ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3099/20 от 19.11.2020 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 ноября 2020 года город Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Сапего О.В.

при секретаре судебного заседания Софоновой Е.В.,

с участием представителя истца МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» - Пантелеевой Ю.А., ответчика Строевой О.В., представителей третьих лиц - администрации г.о.Сызрань по доверенности Калининой Е.А., ООО УК «Юго-Запад» по доверенности Яшагина О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3099/2020 по иску МКУ г.о. Сызрани «Служба городского хозяйства» к Строевой О.В. о признании объектов благоустройства включенными в состав общего имущества многоквартирного дома,

У С Т А Н О В И Л :

Истец МКУ г.о. Сызрани «Служба городского хозяйства» (далее по тексту – МКУ г.о. Сызрани «СГХ») обратился в суд к ответчику Строевой О.В. с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ о признании объектов благоустройства: диван садово-парковый на металлических ножках - 3 шт; урна - 1 шт; металлическое ограждение высотой 0,6 м., протяженностью 62п.м.; волейбольный комплект (стойки волейбольные, сетка) - 1 к-т; гандбольные ворота - 2 шт; металлическое ограждение высотой 3 м, протяженностью 58 п.м.; спортивная площадка (основание) площадью 198 кв.м.; площадка для сушки белья (основание) площадью 16 кв.м.; детская площадка (ограждение бортовым камнем) протяженностью 46 п.м.; автомобильная парковка площадью 1008 кв.м.; коврик резиновый на бетонном основании - 1 шт; металлическое ограждение высотой 0,6 м протяженностью 4 п.м.; спортивная площадка (основание) площадью 80 кв.м.; тротуар площадью 24 кв.м., включенными в состав общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> ссылаясь в обосновании заявленных требований на то, что в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», в соответствии с государственной программой Самарской области «Формирование комфортной городской среды на 2018-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от <дата>№ ***, постановлением Администрации городского округа Сызрань от 29.12,2017 № 4375 была утверждена муниципальная программа городского округа Сызрань «Формирование комфортной городской среды на территории городского округа Сызрань на 2018-2022 годы» (в редакции постановления администрации г.о.Сызрань от 03.04.2018 № 913).

Согласно данной программы предусмотрено благоустройство дворовых и общественных территорий.

В соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий из областного бюджета, в том числе формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета, на поддержку муниципальных программ по формированию комфортной городской среды на 2018-2024 годы, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от <дата>№ ***, одним из основных условий реализации минимального и дополнительного перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий является наличие решения собственников помещений многоквартирного дома о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома в целях осуществления последующего содержания указанного имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

С целью включения в муниципальную программу «Формирование комфортной городской среды на 2018 -2022 годы» дворовой территории по <адрес>, была предоставлена заявка (предложения) о включении дворовых территорий в Адресный перечень от <дата> с приложением протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, от <дата>, согласно которому собственники помещений приняли решение о включении в состав общего имущества объектов благоустройства.

Полагает, что обязательное условие для включения дворовой территории по адресу: <адрес>, в муниципальную программу по формированию комфортной городской среды, собственниками помещений многоквартирного дома по <адрес>, было соблюдено.

Дворовая территория по адресу: <адрес>, была включена в муниципальную программу городского округа Сызрань «Формирование комфортной городской среды на территории городского округа Сызрань на 2018-2022 годы» (в редакции постановления Администрации городского округа Сызрань от <дата>№ ***), в рамках которой были заключены муниципальные контракты: между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Сызрань и ООО «ВЕНТО» № *** от <дата>; между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань и ООО «ВЕНТО» № *** от <дата>; между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Сызрань и ООО «АВТОДОРСТРОЙ» № *** от <дата>; между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Сызрань» и ООО «Строительная компания «Ладья» № ***_111186 от <дата>.

