дело №2-309/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Одесский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Тарновского А.В.
при секретаре судебного заседания Очеретяной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Одесское Одесского района Омской области 14 ноября 2018 года дело по исковому заявлению Администрации Одесского муниципального района Омской области к ФИО1 о признании правомерными условий выкупа недвижимого имущества и понуждении заключить соглашение о выкупе недвижимого имущества для государственных (муниципальных) нужд,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Одесского муниципального района Омской области обратилась с иском в суд к ФИО1 о признании правомерными условий выкупа недвижимого имущества и понуждении заключить соглашение о выкупе недвижимого имущества для государственных (муниципальных) нужд, указав, что постановлением Администрации Одесского муниципального района Омской области от 14.02.2018 года №90 принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2216,00 кв.м. (категория земель - земли населенных пунктов), с видом разрешенного использования - для объектов жилой застройки по документу под общественную застройку для размещения бань, расположенного по адресу: <адрес>, путем его выкупа в установленном законом порядке за счет бюджетных средств Администрации Одесского муниципального района.
Данный земельный участок принадлежит ФИО1 на основании договора купли-продажи недвижимости от 03.02.2006 года №, что подтверждается свидетельством о регистрации права, серии №, выданным 28.03.2006 года Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.
На основании решения Одесского районного суда Омской области от 14.04.2015 года за Администрацией Одесского муниципального района Омской области признано право собственности на здание бани расположенной по адресу: <адрес>.
Рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего на праве собственности ответчику общей площадью 2216 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с произведенной независимой оценкой составляет 290 000 рублей.
Истцом ответчику неоднократно (письма №654 от 16.04.2018г., №1213 от 05.07.2018г.) было предложено подписать соглашение о выкупе земельного участка. Ответчик отказывался подписать указанное соглашение, мотивируя свой отказ заниженной ценой за земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Соглашение между ответчиком и истцом о выкупе указанного выше земельного участка не было достигнуто.
Требование об изъятии данного земельного участка обосновано с отсутствием в муниципальной собственности Одесского муниципального района Омской области равноценного земельного участка в целях реконструкции и строительства социально-значимого объекта общественной бани, относящегося к объектам местного значения Одесского муниципального района, для которых он изымается.
Просит признать условия выкупа Администрацией Одесского муниципального района Омской области земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> правомерными.
Обязать ответчика ФИО1 заключить с Администрацией Одесского
муниципального района Омской области соглашение о выкупе недвижимого имущества для муниципальных нужд, предметом является земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, на условиях предлагаемых истцом.
Представитель истца Администрации Одесского муниципального района Омской области ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по основаниям изложенным в исковом заявлении, дополнив, что настаивает на проведении повторной судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка, поскольку возникли разногласия в мнении экспертов, сторона истца не была приглашена на осмотр земельного участка экспертом. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> необходим Администрации Одесского муниципального района Омской области для размещения на нем социально значимого объекта бани. Имеющаяся баня в с.Одесское Омской области рассчитана на меньшее количество помывочных мест. В 2015-2017 годах работа с собственником земельного участка ФИО1 по выкупу земельного участка не проводилась, а только лишь началась с ним переписка в 2018 году, поскольку Одесский район принимал праздник Севера и для этого необходимы были финансовые средства и не хватало времени. Собственнику земельного участка ФИО1 Администрация района неоднократно направляла письма для передачи земельного участка в собственность Одесского муниципального района, приглашался он на беседу в администрацию района, но к единому мнению стороны не пришли, и поэтому запустили процедуру изъятия земельного участка для муниципальных нужд. Строить здание бани в с.Одесское Омской области на новом земельном участке экономически нецелесообразно и не подъемно для Одесского муниципального района. Доказательств того, что здание бани расположенное на земельном участке по адресу: <адрес> небезопасно для лиц, которые будут посещать его он представить суду не может. В материалы гражданского дела представлен генеральный план Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области датированный 2013 годом согласно которого в нем указано здание бани. Имеющегося в материалах гражданского дела одного заключения эксперта недостаточно для принятия решения по предъявленному иску. Изъятие земельного участка расположенного по адресу: <адрес> для муниципальных нужд у собственника ФИО1 обосновано отсутствием в муниципальной собственности Одесского муниципального района равноценного земельного участка. Администрацией Одесского муниципального района Омской области не рассматривался вопрос о строительстве здания бани в с.Одесское Омской области на каком либо другом земельном участке. Равноценный земельный участок Администрацией Одесского муниципального района взамен изымаемого земельного участка для муниципальных нужд, ФИО1 не предлагался. В расположенной на спорном земельном участке выгребной яме, забором, установленным по периметру земельного участка Администрация Одесского муниципального района Омской области не нуждается, пусть ФИО1 забирает их себе. Оценка земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества указанная заключении эксперта по его мнению, является завышенной и размер денежной суммы является непосильным для бюджета района.
