ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3097/2021 от 26.08.2021 Орджоникидзевского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №... копия

(УИД №...

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<АДРЕС> 26 августа 2021 года

Орджоникидзевский районный суд <АДРЕС> в составе:

председательствующего судьи Шардаковой Н.Г.,

при секретаре Лядовой Л.Н.,

с участием представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности от (дата),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <АДРЕС> к ФИО2, ФИО3 о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия <АДРЕС> обратилась в суд с иском к ФИО2, ФИО3 и, уточнив исковые требования, просят возложить на ответчиков обязанность

в срок до (дата) разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Ампир», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба купца ФИО4», расположенного по адресу: <АДРЕС>, Осинский городской округ, <АДРЕС>, зд. 17;

в срок до (дата) провести производственные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Ампир», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба купца ФИО4», расположенного по адресу: <АДРЕС>, Осинский городской округ, <АДРЕС>, зд. 17, на основании разработанной научно-проектной документации.

В обоснование требований истец указывает на то, что ФИО2 и ФИО3 с (дата) являются собственниками здания №... по адресу: <АДРЕС>, Осинский городской округ, <АДРЕС>, зд. 17. Указанный объект недвижимости принадлежит им на праве общей долевой собственности и при этом входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба купца ФИО4».

Объект поставлен на учет и охраняется государством на основании п. 390.3 приложения 3 распоряжения губернатора <АДРЕС> от (дата)№...-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры <АДРЕС> регионального значения».

В настоящее время состояние объекта находится в аварийном состоянии, прилегающая территория не облагорожена, в связи с чем ответчики, как собственники, обязаны провести ремонтно-реставрационные работы в соответствии с согласованным проектом.

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующий на основании доверенности от (дата), исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении доводам.

Ответчики ФИО2 и ФИО3 о времени и месте рассмотрения дела судом извещались, судебная корреспонденция возвращена в адрес суда в связи с истечением срока хранения.

В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», следует признать, что в силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что предполагает предоставление участвующим в судебном разбирательстве сторонам равных процессуальных возможностей по отстаиванию своих прав и законных интересов. Суд же, осуществляя гражданское судопроизводство на основе данных принципов, обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обеспечивает создание равных условий для участников гражданского судопроизводства и возможность реализации ими своих прав по своему усмотрению, в том числе обеспечением возможности непосредственно участвовать в рассмотрении дела лично или через представителей.

Так, согласно частям 2 и 3 ст. 167 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.

В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Часть 1 ст. 233 ГПК РФ предусматривает, что в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик о дне, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке заочного производства.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц

Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).

По смыслу ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества… и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со ст. 9.3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу ст. 33 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

На основании п. 1 ст. 40 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Частью 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Сохранением объекта культурного наследия по смыслу ст. 40 названного Федерального закона являются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия регламентированы ст. 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.

Согласно ст. 56.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Приложением 3 к названному Постановлению предусмотрен жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

Судом установлено, что с (дата) собственниками здания №... по адресу: <АДРЕС>, Осинский городской округ, <АДРЕС>, зд. 17. являются ФИО2 (7/8 доли) и ФИО3 (1/8 доли) (л.д. 22-25).

В здании по адресу: <АДРЕС>, Осинский городской округ, <АДРЕС>, зд. 17 находится «Кинотеатр «Ампир», который входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба купца ФИО4».

Объект поставлен на учет и охраняется государством на основании п. 390.3 приложения 3 распоряжения губернатора <АДРЕС> от (дата)№...-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры <АДРЕС> регионального значения» (л.д. 5-15).

В настоящее время состояние объекта находится в аварийном состоянии, прилегающая территория не облагорожена, в связи с чем ответчики, как собственники, обязаны провести ремонтно-реставрационные работы в соответствии с согласованным проектом.

Согласно акту технического осмотра состояния памятника истории и культуры от (дата) и акту осмотра по результатам проведения мероприятия по систематическому наблюдению (здания, строения, сооружения) от (дата), общее состояние указанного объекта – аварийное; фундаменты имеют трещины по периметру здания, искривлена линия цокольной части, на стенах имеются вертикальные трещины, следы ремонта вертикальных трещин, чердачные перекрытия, крыша, внутренние архитектурно-конструктивные элементы и декоративные элементы здания находятся в аварийном состоянии, состояние стен, столбов, колонн, дверей и окон, наличников и карнизов (местами утраченных) неудовлетворительное, территория неблагоустроенная, ее состояние также неудовлетворительное (л.д. 16-18, 19-21).

В целях сохранения и использования объекта культурного наследия рекомендовано: согласно акту от (дата) собственникам здания провести работы по реставрации с приспособлением современного использования, противоаварийные работы, реставрацию здания; согласно акту от (дата) – срочные противоаварийные работы: устройство кровли, закрытие проемов, комплексная реставрация здания (л.д. 18, 21).

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд считает, что ответчиками допущено бездействие по сохранению объекта культурного наследия. В связи с чем, руководствуясь положениями Федерального закона от (дата) N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ст.210 ГК РФ, суд приходит к выводу о возложении на ФИО2 и ФИО3, как собственников указанного объекта, обязанности по выполнению мероприятий, направленных на сохранение и восстановление указанного объекта культурного наследия.

Таким образом, суд принимает решение об обязании ФИО2 и ФИО3 разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия регионального значения – «Кинотеатр «Ампир», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения – «Усадьба купца ФИО4», расположенного по адресу: Осинский городской округ, <АДРЕС>, здание 7 в срок до (дата), а также в срок до (дата) провести производственные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения – «Кинотеатр «Ампир», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения – «Усадьба купца ФИО4», расположенного по адресу: Осинский городской округ, <АДРЕС>, здание 17, на основании разработанной научно-проектной документации.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей в равных долях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198, 234-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <АДРЕС> к ФИО2, ФИО3 о возложении обязанностей удовлетворить.

Обязать ФИО2, ФИО3 в срок до (дата) разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия регионального значения – «Кинотеатр «Ампир», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения – «Усадьба купца ФИО4», расположенного по адресу: Осинский городской округ, <АДРЕС>, здание 17.

Обязать ФИО2, ФИО3 в срок до (дата) провести производственные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения – «Кинотеатр «Ампир», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения – «Усадьба купца ФИО4», расположенного по адресу: Осинский городской округ, <АДРЕС>, здание 17, на основании разработанной научно-проектной документации.

Взыскать с ФИО2, ФИО3 государственную пошлину в доход бюджета в размере 300 рублей в равных долях, то есть по 150 рублей с каждого.

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <АДРЕС>вой суд через Орджоникидзевский районный суд <АДРЕС> в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья (подпись) Н.<АДРЕС>

Копия верна:

Судья Н.<АДРЕС>