ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-309/13 от 12.03.2013 Майкопского городского суда (Республика Адыгея)

Копия к делу

Майкопский городской суд Республики Адыгея

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«12» марта 2013 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего - судьи Середа А. Н., при секретаре судебного заседания Гречиной Е. С.,

с участием представителя истца Каплиной З. Г. - Блягоз А. С. (по доверенности); представителя ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» - Божковой Ю. В. (по доверенности); представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея – Самоквитовой Л. В. (по доверенности); представителя ответчика Министерства финансов Республики Адыгея – Гиш Е. И. (по доверенности);

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Каплиной Зои Геннадьевны к Администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея, Министерству Финансов Республики Адыгея о признании относящейся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, восстановлении срока для постановки на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, признании решения комиссии по жилищным вопросам незаконным, признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, включении в список претендентов на получение социальной выплаты, возложении обязанности по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ :

Каплина З. Г обратилась в Майкопский городской суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором просила признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «<адрес>» об отказе в признании ее, как относящейся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Также, просила признать ее относящейся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей и восстановить срок для постановки на учет граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Кроме того, просила признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как относящейся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей и поставить на учет составом семьи 4 человека в администрации муниципального образования «<адрес>», а также включить в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещение. Каплина З. Г. просила также обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить субвенцию в размере 1717200 рублей в администрацию муниципального образования «<адрес>», а администрацию муниципального образования «<адрес>» обязать за счет перечисленной субвенции предоставить ей социальную выплату на приобретение жилого помещения в размере 1717200 рублей.

В судебном заседании представитель истицы Блягоз А. С. поддержал исковые требования в полном объеме. В обоснование исковых требований пояснил, что Каплина З. Г. родилась 04.08.1985 года в городе Безмеин, Туркменской ССР. Ее родителями являются: отец – Ребрин Геннадий Наджавофич и мать – Ребрина Ольга Ивановна. Мать истицы Ребрина О. И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, то есть когда она находилась еще в несовершеннолетнем возрасте. В 1988 году истицу, в возрасте 4 лет, отец Ребрин Г. Н. отдает на воспитание матери Ребриной О. И., то есть ее бабушке - Нестеренко Тамаре Ивановне, которая и привозит Каплину З. Г. в <адрес>. После чего, Ребрин Г. Н. прекращает заниматься ее воспитанием и содержанием, во второй раз вступает в брак и создает новую семью. Отец истицы в городе Майкопе никогда не проживал, и жизнью Каплиной не интересовался. Таким образом, с 4 лет и до достижения истицей совершеннолетнего возраста воспитанием и содержанием занималась ее бабушка - Нестеренко Тамара Ивановна, а также тетя - Гавриленко Валентина Владимировна, которая также являлась ее опекуном.

Ребрин Г. Н. не был лишен в отношении истицы родительских прав, поскольку органы опеки и попечительства и прокурор, а также опекун при наличии достаточных оснований для лишения родительских прав, своевременно не приняли меры по защите прав и законных интересов истицы и не обратились в суд с иском о лишении родительских прав. Кроме того, даже несмотря на отсутствие решения суда о лишении отца истицы родительских прав, истица, тем не менее, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет, кто относится к детям-сиротам, к детям, оставшимся без попечения родителей и к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Указанная выше норма не предусматривает в качестве обязательного условия для отнесения того или иного гражданина к категории детей, оставшихся без попечения родителей, наличие решения суда о лишении его родителей родительских прав. Главным критерием отнесения гражданина к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в силу вышеприведенной нормы является уклонение родителей от его воспитания и защиты его прав и интересов.

