики. Между тем, согласно ч. 3 ст. 123.6 ГК РФ членство в общественной организации неотчуждаемо, осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу, что также свидетельствует о ничтожности решений, принятых на оспариваемой конференции.

Также в связи с включением в состав Федерации ряда региональных представителей в ее структуре появились по несколько представителей от одного региона, что не соответствует принципу равенства участников Федерации. Более того, указанные региональные представители якобы делегированы регионами, в которых они не проживают и не осуществляют деятельность в области спорта. Подтверждает позицию истца по данному вопросу также тот факт, что, несмотря на место нахождения Федерации в городе Калининграде, а в городе Москве.

Протоколу конференции Федерации от 01.12.2018 присвоен номер «1». Между тем, согласно документации Федерации со дня ее учреждения ведется сквозная нумерация протокола и протоколу от 01.12.2018 должен быть присвоен номер «3», что также свидетельствует о его ничтожности и незаконном способе его изготовления.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федерация является некоммерческой организацией - эксклюзивным представителем Европейской Федерации Киокушин. В адрес истца поступило письмо Европейской Федерации Киокушин от 24.04.2019, которым подтверждается неправомерность конференции; проведенной 01.12.2018, отсутствие полномочий у ее участников на принятие постановленных ей решений, а также наличие у ФИО5 полномочий президента Федерации.

Протокол конференции от 01.12.2018 не содержит перечисленных в законодательстве оснований для изменения статуса первого вице-президента Солдатова С.А. и смены президента Федерации ФИО5, что является основанием для признания данных решений, постановленных на оспариваемой конференции ничтожными.

Истец Солдатов С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что у общественной организации 27 региональных представителей. В 22 часа 30.11.2018 года ему позвонил директор ассоциации Киокусин России и сказал, что у него в кабинете в Москве будет проходить конференция, следует вылететь к нему. Он ответил, что никаких действий по проведению Внеочередной Конференции он и Президент не принимали, ничего не рассылали, поэтому не поехал. О проведении Внеочередной конференции ООО «ФКР» в городе Москве от 01.12.2018 г. его по почте не уведомляли. Ни один регион о собрании не знал, только по электронной почте. О результатах заседания Президиума от 23.09.2018 года ему сообщили по телефону, но извещений о дате заседания не было, никто ему не звонил. Представители региональных отделений регистрируются на основании паспорта, этим занимается секретарь, так подтверждаются их полномочия. Представитель регионального отделения предоставляет паспорт и протокол. По Уставу он должен был назначать секретаря, но он этого не делал. Размер вступительных взносов примерно <данные изъяты> руб. с региона, а размер годовых – <данные изъяты> руб. с одного члена, фиксированной суммы нет.

Представитель ответчика Министерства юстиции Российской федерации в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания. Представил Возражения на исковое заявление (том 2, л.д. 1-5), где указано, что Минюст возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. Исковое заявление о признании недействительным решения Министерства юстиции Российской Федерации и Управления ФНС России по г. Москве о внесении изменений в ЕГРЮЛ подано на основании норм ГПК РФ. Фактически заявителем оспариваются решения органов государственной власти. Вместе с тем Федеральным законом от 08.03.2015 № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15.09.2015 из ГПК РФ исключено рассмотрение всех дел, возникающих из публичных правоотношений. В связи с изложенным Минюст России полагает, что заявленные требования должны быть рассмотрены судом по нормам КАС РФ.

В соответствии со статьями 15 и 17 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» при рассмотрении документов, представленных для государственной регистрации, Министерство юстиции Российской Федерации дает им правовую оценку, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность общественного объединения.

Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определено, что за представление недостоверных сведений, необходимых для включения в ЕГРЮЛ, ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, несет заявитель.

В Минюст России 14.03.2019 (вх. № 42526/19 от 18.03.2019) Общероссийской общественной организации «Федерация Киокусин России» представлены документы для государственной регистрации в связи с внесением изменений в учредительные документы (устав) и сведения о ней, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (в сведения о наименовании, о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени Организации). По результатам рассмотрения установлено, что решения об утверждении устава Организации в новой редакции и о внесении изменений в сведения приняты на внеочередной конференции Организации 01.12.2018.