Просит удовлетворить заявленные исковые требования.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал в полном объеме, поддержал позицию своего представителя, дополнив, что с размером рыночной стоимости земельного участка, который принадлежит ему на праве собственности расположенного по адресу: <адрес> предложенной Администрацией Одесского муниципального района <адрес> в размере 290 000 рублей он не согласен. Он говорил в Администрации Одесского муниципального района, что он понес затраты на строительство выгребной ямы и забора, но ему ответили, что Администрации района они не нужны и чтобы он их забирал себе. По его мнению, демонтировать выгребную яму и забор невозможно. Он согласен с оценкой эксперта по определению рыночной стоимости земельного участка и определению затрат на строительство забора и выгребной ямы и их демонтажа, которая проводилась по назначению суда.
Просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые не признал в полном объеме и показал, что по его мнению, истцом не было соблюдено законодательство по направлению ответчику ФИО1 необходимых документов подтверждающих необходимость обустройства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> социально значимого объекта здания бани и определение размера оценки земельного участка. В заключении специалиста, которое представлено истцом не отражены вопросы размера убытков связных с изъятием земельного участка, расходы на переезд и обустройство на новом месте. Администрацией Одесского муниципального района не проведена оценка на пригодность здания расположенного на указанном выше земельном участке которое истец планирует использовать в качестве бани, не рассмотрен вопрос о возможности предоставления ФИО1 другого равноценного земельного участка. В соответствии с действующим законодательством изъятие земельного участка является крайней мерой лишения собственника собственности. Администрацией Одесского района не представлено никаких доказательств которые свидетельствуют о том, что на другом земельном участке невозможно построить социально значимый объект -здание бани. Администрация района говорит, что отдай земельный участок за 290 000 рублей, поскольку больше собственнику земельного участка никто не даст. Статья 35 Конституции РФ гласит, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных или муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Согласно п.1 ст.56.3 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов. Предложенная истцом цена не соответствует реальной рыночной стоимости земельного участка, не включает в себя убытки, причиненные изъятием земельного участка, упущенную выгоду и другие расходы, что в значительной мере ущемляет права ответчика. В материалы дела истцом представлен генеральный план Одесского сельского поселения утвержденный в 2013 году, со дня утверждения которого прошло около пяти лет. В соответствии со ст.421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом. Они согласны с заключением экспертизы, которая была проведена судом по ходатайству стороны ответчика и определены: стоимость земельного участка, затраты на строительство выгребной ямы, забора по периметру земельного участка, затраты по демонтажу более 1 500 000 рублей. С размером рыночной стоимости только лишь земельного участка в объеме 290 000 рублей которую предоставил истец они не согласны. Кроме того со дня составления заключения специалиста которое предоставил суду истец прошло более 6 месяцев, которое является фактически не лигетивным. Они поддерживают только лишь объем затрат в размере 1 515 000 рублей который подтвердила экспертиза которая проведена по назначению суда. Указанная экспертиза проведена экспертной организацией имеющей соответствующие полномочия для проведения оценки. Ответчик ФИО1 вложил значительные денежные средства в здание бани право собственности в настоящее время признано за Одесским муниципальным районом Омской области. Требование истца о понуждении ответчика заключить с истцом соглашение прямо противоречит нормам и принципам права. Истцом в обоснование своих требований не представлены документы территориального планирования, утвержденные проектами планировки территории, либо любые другие документы, предусмотренные действующим законодательством, обосновывающие необходимость изъятия земельного участка для размещения на нем здания социально значимого объекта бани.
Просит отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица Одесского сектора Азовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в судебное заседание не явился о дне слушания дела извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд считает неявку в судебное заседание представителя третьего лица Одесского сектора Азовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав в судебном заседании представителя истца, ответчика, представителя ответчика и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии со ст.281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или
муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности, на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ст.282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
В соответствии со ст.49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Согласно ст.56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии со ст.56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Согласно п.п.10, 11, 13, 14 ст.56.6 Земельного кодекса РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:
1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;
3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости.
