Дело 2-3094/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2018 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Верияловой Н.В.,
при секретаре Умаровой В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО20 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 ФИО21 обратился в суд с иском к УМВД России по Ульяновской области о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Исковые требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ года № заседания комиссии ему было отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Право сотрудника органов внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним их которых является его нуждаемость в жилом помещении, определяемая исходя из обстоятельств, названных в пунктах 1-7 части второй статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности отсутствие у сотрудника или членов его семьи жилого помещения в собственности или во владении и пользовании на условиях договора социального найма, отсутствие у сотрудника права пользования названными помещениями как у члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, а также обеспеченность его и членов его семьи такими помещениями ниже предусмотренного законом уровня. При этом, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должно осуществляться исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи.
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года истец проходил службу в органах внутренних дел. Стаж службы в органах внутренних дел составляет 21 год 6 месяцев 24 дня. Приказом УМВД № 4304 от ДД.ММ.ГГГГ года он был уволен по собственному желанию в связи с уходом на пенсию.
В ДД.ММ.ГГГГ года, после выхода Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» истец собирал документы и писал заявление и был поставлен на учет в МО МВД России «Димитровградский» как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Данное заявление он писал на имя начальника тыла МВД по Ульяновской области.
В ДД.ММ.ГГГГ году истцу публично вручали ключи от квартиры, расположенной в с<адрес> но так как данное жилье территориально его не устраивало, он от него отказался, о чем написал заявление на имя руководства УВД, но указывал, что нуждается в жилье. На тот момент истец считал, что стоит на учете, как нуждающийся в жилье для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья.
ДД.ММ.ГГГГ года истец вновь подал заявление и необходимые документы для рассмотрения вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренные ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В качестве членов семьи указал супругу ФИО1 ФИО22, сына ФИО1 ФИО23ДД.ММ.ГГГГ года рождения, также указал, что ни он, ни супруга не имеют помещений, занимаемых по договору социального найма, и (или) принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) на территории Российской Федерации. К данному заявлению были приложены все необходимые документы.
Истец просил суд обязать УМВД России по Ульяновской области поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено МО МВД России «Димитровградский».
В судебном заседании ФИО1 ФИО24 его представитель по устному ходатайству ФИО2 ФИО25 поддержали заявленные исковые требования.
Представитель ответчика УМВД России по Ульяновской области ФИО3 ФИО26. в судебном заседании требования ФИО1 ФИО27 не признала, пояснила, что в соответствии со ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения при наличии у данного сотрудника определенных условий.
В соответствии с ч.6 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях» право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Ведение отдельных учетов нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников органов внутренних дел осуществлялось по месту работы - в УВД Ульяновской области и в соответствующих районных (городских) отделах внутренних дел.
Приказом МВД России от 24 мая 2003 года № 345 утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади.
Названным Положением установлено, что учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г.Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.
Для принятия на учет гражданином подается заявление по установленной форме. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.
Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте.
Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы.
Как следует из материалов дела, истец на момент увольнения из органов внутренних дел не был включен в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по месту службы.
Представитель третьего лица МО МВД России «Димитровградский» по доверенности ФИО4 ФИО33. в судебном заседании не признала исковые требования ФИО1 ФИО29., пояснила, что МО МВД России «Димитровградский» полномочиями по постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределению жилой площади не обладает. Поэтому утверждение, что в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 ФИО28. был поставлен на учет в МО МВД России «Димитровградский» не имеет места быть.
В МО МВД России «Димитровградский» отсутствуют документы, подтверждающие постановку на учет ФИО1 ФИО30 как нуждающегося в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади. ФИО1 ФИО31. в ДД.ММ.ГГГГ году был занесен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, составленным начальниками подразделений МО МВД России «Димитровградский» рапортам. Рапорт с просьбой о постановке на учет как нуждающегося в жилье, а также необходимый пакет документов ФИО1 ФИО32 в ЖБК МО МВД России «Димитровградский» не подавал. Истец на момент увольнения из органов внутренних дел не был включен в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по месту службы.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 44).
Предоставление социальных гарантий, в том числе по улучшению жилищных условий действующим сотрудникам органов внутренних дел, а также граждан, уволенных из органов внутренних дел (то есть бывших сотрудников) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ по общему правилу на получение единовременной социальной выплаты вправе претендовать действующие сотрудники органов внутренних дел (при наличии условий, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 4), а также бывшие сотрудники, которые были приняты на учет на получение единовременной социальной выплаты до увольнения (ч. 6 ст. 4).
Лица из указанной категории вправе претендовать либо на предоставление жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность (ч.1 ст.6 Федерального закона № 247-ФЗ), либо на получение единовременной социальной выплаты (ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 247-ФЗ).
