дело № 2-3095/2017 12 апреля 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
Калининский районный суд Санкт-Петербурга
В составе председательствующего судьи Андреевой О.Ю.,
при секретаре Литовченко О.В.,
с участием прокурора Алексеева Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
В ходе проведения проверочных мероприятий исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, проведен осмотр Интернет-сайтов с адресами: Х, Х, в результате которого установлено размещение на указанных сайтах сведений о продажи документов, подтверждающих уровень профессионального образования и (или) присвоении квалификации, получения рабочей специальности, без фактического прохождения обучения в установленной Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» форме.
Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать информацию, содержащуюся на указанных сайтах, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Заинтересованное лицо – представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации – в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещался судом надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверочных мероприятий исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, проведен осмотр Интернет-сайтов с адресами: Х, Х, в результате которого установлено размещение на указанных сайтах сведений о продажи документов, подтверждающих уровень профессионального образования и (или) присвоении квалификации, получения рабочей специальности, без фактического прохождения обучения в установленной Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» форме.
Согласно ст.55 Конституции РФ – права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той сфере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст.2 Трудового кодекса РФ, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности.
В соответствии со ст.65 Трудового кодекса РФ, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Согласно ст.60 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации, образцы которых устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Наравне с документами установленного образца об образовании действуют документы государственного образца об образовании, выданные ранее.
На Интернет-сайте с электронным адресом: Х описан способ совершения заказа необходимого документа. Там же представлен перечень доступных для заказа документов с указанием их цен, например: удостоверение рабочей специальности (все специальности), диплом о повышении квалификации 2500 руб., удостоверение-допуск по электробезопасности (2,3,4,5 групп) 3500 руб., удостоверение-протокол по промышленной безопасности Ростехнадзора 2500-4000 руб., удостоверение о профессиональной компетенции в области автоперевозок (БДД) 2500 руб. По электронному адресу Х описан способ совершения заказа документа путем онлайн-заявки: купить свидетельство/допуск/лицензию СРО, удостоверение сварщика (электросварщика), удостоверение кровельщика, удостоверение электромонтажника, удостоверение арматурщика, удостоверение по безопасности дорожного движения (бдд), удостоверение машиниста башенного крана, удостоверение погрузчика, удостоверения строительных и рабочих специальностей.
Положениями ст.195.1 Трудового кодекса РФ установлены понятия квалификации работника, профессионального стандарта. Данные стандарты разрабатываются и утверждаются приказами Министерства труда Российской Федерации. В профессиональных стандартах прописываются основные и дополнительные трудовые функции в соответствии с уровнем образования, знаниями, умениями и квалификацией работника.
Кроме того, в профессиональных стандартах предусмотрены положения по соблюдению правил охраны труда при выполнении трудовой функции. В соответствии со ст.209 Трудового кодекса РФ охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Осуществление работником, не имеющим необходимых знаний, своих трудовых обязанностей ставит под угрозу не только свою жизнь и здоровье, но опасно для жизни и здоровья других людей.
По информации, размещенной на странице с адресом Х, «все дипломы, свидетельства, сертификаты выдаются лицензированными учебными центрами и проходят обязательную регистрацию по базе данных дипломов и сертификатов, в том числе и Гостехнадзора». «Кроме того, по Вашему запросу за отдельную плату (оговаривается отдельно), помимо диплома, сертификата или свидетельства, Вы получите заверенную печатью копию лицензии на право осуществления образовательной деятельности, договор на образовательные услуги с кассовым чеком, протокол сдачи квалификационного экзамена».
Таким образом, размещенная на указанных сайтах информация направлена на агитацию неопределенного круга лиц к нарушению закона. В соответствии со ст.19.23 КоАП РФ законом предусмотрена ответственность за подделку документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передачу либо сбыт.
Посещение данных сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайты не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Согласно требованиям федерального законодательства деятельность органов государственной власти всех уровней, организаций и физических лиц должна быть нацелена на предупреждение коррупции, в том числе на выявление и последующее устранение причин, способствующих ее проявлению, в пределах своих полномочий. Одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по ее предупреждению. В частности, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Положения ч.1 ст.9, ч.1 и ч.6 ст.10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантируя свободу распространения информации, предусматривают возможность установления ограничения доступа к информации федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в т.ч. запрещая распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Как следует из ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. от 31.12.2014г.) - в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов (далее – Реестр), ведение которого Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012г. №1101 возложено на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Вынесение соответствующего судебного акта в соответствие с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов сайтов в Реестр.
Посещение указанных сайтов свободно для всех без исключения граждан, размещенная на данных сайтах информация адресована неопределенному кругу лиц, в том числе направлена на привлечение внимания к услугам по продаже поддельных документов и их рекламы.
Пунктом 1 ст.7 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» установлен запрет на рекламу товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
Информация, пропагандирующая возможность получения (изготовления) официального документа вопреки установленному порядку его получения в официальном учреждении, демонстрирует возможность совершения уголовно-наказуемых деяний – служебного подлога, коммерческого подкупа, изготовление подложного официального документа, чем подрывает конституционный строй и авторитет российской Федерации, а также основы нравственности граждан России, способствует развитию коррупции, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации, в связи с чем, подлежит ограничению.
По делам о признании информации, размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети "Интернет" запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
На основании изложенного и руководствуясь ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.ст. 56, 68, 167, 194-199, 293 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц - удовлетворить:
- признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на сайтах:
- Х, Х, - информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: