ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3097/18 от 05.09.2018 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2018 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Петуховой Т.Э., при секретаре Урусовой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3097/2018 по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» о признании незаконными начислений к расходу горячей воды, о признании незаконными доначислений за сентябрь месяц 2017 года,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. ИркутскаобратилсяФИО1 с искомк обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» (далее-ООО «Иркутскэнергосбыт»). В ходе рассмотрения дела исковые требования истцом неоднократно уточнялись в окончательном варианте истцом кООО «Иркутскэнергосбыт» заявлены требованияо признании незаконными начислений к расходу горячей воды, так как компонент теплоэнергии, начисляется и учитывается в расходе «отопление», о признании незаконными доначислений за сентябрь месяц 2017 года, не соответствующими показаниям прибора учета.

В обоснование иска указано следующее. ФИО1 является председателем Совета <адрес обезличен>. С учетом предоставленных прав и полномочий истец проверил правильность начислений платы за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения дома, поставщиком которых является ответчик. При проверке и изучении платежных документов, ведомости учета посуточного потребления теплоэнергии и справок о теплоснабжении и горячего водоснабжения дома обнаружилось следующее. В ежемесячных справках о теплоснабжении за ноябрь, декабрь 2017 года и за январь 2018 года, кроме показаний теплосчетчика, значатся доначисления к показанию теплосчетчика, цифры досчета превосходят количество фактически потребленной теплоэнергии почти в два раза и более.

Кроме того, в платежных документах обнаружено начисление за подогрев горячей воды, которая не подогревается, так как отсутствуют подогреватели и потребление берется с системы теплоснабжения.

В связи с тем, что досчеты к фактическому расходу и начисления за подогрев горячей воды присутствуют во всех предыдущих периодах, истец обратился к ответчику с просьбой дать разъяснения о правомерности таких начислений, с указанием расчетов и законных обоснований. В своем ответе от <Дата обезличена> ответчик дает информацию о постановлениях правительства и прочие сведения, между тем конкретного ответа на обоснованность и законность доначислений к показаниям прибора теплового учета ответчик не дает.

Не достоверно и без учета схемы подачи горячей воды в дом, ответчик пытается придать законность начислений за подогрев горячей воды, ссылаясь на постановление Правительства <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, которое распространяется на дома, где имеется отдельный трубопровод горячего водоснабжения, не связанный с сетями теплоснабжения.

Дом по адресу: <адрес обезличен>, <Дата обезличена>, не имеет отдельного трубопровода горячего водоснабжения. В паспорте теплового узла указано об отсутствии водонагревателей, а в схеме видно, что трубопровод горячей воды подключен к трубопроводу теплоснабжения и никакого подогрева не производится.

Ответчиком производятся ежемесячные досчеты, при этом не понятно на основании какого законодательства и из какого расчета. Ответчик обязан производить начисление и взимание платы за услуги теплоснабжения собственникам жилых помещений в домах, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

Истец ФИО1 в судебном заседаниидоводы, изложенные в уточненном исковом заявлении, повторил и просил суд, заявленные требованияудовлетворить в полном объеме.

Дополнительно истец ФИО1 суду пояснил, что ответчиком был произведен перерасчет платы за отопление за сентябрь 2017 года, но лишь в ноябре 2017 года, то есть это было сделано несвоевременно, следовательно, по мнению истца, факт нарушения законодательства ответчиком допущен был. В связи с этим истец пояснил, что разрешение требования о признании незаконным начислений за сентябрь 2017 года оставляет на усмотрение суда. Законом для домов с открытой системой горячего водоснабжения предусмотрена формула двойного компонента при условии, когда в доме отсутствует прибор учета тепловой энергии. В доме по <адрес обезличен> есть общедомовой прибор учета тепловой энергии, поэтому начислять компонент теплоснабжения на горячую воду дополнительно не нужно, начисления должны проводиться согласно показаниям прибора учета тепловой энергии..

Представитель ответчика ООО «Иркутскэнергосбыт» ФИО2, действующий на основании доверенности <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам представленных письменных возражений.

Дополнительно представитель ответчика ФИО2 суду пояснил, что в октябре 2017 года вступили в силу положения об измененииспособа оплаты коммунальных услуг за отопление, в связи с чем в ноябре 2017 года ответчиком был выполнен перерасчет размера платы за отопление за сентябрь 2017 года исходя их фактических показаний общедомового прибора учета. Сумма перерасчета по адресу:<адрес обезличен>, составила 14564,54 руб. в сторону уменьшения. Кроме того, в ноябре 2017 года по <адрес обезличен> было выполнено начисление платы за коммунальные услуги отопление за ноябрь 2017 года исходя из фактических показаний общедомового прибора учета теплой энергии. Никаких нарушений по сроку перерасчета ответчиком при этом допущено не было в связи с вступлением в силу соответствующего акта с октября 2017 года. Поскольку дом по <адрес обезличен> является домом с открытой системой горячего водоснабжения, то оплата за горячую воду в соответствии с требованием законодательства должна осуществляться по двухкомпонентным тарифам, состоящим из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию, а не по прибору учета тепловой энергии. Подогрев теплоносителя до заданных параметров, установленных температурным графиком, осуществляется на теплоисточнике. Таким образом, теплоноситель, поступающий в многоквартирный дом, уже состоит из двух компонентов, поэтому исключить компонент на тепловую энергию для подогрева теплоносителя при начислении платы за горячее водоснабжение не возможно.

Представитель третьего лица АО «Восточное управление жилищно-коммунальными системами» в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Суд с учетом мнения участников процесса и в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с протоколом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес обезличен>, проводимого в форме очно-заочного голосования с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, председателем Совета дома избран ФИО1

<Дата обезличена> ФИО1 обратился с письмом на имя заместителя начальника Иркутского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» с просьбой произвести перерасчеты жильцам всего дома по оплате за отопление, за период применения «досчетов», а также перерасчет горячего водоснабжения, убрав коэффициент за подогрев, которого не было.

<Дата обезличена> ФИО1 повторно обратился с письмом на имя заместителя начальника Иркутского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» о необходимости дать ответы на следующие вопросы:

1. На каком основании, из какого расчет к показанию прибора учета теплоэнергии по дому /24 Гкал / за январь месяц «досчитано» - .... Гкал?

2. На каком основании за горячую воду, кроме как по счетчикам, начисляется плата за подогрев – компонент на тепловую энергию, в том числе как горячее водоснабжение в доме берется с системы отопления и компонент тепловой энергии входит и оплачивается в графе «отопление»?

На указанные обращения ООО «Иркутскэнергосбыт» предоставило ответы от <Дата обезличена><Номер обезличен>, от <Дата обезличена><Номер обезличен> и от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

Согласно протоколу <Номер обезличен> собрания Совета <адрес обезличен> в <адрес обезличен> от <Дата обезличена> признано неправомерным производство доначислений к показаниям прибора учета и неправомерным взимание платы за подогрев горячего водоснабжения, в связи с чем, председателю Совета дома ФИО1 поручено оформить иск в суд и представлять интересы собственников жилых и нежилых помещений.

В силу ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее-ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч.4 ст.154 ЖК РФ).

В силу ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

Согласно доводам представителя ответчика на основании агентских договоров <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и б/н от <Дата обезличена> ПАО «Иркутскэнерго» поручило ООО «Иркутскэнергосбыт» совершать юридические и фактические действия по реализации тепловой энергии потребителям и прием денежных средств за реализованную тепловую энергию.

Начисление платы за коммунальные услуги выполняется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен> (далее – Правила <Номер обезличен>).

В соответствии с п. 42 (1) Правил <Номер обезличен> оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

На основании п.42(2) Правил <Номер обезличен> способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.

Постановлением Правительства Иркутской области от 02.10.2017 № 630-пп «О некоторых вопросах осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Иркутской области»( далее–Постановление Правительства Иркутской области от 02.10.2017 № 630-пп) установлено, что приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 30 сентября 2016 года № 117-мпр «О выборе (изменении) способа оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Иркутской области» подлежит применению на территории Иркутской области без учета изменений, внесенных приказами министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 апреля 2017 года № 56-мпр «О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 30 сентября 2016 года N 117-мпр», от 24 апреля 2017 года № 60-мпр «О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 30 сентября 2016 года N 117-мпр», от 30 июля 2017 года № 100-мпр «О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 30 сентября 2016 года N 117-мпр».