Критерием предоставления мер социальной поддержки в данном случае является факт принятия на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, истец проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Приказом УМВД России по Ульяновской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен со службы по выслуге срока службы, дающей право на пенсию.
В соответствии с копией учетного дела, ФИО1 ФИО34ДД.ММ.ГГГГ обратился в УМВД России по Ульяновской области с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст.4 Федерального закона № 247-ФЗ.
В настоящее время ФИО1 ФИО35. с семьей проживает и временно зарегистрирован в двухкомнатной квартире общей площадью 51,36 кв.м., по адресу: <адрес> Собственниками квартиры являются: ФИО5 ФИО36 и ФИО5 ФИО37, в общей долевой собственности (по 1/2 доле у каждого), в родственных отношениях с ФИО1 ФИО38. не состоят.
Ранее ФИО1 ФИО39. с сыном был временно зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год в жилом доме общей площадью 20,48 кв.м. по адресу: <адрес> Собственником жилого дома является бабушка - ФИО1 ФИО40.ФИО1 ФИО41 был зарегистрирован с рождения по ДД.ММ.ГГГГ в трехкомнатной квартире общей площадью 77 кв.м., по адресу: <адрес>. Собственником квартиры является ФИО6 ФИО45, в родственных отношениях не состоят.В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 ФИО42. и члены его семьи постоянной и временной регистрации не имели.Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) ФИО1 ФИО43. не имеет. В заявлении ФИО1 ФИО44 указал, что состоит на учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы. В целях упорядочения учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устранения недостатков в распределении жилой площади, расходовании средств на ее строительство и приобретение в органах внутренних дел РФ Приказом МВД России от 24.05.2003 №345 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» было утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, согласно которого учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения. Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Согласно п.4, п.7 указанного Положения, учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Сотрудники, перемещаемые по службе из другой местности и передающие занимаемые жилые помещения органу, предоставившему данное жилое помещение, включаются в список бесквартирных сотрудников. Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте. Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.В соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, действующим до 01.03.2005, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. В соответствии с п.11 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 №335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется: в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами; на предприятиях, в учреждениях, организациях - должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом. Проанализировав приказ МВД России об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилой площади в органах внутренних дел, ранее существовавшие правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, нормы жилищного законодательства, суд считает, что в учетном деле истца отсутствуют документы, подтверждающие тот факт, что истец на момент увольнения из органов внутренних дел был включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Представленная истцом справка МКУ «Управление по реализации социальных программ» о том, что с ДД.ММ.ГГГГ года (с 11 лет) он состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма сама по себе не свидетельствует о нахождении истца на жилищном учете в УМВД России по Ульяновской области, поскольку по действовавшим ранее Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР граждане, принятые на учет по месту работы, должны быть включены в списки, которые подлежали согласованию с исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов и ежегодно обновлялись, а также включены в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таких обстоятельств по данному делу не установлено. Истцом в течение продолжительного периода времени не предпринимались действия, направленные на подтверждение его права находиться на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а имеющиеся в материалах учетного дела документы не подтверждают факт нахождения истца на учете сотрудников, имеющих право на предоставление жилого помещения, вплоть до его увольнения.
В материалы дела представлены сведения о том, что бывшему участковому уполномоченному полиции МО МВД России «Димитровградский» ФИО1 ФИО47 жилые помещения специализированного жилищного фонда УМВД России по Ульяновской области в период с ДД.ММ.ГГГГ не предоставлялись. В ДД.ММ.ГГГГ года МО МВД России «Димитровградский» представил в тыл УМВД сведения о том, что ФИО1 ФИО46. нуждается в жилых помещениях специализированного жилищного фонда в г.Димитровграде.
Однако указанные сведения не свидетельствуют о том, что ФИО1 ФИО48. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в установленном порядке, до 01 марта 2005 года.
Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статье 6 установлено, что сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Указанным лицам по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 данного Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, в пункте 2 которых установлено, что в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу (проходили службу) сотрудники, осуществляется принятие на учет для получения единовременной выплаты граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и принятых до 1 марта 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствующих территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иных федеральных органах исполнительной власти, в которых они проходили службу, - по последнему месту службы. Согласно пункту 3 Правил предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников: гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты; гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым до 1 марта 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из анализа приведенных норм, право на получение единовременной социальной выплаты имеют граждане, принятые в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, либо граждане, принятые до 01 марта 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Доказательства принятия истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 марта 2005 года соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, каковым в соответствии с указанным выше Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №№ является в данном случае УМВД России по Ульяновской области, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать ФИО1 ФИО49 в удовлетворении иска к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Вериялова