Поскольку отец истицы ее воспитанием и содержанием не занимался, то соответственно, она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на гарантии и льготы, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Кроме того, Конституционный Суд РФ в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указал, что к числу оставшихся без родительского попечения статья 121 Семейного кодекса Российской Федерации относит детей, чьи родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов. Приведенный перечень не является исчерпывающим, что позволяет органам опеки и попечительства осуществлять защиту прав и интересов детей в зависимости от конкретных обстоятельств во всех иных случаях, когда родительское попечение фактически отсутствует. Таким образом, поскольку родительское попечение фактически отсутствовало, то истица относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Истица до достижения 23-летнего возраста не обратилась в администрацию муниципального образования «<адрес>» по вопросу постановки на жилищный учет не по своей вине. Исходя из положений ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соответственно, органы опеки и попечительства обязаны были принять меры по защите прав истицы, в том числе по защите ее жилищных прав. То есть, органы опеки и попечительства должны были своевременно принять меры к постановке истицы на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо разъяснить истице ее право состоять на данном учете и право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Однако органы опеки и попечительства не приняли меры по защите жилищных прав истицы, в связи с чем она своевременно (до 23 лет) не обратилась в администрацию муниципального образования «<адрес>» по вопросу постановки на учет. Кроме того, до настоящего времени истица не обращалась в администрацию муниципального образования «<адрес>» по вопросу постановки на жилищный учет, поскольку статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, за ней юридически не был закреплен. О том, что она относится к данной категории граждан, истица узнала только в ноябре 2012 от своего брата Ребрина О. Г.

В настоящее время у Каплиной З. Г. состав семьи 4 человека: она, муж и двое детей. Истице на праве собственности принадлежит 1/6 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Однако данный дом в соответствии с актом Государственной жилищной инспекции Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для проживания. Мужу истицы Каплину В. О. принадлежит на праве собственности одноэтажный деревянный дом, расположенный по адресу: <адрес>, который также в соответствии с актом Государственной жилищной инспекции Республики Адыгея признан непригодным для проживания. Соответственно она составом семьи 4 человека должна быть поставлена в администрации МО «<адрес>» на учет граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и ей должна быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилья. В силу вышеизложенного, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Божкова Ю. В. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что истица не относится к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей и ей свыше 23 лет, соответственно она не имеет право на получение социальной выплаты.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитова Л. В. в судебном заседании исковые требования не признала. В обоснование своих возражений показала, что с ДД.ММ.ГГГГ изменился порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Представитель Министерства Финансов Республики Адыгея Гиш Е. И. в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, истица Каплина З. Г. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Туркменской ССР. Ее родителями являются: отец Ребрин Г. Н. и мать Ребрина О. И., что усматривается из копии свидетельства о рождении истицы.

Согласно свидетельства о смерти I-ИЮ мать истицы Ребрина О. И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, когда истица находилась в несовершеннолетнем возрасте.

Судом установлено, что отец истицы Ребрин Г. Н. устранился от родительского попечения своей дочери Каплиной З. Г.

Доводы представителя истицы о том, что Ребрин Г. Н. не занимался воспитанием и содержанием своей дочери в судебном заседании нашли свое подтверждение.

Так, из представленной суду справки по месту жительства истицы от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что отец истицы никогда не жил с Каплиной З. Г. и не участвовал в ее воспитании.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией муниципального образования «<адрес>», над истицей была установлена опека гражданкой Гавриленко Валентиной Владимировной.

Допрошенная в качестве свидетеля Алексеева Г.В. в судебном заседании показала, что она являлась классным руководителем истицы в период ее обучения в Средней общеобразовательной школе <адрес>. Также она показала, что воспитанием и содержанием Каплиной З. Г. занималась Нестренко Тамара Ивановна.

Из показаний свидетеля Гавриленко Валентины Владимировны следует, что Ребрин Г. Н. воспитанием и содержанием истицы не занимался, в городе Майкопе он не проживал. Воспитанием и содержанием истицы занималась Нестеренко Тамара Ивановна и она. Гавриленко Г. Н. также показала, что действительно назначалась опекуном истицы.