В ходе исполнения указанных муниципальных контрактов было выполнено благоустройство дворовой территории по <адрес>, и установлены вышеназванные объекты благоустройства:

Согласно актам о приемке выполненных работ № № *** от <дата>, № № ***-доп. от <дата>, № № *** от <дата>, № № *** от <дата>, № № *** от <дата> Строевой О.В., как лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, на приемку выполненных работ по благоустройству дворовой территории по адресу: <адрес>, объекты благоустройства, установленные в рамках заключенных муниципальных контрактов, были приняты без замечаний.

Однако до настоящего времени протокол общего собрания собственников помещений от <дата> не исполнен и объекты благоустройства не включены в состав общего имущества многоквартирного дома по <адрес>

Согласно постановлению администрации г.о. Сызрань от <дата>№ *** МКУ «СГХ» предписано оформить документы по безвозмездной передаче собственникам помещений в многоквартирных домах объектов благоустройства.

МКУ «СГХ» были подготовлены все необходимые документы для безвозмездной передачи объектов благоустройства с состав общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Однако, до настоящего времени, лицо, уполномоченное собственниками помещений (Строева О.В.) уклоняется от оформления Акта № *** о приеме-передаче объектов нефинансовых активов. Строева О.В. неоднократно приглашалась по телефону в МКУ «СГХ» для оформления Акта № *** о приеме-передаче объектов нефинансовых активов.

<дата> в адрес Строевой О.В. была направлена претензия от <дата>№ ***/юр, согласно которой Строевой О.В. предлагалось в течение 15 календарных дней оформить Акт № *** о приеме-передаче объектов нефинансовых активов.

Претензия Строевой О.В. была получена <дата>.

По истечении 15 дневного срока, акт № *** о приеме-передаче объектов нефинансовых активов Строевой О.В. не оформлен.

Уклонение Строевой О.В. от оформления акта № *** о приеме- передаче объектов нефинансовых активов от <дата> приводит к нарушению прав МКУ «СГХ», так как объекты благоустройства установленные на дворовой территории по <адрес>, в рамках МП «Формирование комфортной городской среды на территории городского округа Сызрань на 2018-2022 годы» (в редакции постановления администрации городского округа Сызрань от <дата>№ ***), числятся в составе муниципальной собственности и муниципальной казны.

Кроме того, прокуратурой Самарской области в адрес Главы городского округа Сызрань Н.М. Лядина было вынесено представление об отсутствии принятых мер по передаче объектов благоустройства дворовых территорий в состав общего имущества собственникам, соответствующих многоквартирных домов в целях осуществления последующего содержания указанного имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Во внесудебном порядке исполнить постановление администрации городского округа Сызрань от <дата>№ *** и оформить Акт № *** о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от <дата> и передать объекты благоустройства дворовой территории в состав многоквартирного <адрес> по пр. 50 лет Октября г. Сызрани, не представляется возможным, в связи с чем, истец был вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании представитель истца – МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» по доверенности Пантелеева Ю.А. исковые требования с учетом уточнений поддержала, в обоснование требований привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнила, что согласно протоколу общего собрания, собственники жилых помещений приняли, в том числе, решение о включении в состав общего имущества объектов благоустройства, сто процентов «за»

В судебном заседании ответчик - Строева О.В. против иска возражала, пояснила, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> обслуживает управляющая компания ООО «УК «Юго-Запад». Узнав о программе «Жилье и городская среда» собственники жилых помещений вышеуказанного многоквартирного дома решили облагородить территорию, которая находится между пятью многоквартирными домами путем ее озеленения, оборудованием детскими площадками и парковкой для транспортных средств, в связи с чем, было проведено общее собрание и составлен протокол. Жильцы сами создали проект благоустройства и предоставили в КЖКХ Администрации г.о. Сызрань. Никто не предполагал, что спорные объекты в дальнейшем будут переданы в собственность многоквартирного дома. Ни кем не было разъяснено, что объекты, которые вошли в состав программы, будут принадлежать именно их дому.

В судебном заседании представитель третьего лица – администрации г.о. Сызрань по доверенности Калинина Е.А. поддержала исковое заявление, пояснила, что волеизъявление граждан многоквартирного дома по адресу: <адрес> явилось основанием для участия в программе формирования комфортной городской среды, в связи с чем, полагает, что спорные объекты должны быть включенными в состав общего имущества спорного многоквартирного дома.

