Дело № 2-3094/2020
24RS0017-01-2020-003345-73
209г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2020 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Лузгановой Т.А.,
при секретаре Яковлевой Э.Х.,
с участием представителя процессуального истца – Арсеньева С.А.,
представителя ответчика – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Красноярска в интересах Российской Федерации к ООО «Транзит-ТК» о признании бездействия незаконным, обязании вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г.Красноярска в интересах Российской Федерации обратился в суд к ООО «Транзит-ТК» с иском о признании бездействия незаконным, наложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы тем, что на основании поступившей из Росфинмониторинга информации прокуратурой Железнодорожного района г.Красноярска проведена проверка об участии ряда компаний в сомнительных финансовых операциях при выполнении государственного оборонного заказа, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Красмаш» (заказчик) и ООО «Транзит-ТК» (исполнитель) заключен договор об оказании услуг №, по условиям которого ответчик принял на себя обязательства по организации перевозки крупногабаритных грузов в универсальном контейнере железнодорожным транспортом, габаритных грузов – автомобильным транспортом. Указанный договор был заключен и выполнялся в целях выполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ№. Общая стоимость договора составила 505 814 руб. 80 коп., срок действия договора установлен по ДД.ММ.ГГГГ. По условиям договора, оплата осуществляется с отдельного счета покупателя на отдельный счет поставщика, открытого в соответствии с ФЗ «О государственном оборонном заказе». Во исполнение указанного условия, ООО «Транзит-ТК» открыло в ПАО «Сбербанк» специальный банковский счет, однако, в нарушение требований Федерального закона «О государственном оборонном заказе», раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности общество не ведет, отсутствуют ведомости затрат, лимитные карты, рабочие тетради (журналы) и т.п., первичная бухгалтерская документация к проверке не представлена; положение об учетной политике не разработано; в оборотно-сальдовой ведомости по отдельному банковскому счету не отражена аналитика по затратам в ходе выполнения поставки продукции, а видны поступившие и оплаченные денежные средства федерального бюджета. Таким образом, в результате формального отношения к исполнению своих обязанностей ООО «Транзит-ТК», полученные из бюджета Российской Федерации денежные средства в размере 505 814 руб. 80 коп. израсходовало без раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, допустив нарушения, представляющие существенную угрозу общественным отношениям в области бюджетной и оборонной деятельности государства.
На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие ООО «Транзит-ТК» в части неведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа по договору от ДД.ММ.ГГГГ№, и возложить на ответчика обязанность вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа по указанному договору поставки.
В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора Железнодорожного района г.Красноярска Арсеньев С.А. поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями согласился, подтвердив факт неведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа по договору, заключенному с АО «Красмаш», на момент проведения прокурорской проверки. Указал, что после получения искового заявления Общество ведет раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по выполнению указанного контракта. В обоснование указанного довода представил оборотно-сальдовые ведомости за ДД.ММ.ГГГГ года.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора, подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, а также основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №275-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственном оборонном заказе».
Согласно ст.3 указанного федерального закона, государственный оборонный заказ - это установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, а головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
Государственный контракт по государственному оборонному заказу - договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность.
В соответствии с п.4 ст.3, ст.8, п.11 ч.1 ст.10 ФЗ «О государственном оборонном заказе», исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу, - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
Головной исполнитель соблюдает режим использования отдельного счета, установленный данным Федеральным законом, определяет в контрактах, заключаемых с исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета, открытого в выбранном головным исполнителем уполномоченном банке, использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком, головной исполнитель ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту.
Государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством осуществления головным исполнителем, исполнителем раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, согласно п.1 которых, организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета, осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу.
Пунктами 2, 3, 4 приведенных Правил установлено, что первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу.
Фактические затраты группируются в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и др.) в следующем порядке:
- прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, отчисления на социальные нужды и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по государственному заказу продукции;- накладные расходы (расходы по обслуживанию основного и вспомогательных производств, административно - управленческие расходы, расходы по содержанию общехозяйственного персонала и др.) включаются в себестоимость пропорционально прямым затратам, количеству продукции и другим показателям, характеризующим продукцию, выполняемую по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иную продукцию, выпускаемую организацией;
- коммерческие расходы (расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции) включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции, выпускаемой по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иной продукции, выпускаемой организацией. Производственная себестоимость включает в себя прямые затраты и накладные расходы.
Финансовый результат определяется как разница между договорной ценой, предусмотренной в государственном заказе (ценой реализации), и фактическими затратами, исчисленными согласно пункту 3 настоящих Правил.