Также на внеочередной конференции 01.12.2018 принято решение об утверждении нового полного наименования: Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация «Федерация Киокусин России», нового сокращенного наименования: ОФСОО «ФКР», прекращены полномочия Президента ФИО5, Первого вице-президента Солдатова С.А., Президентом избран ФИО4

В государственной регистрации общественного объединения в связи внесением изменений в учредительные документы и в сведения о нем, содержащиеся в ЕГРЮЛ, может быть отказано по основаниям, указанным в части первой статьи 23 Закона № 82-ФЗ. Наличие корпоративного спора в общественной организации не является основанием для отказа во внесении соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

При проведении правовой экспертизы представленных Организацией документов установлено следующее. Заявления о внесении изменений в учредительные документы и сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, оформлено в соответствии с Требованиями к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденными приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25 января 2012 г. №ММВ-7-6/25@. Содержание протокола внеочередной конференции от 01.12.2018 соответствует положениям пункта 4 статьи 181.2 ГК РФ. Устав Организации в новой редакции соответствует действующему законодательству.

Согласно представленному протоколу внеочередной конференции организации по состоянию на дату ее проведения - 01.12.2018 структуру организации составляют 43 региональных отделения. Решением Президиума Организации от 26.10.2018 в соответствии с пунктом 4.1 устава утверждена норма представительства - один делегат от регионального отделения. На внеочередной конференции присутствовало 27 делегатов от 27 региональных отделений, то есть делегаты, представляющее более половины региональных отделений Организации, что свидетельствует о наличии кворума на внеочередной конференции Организации. Решения по всем вопросам приняты единогласно (27 голосов - «за»). Таким образом, документы, представленные для государственной регистрации Организации в связи с внесением изменений в учредительные документы и сведения о ней, содержащиеся в ЕГРЮЛ, соответствуют требованиям Закона № 82-ФЗ.

В связи с тем, что представленные Организацией документы соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации Минюстом России 02.04.2019 принято решение о государственной регистрации Организации в связи с внесением вышеуказанных изменений. В Единый государственный реестр юридических лиц 09.04.2019 внесены соответствующие изменения.

Вопрос о признания решения собрания недействительным отнесен статьей 181.4 ГК РФ к компетенции суда. Минюст России по указанному вопросу решения не принимает.

При осуществлении правовой экспертизы представленных документов (протоколов заседаний органов управления общественного объединения) Минюст России не устанавливает факт проведения заседаний уполномоченных органов общественного объединений и участия в них указанных в протоколе лиц, руководствуясь принципом добросовестности.

Порядок созыва и проведения заседаний уполномоченных органов определяется уставом общественного объединения. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель ответчика Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания. Представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (том 2, л.д. 144).

Представили Отзыв на заявление (том 1, л.д. 211-217), считают заявленные к Управлению требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Органом, уполномоченным принимать решения о регистрации некоммерческих организаций, в настоящее время является Министерство юстиции РФ в лице его территориальных органов. Законодательством о государственной регистрации юридических лиц на Управление не возложены полномочия по осуществлению юридической экспертизы сведений и документов, поступающих из территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации для внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации.

Из Министерства юстиции Российской Федерации с сопроводительным письмом от 03.04.2019 № 11-42617/19 в Управление поступил комплект документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о внесении изменений в учредительные документы юридического лица - Общероссийской общественной организации «Федерация Киокусин России» (ОГРН 1123999000025, ИНН 3907063150 150).

Записи за ГРН 2197700118075 от 09.04.2019 о государственной регистрации изменений внесены Управлением в ЕГРЮЛ в соответствии с действующим законодательством, с учетом специального порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, на основании решения органа, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций, а также документов, предусмотренных ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ. Требования заявителей к Управлению сформированы с нарушением положений Федерального закона № 129-ФЗ.