Из показаний свидетеля Ребрина О. Г. следует, что он является родным братом истицы, и что их отец Ребрин Г. Н. в городе Майкопе не проживал, воспитанием и содержанием Каплиной З. Г. никогда не занимался. Кроме того, Ребрин О. Г. также пояснил, что именно он в ноябре 2012 года впервые рассказал истице о том, что она имеет право на внеочередное получения жилья как относящаяся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Допрошенная в качестве свидетеля Бирюкова А.Ю. в судебном заседании показала, что она как относящаяся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в судебном порядке была обеспечена жилым помещением и в ноябре 2012 года рассказала Ребрину О. Г. о данном обстоятельстве, а также пояснила, что он и его сестра – Каплина З. Г. также имеют право на внеочередное предоставление жилья.

Оценивая показания свидетелей в совокупности с представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что Каплина З. Г. в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения, а также что срок для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как относящейся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей пропущен по уважительной причине.

В силу ст. 69 СК РФ родители могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей.

Как было указано выше, Ребрин Г. Н. не занимался воспитанием истицы, то есть уклонялся от выполнения обязанностей родителя. Соответственно имелись основания для лишения Ребрина Г. Н. родительских прав в отношении истицы.

В силу ст. 70 СК РФ дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других).

Однако, при наличии достаточных оснований для лишения Ребрина Г. Н. родительских прав в отношении истицы, ни прокурор, ни органы опеки и попечительства, ни опекун своевременно не обратились в суд с иском о лишении отца истицы родительских прав, что привело к нарушению прав и законных интересов истицы. То есть, фактически являясь лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, истица не может воспользоваться льготами, предусмотренными Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в частности льготами по внеочередному обеспечению жильем.

Кроме того, даже несмотря на отсутствие решения суда о лишении Ребрина Г. Н. родительских прав в отношении истицы, Каплина З. Г. тем не менее относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет кто относится к детям-сиротам, к детям, оставшимся без попечения родителей и к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, указанная выше норма относит к категории детей, оставшихся без родительского попечения, не только детей, чьи родители лишены родительских прав, но и детей, чьи родители уклонялись от их воспитания и защиты прав и интересов.

Аналогичная позиция была высказана Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П. Согласно п. 3.1 данного постановления, к числу оставшихся без родительского попечения статья 121 Семейного кодекса Российской Федерации относит детей, чьи родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов. Приведенный перечень не является исчерпывающим, что позволяет органам опеки и попечительства осуществлять защиту прав и интересов детей в зависимости от конкретных обстоятельств во всех иных случаях, когда родительское попечение фактически отсутствует.

Таким образом, поскольку истица в несовершеннолетнем возрасте фактически осталась без родительского попечения, суд считает, что она относится к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на нее распространяются гарантии и льготы, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обращалась в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о признании ее составом семьи 4 человека нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящаяся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей и включении ее в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Однако, решением комиссии по жилищным вопросам администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-р истице было отказано в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как относящейся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что Каплина З. Г. не относится к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на дату подачи заявления ей свыше 23 лет, а также, в связи с тем, что она имеет в собственности 1/6 доли жилого помещения по <адрес>.

Отказ в признании истицы нуждающейся в предоставлении жилого помещения по данным основаниям является незаконным, поскольку как было указано выше, несмотря на то, что отец истицы не был лишен родительских прав, истица тем не менее относится к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей и то обстоятельство, что истица до достижения 23-летнего возраста не обратилась в администрацию муниципального образования «<адрес>» по вопросу постановки на жилищный учет, по мнению суда, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Также поскольку принадлежащие Каплиной З. Г. и ее супругу Каплину В. О. жилые помещения признаны непригодными для проживания, то соответственно истица должна быть признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Так, согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Из смысла приведенной выше нормы следует, что органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей и меры по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соответственно, органы опеки и попечительства обязаны были принять меры и выявить своевременно тот факт, что истица в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения, а также своевременно принять меры по защите прав истицы, в том числе по защите ее жилищных прав. То есть, органы опеки и попечительства должны были своевременно принять меры к постановке истицы на учет граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо разъяснить истице ее право состоять на данном учете и право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Однако органы опеки и попечительства своевременно не установили тот факт, что истица осталась без попечения родителей и не приняли своевременно меры по защите жилищных прав истицы, в связи с чем она своевременно (до 23 лет) не обратилась в администрацию муниципального образования «<адрес>» по вопросу постановки на жилищный учет. Суд также учитывает то обстоятельство, что опекун Гавриленко В. В., которая фактически занималась воспитанием и содержанием истицы, также не предприняла никаких мер защите прав и законных интересов истицы.

