РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Домодедовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего М.А. Курочкиной
при секретаре Т.Б. Анахатунян
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№2-3093/2020 по исковому заявлению ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Домодедово, Министерству образования Московской области о признании незаконным и отмене заключения Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОП, признании з истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории городского округа Домодедово Московской области, обязании Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Домодедово исключить истца из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Верховском районе Орловской области по ее прежнему месту жительства и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городском округе Домодедово Московской области по новому месту жительства, третьи лица: Администрация городского округа Домодедово Московской области, Администрация Верховского района Орловской области;
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с указанным иском в суд, в котором просит признать незаконным и отменить заключение Управления опеки и попечительства по городскому округу Домодедово Министерства образования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОП о невозможности рассмотрения заявления истца об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Верховском районе Орловской области по ее прежнему месту жительства и включении в список в городском округе Домодедово Московской области по новому месту жительства, признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории городского округа Домодедово Московской области, обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Домодедово исключить истца из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Верховском районе Орловской области по ее прежнему месту жительства и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городском округе Домодедово Московской области по новому месту жительства.
Свои требования ФИО1 обосновывает тем, что родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ в д. Лимовое Верховского <адрес>. Отец истца ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ городе <адрес>.
Постановлением Главы Администрации Верховского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ г. ФИО4, проживающий по адресу: Московская <адрес>, микрорайон Авиационный, <адрес>, назначен опекуном истца; за подопечной закреплено жилье по адресу: <адрес>, д. Лимовое.
Постановлением руководителя администрации городского округа Домодедово Московской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ назначены выплаты денежных средств на содержание ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской <адрес> по городскому округу Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ№-Р истец была передана на воспитание в приемную семью ФИО4 и ФИО5; постановлено определить место жительства истца по месту проживания приемных родителей по адресу: Московская <адрес>, микрорайон Авиационный, <адрес>.
Согласно информационному письму Администрации Теляжского сельского поселения Верховского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д. Лимовое у родителей истца - ФИО3 и ФИО6 - права собственности не было, перечисленные лица в указанном доме были зарегистрированы по месту жительства. Согласно похозяйственной книги Администрации Теляжского сельского поселения указанный дом принадлежал ФИО7, в 2005 году жилой дом сгорел.
Постановлением Администрации Верховского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ отменен п. 2 постановления Главы администрации Верховского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в части закрепления за несовершеннолетней ФИО1 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, д. Лимовое.
Регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации истец не имеет.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ№ и выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу проживания бывших приемных родителей: Московская <адрес>, микрорайон Авиационный, <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец наблюдалась в <адрес> Авиационный ГБУЗ Московской <адрес> «Домодедовская центральная городская больница» с августа 2007 года по август 2016 г. (до достижения совершеннолетия).
С 2007 г. по 2010 г. истец обучалась в МАОУ «Востряковский лицей №», что подтверждается справкой образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно справке МАОУ Востряковская СОШ № с УИОП от ДД.ММ.ГГГГ№ истец обучалась в указанном общеобразовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в Филиале РГГУ в <адрес>, что подтверждается справкой образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2020-3024784 информация о правах на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости на территории Российской Федерации на имя истца отсутствуют.
Постановлением Администрации Верховского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений в Верховском <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения.
По достижении возраста 18 лет, по прежнему месту жительства в <адрес> истец не возвращалась, продолжает проживать в жилом помещении, принадлежащем бывшим приемным родителям по адресу: Московская <адрес>, микрорайон Авиационный, <адрес>.
В справке Администрации Верховского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что истцу на территории Верховского <адрес> в период с 2016 г. по настоящее время не предоставлялось жилое помещение по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно письму ОМВД России по Верховскому <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ истец по данным МП ОМВД России по Верховскому <адрес> зарегистрированной не значится.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской <адрес> по городскому округу Домодедово с заявлением об исключении ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Верховском <адрес> по прежнему месту жительства и включении в Список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городском округе Домодедово Московской <адрес> по моему новому месту жительства.
В заключение Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ№-ОП указано, что Управление полагает невозможным рассмотрение заявления истца об исключении из Списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Верховского района Орловской области, и возвращает представленные документы заявителю.
Полагая, что заключение Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Домодедово является незаконным и у неё есть право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений в городском округе Домодедово Московской области, ФИО1 обратилась с иском в Домодедовский городской суд Московской <адрес>.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ объявлен перерыв до 11.00 ч. ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО1 и ее представители по устному заявлению ФИО8, ФИО9 в судебное заседание явились, Заявленные требования поддержали, настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчика Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Домодедово, ФИО10 и ФИО11, действующие по доверенности, в судебное заседание явились, просили отказать в исковых требованиях по доводам возражения на исковое заявление.
