Дело №2-3095/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2016 года, г. Добрянка
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дьяченко М.Ю.
при секретаре Гнцовой Т.И.
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО5 к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ по <адрес> края о досрочном назначении пенсии по старости,
установил:
Истец обратился в суд к ответчику с иском об обязании досрочно назначить пенсию по старости в соответствии с подпунктом 10 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при достижении истцом возраста 55 лет, включении в специальный трудовой стаж для досрочного назначения пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ. в ОАО «<данные изъяты>» в качестве <данные изъяты>. Свои требования истец мотивирует тем, что он имеет непрерывный трудовой стаж в качестве <данные изъяты> В его трудовой книжке не записана формулировка «регулярные городские пассажирские маршруты». Он дважды консультировался в <адрес>ной библиотеке, где были организованы встречи для населения по пенсионным вопросам, ему было рекомендовано обратиться в суд.
Истец в судебном заседании на иске настаивает, в своих объяснениях подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией с заявлением установленного образца, но не ранее наступления права на указанную пенсию. Истец не обращался с заявлением о назначении пенсии в Управление пенсионного фонда, у истца отсутствует право на досрочное назначение страховой пенсии. В представленной истцом копии трудовой книжки имеется запись о его приеме в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. Запись внесена на основании приказа. Уточнение места работы – регулярные городские пассажирские маршруты – в трудовой книжке отсутствует. По мнению ответчика, представленные документы не могут служить доказательством для включения периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. в специальный стаж. Основным документом, подтверждающим страховой стаж граждан после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования является индивидуальный лицевой счет. Периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений о стаже индивидуального (персонифицированного) учета. При этом такие сведения при поступлении их в базу данных подкрепляются соответствующими документами, то есть работодатель предоставляет в базу данных сведения о периодах работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые им установлены на основании соответствующих документов. Предприятиями <данные изъяты>» в пенсионный фонд такие документы представлены не были и сведения индивидуального (персонифицированного) учета сдавались с указанием только общего стажа.
Судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был зачислен на курсы водителей категории «<данные изъяты> В период с ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты> с присвоением квалификации <данные изъяты>. <данные изъяты> переименовано в ОАО «<данные изъяты>» на основании постановления администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ. принят переводом в ООО «<данные изъяты> на должность <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ присвоена квалификация <данные изъяты>, откуда ДД.ММ.ГГГГ. уволен переводом в ОАО <данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ. он принят переводом в ОАО «<данные изъяты> водителем № автобусов всех марок, где работает до настоящего времени.
Согласно справке, выданной ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «<данные изъяты>», ФИО1 работает в ОАО «<данные изъяты>» <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время, закреплен за автобусом <данные изъяты>
По информации, предоставленной ОАО «<данные изъяты>» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. был зачислен на курсы <данные изъяты>» при <данные изъяты> АТП на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. по окончании курсов выдано водительское удостоверение № категория «№». ДД.ММ.ГГГГ. переведен <данные изъяты> на основании приказа о переводе №-к от ДД.ММ.ГГГГ., закреплен за <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ закреплен за автобусом <данные изъяты> (городской высокопольный автобус производства <адрес> автобусного завода). ДД.ММ.ГГГГ. уволен переводом в ООО «<данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ. принят переводом из ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты> (приказ о приеме №-к от ДД.ММ.ГГГГ.), закреплен за <данные изъяты> г/н № RUS (большой городской двухдверный автобус). Работает по настоящее время.