4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;
Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.
В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 10 настоящей статьи.
Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
Решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.
В соответствии со ст.56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности, на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
Согласно ст.56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляются следующие документы:
1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в Единый государственный реестр недвижимости);
2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
3) отчет об оценке земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых, или оценке стоимости права, на котором предоставляются земельные участки взамен изымаемых, в случае, если условиями соглашения об изъятии недвижимости предусмотрено предоставление земельных участков или иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых объектов недвижимого имущества.
Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии.
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Согласно ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу обязательны для суда. Указанные обстоятельств не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом установлено, что согласно решения Одесского районного суда Омской области от 14 апреля 2015 года следует, что решением Одесского районного суда Омской области от 11 октября 2012 года было установлено, что согласно протокола №11 о результатах торгов по продаже имущества МУП ЖКХ «Одесское» проводимых в Одесском районе Омской области 10 февраля 2005 года, были проведены торги имущества МУП ЖКХ «Одесское» конкурсным управляющим МУП ЖКХ «Одесское» В.С.А.. По результатам торгов победителем торгов -лот № 12 по продаже здания бани расположенного по адресу: <адрес> стал ФИО1. Данный протокол подписан организатором торгов конкурсным управляющим МУП ЖКХ «Одесское» В.С.А., членами комиссии и победителем торгов ФИО1.
Согласно договора купли-продажи недвижимости заключенного 17 февраля 2005 года между Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Одесское» (продавец) в лице конкурного управляющего В.С.А. действовавшего на основании решения Арбитражного суда Омской области от 25.02.2003 года с одной стороны и ФИО1 (покупатель) с другой стороны следует, что продавец в соответствии с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве) и результатами торгов проводимых в форме конкурса 10.02.2005 года обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора недвижимое имущество: здание бани, Литера А, 1970 года постройки, общей площадью 517,6 кв.м., одноэтажного, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с разделом 3 указанного договора, предусмотрено сохранение профиля деятельности объекта в течение 10 лет с момента передачи объекта, использование объекта по целевому назначению (п.3.2 договора); сохранение рабочих мест по существующим для данного объекта нормативам в течение 5 лет (п.3.3 договора); проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объекта (п.3.4 договора); заключение соглашения с Администрацией муниципального образования «Одесский район» о целевом использовании объекта, которое является неотъемлемой частью договора купли-продажи.
Согласно соглашения о целевом использовании объектов МУП ЖКХ «Одесское» приобретённых на торгах 10.02.2005 года заключенного 15 января 2005 года между Администрацией муниципального образования «Одесский район» с одной стороны и ФИО1 с другой стороны следует, что ФИО1 признан победителем торгов проводимых в форме конкурса 10 февраля 2005 года конкурсным управляющим МУП ЖКХ «Одесское», победителем торгов приобретено имущество: здание бани расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 517,6 кв.м.. Заключая договор купли-продажи от 10 февраля 2005 года победитель торгов обязывался выполнять условия конкурса, утвержденные конкурсным управляющим МУП ЖКХ «Одесское» и согласованные с Администрацией МО «Одесский район»: сохранять основной профиль деятельности приобретённого на торгах объекта в течение 10 лет; перепрофилирование основного вида деятельности возможно только с письменного согласия Администрации; проводить реставрационные, ремонтные и иные работы в отношении приобретаемого объекта по согласованию с Администрацией смет и сроков; в случае перепродажи названного имущества Администрация имеет преимущественное право покупки с определением стоимости объекта независимой оценочной комиссией, а также в случае перепродажи объект должен использоваться согласно профилю на дату заключения договора в течение срока указанного в условиях конкурса. Все спорные вопросы между Администрацией и Победителем в течение срока действия данного соглашения разрешаются в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке. Данное соглашение подписано сторонами.