Представитель ответчика - Министерства образования Московской области - в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель третьего лица - Администрации городского округа Домодедово Московской области – ФИО12, действующая по доверенности, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения иска.
Третье лицо - Администрация Верховского района Орловской области –в судебное заседание представителя не направило. В суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, разрешение требований иска оставило на усмотрение суда, указала, что ФИО1 до настоящего времени состоит в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Верховском районе Орловской области, жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений не обеспечивалась.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц, участвующих в деле.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1091 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ).
Согласно статьи 3 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В пункте 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Правоотношения по льготному предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на территории Московской области регулируются положениями статьи 8 Закона Московской области от 29 декабря 2007 года № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон Московской области от 29.12.2007 г. № 248/2007-ОЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Московской области от 29.12.2007 г. № 248/2007-ОЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном Правительством Московской области (часть 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющим место жительства в Московской области (часть 2).
В пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 1 января 2019 года), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона Московской области от 29.12.2007 г. № 248/2007-ОЗ центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный в сфере образования (далее - уполномоченный орган в сфере образования), формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, указанных в части 8 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи, по муниципальным районам и городским округам Московской области, в порядке и в сроки, установленные Правительством Российской Федерации (далее - список).
В пункте 31 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка, в том числе, в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте российской федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте российской федерации по новому месту жительства», утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее по тексту - Правила формирования Списка).
В пункте 23 Правил формирования Списка установлено, что при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать ФИО1 - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., - умерла ДД.ММ.ГГГГ в д. Лимовое Верховского <адрес>.
Отец ФИО1 - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., - умер ДД.ММ.ГГГГ городе <адрес>.
Постановлением Главы Администрации Верховского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ г. ФИО4, проживающий по адресу: Московская <адрес>, микрорайон Авиационный, <адрес>, назначен опекуном ФИО1; за истцом закреплено жилье по адресу: <адрес>, д. Лимовое.
ДД.ММ.ГГГГ опекун ФИО4 обратился к начальнику Управления образования Администрации городского округа Домодедово Московской <адрес> с заявлением о постановке на учет личного дела несовершеннолетней подопечной ФИО1, проживающей по месту регистрации опекуна по адресу: Московская <адрес>, микрорайон Авиационный, <адрес>.
Постановлением руководителя администрации городского округа Домодедово Московской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ назначены выплаты денежных средств на содержание ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской <адрес> по городскому округу Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ№-Р ФИО1 была передана на воспитание в приемную семью супругов ФИО4 и ФИО5; постановлено определить место жительства подопечной ФИО1 по месту проживания приемных родителей по адресу: Московская <адрес>, микрорайон Авиационный, <адрес>; назначены денежные средства на содержание подопечной.
Согласно информационному письму Администрации Теляжского сельского поселения Верховского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д. Лимовое, у родителей ФИО1 - ФИО3 и ФИО6 - права собственности не было, перечисленные лица в указанном доме были зарегистрированы по месту жительства. Согласно похозяйственной книги Администрации Теляжского сельского поселения указанный дом принадлежал ФИО7, в 2005 году жилой дом сгорел.
Постановлением Администрации Верховского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ отменен п. 2 постановления Главы администрации Верховского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в части закрепления за несовершеннолетней ФИО1 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, д. Лимовое.
Истец ФИО1 регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не имеет.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ№ и выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу проживания бывших приемных родителей: Московская <адрес>, микрорайон Авиационный, <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из справки ГБУЗ Московской <адрес> «Домодедовская центральная городская больница» <адрес> Авиационный от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 наблюдалась в указанном учреждении здравоохранения с августа 2007 года по август 2016 г. (до достижения совершеннолетия).
С 2007 г. по 2010 г. ФИО1 обучалась в МАОУ «Востряковский лицей №», что подтверждается справкой образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно справке МАОУ Востряковская СОШ № с УИОП от ДД.ММ.ГГГГ№ истец обучалась в указанном общеобразовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ.
В справке Филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» в городе Домодедово Московской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 обучалась в указанном образовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2020-3024784 информация о правах на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости на территории Российской Федерации на имя ФИО1 отсутствует.
Постановлением Администрации Верховского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений в Верховском <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец достигла возраста 18 лет - ДД.ММ.ГГГГ
Истец и ее представители в судебном заседании пояснили, что по достижении возраста 18 лет ФИО1 по прежнему месту жительства в <адрес> не возвращалась, продолжает проживать по адресу временной регистрации в жилом помещении, которое принадлежит ее бывшим приемным родителям, по адресу: Московская <адрес>, микрорайон Авиационный, <адрес>.