По информации, предоставленной ООО «<данные изъяты>», ФИО1 был принят в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ. переводом из ОАО «<данные изъяты> на основании приказа о приеме № от ДД.ММ.ГГГГ закреплен за автобусом <данные изъяты>.ДД.ММ.ГГГГ. закреплен за <данные изъяты> г/н № RUS (высокопольный городской автобус). ДД.ММ.ГГГГ. закреплен <данные изъяты> г/н № RUSДД.ММ.ГГГГ. присвоен квалификация <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ. уволен переводом в ОАО «<данные изъяты>
В личных карточках работника ФИО1 отражены, в том числе, периоды отпусков за время работы в <данные изъяты>
В материалы дела представлены лицензии на перевозку пассажиров городские, пригородные, внутриобластные, выданные <данные изъяты>
Из учредительных документов АООТ «<данные изъяты>» основным видом деятельности указанных юридических лиц прописано, в том числе, организация и осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
В соответствии с договорами, заключенными ДД.ММ.ГГГГ с администрацией <данные изъяты>, ООО «<данные изъяты>» по поручению заказчика оказывало услуги по перевозке пассажиров в городском транспорте общего пользования в городе <адрес>
По запросу суда ОАО «<адрес>» представило в материалы дела табели учета рабочего времени <данные изъяты> ФИО1 за каждый год, начиная с ДД.ММ.ГГГГ., путевые листы водителя ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ., в которых указаны наименования маршрутов автобуса, номера маршрутов, графики, смены, а также планы работы автобусов на городских маршрутах за ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. опрошены специалисты.
Специалист ФИО5, имеющая высшее юридическое образование, работающая в должности <данные изъяты> ОАО «<данные изъяты>», пояснила, что занимается кадровой работой с ДД.ММ.ГГГГ года. За весь период работы водителем <данные изъяты>, а затем ООО «<данные изъяты>» и ОАО <данные изъяты>» ФИО1 осуществлял регулярные городские пассажирские перевозки. Закрепленные за ним автобусы по своим техническим характеристикам предназначались для городских пассажирских перевозок, на них невозможно было передвигаться в условиях пригорода и деревни. ФИО1 №% рабочего времени проводил непосредственно в городских пассажирских рейсах, №% времени занимало работы по техническому обслуживанию автобуса и возможный выезд на заказ на расстояние до № километров, что отражено в табеле учета рабочего времени. Для обозначение автобусных маршрутов существует система нумерации: трехзначными номерами автобусных маршрутов обозначались машины междугороднего сообщения, для пригородных рейсов – двухзначная, для городских – однозначная. В личной карточке шофера отмечается закрепленной за водителем транспортное средство. В карточке ФИО1 видно все транспортные средства, на которых он работал ранее и работает до настоящего времени, исходя из этих данных, можно сделать вывод, что истец занят на работах, связанных с регулярными городскими пассажирскими перевозками. В табеле учета рабочего времени и в путевых истцах обозначение «444» указывает осуществление заказной поездки на Уралводоканал, распложенный в черте <адрес>, после которой водитель ФИО1 в тот же день выполнял свои основные трудовые функции, связанные с городскими пассажирскими перевозками на рейсовом автобусе. Также водитель мог находиться в резерве (РЕЗ), из которого могут выйти на пару часов на линию, тогда вечером у него будет путевка с двойным номером.
Специалист ФИО5, работавший директором ООО «<данные изъяты>., пояснил, что ООО «<данные изъяты>» осуществляло деятельность по осуществлению пригородных пассажирских перевозок и регулярных пассажирских городских перевозок. На предприятии имелись автобусы марки <данные изъяты>, предназначенные для городских пассажирских перевозок, и марки <данные изъяты> – для пригородных пассажирских перевозок. Автобусы марки <данные изъяты> не приспособлен для пригородных пассажирских перевозок, так как имеет длинную базу, что не позволяет проехать по дорогам в условиях деревни; у этих автобусов установлена коробка ГМП и скорость за счет этого в № раза меньше. Автобус марки <данные изъяты> большой вместимости, оборудован широкими накопительными площадками и проходами, приспособлен для эксплуатации в городских условиях, по техническим характеристикам не способен совершать перевозки на большие расстояния. Автобус <данные изъяты> по техническим причинам также не приспособлен для совершения поездок на большие расстояния, едет медленно, оборудован пластмассовыми пассажирскими сидениями Все время работы в ООО «<данные изъяты>» ФИО1 занимался городскими пассажирскими перевозками на автобусах марки <данные изъяты> основная его деятельность №% - это перевозка пассажиров по городским регулярным маршрутам и №% рабочего времени – это заказы в пределах смены.
