Дело№ 2-3095/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2015 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Веселовой А.О.
при секретаре Плетневой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Владимире гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области к Владимирскому областному общественному фонду «Памяти В.Козина» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области обратилось в суд с иском, в котором просило ликвидировать Владимирский областной общественный фонд «Памяти В.Козина» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц
В обоснование заявленных требований указало, что Владимирский областной общественный фонд «Памяти В.Козина» (далее - Фонд) зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области (далее - Управление), ДД.ММ.ГГГГ внесен Управлением в ведомственный реестр некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Владимирской области, за регистрационным номером ###. Сведения о Фонде внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам но Владимирской области за основным государственным регистрационным номером ### Фонд зарегистрирован по адресу: <...>. Председателем, согласно сведениям ЕГРЮЛ, является ФИО1. Устав Фонда утвержден решением собрания Учредителей от ДД.ММ.ГГГГ###. Согласно пункту ### Устава в своей деятельности Фонд преследует социальные и культурные цели. Деятельность Фонда включает следующие вправления:
- восстановление фонотеки Вадима Козина и популяризация его творческого наследия;
сбор и поиск документов и материалов, содержащих сведения о жизни и творчестве народного таланта - певца В.Козина и являющихся его культурным наследием,
организация центра общения поклонников таланта В.Козина;
формирование имущества на основе добровольных взносов и иных незапрещенных законом поступлений, а также использование данного имущества на осуществление уставных задач Фонда;
проведение благотворительных мероприятий.
Управлением на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ### в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка Фонда с целью установления соответствия деятельности Фонда, в том числе расходованию денежных средств и использовании иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами и законодательству Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки на основании документальных доказательств было установлено, что у Фонда отсутствует имущество, необходимое для осуществления деятельности и достижения уставных целей, вероятность получения необходимого имущества нереальна.
Отсутствие денежных поступлений подтверждается представленными Фондом документами:
бухгалтерский баланс за ДД.ММ.ГГГГ год;
отчет о движении денежных средств за ДД.ММ.ГГГГ год;
отчет о прибылях и убытках за ДД.ММ.ГГГГ год;
отчет о целевом использовании полученных средств за ДД.ММ.ГГГГ год;
справка об отсутствии налогооблагаемых объектов и о неосуществлении ряда видов деятельности в ДД.ММ.ГГГГ годах;
-бухгалтерская (финансовая) отчетность социально ориентированных некоммерческих организаций за ДД.ММ.ГГГГ годы;
отчеты по форме ОНОООЗ за ДД.ММ.ГГГГ годы;
сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации за ДД.ММ.ГГГГ год.
Из анализа приведенных документов следует, что денежные поступления (в том числе российские и иностранные) не поступали и не расходовались, мероприятия, направленные на достижение уставных целей и задач не проводились.
Кроме того, были выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации:
в нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоммерческих организациях» (далее Закон) Фонд в проверяемый период не размещал в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» и не предоставлял средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
В нарушение пункта 2 статьи 7 Закона Фонд в проверяемый период не публиковал отчеты об использовании своего имущества.
В нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ###-Ф3 «Об аудиторской деятельности» в ДД.ММ.ГГГГ годах не проводился обязательный аудит Фонда.
Также Фондом допускается нарушение Устава. Согласно пункту 4.3 Устава Организации Совет Фонда является постоянно действующим органом, руководящим деятельностью фонда в период между собраниями учредителей. Совет проводит свои заседания регулярно и не менее одного раза в шесть месяцев. В нарушение пункта 4.3 Устава организации в проверяемый период не соблюдалась периодичность проведения заседаний Совета Фонда.
Указанные обстоятельства, в силу пп.1 п.2 ст.123.20 ГК РФ являются основаниями для ликвидации Фонда.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 (по доверенности) поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика ФИО1 просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Не оспаривая нарушений, приведенных истцом, считал, что отсутствие денежных поступлений не препятствует осуществлению деятельности Фонда. Указал, что мероприятия, направленные на достижение уставных целей и задач Фондом проводились, а именно: публичные музыкально-литературные вечера, в ДД.ММ.ГГГГ году при содействии Фонда выпущена книга «Вадим Козин. Незабытое танго», в ДД.ММ.ГГГГ году - фотоальбом «Вадим Козин. Снова пою...». Характер допущенных нарушений, по его мнению, не является существенным, не влечет неустранимых последствий, в связи с чем достаточных оснований для ликвидации Фонда не имеется.
Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области не направило представителя в суд, просило о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, указав, что последняя бухгалтерская отчетность ответчиком представлялась за ДД.ММ.ГГГГ год, задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов отсутствует.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <...> общественный Фонд «Памяти В. Козина» (далее по тексту ВОО ФПК) зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ (основной государственный регистрационный номер ###), сведения об организации внесены в ведомственный реестр за учетным номером ###).