В справке Администрации Верховского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что ФИО1 на территории Верховского <адрес> в период с 2016 г. по настоящее время не предоставлялось жилое помещение по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно письму ОМВД России по Верховскому <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 по данным МП ОМВД России по Верховскому <адрес> зарегистрированной не значится.
В отзыве на исковое заявление, представленном Администрацией Верховского <адрес> указано, что ФИО1 до настоящего времени состоит в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Верховском <адрес>, жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений не обеспечивалась.
В соответствии с пунктом 23 Правил формирования Списка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской <адрес> по городскому округу Домодедово с заявлением об исключении ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Верховском <адрес> по прежнему месту жительства и включении в Список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городском округе Домодедово Московской <адрес> по моему новому месту жительства (далее по тексту - заявление об исключении из списка).
В ответ на указанное заявление истца, в заключении Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской <адрес> по городскому округу Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ№-ОП указало, что ответчик полагает невозможным рассмотрение заявления ФИО1 об исключении ее из Списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Верховского <адрес>, и возвращает представленные документы заявителю.
В обоснование заключения указано, что с заявлением об исключении из списка должны быть представлены, в том числе документы, подтверждающие место жительства ребенка-сироты в Московской <адрес> более 5 лет на дату обращения или лица из числа детей-сирот 5 лет на момент достижения совершеннолетия; в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ жилое помещение ФИО1 как лицу из числа детей-сирот может быть предоставлено в <адрес>.
В возражениях на исковое заявление, Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской <адрес> по городскому округу Домодедово указывает, что ФИО1 не может обращаться с требованием об исключении из Списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Верховском <адрес> по прежнему месту жительства, и включении в Список детей-сирот в Московской <адрес> по новому месту жительства, так как в соответствии с пунктом 23 Правил формирования Списка, она имела бы на это право только в случае, если ее законный представитель данных мер не предпринял до достижения ей совершеннолетия. Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, которым утверждены Правила формирования Списка, принято в период, когда ФИО1 уже была совершеннолетней.
Суд не соглашается с доводами ответчика - Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской <адрес> по городскому округу Домодедово - изложенными в заключении от ДД.ММ.ГГГГ№-ОП и в возражениях на исковое заявление, так как они не основаны на положениях федерального законодательства и не соответствующих обстоятельствам дела.
По смыслу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2).
Из смысла статьи 20 ГК РФ следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства.
При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующим положениями.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.
В то же время согласно пункту 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
В силу пункта 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.
Согласно пункту 3 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.
В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного.
Таким образом, место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.
Полномочия, возлагаемые на орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного, установлены в пункте 3 статьи 34 ГК РФ, части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
К указанным полномочиям органа опеки и попечительства, в частности, относится: ведение личных дел подопечных, проверка условий жизни несовершеннолетних подопечных, надзор за деятельностью их опекунов и попечителей, предоставление денежных средств на содержание подопечных, заключение договоров о приемной семье.
Распределение полномочий между органами опеки и попечительства в отношении одного подопечного федеральным законодательством не предусмотрено.
Судом установлено, что бывшие приемные родители истца ФИО4 и ФИО5 зарегистрированы по месту жительства и фактически проживают по адресу: Московская <адрес>, мкр. Авиационный, просп. Академика Туполева, <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ, момента постановки личного дела подопечной ФИО1 в Управлении образования Администрации городского округа Домодедово Московской <адрес>, и до достижения истцом возраста 18 лет (ДД.ММ.ГГГГ), полномочия в отношении истца осуществлялись органом опеки и попечительства Управления образования Администрации городского округа Домодедово Московской <адрес>, затем - Управлением опеки и попечительства Министерства образования Московской <адрес> по городскому округу Домодедово.
Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской <адрес> по городскому округу Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ№-Р о передаче ФИО1 на воспитание в приемную семью ФИО4 и ФИО13, постановлено определить место жительства истца по месту проживания приемных родителей по адресу: Московская <адрес>, микрорайон Авиационный, <адрес> (пункт 3).
В силу статей 20, 34, 36 ГК РФ, статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», местом жительства ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является городской округ Домодедово Московской <адрес>.
Следовательно, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ и частей 1, 2 статьи 8 Закона Московской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ реализация истцом права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений подлежит на территории городского округа Домодедово Московской <адрес>.
Не имеет правого значения то обстоятельство, что постановлением Администрации Верховского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений в Верховском <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения.