Из заявленных требований следует, что истцом оспариваются действия, произведенные Управлением, а также записи, внесенные Управлением в ЕГРЮЛ. Требования, заявленные к Управлению подлежат рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ, производство в указанной части подлежит прекращению.

Представитель ответчика Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация Киокусин России» Любимова М.С. по доверенности от 01.07.2019г. (том 1, л.д. 67), в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что о дате Внеочередной конференции Общероссийской общественной организации «Федерация Киокусин России» в городе Москве от 01.12.2018 г. извещали 43 региональных отделения согласно списку, который составлялся при ее регистрации. О том, что осталось всего 27 региональных отделения им не было известно. Каких-либо собраний по поводу исключения членов Федерации из изначального списка не проводилось. Московское и Санкт-Петербургское отделения известили фактически, они были организаторами. Исключение из членов Федерации производится только Президиумом. О решении Президиума от 23.09.2018 года сообщалось Солдатову С.А., но он отказывался от подписания документов, участия в собраниях. Солдатова С.А. извещали по телефону, пытались вручить ему на руки уведомление. 25.09.2016 года конфликт в Федерации уже существовал, это препятствовало работе Федерации, Солдатов С.А. препятствовал деятельности общества. 2/3 Президиума приняли решение о проведении Внеочередной Конференции 01.12.2018 года. Все полномочия делегатов на Внеочередной Конференции 01.12.2018 года были проверены. Новые члены организации не вносили взносы, поскольку не был регламентирован порядок оплаты взносов, суммы. Те, кто были приняты ранее в ООО «ФКР» также ничего не уплачивали. ФИО55 и ФИО56 говорили Солдатову С.А., что хотят принять в ООО «ФКР» новых членов. ФИО57 – ревизор Федерации, он просил Солдатова С.А. отчитаться по взносам, а также предложил решение вопроса о прекращении полномочий ФИО58 и Солдатова.

Представила Возражения на исковое заявление (том 2, л.д. 93), полагают, что требования предъявляемые истцами к ответчикам необоснованные, незаконны, противоречат фактическим обстоятельствам, в связи с чем, не подлежат удовлетворению.

20 сентября 2012 г. на основании решения Учредительной Конференции Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России" создана указанная организация (Протокол №1 от 20.09.2012 г.). 20 сентября 2012 г. Президентом Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России" избран ФИО5, первым Вице-президентом - Солдатов С.А. Утвержденным Уставом установлен срок полномочий Президента Федерации 4 года, то есть до 19 сентября 2016 г. (раздел 4 Устава). 19 сентября 2016 г. истек срок полномочий Президента Федерации ФИО5, полномочия которого не продлевались. Автоматическое продление полномочий не предусмотрено действовавшим на тот момент Уставом Федерации. Одним из учредителей Федерации ФИО7 предложено провести Внеочередную Конференцию Федерации с повесткой дня, указанной в Протоколе №1.

В соответствии с требованиями, установленными Уставом Федерации, направлены уведомления о необходимости проведения Внеочередной Конференции Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России". Проведение Внеочередной Конференции назначено на 01 декабря 2018г. На Внеочередную Конференцию Федерации обеспечена явка 27 делегатов, что является кворумом для проведения Внеочередной Конференции в соответствии с пунктом 4.1. Устава Федерации. Решения, принятые на Внеочередной Конференции Федерации, оформлены Протоколом №1 Внеочередной Конференции Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России" от 01 декабря 2018 г. В порядке, установленном действующим законодательством, вновь избранным Президентом Федерации ФИО4 поданы необходимые документы в Министерство юстиции РФ для внесения соответствующих изменений информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц. Изменения внесены 09.04.2019 г. в отношении Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации "Федерация Киокусин России" (ГРН 2197700118075, ГРН 2197700118009). В остальной части требований Ответчик 3 поддерживает доводы Ответчика 1, Ответчика 2. Просят отказать в удовлетворении требований Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России", Солдатова С.А. в полном объеме.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.

