ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3092/2016 от 22.04.2016 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владивосток

Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Игнатьичева Д.В.,

при секретаре Шарковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2015 год, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с данным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что он в 2015 году работал и работает по настоящее время в должности инженера первой категории Управления ресурсного обеспечения Тихоокеанского флота (далее – ТОФ), которая находится на финансовом обеспечении Федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по ПК»). Его должность относится к категории «гражданский персонал». Считает, что ему положена выплата единовременного денежного вознаграждения (далее – ЕДВ) за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года, установленная Постановлением Правительства РФ от 05.10.2007 № 645, однако выплата ЕДВ за 2015 год ему не производилась.

Просит взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по ПК» в его пользу ЕДВ по итогам работы за 2015 год в сумме 7522,18 руб., компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб.

Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, при подаче искового заявления ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель ответчика направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором также просил рассмотреть дело по существу в свое отсутствие. В отзыве мотивировал свою позицию о том, что требования истца удовлетворению не подлежат.

При таких обстоятельствах суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, суд считает заявленные требования истца подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что ФИО1 в 2015 году работал и работает по настоящее время в должности инженера первой категории Управления ресурсного обеспечения ТОФ, которая находится на финансовом довольствии в ФКУ «УФО МО РФ по ПК». Должность истца поименована как «гражданский персонал», что подтверждается представленной копией трудового договора № 42 от 02.10.2014 (л.д. 5-7).

Согласно ч.1 ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников… устанавливаются в соответствии с названным Кодексом.

В силу положений ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…, иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба…, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…, указанных в ч. 1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества.

Управление ТОФ является отдельным органом Министерства обороны РФ, что в том числе подтверждается решением Верховного суда РФ от 16.03.2005 № ВКПИ 04-116, согласно которому гражданский персонал флотов Вооруженных Сил РФ относится к гражданскому персоналу отдельных органов федеральных органов исполнительной власти.

Рассматривая вопрос о правовом статусе гражданского персонала отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, суд учитывает, что Указом Президента РФ от 09.04.1997 № 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" Правительству РФ было поручено внести предложения по совершенствованию оплаты труда федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Указом Президента РФ "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" от 03.09.1997 № 981 утверждены Перечни государственных должностей федеральной государственной службы.

Должности гражданского персонала управлений военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления в вышеуказанных нормативных правовых актах отсутствуют.

Отсутствует указания на них и в постановлении Правительства РФ "О составе, предельной численности и фонде оплаты труда работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" от 20.07.1998 года № 797.

В целях обеспечения социальной защиты работников военных округов, флотов и других органов военного управления и установления условий оплаты труда в соответствии с выполняемыми данными органами военного управления функциями Правительством РФ принято Постановление № 1027 от 30.12.2000 "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства" (далее – Постановление № 1027), в котором перечисленные выше органы названы отдельными органами федеральных органов исполнительной власти, выполняющими задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.

Таким образом, возникла сохранившаяся до настоящего времени дифференциация гражданского персонала Министерства обороны РФ на гражданский персонал федеральных органов исполнительной власти и гражданский персонал отдельных органов федеральных органов исполнительной власти.

Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 21.05.2012 № 636, управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления в структуру федеральных органов исполнительной власти не включены.

Следствием названной дифференциации является то, что в настоящее время оплата труда двух категорий гражданского персонала Министерства обороны РФ осуществляется на основании различных нормативных документов.

Так, условия оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства Обороны РФ установлены положениями Постановления № 1027, которые конкретизированы принятым во исполнение данного Постановления приказом Министра Обороны РФ от 02.03.2001 № 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ" (далее – Приказ № 90).

Условия оплаты труда гражданского персонала Министерства Обороны РФ (гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти), установлены постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее - Постановление № 583) и, принятым во исполнение данного Постановления приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583" (далее – Приказ № 255).

Постановлением Правительства РФ № 645 от 05.10.2007 "О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнение) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года" (далее – Постановление № 645) установлена выплата единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение (выполнение) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года (далее - ЕДВ), производимая в течение первого квартала года, следующего за истекшим календарным годом (пункт 3). В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 названного Постановления вознаграждение выплачивается, в том числе, гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ.

Требования подпункта "в" пункта 2 Постановления № 645 в совокупности с положением ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об обороне» безусловно предоставляет истцу, который относится к гражданскому персоналу Вооружённых Сил РФ, право на получение ЕДВ. Невыплата истцу ЕДВ нарушает его право на равную оплату за труд, предусмотренную ст. 22 ТК РФ, поскольку труд истца без выплат ЕДВ оплачивается значительно меньше, чем труд работников иной категории гражданского персонала Вооружённых Сил РФ.

Решая вопрос о восстановлении нарушенного права истца на получение ЕДВ, суд отмечает, что отношения по выплате ЕДВ гражданскому персоналу отдельных органов Министерства Обороны РФ прямо не урегулированы действующими нормативными правовыми актами (Постановлением № 1027, Приказом № 90), сходные же отношения по выплате ЕДВ гражданскому персоналу Министерства обороны РФ урегулированы Приказом № 255. Так право гражданского персонала Министерства Обороны РФ на получение ЕДВ закреплено в пункте 51 Приложения № 2 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил РФ к Приказу № 255. В соответствии с пунктом 53 указанного Приложения, размер вознаграждения, выплачиваемого работнику, не может превышать двух должностных окладов (тарифных ставок) с учетом повышений, установленных ему по занимаемой должности (профессии) на 1 декабря календарного года, за который производится выплата вознаграждения, а уволенному с работы в течение года - на день увольнения.

Исследовав сходные правоотношения по выплате ЕДВ гражданскому персоналу Вооружённых Сил РФ, суд приходит к выводу, что размер установленного Постановлением № 645 и полагающегося к выплате истцу ЕДВ не может превышать двух его должностных окладов по занимаемой должности.

Согласно произведенному истцом расчету (л.д. 12), проверенному судом и признанному верным, с учетом размера его оклада невыплаченная ФИО1 сумма единовременного денежного вознаграждения за 2015 год составила 7522,18 рубля.

Доказательств, свидетельствующих о произведенной выплате истцу единовременного денежного вознаграждения за 2015 год в указанной сумме ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что Постановление Правительства РФ № 645 от 05.10.2007 не содержит каких-либо указаний на ограничение в его применении, в том числе по отношению к гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны РФ, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу истца единовременного денежного вознаграждения за 2015 год в сумме 7522,18 рубля.

Вопреки доводам ответчика оснований для взыскания с ответчика невыплаченных сумм за вычетом НДФЛ не имеется, поскольку в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ при фактической выплате денежных средств налогоплательщику.

Следовательно, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика, а обязанность удержания налога при выплате денежных средств лежит на работодателе.

С учетом разъяснений, содержащихся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 г. "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 500 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2015 год, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» в пользу ФИО1 единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2015 год в размере 7522,18 рубля, компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ленинского районного судаг. Владивостока

Д.В. Игнатьичев