В судебном заседании представитель третьего лица - ООО «УК «Юго-Запад» по доверенности Яшагин О.В. возражал против заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых указал, что объекты благоустройства общественных территорий не могут быть включены в состав имущества многоквартирного жилого <адрес>

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме перечень, которого приведен в статье 36 ЖК РФ. Право собственности на новое имущество может возникнуть по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Объекты благоустройства общественных территорий построены за счет бюджета, что не оспаривается Истцом. Право собственности на новую вещь в соответствии со ст. 218 ГК РФ приобрело муниципальное образование городской округ Сызрань. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Нормы гражданского законодательства в полной мере применимы к рассматриваемым правоотношениям.

Сделка между собственниками помещений многоквартирного дома и владельцем Объектов благоустройства общественных территорий не заключалась. Заключению договора должно предшествовать решение общего собрания собственников о заключении договора.

Представленный в материалы дела протокол общего собрания от <дата> не соответствует требованиям предъявляемым ст. 46 ЖК РФ и действовавшему на тот момент приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.04.2016, регистрационный N 41802).

Перечень собственников указанный в протоколе не соответствует фактическому.

Из текста протокола не следует, что жильцы дома приняли решение о заключении сделки по приобретению Объектов благоустройства общественных территорий. Дата протокола и текст договора свидетельствуют о том, что Объекты благоустройства общественных территорий еще не были созданы, в протоколе перечень Объектов благоустройства общественных территорий не содержится, идентификация объектов невозможна.

Полагает, что если органы местного самоуправления имеют намерения передать объекты благоустройства общественных территорий собственникам помещений многоквартирного жилого <адрес> по договору дарения, то они могут направить оферту соответствующий договора с указанием передаваемых объектов и описанием, позволяющим их идентифицировать.

В договоре также должны быть указаны гарантийные обязательства. Программа (утв. постановлением Правительства Самарской области от

№ 4375) предусматривала минимальный срок гарантийных обязательств подрядной организации осуществлявшей строительство перед органами местного самоуправления - 3 года.

Общее собрание собственников помещения может принять решение о заключении договора или отказаться заключить договор.

Однако с офертой подобного договора истец не обращался, может это сделать в дальнейшем в любое время.

Истец, как на обоснование своих требований, ссылается на Программу Самарской области «Формирование комфортной городской среды на 2018-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от <дата>№ *** (далее - Программа). Поскольку программа принималась после протокола от <дата>, то собственники помещений дома в июле 2017года не могли знать положений программы и осознавать последствий принятия решения. Нормативного акта, который бы регламентировал обязательства собственников многоквартирного жилого дома принять объекты в собственность не существовало. Постановление Правительства Самарской области от <дата>№ *** не содержит оснований для признания объектов благоустройства общественных территорий «включенными в состав общего имущества многоквартирного дома».

Программа (утв. постановлением Правительства Самарской области от

№ 4375) предусматривала выделение бюджетных средств на «благоустройство дворовых территорий» и «благоустройство общественных территорий».

Благоустройство общественных территорий не подразумевало передачу построенных объектов собственникам помещений многоквартирных домов.

При этом Программа (утв. постановлением Правительства Самарской области от 01.11.2017 № 4375) вводила термин «дворовые территории». Аналогичного термина не содержится в жилищном, земельном, гражданском законодательстве. Полагает, что термин искусственно введен в связи с тем, что на территории Самарской области подавляющее большинство земельных участков под многоквартирными жилыми домами не поставлено на учет и не имеют границ.

Объекты благоустройства являются внутриквартальными, находятся между многоквартирными жилыми домами <адрес>. Указал, что объектами благоустройства пользуются не только жители этих пяти домов, но к ним имеют доступ и пользуются неограниченный круг лиц.