Специалист ФИО5, работавший в <данные изъяты> АТП в должности <данные изъяты> работника, а затем <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ., пояснил, что автобусы <данные изъяты> общей вместимостью № человек рассчитаны на № пасадочных мест, по техническим характеристикам предназначены для городских пассажирских перевозок. На автобусе такой марки работал ФИО1 в <данные изъяты>. Он работал с ФИО1 на одном предприятии, никогда не видел его на пригородных маршрутах. Закрепленный за ФИО1 автотранспорт был способен осуществлять пассажирские перевозки лишь в условиях города. В <данные изъяты> трудовая деятельность водителей была организована по бригадному подряду, существовало три бригады: водители первой бригады осуществляли городские пассажирские перевозки, водители второй бригады – пригородные перевозки, третья бригада осуществляла перевозки в <адрес>. ФИО1 всегда работал только в первой бригаде.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, огласив пояснения специалистов, суд приходит к следующему.
На основании статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величине индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно п. 4 Правил от 11.07.2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
В соответствии с Письмом Минтранса Российской Федерации от 02.07.1992 N 13-пр "О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах», право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.
Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.
Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов.
При отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
Как установлено судом, ФИО1 после прохождения курсов водителей с ДД.ММ.ГГГГ. был допущен к работе в должности <данные изъяты> переименованного в дальнейшем в ОАО «<данные изъяты>», где проработал до ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 работал в должности <данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время работает <данные изъяты>».
Из сообщений, предоставленных ОАО «<данные изъяты> а также пояснений истца и специалистов следует, что за <данные изъяты> ФИО1 на протяжении всего периода трудовой деятельности были закреплены автобусы, предназначенные по техническим характеристикам для городских пассажирских перевозок.
Приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981г. №200 были утверждены Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте. Согласно указанным Правилам в зависимости от характера пассажиропотоков, протяженности маршрутов и режима работы автобусов применялись различные формы организации труда водителей, работа которых организовалась по индивидуальному или бригадному методу. Бригады водителей организовывалась для обслуживания городского, пригородного, междугородного маршрута или группы маршрутов. Каждому автобусному маршруту транспортное управление присваивает определенный порядковый номер: городским от №1 до №99, пригородным – от №100 до №499, междугородным – от №500 и выше.
Этими же Правилами введен безкассовый метод обслуживания пассажиров, предусматривающий предварительную оплату пассажирами в автобусах городского сообщения стоимости проезда вне салона автобуса путем приобретения разовых (абонементных) талонов, которые были действительны в городах (населенных пунктах) с одинаковым тарифом.
Истец, а также специалисты в ходе судебного разбирательства поясняли, что в <адрес> АТП трудовая деятельность водителей была организована по бригадному подряду, существовало три бригады: водители первой бригады осуществляли городские пассажирские перевозки, водители второй бригады – пригородные перевозки, третья бригада осуществляла перевозки в <адрес>. ФИО1 работал только в первой бригаде, обслуживающей городские пассажирские маршруты.
<адрес> АТП было принято положение об оплате и премировании водителей городских автобусов бригады № с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ согласно которому бригаде водителей, осуществляющих городские перевозки, была установлена повременно-премиальная система оплаты труда. Основная зарплата начислялась по расчетным тарифным ставкам, включающих тариф за № час, интенсивность, за фактически отработанное время на линии. За продажу абонементов выплачивалось № от фактически реализованных абонементов, за продажу проездных билетов № за фактически проданные проездные билеты. Премия начислялась индивидуально за выполнение фактических доходов.
