ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3098/2013 от 30.09.2013 Заельцовского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-3098/2013

30.09.2013г.                                                                                                                           г.Новосибирск

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Заельцовского районного суда г.Новосибирска Елапов Ю.В. при секретаре Проскуряковой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Новосибирской области», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, и по встречному исковому заявлению ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Новосибирской области» к ФИО1, о взыскании суммы компенсирующей затраты на строительство излишних квадратных метров жилой площади,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ответчикам, о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации указывая на то, что она проживает в однокомнатной квартире __ в доме __ по ... в городе Новосибирске, общей площадью 36.8 кв. м., жилой площадью 16.1 кв. м., на основании договора социального найма жилого помещения __ от xx.xx.xxxx года. Данное жилое помещение было распределено ей на основании решения жилищной комиссии Пограничною управления ФСБ России по Новосибирской области __ от xx.xx.xxxx года. Она являлась военнослужащей Пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области. xx.xx.xxxx года в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями /сокращением занимаемой должности/ была уволена в отставку (подп. «а» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») с календарной выслугой 18 лет 09 месяцев. Многоквартирный жилой дом, в котором ей предоставлена однокомнатная квартира по договору социального найма, находится в собственности Российской Федерации и передан в оперативное управление ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Новосибирской области».

xx.xx.xxxx года она обратилась с заявлением /вх. __ к начальнику пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области с просьбой заключить с ней договор на передачу вышеуказанной квартиры в собственность бесплатно в порядке приватизации, либо передать квартиру в собственность согласно требований ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и дать ей полномочия прекратить право собственности Российской Федерации.

xx.xx.xxxx года ей был дан ответ, согласно которому жилищная комиссия Управления возражает против оформления в собственность занимаемого ею жилого помещения в порядке приватизации при наличии договора социального найма и всех подтверждающих её право документов. Данный ответ был мотивирован тем, что она претендует на оформление в собственность жилого помещения с превышением установленных норм. Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с указанным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 ст.15.1, и предусмотренного пунктом 2 указанной статьи Закона увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Согласно данным технического паспорта занимаемое ею по договору социального найма жилое помещений имеет общую площадь 36,8 кв. м. таким образом, превышение нормы составляет 0,8 кв. м. Механизм компенсации государству затрат на приобретение помещения в собственность сверх указанной нормы не установлен.

Законодательство о приватизации не содержит каких-либо ограничений для граждан по площади занимаемых ими жилых помещений и подлежащих передаче им в собственность в порядке приватизации, также не содержит и каких-либо норм о необходимости оплаты передаваемого в собственность помещения.

Она вселена в предоставленную ей квартиру, проживает в ней и исполняет обязанности нанимателя. Ранее в приватизации жилого помещения она не участвовала, что подтверждается справкой МКУ города Новосибирска «Городское жилищное агентство» от xx.xx.xxxx г. __

В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от xx.xx.xxxx г. __ передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казёнными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Занимаемая ею квартира не приватизирована, что подтверждается справкой из городского жилищного агентства города Новосибирска.

На основании изложенного истец ФИО1, просит суд:

Признать за ней, ФИО1, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение общей площадью 36.8 кв. м., жилой 16,1 кв. м., расположенное по адресу: город Новосибирск, ..., __ __ (л.д.5-7).

В судебном заседании истец заявленные исковые требования, поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика по делу ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Новосибирской области», по доверенности ФИО2, в судебном заседании иск не признал, просил в иске отказать, при этом поддержал поданное в суд встречное исковое заявление ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Новосибирской области» к ФИО1, о взыскании суммы компенсирующей затраты на строительство излишних квадратных метров жилой площади, пояснив суду, что по смыслу ст.59 и п. «т» ст.71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель Федеральным законом «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев в ст.15 механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст.49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

ФИО1 являясь военнослужащей ПУ ФСБ России по Новосибирской области принятой на учет нуждающихся в жилых помещениях как член семьи своего супруга - военнослужащего этого же ПУ, разводится с супругом и принимается на очередь нуждающихся составом семьи один человек, следовательно после развода в соответствии со ст.xx.xx.xxxx ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечивается жильем бесплатно по норме -18 кв. м, при этом законодатель разрешил превысить эту норму не более чем в 2 раза, то есть получая квартиру в связи с исполнением обязанностей военной службы и в следствие своего особого правового статуса безвозмездно ей положено по нормам закона от 18 до 36 кв.метров.

