ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3095/20 от 17.11.2020 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-3095/2020

24RS0017-01-2020-003344-76

209г

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2020 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Лузгановой Т.А.,

при секретаре Яковлевой Э.Х.,

с участием представителя процессуального истца – Арсеньева С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ООО СК «Базис24» о признании бездействия незаконным, обязании вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> в интересах Российской Федерации обратился в суд к ООО СК «Базис24» с иском о признании бездействия незаконным, наложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Требования мотивированы тем, что на основании поступившей из Росфинмониторинга информации прокуратурой <адрес> проведена проверка об участии ряда компаний в сомнительных финансовых операциях при выполнении государственного оборонного заказа, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Красмаш» (заказчик) и ООО СК «Базис24» (исполнитель) заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту помещений , по условиям которого ответчик принял на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту цеха 11 нежилого здания – корпус 3, цеха 18 нежилого здания корпус 5, расположенных по адресу: <адрес> рабочий, <адрес>. Указанный договор был заключен и выполнялся в целях выполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ. Общая стоимость договора составила 880 916 руб., срок действия договора установлен по ДД.ММ.ГГГГ. По условиям договора, оплата осуществляется с отдельного счета покупателя на отдельный счет поставщика, открытого в соответствии с ФЗ «О государственном оборонном заказе». Во исполнение указанного условия, ООО СК «Базис24» открыло в ПАО Сбербанк специальный банковский счет, однако, в нарушение требований ФЗ «О государственном оборонном заказе», раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности общество не вело, в организации отсутствуют ведомости затрат, лимитные карты, рабочие тетради (журналы) и т.п., первичная бухгалтерская документация к проверке не представлена; положение об учетной политике не разработано; в оборотно-сальдовой ведомости по отдельному банковскому счету не отражена аналитика по затратам в ходе выполнения поставки продукции, а видны поступившие и оплаченные денежные средства федерального бюджета. Таким образом, в результате формального отношения к исполнению своих обязанностей ООО СК «Базис24», полученные из бюджета Российской Федерации денежные средства в размере 880 916 руб. израсходовало без раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, допустив нарушения, представляющие существенную угрозу общественным отношениям в области бюджетной и оборонной деятельности государства.

На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие ООО СК «Базис24» в части неведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа по договору от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязанность вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа по указанному договору поставки.

В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора <адрес>Арсеньев С.А. поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям. Не возражал против рассмотрения дела в отсутствие стороны ответчика в порядке заочного судопроизводства.

Представитель ответчика ООО СК «Базис24» судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом по адресу регистрации юридического лица; направленная в адрес Общества судебная корреспонденция возвращена в суд почтовым отделением связи по истечении срока хранения.

В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции РФ, злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.1 ст.35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.

С учетом изложенного, суд расценивает неполучение ответчиком направляемых судом повесток и извещений о времени и месте рассмотрения дела, а также неявку его представителей в зал суда, как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст.ст.167, 233 ГПК РФ, учитывая мнение представителя процессуального истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие стороны ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав пояснения представителя процессуального истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования, подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, а также основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №275-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственном оборонном заказе».

Согласно ст.3 указанного федерального закона, государственный оборонный заказ - это установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, а головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.

Государственный контракт по государственному оборонному заказу - договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность.

В соответствии с п.4 ст.3, ст.8, п.11 ч.1 ст.10 ФЗ «О государственном оборонном заказе», исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу, - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.

Головной исполнитель соблюдает режим использования отдельного счета, установленный данным Федеральным законом, определяет в контрактах, заключаемых с исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета, открытого в выбранном головным исполнителем уполномоченном банке, использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком, головной исполнитель ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту.

Государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством осуществления головным исполнителем, исполнителем раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, контракту.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, согласно п.1 которых, организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета, осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу.

Пунктами 2, 3, 4 приведенных Правил установлено, что первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу.

Фактические затраты группируются в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и др.) в следующем порядке:

- прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, отчисления на социальные нужды и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по государственному заказу продукции;

- накладные расходы (расходы по обслуживанию основного и вспомогательных производств, административно - управленческие расходы, расходы по содержанию общехозяйственного персонала и др.) включаются в себестоимость пропорционально прямым затратам, количеству продукции и другим показателям, характеризующим продукцию, выполняемую по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иную продукцию, выпускаемую организацией;

- коммерческие расходы (расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции) включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции, выпускаемой по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иной продукции, выпускаемой организацией. Производственная себестоимость включает в себя прямые затраты и накладные расходы.