Под общественным объединением в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об общественных объединениях" понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Согласно ч. 2 указанной статьи право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

В статье 7 названного Закона предусмотрено, что общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства (ч. 2 статьи 14 указанного Закона).

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию (ст. 8 Закона).

20 сентября 2012 г. на основании решения Учредительной Конференции Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России" создана указанная организация (Протокол №1 от 20.09.2012 г.). Утвержден Устав. Избран Президиум Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России" в составе: ФИО4, ФИО6, Солдатов С.А., ФИО5 Президентом Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России" избран ФИО5, первым Вице-президентом – Солдатов С.А. Постановили создать региональные отделения Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России" на территориях 43 субъектов РФ (том 1, л.д. 34-38).

Решение о гос.регистрации некоммерческой организации при создании принято 09.11.2012 года Министерством юстиции РФ. Запись о некоммерческой организации внесена в ЕГРЮЛ 27.11.2012 года за основным государственным регистрационным номером 112399900025.

Согласно п. 4.5. Устава Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России" (далее – ООО «ФКР»), (утв. Протокол № 1 от 20.09.12.) в период между Конференциями выборным, постоянно действующим руководящим коллегиальным органом Федерации является Президиум Федерации. Президиум Федерации избирается Конференцией сроком на 4 года из числа членов Федерации в количестве, установленном Конференцией.

25 сентября 2016 г. на основании Учредительной Конференции Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России" (Протокол № 2 от 25.09.16.) (том 2, л.д. 95-98) избран Президиум Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России" в следующем составе: ФИО4 - членом президиума, ФИО6 – членом президиума, Солдатова С.А. – членом президиума. Президентом Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России" избран ФИО5, первым Вице-Президентом – Солдатов С.А. Ревизором – ФИО7

Согласно п. 4.1 Устава Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России", (утв. Протокол № 1 от 20.09.12.) высшим руководящим органом Федерации является Конференция, которая созывается Президиумом Федерации не реже 1 раза в 4 года. Заседание Конференции правомочно, если на ней присутствуют делегаты от более половины региональных отделений Федерации. Внеочередная Конференция может быть собрана по требованию не менее 1/3 региональных отделений Федерации, или по требованию Президента Федерации, Президиума Федерации. Дата проведения Конференции, повестка дня, квота представительства делегатов, устанавливается Президиумом Федерации и доводится до структурных подразделений Федерации в письменном виде не позднее, чем за 30 дней до начала Конференции.

К компетенции Конференции относится (п. 4.2): изменение Устава Федерации (п. 4.2.1), определение приоритетных направлений деятельности Федерации, принципов формирования и использования ее имущества (п. 4.2.2), избрание Президиума Федерации, Президента Федерации, первого Вице-президента Федерации и досрочное прекращение их полномочий (п. 4.2.3), утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса (п. 4.2.4), утверждение финансового плана Федерации и внесение в него изменений (п. 4.2.5), создание филиалов и открытие представительств Федерации (п. 4.2.6), участие в других организациях (п. 4.2.7), реорганизация и ликвидация Федерации (п. 4.2.8), избрание Контрольно-ревизионной комиссии или Ревизора Федерации и досрочное прекращение их полномочий (п. 4.2.9).

Вопросы, предусмотренные п.п. 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.8 и 4.2.9 относятся к исключительной компетенции Конференции и принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов присутствующих делегатов. В остальных случаях решения принимаются простым большинством голосов присутствующих делегатов.

Конференция может принять к своему рассмотрению любой вопрос, касающийся деятельности Федерации (п. 4.4).

Из Уведомления о проведении внеочередной Конференции Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России" от 22.10.2018 года (том 2, л.д. 106) следует, что инициаторами проведения Конференции 01 декабря 2018 года в г. Москве, <адрес> являются: члены Президиума Федерации: ФИО6, ФИО4, ФИО7 Указана повестка дня Конференции: 1) прекращение полномочий Президиума Федерации, Президента Федерации, первого Вице-президента Федерации, 2) избрание Президиума Федерации, Президента Федерации, первого Вице-президента Федерации, 3) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, 4) прекращение полномочий ревизора Федерации, 5) избрание Контрольно-ревизионной комиссии или ревизора Федерации.

