дело №2-3094/19 Решение Именем Российской Федерации 15 июля 2019 года г. Щелково Московской области Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Адамановой Э.В., при секретаре судебного заседания Григорьевой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО6 к Министерству социального развития Московской области о признании отказа в замене удостоверения незаконным, обязании выдать удостоверение установленного образца, Установил: Истец ФИО2 ФИО7. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с вышеприведенным иском к ответчику. В обоснование иска указано, что истец родилась и проживала с 23.02.1994 года по 15.08.205 года в <адрес> брянской области, которая с 08.10.2015 года относится к зоне проживания с правом на отселение, а до этого относилась к зоне отселение, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015г № «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Далее в 2015 году истец переехала в Московскую область, при этом указала, что выехала из зоны, когда она имела статус зоны отселения. Родители истца, мать – ФИО2 ФИО8. зарегистрирована и проживает с 26.04.1986 года по настоящее время в указанной зоне. Отец истца - ФИО2 ФИО9. проживал с 26.04.1986 года по 01.10.2015 года, что подтверждено справками сельским поселением Гордеевского муниципального района <адрес> от 16.11.2018г. Истец в сентябре 2018 года обратилась в Щелковское управление социальной защиты населения о выдаче специального удостоверения. Предусмотренного ст.24 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако ответчиком отказано в замене удостоверения (выдачи нового удостоверения, как гражданина, добровольно выехавшего из зоны отселения), на основании ч.3 ст.22 указанного закона, поскольку истца отнесли к категории граждан, добровольно вьехавших в зону после 01.01.1994 года, не смотря на дату рождения 23.02.1994 года, постоянное проживание родителей истца в данной зоне. Истец считает, что имеет право на меры социальной поддержки, также должна получить специальное удостоверение единого образца, в котором указаны сроки пребывания в зоне радиоактивного загрязнения и в случае выезда с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства должна быть выдана справка установленного образца. Истец относит себя к категории граждан, предусмотренных п.9 ст.13 Закона №1244-1 граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы. Поскольку ст.4 Закона закрепляет, что меры социальной поддержки, предусмотренные абз. 4 п.4 пп 6,8-10 и 13 ч.1 ст.18 пп5-7 ч.2 ст.19, абз. 4 п.4 ч.2 ст.20 настоящего закона, предоставляются при условии постоянного проживания (работы) граждан (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах. Истец является ребенком родителей, которые в соответствии с положениями ст.4 указанного закона непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зоне отселения, <адрес>, имеет право на выдачу специального удостоверения, как лицо, добровольно выехавшее из зоны отселения. На основании изложенного истец просит суд признать незаконным отказ в предоставлении удостоверения единого образца, как лицу, добровольно выехавшему из зоны отселения, обязать ответчика выдать удостоверение истцу установленного образца, как лицу, добровольно выехавшему из зоны отселения. В судебном заседании истец поддержала исковые требования по указанным основаниям, просит удовлетворить, считает свои права нарушенными ответчиком. В судебном заседании представитель ответчика, действующая на основании доверенности (копия в деле), иск не признает, поддержала письменные возражения, представленные в материалах дела. Дополнительно пояснила, что после добровольного переселения истца, проживавшего в зоне отселения, его статус изменяется, он утрачивает право на получение удостоверения по прежнему основанию. Приобретение права на получение удостоверения по новому основанию (как гражданину, выехавшему добровольно из зоны отселения) связано с соблюдением условия, установленного статьей 22 Закона, а именно - проживание гражданина на загрязненной территории по 31 декабря 1993 года включительно. Просит отказать истцу в заявленных требованиях, права истца ответчиком не нарушены, оснований, предусмотренных нормами действующего законодательства к удовлетворению иска, не имеется. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений. Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Согласно ст. 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны. В силу ч. 2 ст. 150 ГПК РФ непредставление истцом доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам. Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий. Согласно статьям 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, и суд оценивает имеющиеся в деле доказательства. В соответствии с пунктом 6 и пунктом 9 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее – Закон) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: 6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития; 9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы. Таким образом, Законом установлены две различные категории граждан, имеющих различный льготный статус. В соответствии со статьей 24 Закона гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. Указанные удостоверения выдаются на основании Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом МЧС России N 228, Минздравсоцразвития России N 271, Минфина России N 63н от 11.04.2006 "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее – Порядок). Порядок устанавливает единые на всей территории Российской Федерации обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 13 Закона. В соответствии с п. 2 Порядка удостоверение выдается: гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития; гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение; гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы; гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы; военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение. Согласно п.4 Порядка для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства с письменным заявлением, в котором указывается информация о проживании и (или) прохождении военной службы (службы) в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (населенный пункт, адрес, сроки проживания и (или) прохождения военной службы (службы). Одновременно заявителями предъявляется паспорт гражданина Российской Федерации (иные основные документы, подтверждающие принадлежность к гражданству Российской Федерации). Документы, подтверждающие факт проживания и (или) прохождения военной службы (службы) гражданином в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (выписки из похозяйственных, домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов, иные документы), представляются по инициативе гражданина. В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, не предоставляются. В судебном заседании установлено, стороны подтвердили, что в сентябре 2018 года ФИО2 ФИО10. обратилась в Управление социальной защиты населения с заявлением о замене удостоверения серии АК №, выданного по факту проживания в зоне отселения, на удостоверение добровольно выехавшего гражданина из зоны отселения. С заявлением представлены следующие документы: паспорт гражданина №; удостоверение № №; справка № № от 03.09.2018г. По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления Управлением в адрес истца направлен письменный мотивированный ответ об отказе с пояснениями причины отказа от 26.09.2018 №, копия которого представлена в материалах дела. Из пояснений истца и ранее представленных в Управление документов усматривается, что истец проживала в населенном пункте <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после ДД.ММ.ГГГГ в зоны радиоактивного загрязнения, в том числе в зону отселения, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, не предоставляются, соответственно выдача специальных удостоверений, предусмотренных статьей 24 Закона, не предусмотрена. Учитывая, что Истец проживала на загрязненной территории после ДД.ММ.ГГГГ, а также принимая во внимание, что в результате ее добровольного выезда из зоны отселения статус Истца изменился, то оснований, с учетом норм законодательства Российской Федерации, для выдачи удостоверения единого образца, как гражданину, выехавшему добровольно из зоны отселения, и предоставления ей мер социальной поддержки не имеется. В настоящее время ФИО1 проживает в <адрес>, имеющееся у нее удостоверение проживающей в зоне радиоактивного загрязнения серии АК № от ДД.ММ.ГГГГ не является документом, подтверждающим ее право на меры социальной поддержки, предусмотренные для граждан, выехавших из указанной зоны. Кроме того, вышеуказанным Порядком предусмотрена выдача специальных удостоверений единого образца. Замена специальных удостоверений единого образца указанным Порядком не предусмотрена, поскольку отнесение гражданина к той или иной категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является самостоятельным основанием для выдачи гражданину указанного удостоверения. Учитывая вышеизложенное, а именно: ФИО2 ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживала в населенном пункте <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ и впоследствии переехала из зоны проживания с правом на отселение в добровольном порядке, то оснований для выдачи удостоверения не имеется. При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования подлежащими отклонению, как необоснованные. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Решил: В удовлетворении исковых требований ФИО2 ФИО12 к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении удостоверения единого образца, как лицу, добровольно выехавшему из зоны отселения, обязании выдать удостоверение установленного образца, как лицу, добровольно выехавшему из зоны отселения – отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Щелковский городской суд Московской области в течение месячного срока со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Э.В. Адаманова |