В соответствии с приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 30 сентября 2016 года № 117-мпр «О выборе (изменении) способа оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Иркутской области» установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется на территориях муниципальных образований Иркутской области в соответствии с перечнем согласно приложению 1 к настоящему приказу - в течение отопительного периода; на территориях муниципальных образований Иркутской области в соответствии с перечнем согласно приложению 2 к настоящему приказу - равномерно в течение календарного года.

В перечень муниципальных образований Иркутской области, на территории которых оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется в течение отопительного периода в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 02.10.2017 № 630-ппвходит город Иркутск.

Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению, предусмотренный в подпункте 1 пункта 1 настоящего приказа, подлежит применению с начала отопительного периода 2017 - 2018 годов.

Начало действия приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 30 сентября 2016 года № 117-мпр «О выборе (изменении) способа оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Иркутской области» на территории г. Иркутска в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 02.10.2017 № 630-пп- 06.10.2017.

Согласно представленной ответчиком в материалы дела ведомости начислений (детальная) период расчета с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> по адресу: <адрес обезличен>, платежным документам по всем квартирам дома по указанному адресу на <Дата обезличена> ООО «Иркутскэнергосбыт» в ноябре 2017 года был выполнен перерасчет размера платы за коммунальную услугу отопление за сентябрь 2017 года исходя из фактических показаний общедомового прибора учета.

Сумма перерасчета по адресу: г. <адрес обезличен> составила 14564,54 руб. в сторону уменьшения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком своевременно с учетом принятия Постановления Правительства Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-пп и в связи с принятием данного Постановления в ноябре 2017 года был сделан перерасчет размера платы за коммунальную услугу отопление за сентябрь 2017 года исходя из фактических показаний общедомового прибора учета, в связи с чем нарушений ответчиком прав собственников помещений в домепо адресу: <адрес обезличен> не имеется.

Суд также учитывает, что начисления оплаты за тепловую энергию за период с ноября 2017 года по январь 2018 года по адресу: <адрес обезличен> были проверены Службой государственного жилищного надзора Иркутской области ( акт проверки <Номер обезличен> от <Дата обезличена>), по результатам проверки нарушений не выявлено.

В связи с изложенным суд не находит оснований для признания незаконными доначислений за сентябрь месяц 2017 года отсутствуют.

В соответствии с п.5 ст.9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

В соответствии с п. 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, установленных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность).

Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель (п. 87).

Разделом VII приложения 2 к Правилам № 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. Так, в соответствии с п. 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23. Формула содержит величину - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Такая величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, в формуле 24 того же приложения.

Таким образом, в силу требований Правил № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, необходимо определять по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. Показатели коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома, при этом учитываться не должны.

Указанный порядок не противоречит п.1 ст.157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг.

Судом установлено, не оспаривалось сторонами, что многоквартирный дом по адресу: <адрес обезличен> является домом с открытой системой горячего водоснабжения.

Согласно доводам ответчика в указанном доме горячая вода оплачивается по тарифам, состоящим из:

- компонента на теплоноситель, который равен 22,55 руб./м3 (Приказ службы по тарифам Иркутской области <Номер обезличен>-спр от <Дата обезличена> (до <Дата обезличена> – 21,25 руб./м3);

- компонента на тепловую энергию, который равен – 1230,88 руб./Гкал (Приказ службы по тарифам Иркутской области <Номер обезличен>-спр от <Дата обезличена> (до <Дата обезличена> – 1157,24 руб./Гкал).

С учетом приведенных выше положений нормативных актов, исходя из того, что в доме по адресу: <адрес обезличен> открытая система горячего водоснабжения, при начислении ответчиком ООО «Иркутскэнергсбыт» платы за горячее водоснабжение правомерно используется двухкомпонентный тариф на горячую воду, а не показания общедомового прибора учета тепловой энергии.

Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства с учетом требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства не нашло подтверждение незаконность начислений к расходу горячей воды ответчиком ООО «Иркутскэнергосбыт», ответчиком своевременно произведен перерасчет коммунальных услуг за отопление.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Иркутскэнергосбыт» о признании незаконными начислений к расходу горячей воды, о признании незаконными доначислений за сентябрь месяц 2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» о признании незаконными начислений к расходу горячей воды, о признании незаконными доначислений за сентябрь месяц 2017 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:

Решение принято в окончательной форме 10.09.2018