Для участия в Конференции Федерации предлагают направить делегата (1 представителя от каждого регионального отделения Федерации) с надлежащим оформлением полномочий (доверенность либо решение об избрании на должность – в случае участия руководителя регионального отделения).

Как следует из представленного Министерством юстиции РФ Протокола № 1 (том 1, л.д. 190-194), 01 декабря 2018 года состоялась внеочередная Конференция Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России", на которой ФИО4 был избран Председателем Конференции, ФИО6 – секретарем Конференции, на которого также был возложен подсчет голосов до избрания Счетной комиссии. Норма представительства определена решением Президиума от 26.10.2018 года – 1 делегат от регионального отделения. На Конференции были избраны: Редакционная, Счетная и Мандатная комиссии.

Были приняты следующие решения по вопросам повестки дня:

Изменить наименование Федерации с Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России" на Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация "Федерация Киокусин России", также изменено сокращенное наименование Федерации с ООО «ФКР» на ОФСОО «ФКР»

Утвердить Устав Федерации в новой редакции

В виду истечении срока полномочий (до 19.09.2016) Президента Федерации ФИО5, избрать Президентом Федерации ФИО4 и подать необходимые документы в Министерство Юстиции РФ для внесения соответствующей информации, содержащейся в ЕГРЮЛ

В виду отсутствия должности Первого Вице-президента в Уставе Федерации прекратить полномочия Первого Вице-президента Солдатова С.А. и подать необходимые документы в Министерство юстиции РФ для внесения соответствующей информации, содержащейся в ЕГРЮЛ

Утвердить состав Президиума Федерации в количестве 4-х человек

Избрать Президиум Федерации в следующем составе: ФИО4, ФИО6, ФИО8, ФИО9

Утвердить состав Вице-президентов в количестве 3-х человек

Избрать Вице-президентом Федерации: ФИО6, ФИО8, ФИО9 Избрать почетного Вице-Президента Федерации Солдатова С.А.

Избрать Ревизором Федерации ФИО7

Подать необходимые документы на государственную регистрацию новой редакции Устава Федерации в Министерство Юстиции РФ (Минюст России) и документы необходимые для внесения изменений в информацию, содержащуюся в ЕГРЮЛ

Все вопросы, связанные с деятельностью профильных Комитетов и Комиссий Федерации, а также другие вопросы, рассмотреть на Заседании нового Президиума Федерации, который состоится позже, сразу по окончании Конференции.

Подсчет голосов при голосовании произведен Счетной комиссией в составе: ФИО7 и ФИО9 Присутствовало делегатов на Внеочередной Конференции – 27, избранных Делегатов от региональных отделений – 27. Всего региональных отделений – 43.

Имена присутствовавших делегатов о региональных отделений отражены в Списке делегатов Внеочередной конференции ООО «ФКР» от 01.12.2018 года (Приложение № 1 к Протоколу № 1).

Истцы в своих пояснениях ссылаются на нарушения, допущенные при проведении Внеочередной Конференции ООО «ФКР» от 01.12.2018 года, а именно нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, отсутствие кворума.