Более того, объекты благоустройства находятся на земельном участке, не относящейся к земельному участку многоквартирного <адрес> что подтверждается графическими материалами. Объекты благоустройства находятся на земельном участке, находящемся в ведении органов местного самоуправления.

Границы земельного участка на котором расположен многоквартирный жилой дом определены, земельный участок площадью * * * кв.м поставлен на кадастровый учет. Земельный участок имеет кадастровый № ***.

Нахождение объектов благоустройства принадлежащих собственникам многоквартирного жилого дом, на земельном участке, находящемся в ведении органов местного самоуправления приведет к необходимости заключения договора аренды земельного участка и взиманию платы за него.

Содержание объектов благоустройства общественной территории за счет жителей <адрес> не обоснованно.

Стоимость объектов благоустройства общественной территории по состоянию на лето 2017 года составило более 2,4 млн. рублей. Объекты находятся в эксплуатации четвертый год. По состоянию на <дата> имеются значительные повреждения. Требуется покраска металлических частей. Ограждения разрушены, им требуется значительный ремонт. Примененные технические решения по креплению ограждающей сетки к столбам ошибочные, несмотря на проведенный ремонт в 2018 году сетка отваливается от простого удара мячом. Волейбольная сетка и сетка на гандбольный воротах, имеет срок службы один год. Обычный срок эксплуатации асфальтового покрытия составляет 7-10 лет, но при условии, что асфальтовое покрытие периодически ремонтируется, то есть проводится мелкий ремонт ям, трещин, неровностей. С 2017 года заделка ям, мелкий ремонт трещин не производились, что ведет к ускоренному разрушению асфальтового покрытия.

Полагает, что через 3-4 года объектам благоустройства общественных территорий потребуется капитальный ремонт или полная замена. Объекты благоустройства не входят в программу капитального ремонта и должны быть профинансированы за счет целевого сбора средств с собственников дома. Средства на капитальный ремонт или замену объектов благоустройства с учетом инфляции составят сумму соразмерную средствам, потраченным на строительство, что является неподъемными средствами для жильцов.

Указал, что в ходе опроса жильцов дома <дата> установлено, что жители дома не согласны проводить работы по содержанию объектов благоустройства за счет собственных средств, поясняя, что на это должны идти средства, оплаченные ими в бюджеты в виде налогов.

Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 N182-ст и от 23.11.2012 N 1148-ст утверждены и введены в действие национальные стандарты Российской Федерации - ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" (далее ГОСТ Р 52301-2013) и ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» (далее ГОСТ Р 52169-2012).

Указанные стандарты распространяется на оборудование детских игровых площадок и покрытия детских игровых площадок, предназначенные для индивидуального и коллективного пользования. Стандарты устанавливают общие требования к безопасности конструкции и методам испытаний оборудования и покрытий детских игровых площадок, а также, общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.

В соответствии с пунктом 6.2 ГОСТ Р 52301-2013 контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец). Контроль технического состояния включает: осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр (пункт 6.4). Периодичность регулярного визуального осмотра устанавливает эксплуатант (владелец) на основе учета условий эксплуатации (п.6.4.2), функциональный осмотр проводят с периодичностью один раз в 1-3 месяца в соответствии с инструкцией изготовителя (п. 6.4.3); ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности проводят с периодичностью на более одного раза в 12 месяцев (п. 6.4.5). Регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки. Мероприятия по регулярному обслуживанию включают, в частности, нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов (п. 7.8).

Для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования (п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013).

В соответствии с ГОСТ Р 52169-2012 установлены требования к безопасности оборудования на детской игровой площадке, а именно: наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается (п. 4.3.7), выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены (4.3.9), сварные швы должны быть гладкими (п. 4.3.10), углы и края любой доступной для детей части оборудования должны быть закруглены. Минимальный радиус закругления 3 мм. (п. 4.3.11).

Пунктом 7.7 ГОСТ Р 52301-2013 предусмотрено, что неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.