Законодатель, учитывая достойное денежное содержание военнослужащих и высокое пенсионное обеспечение граждан уволенных в запас в п.16 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрел возможность доплаты за «излишествующие» квадратные метры за счет собственных средств военнослужащего или уволенного гражданина.

Вопреки заявлению ФИО1 жилищная комиссия не возражала против оформления занимаемой квартиры в собственность, а всего лишь отложила вопрос до выхода постановления Правительства РФ, учитывая особый правовой статус ФИО1 полагая вопрос к разрешению в рамках специального правового регулирования.В соответствии со ст.10 ГК РФ не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), ФИО1 обращаясь с иском о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации (на основании требований Закона РФ от xx.xx.xxxx. __ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") апеллирует к нормам общего законодательства, в то время как её жилищный вопрос должен разрешаться в рамках специального законодательства (п.6,п.16 ст. 15 и стxx.xx.xxxx ФЗ «О статусе военнослужащих»).

ФИО1 в своем заявлении так же признает, что 0,8 кв. метра в её квартире являются превышением бесплатной нормы. Федеральный бюджет исходя из расчета произведенного специалистами ПУ затратил на эту площадь 41 489 рублей.

Учитывая не желание ФИО1 ожидать выхода постановления Правительства регламентирующий единый порядок осуществления доплаты за излишествующие квадратные метры, используя принцип аналогии правовых норм (Приказом Министра обороны Российской Федерации от xx.xx.xxxx. __ утвержден «Порядок взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения в собственность общей площадью, превышающей нормы установленные статьей xx.xx.xxxx Федерального закона от xx.xx.xxxx. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» - за счет собственных средств компенсируются затраты федерального бюджета).

ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Новосибирской области», во встречном иске просит суд: Обязать ФИО1 оплатить в доход федерального бюджета сумму указанную в иске и компенсирующую затраты федерального бюджета на строительство излишествующих 0,8 кв.метров жилплощади в доме по ....

Обязать ПУ по факту предоставления ФИО1 оригинала платежного документа заключить с ФИО1 договор передачи квартиры в собственность (л.д.41-43).

Ответчик по делу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела надлежащим образом (л.д.33,65,67,70).

Третье лицо по делу – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, в судебное заседание не явилось, хотя было извещено о дне слушания дела (л.д.71), просило суд рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.30).

Суд, выслушав истца, представителя ответчика ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Новосибирской области», изучив материалы гражданского дела, считает, что иск ФИО1 подлежит удовлетворению, а во встречном иске ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Новосибирской области», следует отказать.

Из обстоятельств дела видно, что ФИО1 проживает в однокомнатной квартире __ в доме __ по ... в городе Новосибирске, общей площадью 36.8 кв. м., жилой площадью 16.1 кв. м., на основании договора социального найма жилого помещения __ от xx.xx.xxxx года (л.д.10-13).

Данное жилое помещение было распределено ФИО1 на основании решения жилищной комиссии Пограничною управления ФСБ России по Новосибирской области __ от xx.xx.xxxx года (л.д.8,9).

ФИО1 являлась военнослужащей Пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области. xx.xx.xxxx года в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями /сокращением занимаемой должности/ была уволена в отставку (п.п. «а» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») с календарной выслугой 18 лет 09 месяцев (л.д.27,28).

Многоквартирный жилой дом, в котором истцу предоставлена однокомнатная квартира по договору социального найма, находится в собственности Российской Федерации и передан в оперативное управление ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Новосибирской области».