Стороной истца представлен Список региональных отделений ООО «ФКР» по состоянию на 01.12.2018 года (том 2, л.д. 99-100), согласно которому региональными отделениями являются: РО ООО «ФКР» в Алтайском крае – Председатель ФИО10, в Республики Башкортостан – ФИО11, в Воронежской области – ФИО12, в Калининградской области – ФИО50, в Кемеровской области – ФИО13, в Краснодарском крае – ФИО14, в Красноярской области – ФИО15, в Республике Крым – ФИО16, в Липецкой области – ФИО17, в г. Москве – ФИО18, в Московской области – ФИО19, в Нижегородской области – ФИО20, в Новосибирской области – ФИО21, в Омской области – ФИО22, в Оренбургской области – ФИО23, в г. Санкт-Петербург – ФИО24, в Ленинградской области – ФИО6, в Рязанской области- ФИО25, в Самарской области – ФИО26, в Свердловской области – ФИО27, в Тамбовской области – ФИО28, в Тюменской области – ФИО29, в Ульяновской области – ФИО30, в Хабаровском крае – ФИО31, в Ханты-Мансийском автономном округе – ФИО32, в Челябинской области – ФИО4, в Ямало-немецком автономном округе – ФИО33 Всего – 27 региональных отделений.

Доказательств, опровергающих данную информацию, а также доказательств, подтверждающих иное количество региональных отделений ООО «ФКР» по состоянию на 01.12.2018 года, стороной ответчика не представлено, судом не добыто.

В соответствии с пунктом 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Согласно ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:

1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;

4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

. Решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.

Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.

Истец Солдатов С.А, являвшийся до принятия оспариваемого решения первым Вице-Президентом Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России", участия во Внеочередной Конференции ООО «ФКР» 01.12.2018 года не принимал, не голосовал.

В соответствии со статьей 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

В судебном заседании Любимова М.С. пояснила, что на 01.12.2018 года они не располагали списком членов ООО «ФКР», общее количество определяли по старым спискам, исходили из 43, а также руководствовались Протоколом заседания Президиума ООО «ФКР» от 23.09.2018 года, согласно которому в состав Федерации включены 12 новых членов - региональных отделений.

В подтверждение наличия на Внеочередной Конференции 01.12.2018 года кворума, ответчиком ОФСОО «ФКР» представлен Протокол заседания Президиума Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России" от 23.09.2018 года (том 2, л.д. 137-138), согласно которому на заседании присутствовали: ФИО4 и ФИО6, которые были выбраны Председателем заседания и секретарем, соответственно. Явка составила 2 из 3 члена Президиума. Решили включить в состав ООО «ФКР» 12 новых членов, региональные отделения: Брянская область – председатель ФИО34, Владимирская обл. – председатель ФИО35, Курганская обл. – председатель ФИО36, Ленинградская обл. – председатель ФИО6, Приморский край – председатель ФИО37, Хабаровский край – председатель ФИО38, Республика Адыгея – председатель ФИО39, Республика Дагестан – председатель ФИО40, Республика Карелия – председатель ФИО41, Республика Коми – председатель ФИО42, Республика Крым – председатель ФИО43, Чеченская Республика – председатель ФИО44 Всего – 12, которые впоследствии были участниками Внеочередной Конференции от 01.12.2018 года с правом голоса.

Согласно п. 4.7 Устава Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России", (утв. Протокол № 1 от 20.09.12.) Президиум Федерации, в т.ч.: осуществляет прием и исключение членов Федерации, принимает решение о проведении Конференции, определяет повестку дня, дату и место проведения, и квоту представительства делегатов.

Президиум Федерации ведет учет членов Федерации. Основанием для внесения в список и исключения из списка членов Федерации являются соответствующие решения Президиума, а так же заявления членов Федерации (п. 3.4 Устава).

В силу п. 4.8 Устава, заседания Президиума Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал и считаются правомочными при участии в них более 50% от общего числа членов Президиума Федерации. О дате заседания Президиума Федерации и повестке дня всех членов Президиума Федерации персонально извещает секретарь Президиума Федерации. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов Президиума Федерации, присутствующих на заседании. Заседание Президиума Федерации ведет первый Вице-президент Федерации, а в его отсутствие один из членов Президиума назначаемых первым Вице-президентом Федерации.

Протоколы заседаний Президиума ведет секретарь, назначаемый первым Вице-президентом Федерации из членов Президиума Федерации на срок полномочий Президиума (п. 4.9 Устава).