Включение истца в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в Верховском <адрес>, лишь подтверждает ее право, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на льготное обеспечение жилым помещением; при этом реализация ФИО1 указанного права в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ подлежит по ее новому месту жительства в городском округе Домодедово Московской <адрес>.
При этом, право ФИО1 на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений по ее новому месту жительства в городском округе Домодедово Московской <адрес> в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, возникло до принятия постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Вышеуказанные выводы соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, где в частности указывается, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по месту жительства этих лиц. Местом жительства несовершеннолетних лиц, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.
Суд учитывает, что по достижению совершеннолетия ФИО1 по прежнему месту жительства в <адрес> не возвращалась, жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес> не обеспечивалась, продолжает проживать в жилом помещении бывших приемных родителей супругов ФИО4 и ФИО5 по адресу: Московская <адрес>, микрорайон Авиационный, <адрес>.
Правоотношения по вопросу места жительства ФИО1 по достижению ей возраста 18 лет не изменились. Доказательств обратного в ходе судебного заседания сторонами не представлено.
Не имеет правового значения то обстоятельство, что ФИО1 по адресу проживания бывших приемных родителей зарегистрирована по месту пребывания, в настоящее время на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства», и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-П и от ДД.ММ.ГГГГ№-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанный довод совпадает с правой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях судебных коллегий по гражданским и административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ14-2, от ДД.ММ.ГГГГ№-КГПР14-7, от ДД.ММ.ГГГГ№-АПГ18-15 и другим.
Как следует из положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ включение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства, не является основанием к отказу в признании права этого лица на льготное обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда по новому месту жительства.
Иное означало бы нарушение базового принципа обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их месту жительства.
При этом включение в список не является мерой реализации государственной гарантии права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на льготное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений, установленной в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ.
Суд учитывает, что в соответствии с пунктом 31 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ и Правилами формирования Списка, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, правоотношения по исключению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из Списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включению в Список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в субъекте Российской Федерации по их новому месту жительства, регулируются исключительно нормами федерального законодательства.
Согласно пункту 25 Правил формирования Списка, перечень документов, прилагаемых лицом из числа детей-сирот к заявлению об исключении из Списка, установлен исчерпывающим образом и включает в себя: копию свидетельства о рождении детей-сирот, копию паспорта гражданина Российской Федерации лиц из числа детей-сирот, копию акта органа опеки и попечительства, подтверждающего полномочия опекуна (попечителя).
Правила формирования Списка не предоставляют право субъектам Российской Федерации требовать от лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вместе с подачей заявления об исключении их из Списка иные документы, кроме предусмотренных пунктом 25 Правил формирования Списка.
Суд также учитывает, что Правила формирования Списка не предусматривают возможность уполномоченных органов субъектов Российских Федерации, наделенных компетенцией принимать и рассматривать заявления лиц из числа детей-сирот об исключении их из Списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включению в Список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, принимать заключения о невозможности рассмотрения заявления об исключении из Списка и возвращении представленных заявителем документов.
Согласно пунктам 34, 36 Правил формирования Списка, орган по новому месту жительства принимает решение о включении или об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список по новому месту жительства, которое оформляется распорядительным актом.
Суд приходит к выводу, что заключение Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской <адрес> по городскому округу Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ№-ОП, в котором указано на невозможность рассмотрения заявления истца об исключении ее из Списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Верховского <адрес>, противоречит вышеприведенным положениям законодательства и, по своей сути, означает отказ в признании права истца на льготное обеспечение жилым помещением по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в Московской <адрес>, препятствует в обеспечении ФИО1 жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в городском округе Домодедово Московской <адрес>.
В силу положений пунктов 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с положениями частей 1, 2 статьи 8 Закона Московской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» ФИО1 имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в городском округе Домодедово Московской <адрес>.
Учитывая, что оспариваемый истцом акт признается судом незаконным, суд полагает возможным обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской <адрес> по городскому округу Домодедово исключить истца из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Верховском <адрес> по ее прежнему месту жительства и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городском округе Домодедово Московской <адрес> по ее новому месту жительства
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить заключение Управления опеки и попечительства по городскому округу Домодедово Министерства образования Московской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОП о невозможности рассмотрения заявления ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Верховском <адрес> по моему прежнему месту жительства и включении в список в городском округе Домодедово Московской <адрес> по новому месту жительства.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории городского округа Домодедово Московской <адрес>.
Обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской <адрес> по городскому округу Домодедово исключить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Верховском <адрес> по ее прежнему месту жительства и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городском округе Домодедово Московской <адрес> по новому месту жительства.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Домодедовский городской суд.
Председательствующий судья М.А. Курочкина