Кроме того, суд учитывает, что отсутствие юридически закрепленного статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, лишало истицы возможности обратиться в администрацию муниципального образования «<адрес>» с заявлением о признании ее, как относящуюся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Как следует из показаний представителя истицы, а также допрошенных по делу свидетелей о том, что Каплина З. Г. относится к данной категории граждан, истица узнала, только в ноябре 2012 года.

Судом также установлено, что до достижения истицей совершеннолетнего возраста, также согласно п. 2 ст. 4 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по опеке и попечительству», основными обязанностями органов опеки и попечительства являлись своевременное обеспечение защиты личных и имущественных прав и интересов подопечных. В соответствии с п. 5, 8 ст. 6 указанного выше закона, в ведении органов местного самоуправления находились выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, а также принятие мер по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. Также согласно п. 1, 17 ст. 7 данного закона к компетенции органов местного самоуправления, ведающих вопросами образования, здравоохранения, социальной защиты населения относились: организация работы по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих нормальных для воспитания в семье, а также принятие мер по защите жилищных прав несовершеннолетних, обеспечению жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея.

Таким образом, суд считает, что отсутствует вина истицы в несвоевременном обращении по вопросу признания ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящуюся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено, что истица с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с Каплиным В. О. Истица имеет двоих несовершеннолетних детей: сына Каплина Д. В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь Бурчакову М. В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по <адрес> истица имеет на праве собственности 1/6 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Также у мужа истицы Каплина В. О. имеется на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Однако согласно представленными суду актами Государственной жилищной инспекции Республики Адыгея указанные выше жилые помещения, принадлежащие на праве собственности истице и ее мужу признаны непригодными для проживания. Несовершеннолетние дети истицы на праве собственности жилого помещения не имеют.

Таким образом, на основании положений ст. ст. 51, 52, 57 ЖК РФ истица составом семьи 4 человека, как относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Относительно требования о социальной выплате, то данное требование, по мнению суда, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает, что «действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Поскольку у истицы право предусмотренное Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возникает только с вступления в силу настоящего решения, то у суда нет основания для взыскания социальной выплаты на приобретение жилого помещения, так как с ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен новый порядок обеспечения данной категории граждан жилыми помещениями.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Каплиной Зои Геннадьевны к Администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея, Министерству Финансов Республики Адыгея о признании относящейся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, восстановлении срока для постановки на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, признании решения комиссии по жилищным вопросам незаконным, признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, включении в список претендентов на получение социальной выплаты, возложении обязанности по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить в части.

Признать Каплину Зою Геннадьевну относящейся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Восстановить Каплиной Зое Геннадьевне срок для постановки на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-р об отказе в признании Каплиной Зои Геннадьевны, как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Признать Каплину Зою Геннадьевну нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как относящуюся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и поставить ее составом семьи 4 человека на учет в администрации муниципального образования «<адрес>».

В удовлетворении требования, обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея, Министерству Финансов Республики Адыгея перечислить в администрацию муниципального образования «<адрес>» субвенцию в размере 1717200 рублей для предоставления Каплиной Зое Геннадьевне социальной выплаты на приобретения жилого помещения, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Председательствующий - подпись А. Н. Середа

Копия верна: судья А.Н. Середа