Финансовый результат определяется как разница между договорной ценой, предусмотренной в государственном заказе (ценой реализации), и фактическими затратами, исчисленными согласно пункту 3 настоящих Правил.

Согласно п.12 ст.167 Налогового кодекса РФ, принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.; учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации, учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений.

Приказом Минфина Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГт «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (Приложение «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации ПБУ 1/2008) определены порядок формирования учетной политики предприятия для целей бухгалтерского учета, ее изменения и раскрытия.

Подпунктами 8, 10, 25 приложения т «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (приложение «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации ПБУ 1/2008) определены порядок формирования учетной политики предприятия для целей бухгалтерского учета, ее изменения и раскрытия.

В ст.34 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств и означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Как следует из материалов дела, ООО СК «Базис24» (ОГРН ) зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, поставлено на учет в ИФНС по <адрес>. Основным видом деятельности общества является производство работ по внутренней отделке зданий, разработка строительных проектов, а также осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законом. Учредителем и директором общества является ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ ООО СК «Базис24» (исполнитель) заключило с АО «Красмаш» (заказчик) договор на оказание услуг , в соответствии с которым ответчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту помещений: - в цеха нежилого здания – корпус ; - в осях цеха нежилого здания – корпус , расположенных по адресу: <адрес> рабочий, <адрес>, а заказчик, являющийся исполнителем по государственному контракту, принял обязательства оплатить указанные услуги (раздел 1 договора). Срок окончания работ сторонами договора определен – ДД.ММ.ГГГГ.

Договор заключен в целях государственного оборонного заказа по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ (п.1.5 договора ).

Стоимость работ определена по результатам закупки в соответствии со сметами № и составляет 880 916 руб., в том числе НДС 134 377 руб. 02 коп. (п.2.1 договора ).

В рамках приведенного договора на ответчика была возложена обязанность открыть в ПАО Сбербанк отдельный банковский счет, в соответствии с ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Во исполнение указанного условия, ООО СК «Базис24» в ПАО Сбербанк открыт специальный банковский счет.

В рамках вышеприведенного договора от ДД.ММ.ГГГГ ООО СК «Базис24» выполнены работы на общую сумму 880 916 руб., что подтверждается представленными в материалы дела локально-сметными расчетами.

В ходе прокурорской проверки, проведенной в 2019 году на основании поступившей информации из МРУ Росфинмониторинга об участии ряда компаний в сомнительных финансовых операциях при выполнении государственного оборонного заказа, установлено, что в ООО СК «Базис24», в нарушение требований ФЗ «О государственном оборонном заказе», не ведется раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному в целях выполнения государственного оборонного заказа; отсутствуют ведомости затрат, лимитные карты, рабочие тетради (журналы) и т.п.; первичная бухгалтерская документация к проверке не представлена; положение об учетной политике не разработано; в оборотно-сальдовой ведомости по отдельному банковскому счету не отражена аналитика по затратам в ходе выполнения поставки продукции, а видны поступившие и оплаченные денежные средства федерального бюджета. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Таким образом, судом установлено, что ООО СК «Базис24» не исполнило предусмотренную законом обязанность по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа; при этом неясность состава фактических затрат и невозможность определить без раздельного учета результат финансово-хозяйственной деятельности ответчика по контракту препятствует осуществлению контроля за расходованием им бюджетных средств и может привести к нецелевому использованию денежных средств, что влияет на безопасность государства, так как не выполняются приоритетные задачи военно-экономического обеспечения по оптимизации расходов на оборону, рациональное планирование и распределение финансовых и материальных ресурсов. Нарушения в сфере государственного оборонного заказа могут угрожать безопасности государства.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора <адрес> к ООО СК «Базис24» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного, в соответствии с ч.1 ст.333.19 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину (по требованиям неимущественного характера, для юридических лиц) в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь положениями ст.ст.194-198, 234-327 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района города Красноярска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО СК «Базис24» в части неведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа по договору от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ООО СК «Базис24» вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа по договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ООО СК «Базис24» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.

Разъяснить ответчику право подать в Железнодорожный районный суд г.Красноярска заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2020 года.

Копия верна:

Судья Лузганова Т.А.