В судебном заседании представитель ответчика Любимова М.С. пояснила, что Солдатов С.А. был извещен о дате заседания Президиума Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России", назначенной на 23.09.2018 года по телефону, от подписи в уведомлении отказался.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком ОФСОО «ФКР», в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, в ходе судебного разбирательства не представлено достоверных и достаточных доказательств надлежащего извещения истца Солдатова С.А. о проведении заседания Президиума ООО «ФКР», назначенного на 23.09.2018 года, равно как и совершение истцом Солдатовым С.А. действий, препятствующих его извещению, в связи с чем Солдатов С.А. был лишен возможности принять участие в работе Президиума 23.09.2018 года, тем самым был существенно нарушен порядок созыва заседания Президиума.

При этом, протокол заседания Президиума ООО «ФКР» от 23.09.2018 года был представлен ОФСОО «ФКР» суду по истечении 3-х месяцев с момента поступления иска в суд, тогда как один из основных доводов стороны истца – отсутствие кворума на Внеочередной Конференции от 01.12.2018 года.

С учетом изложенного, поскольку решения органа управления (Президиума), порядок созыва заседания Президиума, не могут противоречить требованиям Устава ООО «ФКР», суд не принимает данный Протокол заседания Президиума Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России" от 23.09.2018 года как допустимое доказательство по настоящему спору.

Как следует из анализа представленного стороной истца Списка региональных отделений ООО «ФКР» по состоянию на 01.12.2018 года (том 2, л.д. 99-100) и Списка делегатов Внеочередной Конференции ООО «ФКР» от 01.12.2018 года, являющегося Приложением № 1 к Протоколу № 1 Внеочередной Конференции ООО «ФКР» от 01.12.2018 года (том 1, л.д. 195-196) имеются следующие разночтения:

РО ООО «ФКР» в Кемеровской обл. – председатель ФИО13, а делегат ФИО45

РО ООО «ФКР» в Оренбургской обл. – председатель ФИО23, а делегат ФИО46

РО ООО «ФКР» в г. Санкт-Петербург - председатель ФИО24, а делегат ФИО47

РО ООО «ФКР» в Тюменской обл. – председатель ФИО29, а делегат ФИО48

РО ООО «ФКР» в Ульяновской обл. – председатель ФИО30, а делегат ФИО49

РО ООО «ФКР» в Хабаровском крае – председатель ФИО31, а делегат ФИО38

РО ООО «ФКР» в Республике Крым – председатель ФИО16, а делегат ФИО43

При этом, Список делегатов Внеочередной Конференции ООО «ФКР» от 01.12.2018 года, являющийся приложением к Протоколу № 1, подписанный ФИО6, не позволяет проверить легитимность и достоверность данного голосования, поскольку нет доказательств легитимности каждого из делегатов вследствие отсутствия сведений о принадлежности их к региональным отделениям ООО «ФКР». Тогда как обязанность доказывания их легитимности в данном случае лежит на ответчике ОФСОО «ФКР».

Кроме того, согласно п. 3 ст. 123.6 Гражданского кодекса РФ членство в общественной организации неотчуждаемо. Осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу.

Таким образом, участие 7 Региональных представителей из Списка делегатов Внеочередной Конференции Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России" от 01.12.2018 года, ставится судом под сомнение, и следовательно их голоса при принятии решений не могут учитываться.

Вместе с тем, допустимых доказательств включения в состав ООО «ФКР» по состоянию на 01.12.2018 года членов РО ООО «ФКР» в Амурской обл., Вологодской обл., Мурманской обл., Новгородской обл., Псковской обл., Ростовской обл., Саратовской обл., Республики Татарстан суду также не представлено.

Между сторонами спор о легитимности полномочий отсутствует только по 3-м делегатам: РО ООО «ФКР» в Ленинградской обл. – председатель и делегат ФИО6, РО ООО «ФКР» в Краснодарском крае – председатель и делегат ФИО14, РО ООО «ФКР» в Челябинской обл. – председатель и делегат ФИО4

При указанных обстоятельствах, поскольку иного Списка региональных отделений Общероссийской общественной организации "Федерация Киокусин России" по состоянию на 01.12.2018 года стороной ответчика ОФСОО «ФКР» не представлено, суд принимает количество членов ООО «ФКР» равным 27 региональным отделениям, допустимых и бесспорных доказательств иного количества в судебном заседании не установлено.