Указал, что собственники многоквартирного дома не могут обеспечить соблюдение вышеуказанных требований, не имеют достаточных средств для финансирования указанных мероприятий

Полагает, что переход права собственности на объекты благоустройства общественных территорий к собственникам помещений одного дома приведет к их выбытию из пользования неограниченного круга лиц. Нежелание или невозможность по финансовым причинам содержать объекты благоустройства общественных территорий может повлечь принятие решения об их демонтаже или доведение до состояния когда использование будет невозможно и опасно для здоровья и жизни.

Согласно подпунктов 20 и 34 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для массового отдых жителей и организация обустройства мест массового отдыха населения, а также организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью городского округа.

Содержание объектов благоустройства общественных территорий является обязанностью органов местного самоуправления, а не жильцов домов расположенных в относительной близости.

Таким образом, муниципальное образование городской округ Сызрань в лице его исполнительных органов должны надлежащим образом содержать объекты благоустройства являющиеся муниципальной собственностью.

С 2014 года в бюджете городского округа Сызрань предусматриваются средства на данные цели. Недостаточность средств не является основанием для передачи объектов благоустройства в собственность жителей и отнесения на их счет содержание указанных объектов.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, полагает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 29.06.2020).

Согласно пп. «е» и «ж» п. 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (Правила N 491), в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

В силу ч. 1.1. ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктами 16 и 17 Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Судом установлено, что ответчик Строева О.В. является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

ООО «УК «Юго-Запад» является управляющей организацией <адрес>, оказывает услуги по содержанию и выполняет работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, что подтверждается договором № б/н управления многоквартирным домом от <дата>.

Указанный договор содержит состав общего имущества многоквартирного дома, виды, стоимость, периодичность выполнения работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома.

Установлено также, что <дата> собственниками помещений в многоквартирном <адрес> было проведено общее собрание в форме очного голосования, на котором приняты следующие решения: Выбраны председатель и секретарь общего собрания; Принято решение об определении перечня видов работ по благоустройству дворовой территории исходя из дополнительных видов работ по благоустройству; Принято решение о проведении следующих работ, а именно: ремонт дворовых проездов с установкой бортового кабеля, установление парковочных мест для автомобилей, футбольный, волейбольный корт с покрытием и ограждением сеткой высотой 1м, установка детской площадки, озеленение территории, обустройство контейнерной площадки; Избрано уполномоченное лицо на представление в Комиссию заявки (предложения) о включении дворовой территории в адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству – Строева О.В.

Указанные решения оформлены протоколом общего собрания собственников помещений в МКД в очной форме от <дата> (л.д. 71-72).

Как следует из пояснений ответчика, и не было оспорено представителем истца, с целью включения в муниципальную программу «Формирование комфортной городской среды на территории городского округа Сызрань 2018-2022 годы», утвержденной постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ ***, <дата> председателем общего собрания многоквартирного дома была подана заявка (предложение) о включении дворовых территорий в Адресный перечень с приложением протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> с реестром подписей жильцов.

Установлено также, что дворовая территория по адресу: <адрес>, была включена в муниципальную программу городского округа Сызрань «Формирование комфортной городской среды на территории городского округа Сызрань на 2018-2022 годы» в связи с чем, по результатам проведения электронных аукционов, были заключены следующие муниципальные контракты:

- № *** от <дата> между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань и ООО «ВЕНТО» на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных жилых домов (работы по установке скамеек и урн, ремонту и благоустройству детских, спортивных площадок, озеленению территории, ремонту и обустройству контейнерных площадок, ремонту и устройству ограждений придомовых территорий. Ремонту и обустройству площадок для отдыха и для сушки белья),

- № *** от <дата> между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань и ООО «АВТОДОРСТРОЙ» на выполнение работ по ремонту дворовых проездов, оборудованию автомобильных парковок, ремонту и обустройству тротуаров и пешеходных дорожек, подготовке оснований площадок,

- № *** от <дата> между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Сызрань и ООО «ВЕНТО» на выполнение работ по оборудованию детских площадок, озеленению территории, устройству ограждений придомовых территорий;

- № ***_111186 от <дата> между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Сызрань» и ООО «Строительная компания «Ладья» на выполнение работ по ремонту дворовых проездов, оборудованию автомобильных парковок, ремонту и обустройству тротуаров и пешеходных дорожек, подготовке оснований площадок.