24 октября 2012 года ФИО1 обратилась с заявлением /вх. №7760/ к начальнику пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области с просьбой заключить с ней договор на передачу вышеуказанной квартиры в собственность бесплатно в порядке приватизации, либо передать квартиру в собственность согласно требований ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

xx.xx.xxxx года ФИО1 был дан ответ, согласно которому жилищная комиссия Управления ФСБ России по Новосибирской области, возражает против оформления в собственность занимаемого ею жилого помещения в порядке приватизации, так как она претендует на оформление в собственность жилого помещения с превышением установленных норм (л.д.26).

Суд считает, что требования истца основаны на нормах Закона Р.Ф., «О приватизации жилищного фонда в Р.Ф.», который распространяется на всех граждан, проживающих в домах государственного и муниципального жилищного фонда, по договорам социального найма, в том числе находящихся в оперативном управлении учреждений.

Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно данным технического паспорта занимаемое ФИО1 по договору социального найма жилое помещений имеет общую площадь 36,8 кв. м. таким образом, превышение нормы составляет 0,8 кв. м. (л.д.16,17).

Механизм компенсации государству затрат на приобретение помещения в собственность сверх указанной нормы не установлен.

Законодательство о приватизации не содержит каких-либо ограничений для граждан по площади занимаемых ими жилых помещений и подлежащих передаче им в собственность в порядке приватизации, также не содержит и каких-либо норм о необходимости оплаты передаваемого в собственность помещения.

Исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.

Порядок оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления, не разработан, реализация же жилищных прав истца, не может быть поставлена в зависимость от принятия соответствующих нормативных актов, регламентирующих механизм компенсации затрат на приобретение жилых помещений площадью сверх установленной специальным законом.

ФИО1 вселена в предоставленную ей квартиру, проживает в ней и исполняет обязанности нанимателя (л.д.20). Ранее в приватизации жилого помещения ФИО1 не участвовала, что подтверждается справкой МКУ города Новосибирска «Городское жилищное агентство» от xx.xx.xxxx. __ (л.д.22).

В соответствии со ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от xx.xx.xxxx. __ передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казёнными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Требование ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Новосибирской области» по встречному иску, об обязании ФИО1 оплатить в доход федерального бюджета сумму, указанную во встречном иске и компенсирующую затраты федерального бюджета на строительство лишних 0,8 кв. м. жилплощади в доме по ... не основаны на законе.

По общему правилу, приведенному в ч.1 ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни иной федеральный закон или нормативный правовой акт Президента или Правительства Российской Федерации не наделяют Министра обороны Российской Федерации правами по взиманию денежных средств, с военнослужащих за предоставление им жилых помещений по договорам социального найма.

В силу п.14 ст.15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан при увольнении с военной службы осуществляется за счет федерального бюджета, т.е. без какой-либо доплаты с их стороны.

Согласно ст.60 Жилищного кодекса РФ договор социального найма является безвозмездным.

xx.xx.xxxx. жилищная комиссия ПУ ФСБ России по НСО признала ФИО1 нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с xx.xx.xxxx. и распределила ей жилое помещение по адресу: г.Новосибирск, ...3 кв. 138, общей площадью 36,8 кв. м. Вопрос об оплате излишних 0,8 кв.м жилой площади не ставился и согласия ФИО1 на их оплату не спрашивали.

Согласно п.6 ст.15 Федерального закона от xx.xx.xxxx N 76-ФЗ (ред. от xx.xx.xxxx) "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках, а поэтому во встречном иске следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.193-199 ГПК Р.Ф., суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1- удовлетворить.

Признать за ФИО1, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение общей площадью 36.8 кв. м., жилой 16,1 кв. м., расположенное по адресу: город Новосибирск, ..., __ __

Во встречном иске ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Новосибирской области» к ФИО1, о взыскании суммы компенсирующей затраты на строительство излишних квадратных метров жилой площади – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Новосибирский областной суд, через данный суд.

Судья:                                                                                                                     Елапов Ю.В.