Согласно п.12 ст.167 Налогового кодекса РФ, принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.; учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации, учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений.
Приказом Минфина Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№т «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (Приложение № «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации №) определены порядок формирования учетной политики предприятия для целей бухгалтерского учета, ее изменения и раскрытия.
Подпунктами 8, 10, 25 приложения № «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (приложение № «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации №) определены порядок формирования учетной политики предприятия для целей бухгалтерского учета, ее изменения и раскрытия.
В ст.34 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств и означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Как следует из материалов дела, ООО «Транзит-ТК» (ОГРН <***>) зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, поставлено на учет в ИФНС по Железнодорожному району г.Красноярска. Основным видом деятельности общества является организация и перевозка грузов автомобильными фурами и контейнерами по железной дороге. Генеральным директором ООО «Транзит-ТК» является ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Транзит-ТК» (исполнитель) заключило с АО «Красмаш» (заказчик) договор на оказание услуг №, в соответствии с которым ответчик обязался выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой грузов заказчика по маршруту: Красноярск-Москва-Красноярск, а заказчик, являющийся соисполнителем по государственному контракту, принял обязательства оплатить указанные услуги (п.п.1.1, 1.2 договора).
Договор заключен в целях государственного оборонного заказа по государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ (п.1.3 договора №).
Стоимость услуг по договору не может превышать 3 000 000 руб. с НДС, при оплате заказчиком указанной суммы договор прекращает свое действие. Оплата услуг по договору осуществляется либо при сдаче груза к перевозке, либо при получении груза и состоит из: платы за перевозку груза в соответствии с прайс-листом, действующим на день сдачи груза; платы за выезд на железнодорожную станцию; стоимости погрузо-разгрузочных работ и платы в размере 0,3% от объявленной ценности за перевозку ценных грузов (раздел № договора).
Все платежи по договору, включая оплату за выполнение работ/услуг и выплату авансов, осуществляются заказчиком на отдельный счет исполнителя, открытый им в соответствии с ФЗ «О государственном оборонном заказе» в уполномоченном банке (п.1.6. договора №).
Во исполнение указанного условия, ООО «Транзит-ТК» в ПАО Сбербанк открыт специальный банковский счет.
В рамках вышеприведенного договора об оказании услуг ООО «Транзит-ТК» осуществлена поставка груза АО «Красмаш» на общую сумму 505 814 руб. 80 коп., что подтверждается представленными в материалы дела счет-фактурами и стороной ответчика не оспаривается (л.д.10-82).
В ходе прокурорской проверки, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ году на основании поступившей информации из МРУ Росфинмониторинга об участии ряда компаний в сомнительных финансовых операциях при выполнении государственного оборонного заказа, установлено, что в ООО «Транзит-ТК» в нарушение требований ФЗ «О государственном оборонном заказе» не ведется раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору об оказании услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному в целях выполнения государственного оборонного заказа; отсутствуют ведомости затрат, лимитные карты, рабочие тетради (журналы) и т.п.; первичная бухгалтерская документация к проверке не представлена; положение об учетной политике не разработано; в оборотно-сальдовой ведомости по отдельному банковскому счету не отражена аналитика по затратам в ходе выполнения поставки продукции, а видны поступившие и оплаченные денежные средства федерального бюджета.
Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.
Таким образом, судом установлено, что ООО «Транзит-ТК» не исполнило предусмотренную законом обязанность по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа; при этом неясность состава фактических затрат и невозможность определить без раздельного учета результат финансово-хозяйственной деятельности ответчика по контракту препятствует осуществлению контроля за расходованием им бюджетных средств и может привести к нецелевому использованию денежных средств, что влияет на безопасность государства, так как не выполняются приоритетные задачи военно-экономического обеспечения по оптимизации расходов на оборону, рациональное планирование и распределение финансовых и материальных ресурсов. Нарушения в сфере государственного оборонного заказа могут угрожать безопасности государства.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Красноярска к ООО «Транзит-ТК» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Ведение ООО «Транзит-ТК» раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа по договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время не свидетельствует о выполнении обществом указанной обязанности на момент проведении прокурорской проверки.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, в соответствии с ч.1 ст.333.19 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину (по требованиям неимущественного характера, для юридических лиц) в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь положениями ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района города Красноярска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Транзит-ТК» в части неведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа по договору поставки № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ООО «Транзит-ТК» вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа по договору поставки № от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ООО «Транзит-ТК» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2020 года.
Судья Лузганова Т.А.