Объекты благоустройства, установленные в рамках заключенных муниципальных контрактов, а именно:

- * * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

- * * * были приняты лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, на приемку выполненных работ по благоустройству дворовой территории по адресу: <адрес> - Строевой О.В., что подтверждается актами о приемке выполненных работ № № *** от <дата>, № № ***доп. от <дата>, № № *** от <дата>, № № *** от <дата>, № № ***<дата>.

Постановлением администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> на основании протоколов общих собраний собственников многоквартирных жилых домов, спорные объекты благоустройства переданы безвозмездно собственникам помещений в вышеуказанном многоквартирном доме.

Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями о признании объектов благоустройства включенными в состав общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, истцы ссылаются на то, что уклонение ответчиком от оформления Акта № *** о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от <дата> ведет к нарушению прав МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства», так как объекты благоустройства, установленные на дворовой территории многоквартирного дома, числятся в составе муниципальной собственности и муниципальной казны.

С данными доводами суд не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Судом установлено, что постановлением администрации г.о. Сызрань Самарской области от 21.12.2017 № 4235 создано муниципальное казенное учреждение городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства».

Основными целями деятельности МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Предмет и виды деятельности МКУ определены в соответствии с уставом МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства».

Согласно п. 2.3.8 Устава МКУ г.о. Сызрань «СГХ» осуществляет полномочия по содержанию и обеспечению сохранности имущества муниципальной казны в рамках выделенных бюджетных средств.

Пункт 1.2. Правил благоустройства территории г.о. Сызрань (утв. Решением Думы городского округа Сызрань Самарской области от 27.02.2019 N 12) содержит понятие объектов благоустройства - территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе: детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга; площадки для выгула и дрессировки собак; площадки автостоянок; улицы (в том числе пешеходные) и дороги; парки, скверы, иные зеленые зоны; площади, набережные и другие территории; технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны; контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.

Согласно п. 4.1.1. Правил благоустройства территории г.о. Сызрань, объектами благоустройства на территориях жилого назначения являются: общественные пространства, земельные участки многоквартирных домов, детских садов, школ, постоянного и временного хранения автотранспортных средств, которые в различных сочетаниях формируют жилые группы, микрорайоны, жилые районы.

Раздел II Правил благоустройства территории г.о. Сызрань содержит элементы благоустройства территории, в число которых входит в том числе, озеленение, уличное коммунально-бытовое оборудование, игровое и спортивное оборудование, площадки: для игр детей, для отдыха и досуга взрослого населения, для занятий спортом, для установки мусоросборников, для выгула и дрессировки собак, для стоянок автомобилей, хозяйственные площадки.

Постановлением Правительства Самарской области от 01.11.2017 №688 утверждена государственная программа Самарской области "Формирование комфортной городской среды на 2018 - 2022 годы".

Постановлением администрации г.о. Сызрань от 29.12.2017 №4375 утверждена муниципальная программа г.о. Сызрань "Формирование комфортной городской среды на территории городского округа Сызрань на 2018 - 2022 годы", задачами которой является: увеличение количества благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов на территории городского округа Сызрань; повышение уровня благоустройства общественных территорий городского округа Сызрань; повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территории городского округа Сызрань.

Согласно условиям вышеназванной программы, благоустройство дворовых территорий предусматривает: Минимальный перечень работ, а именно: установка скамеек; установка урн; обеспечение освещением; ремонт дворовых проездов. А также дополнительный перечень работ: оборудование детскими и (или) спортивными площадками; оборудование автомобильными парковками; озеленение территории; ремонт и (или) обустройство контейнерных площадок; ремонт и (или) обустройство тротуаров и пешеходных дорожек; ремонт или устройство ограждения придомовых территорий; устройство площадок для выгула домашних животных; устройство пандусов.