Исходя из Протокола № 1 Внеочередной Конференции от 01 декабря 2018 года норма представительства определена решением Президиума от 26.10.2018 года – 1 делегат от регионального отделения. Данную норму представительства сторона истца не оспаривает. Следовательно, количество делегатов по состоянию на 01.12.2018 года должно было составлять 27 (по 1-му от каждого регионального отделения).

С учетом вышеизложенного, в нарушение п. 4.1 Устава ООО «ФКР», Внеочередная Конференция ООО «ФКР» от 01 декабря 2018 года состоялось при отсутствии необходимого кворума, на заседании Конференции присутствовали делегаты от менее половины региональных отделений Федерации. Ответчиком ОФСОО «ФКР» не доказано наличие кворума, позволявшего принимать решения по заявленным вопросам.

Кроме того, доказательств того, что все региональные отделения ООО «ФКР» были письменно извещены о проведении Внеочередной Конференции ООО «ФКР», назначенной на 01.12.2018 года, в судебное заседание ответчиком ОФСОО «ФКР» не представлено.

Из кассовых чеков, предоставленных ответчиком ОФСОО «ФКР», в подтверждение направления в РО ООО «ФКР» почтовых уведомлений следует, что уведомления были направлены из Списка, подписанного Солдатовым С.А. только в адрес: РО ООО «ФКР» в Алтайском крае, в Оренбургской области, в Тюменской обл., в Краснодарском крае, в Новосибирской обл., в Липецкой обл., в Ханты-Мансийской автономном округе, в Челябинской обл., в Ульяновской обл., в Нижегородской обл., в Свердловской обл., в Воронежской обл., в Калининградской обл., в Омской обл., в Кемеровской обл., т.е. всего в 15 адресов, что исключало возможность оставшимся 12 региональным отделениям ознакомиться с повесткой дня, участвовать в предстоящем голосовании, поскольку инициативной группой не было обеспечено гарантированное право каждого РО ООО «ФКР» на надлежащее информирование. РО ООО «ФКР» не знали о дате проведения Конференции, что привело к нарушению их права на волеизъявление, следовательно, был нарушен порядок проведения Внеочередной Конференции.

Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности и оценивая их с точки зрения допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к выводу о том, что 01 декабря 2018 года. Внеочередная конференция Общероссийской общественной организации «Федерация Киокусин России» проведена с нарушением Устава, т.е. является неправомочной, а все принятые на ней решения недействительными и подлежит отмене.

Также вследствие недействительности решений Внеочередной Конференции ООО «ФКР» действие Распоряжения Министерства юстиции № 363-Р от 02 апреля 2019 года о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с внесением изменений в учредительные документы подлежит отмене, а регистрационные записи ГРН 2197700118075 от 09.04.2019 года, ГРН 2197700118009 от 09.04.2019 года в Выписке из ЕГРЮЛ № ЮЭ9965-19-60961678 от 05.07.2019 г. в отношении Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация Киокусин России» признанию недействительными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать решения, принятые на Внеочередной конференции Общероссийской общественной организации «Федерация Киокусин России», проведенной 01 декабря 2018 года в г. Москве, незаконными.

Отменить действие Распоряжения Министерства юстиции № 363-Р от 02 апреля 2019 года о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с внесением изменений в учредительные документы, а также признать недействительными регистрационные записи ГРН 2197700118075 от 09.04.2019 года, ГРН 2197700118009 от 09.04.2019 года в Выписке из ЕГРЮЛ № ЮЭ9965-19-60961678 от 05.07.2019 г. в отношении Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация Киокусин России».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25 мая 2020 года.

Судья: подпись