В представленных в материалы дела расчетных листках <данные изъяты> ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ. содержатся сведения о заработной плате, также отражены коды с расшифровкой наименований начислений и удержаний, информация о закреплении ФИО1 по виду маршрутов и по бригаде (отд=1). Также в указанный период в расчетных листках имеются начисления премии за продажу абонементов (код 40), премии за выполнение графика (код 76). В расчетных листках за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ содержится информация о закреплении ФИО1 за <данные изъяты> (отд=1). Начисления и удержания по заработной плате отражены помесячно за календарный год. Распечатка за период с ДД.ММ.ГГГГ содержит информацию по начисленной заработной плате (по кодам и видам начислений) и удержаний из заработной платы по <данные изъяты>ФИО5 за каждый месяц соответствующего года и итоговой строкой за весь год, информацию о начислении премии за доход. Согласно справочнику программы «<данные изъяты>» по коду №, премия за доход на городских маршрутах в период с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 составляла №% от доходов.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, а также с применением приведенных выше правовых норм законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 в периоды трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ. в ОАО «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ. в ООО «<данные изъяты>», с <данные изъяты>. в ОАО «<данные изъяты>» постоянно трудился в течение полного рабочего времени водителем автобуса, выполнял регулярные пассажирские перевозки по установленным маршрутам.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в записях трудовой книжки истца, в сообщениях, предоставленных ОАО «<данные изъяты>», в которых отражены виды и характер трудовой деятельности <данные изъяты> ФИО1, объяснениях истца и пояснениях специалистов.
Кроме того, занятость ФИО1 полный рабочий день на регулярных городских автобусных маршрутах подтверждается количеством рабочих часов в месяц, указанных в расчетных листках ФИО1, предоставленных ОАО «<данные изъяты>», также начислением дополнительной оплаты за переработку и сверхурочные часы, в течение спорного периода и доплату за продажу абонементных талонов, распечатках по начислению заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ
Содержащиеся в табелях учета рабочего времени <данные изъяты> ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ. сведения, бесспорно свидетельствуют о выполнении истцом работы на регулярном городском маршруте в данный период не менее № процентов рабочего времени за месяц.
По мнению суда, указанные доказательства относятся к рассматриваемому спору, являются допустимыми, согласуются между собой.
В то же время, в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения обстоятельства постоянной трудовой занятости ФИО1 в особых условиях труда в период с ДД.ММ.ГГГГ так как, по мнению суда, истец не представил в материалы дела доказательств, которых было бы достаточно для включения этого периода в специальный стаж.
Представленные в материалы дела лицевые счета за период с ДД.ММ.ГГГГ., которые оформлялись вручную путем заполнения типовой формы Т-54, не содержат расшифровки о видах ежемесячных начислений составляющих заработную плату и о постоянной занятости истца на специальных видах работ, поэтому не являются для суда достаточно информативными.
Суд считает, что уточняющих сведений о видах и характере выполняемых в этот период работ, а также пояснений специалистов недостаточно для того, чтобы сделать выводы о занятости <данные изъяты> ФИО1 полный рабочий день на регулярных городских автобусных маршрутах.
Карта маршрута регулярных перевозок не содержит сведений о водителе автобуса и не может служить основанием для включения в специальный стаж периода работы ФИО1 Сведения о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров содержат информацию об автобусных регулярных перевозках в городском сообщении по маршрутам автобусом модели <данные изъяты>, за которым закреплен истец ДД.ММ.ГГГГ., но в документе предусмотрено осуществление перевозок по заказам в городском сообщении, не подтверждает постоянную занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах.
В этой связи в удовлетворении заявленных истцом требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ. следует отказать.
Также не подлежит удовлетворению требование ФИО1 об обязании ГУ Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> края досрочно назначить пенсию по старости, поскольку истец в пенсионный орган за назначением пенсии ранее не обращался, пенсионного возраста не достиг, следовательно, право истца на назначение пенсии на момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела не наступило. Тогда как страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией с заявлением установленного образца, но не ранее наступления права на указанную пенсию (ч.1 ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО1 ФИО9 удовлетворить частично.
Включить в специальный трудовой стаж ФИО1 ФИО10, дающий право на назначение досрочной трудовой деятельности, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ. в ОАО «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ. в ООО «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ. в ОАО <данные изъяты>» в должности <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части иска ФИО1 к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ по <адрес> края об обязании досрочно назначить пенсию по старости при достижении возраста 55 лет, включении в специальный трудовой стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода работы с <данные изъяты> – отказать.
На решение суда в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Добрянский районный суд <адрес>.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья М.Ю. Дьяченко