Уставом ВОО ФПК, утвержденного Собранием Учредителей (протокол ### от ДД.ММ.ГГГГ.) с изменениями, внесенными собранием учредителей (протокол ### от ДД.ММ.ГГГГ.) установлено, что Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в российских и зарубежных банках, штампы и печать со своим наименованием.
В соответствии с п.### Устава в своей деятельности Фонд преследует социальные и культурные цели.
Деятельность Фонда включает следующие вправления:
восстановление фонотеки Вадима Козина и популяризация его творческого наследия;
сбор и поиск документов и материалов, содержащих сведения о жизни и творчестве народного таланта - певца В.Козина и являющихся его культурным наследием,
организация центра общения поклонников таланта В.Козина;
формирование имущества на основе добровольных взносов и иных незапрещенных законом поступлений, а также использование данного имущества на осуществление уставных задач Фонда;
проведение благотворительных мероприятий.
- осуществление иных видов деятельности, связанных с достижением уставных целей, которые не запрещены действующим законодательством.
Источниками формирования имущества Фонда являются добровольные взносы учредителей, безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и граждан, поступлений от проводимых в соответствии с уставом лекций, выставок, лотерей, аукционов.
Руководство Фондом осуществляется Собранием Учредителей, Советом и Председателем. Совет Фонда - постоянно действующий орган, руководящий деятельностью фонда в период между собраниями учредителей. Совет проводит свои заседания регулярно и не менее одного раза в шесть месяцев.
В результате осуществления Управлением министерства юстиции РФ по Владимирской области проверки за деятельностью ВОО ФПК в 2012-2015г.г. установлено, что у Фонда отсутствует имущество, необходимое для осуществления деятельности и достижения уставных целей, вероятность получения необходимого имущества нереальна. Кроме того были установлены нарушения требований закона «О некоммерческих организациях», в частности:
в нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоммерческих организациях» (далее Закон) Фонд в проверяемый период не размещал в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» и не предоставлял средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.В нарушение пункта 2 статьи 7 Закона Фонд в проверяемый период не публиковал отчеты об использовании своего имущества.
В нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ###-Ф3 «Об аудиторской деятельности» в ### годах не проводился обязательный аудит Фонда.
Также Фондом допускалось нарушение Устава в части периодичности проведения заседаний Совета Фонда.
По ходу судебного разбирательства допущенные нарушения ответчиком не отрицались и устранены не были.
Как пояснил председатель Фонда ФИО1, расчетный счет у Фонда отсутствует (в связи с закрытием в ### году из-за отсутствия денежных средств на его обслуживание), денежных средств, какого-либо имущества, за исключением интеллектуального (пластинки, книги и т.д.) Фонд не имеет.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" глава 4 ГК РФ дополнена параграфом 7, в соответствии со ст.123.17 которого предусмотрено, что фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
В силу ст.123.20 ГК РФ Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.
Как установлено судом, на протяжении длительного времени фондом не формируется имущество на основе добровольных взносов и иных поступлений на осуществление уставных задач, отсутствуют денежные средства, что подтверждается представленной Фондом бухгалтерской отчетностью.
Такие нарушения по своему характеру и их последствиям являются существенными и неустранимыми, что является достаточным основанием для принятия судом решения о ликвидации Фонда.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для применения крайней меры ответственности в виде ликвидации юридического лица являются несостоятельными, поскольку при наличии мероприятий, проводимых фондом по организации центра общения поклонников В.Козина, достижение одной из основных целей фонда, направленной на поддержание его деятельности, нереально.
Исходя из положений ст. 63 ГК РФ, ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 21 Федерального закона "О некоммерческих организациях", процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
При этом, исключение сведений о некоммерческой организации из ЕГРЮЛ до проведения ликвидационных мероприятий противоречит требованиям п. 3 ст. 18, ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ, ст. ст. 20 - 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Пунктом 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ предусмотрена обязанность учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), определить порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
По смыслу данной нормы назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда. В том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители (участник) некоммерческой организации.
Таким образом, сведения о юридическом лице – ВОО ФПК подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, госпошлина подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
Принимая во внимание заявление ответчика об уменьшении размера госпошлины в связи с тяжелым финансовым положением, которое нашло свое подтверждение по ходу судебного разбирательства, в соответствии с п.2 ст. 333.20 НК РФ суд полагает возможным взыскать с ВОО ФПК в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области удовлетворить.
Ликвидировать Владимирский областной общественный фонд «Памяти В.Козина», зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер ###
Исключить сведения о Владимирском областном общественном фонде «Памяти им.В.Козина»(основной государственный регистрационный номер ###) из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.
Взыскать с Владимирского областного общественного фонда «Памяти В.Козина» госпошлину в доход местного бюджета ### рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья А.О. Веселова
Решение в окончательной форме изготовлено 26.10.2015г.
Судья А.О. Веселова