К благоустройству общественных территорий относится озеленение, обеспечение освещением, реконструкция, ремонт или обустройство пешеходных и велосипедных дорожек, обустройство детских и (или) спортивных площадок, ремонт или устройство ограждения, а также аналогичные виды работ, направленные на благоустройство общественных территорий.

Финансирование мероприятий муниципальной программы предусматривается за счет средств федерального, областного и местного бюджетов.

В Перечень дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве был включен многоквартирный дом по адресу: <адрес>

Между тем, установлено, что вышеназванные Постановления Правительства Самарской области от <дата>№ ***, администрации г.о. Сызрань от <дата>№ *** не содержат порядок признания возведенных объектов благоустройства в рамках Программ по формированию комфортной городской среды, включенными в состав общего имущества многоквартирного дома, из чего суд делает вывод о наличии права, а не обязанности собственников помещений многоквартирного дома в принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества МКД в целях осуществления последующего содержания указанного имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Более того, в ходе судебного разбирательства было установлено, что спорные объекты благоустройства не включены в территорию земельного участка многоквартирного дома по адресу: <адрес> а расположены в границах земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Исходя из положений п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, создание условий для массового отдыха жителей городского округа, организация благоустройства мест массового отдыха населения, организация благоустройства территории городского округа.

Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию и контролю состояния спорного оборудования, расположенного на земельном участке, принадлежащего муниципалитету возложена на администрацию г.о. Сызрань.

Кроме того, довод представителя истца о том, что решение общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> от <дата> является доказательством включения спорных объектов благоустройства в состав общего имущества собственников данного дома, суд полагает несостоятельным поскольку, как следует из материалов дела, объекты благоустройства, в том числе спортивная площадка (основание) площадью 198 кв.м.; площадка для сушки белья (основание) площадью 16 кв.м.; детская площадка (ограждение бортовым камнем) протяженностью 46 п.м.; автомобильная парковка площадью 1008 кв.м.; спортивная площадка (основание) площадью 80 кв.м.; тротуар площадью 24 кв.м находится внутри квартала образуемого жилыми домами <адрес>, то есть являются общими объектами этих домов. Доказательства того, что собственники данных домов общими собраниями приняли решение о включении спорных объектов благоустройства в состав общего имущества того или иного многоквартирного дома, либо земельный участок под вышеуказанными объектами сформирован и передан в общую собственность многоквартирного <адрес> не представлено.

Само по себе решение общего собрания собственников о включении какого-либо имущества в состав общего имущества многоквартирного <адрес> не является достаточным основанием для возникновения права собственности на это имущество. Кроме того, решение собственников многоквартирного дома от <дата> не содержит сведений о том, что собственники приняли решение о включении спорных объектов благоустройства в состав общего имущества дома.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

В силу ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме.

Таким образом, вопросы управления общим имуществом многоквартирного дома, находящегося в общей долевой собственности собственников квартир, могут решаться только по воле всех собственников жилых помещений в этом доме, следовательно, исковые требования о включении объектов в состав общего имущества многоквартирного дома должны быть заявлены ко всем собственникам помещений МКД, связи с чем, суд приходит к выводу, что истцом МКУ г.о. Сызрань «СГХ» необоснованно заявлены требования к ответчику Строевой О.В., как к лицу ответственному за представление в Комиссию заявки (предложения) о включении дворовой территории в адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству, в соответствии с протоколом общего собрания от 23.07.2017г.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований МКУ г.о. Сызрани «Служба городского хозяйства» к Строевой О.В. о признании объектов благоустройства включенными в состав общего имущества многоквартирного дома.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление МКУ г.о. Сызрани «Служба городского хозяйства» к Строевой О.В. о признании объектов благоустройства включенными в состав общего имущества многоквартирного дома - оставить без удовлетворения.

Решение с правом обжалования в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Сызранский городской суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. А также судебное решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, при условии, что лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным решением, было реализовано право на апелляционное обжалование решения.

Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2020 года.

Судья: Сапего О.В.