Согласно акта приёма-передачи по договору купли-продажи от 17 февраля 2005 года составленного между муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Одесское» (продавец) в лице конкурного управляющего В.С.А. действовавшего на основании решения Арбитражного суда Омской области от 25.02.2003 года с одной стороны и ФИО1 (покупатель) с другой стороны следует, что продавец передал, а покупатель принял имущество: здание бани расположенное по адресу: <адрес>. На момент передачи указанного имущества претензий к техническому состоянию имущества покупатель не имеет. Данный акт подписан сторонами.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии № от 24 мая 2005 года ФИО1 является собственником здания – бани общей площадью 517,60 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Судом было установлено, что в период с марта 2005 года по октябрь 2012 года собственником здания -бани расположенного по адресу: <адрес>, ФИО1 не исполнялось в течение длительного времени соглашение о целевом использовании объектов МУП ЖКХ «Одесское» приобретённых на торгах 10.02.2005 года заключенное между Администрацией муниципального образования «Одесский район» и ФИО1, а также договор купли-продажи недвижимости от 17 февраля 2005 года.
Согласно п.6.2 договора купли-продажи недвижимости от 17 февраля 2005 года следует, что в случае существенного нарушения или неисполнения покупателем объекта условий конкурса и соглашения о целевом использовании объектов соглашение и договор купли-продажи объекта подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления. Приобретённое на торгах в форме конкурса имущество на возмездной основе передаётся МО «Одесский район», а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются.
Судом было принято решение «Расторгнуть договор купли-продажи недвижимости заключенный 17 февраля 2005 года между Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Одесское» в лице конкурсного управляющего В.С.А. действовавшего на основании решения Арбитражного суда Омской области от 25 февраля 2003 года и ФИО1 о купли-продажи здания бани, Литера А, 1970 года постройки, общей площадью 517,6 кв.м., одноэтажного, расположенного по адресу: <адрес>.
Расторгнуть Соглашение о целевом использовании объектов МУП ЖКХ «Одесское» приобретенных на торгах 10 февраля 2005 года, заключенное между Администрацией муниципального образования «Одесский район» и ФИО1 о выполнении условий конкурса утвержденных конкурсным управляющим МУП ЖКХ «Одесское» по использованию здания бани расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 12 декабря 2012 года решение Одесского районного суда Омской области от 11 октября 2012 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 без удовлетворения.
Решением Одесского районного суда Омской области от 14 апреля 2015 года признано за Администрацией Одесского муниципального района Омской области право собственности на здание бани, литера А, 1970 года постройки, общей площадью 482,1 кв.м., одноэтажное, кадастровый № расположенное по адресу: <адрес>. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.209-214).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права № выданного 26.08.2015 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, в собственности Одесского муниципального района Омской области находится нежилое здание: баня, общей площадью 482,1 кв.м., кадастровый №, адрес (местоположение): <адрес> (л.д.95).
В судебном заседании установлено, что постановлением Главы Одесского муниципального района Омской области от 14.02.2018 года №90 « Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2216,00 кв.м. для муниципальных нужд, (категория земель - земли населенных пунктов), с видом разрешенного использования - для объектов жилой застройки по документу под общественную застройку для размещения бань, расположенного по адресу: <адрес>, путем его выкупа в установленном законом порядке за счет бюджетных средств Администрации Одесского муниципального района (л.д.5-6).
Согласно письма Главы Одесского муниципального района Омской области №654 от 16.04.2018 года направленного ФИО1, Администрация Одесского муниципального района Омской области просит ФИО1 дать письменный ответ на письмо направленное в его адрес ранее и сообщить о решении по продаже земельного участка площадью 2216 кв.м., кадастровый № по адресу: <адрес>, для размещения бани, в срок до 1 мая 2018 года (л.д. 8).
Согласно письма Главы Одесского муниципального района Омской области №1213 от 05.07.2018 года направленного ФИО1, Администрация Одесского муниципального района Омской области направляет ФИО1 копию Отчета № от 18.12.2017 года «Об оценке рыночной стоимости земельного участка кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под общественную застройку, для размещения бань, адрес: <адрес>, площадью 2216 кв.м.». С оригиналом отчета Вы можете ознакомиться по адресу: <...> каб.109 (л.д. 7).
Согласно проекту Соглашения о выкупе недвижимого имущества для муниципальных нужд б/н, числа, месяца, 2018 года Администрация Одесского муниципального района Омской области предлагает ФИО1 передать в собственность Администрации Одесского муниципального района Омской области земельный участок, общей площадью 2216 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, разрешенное использование: под общественную застройку, для размещения бань. Рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО1 общей площадью 2216 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером №,местоположение: <адрес>, в соответствии с произведенной независимой оценкой составляет 290 000 рублей. Плата производится в рублях в месячный срок со дня подписания настоящего соглашения и акта приема-передачи, на счет ФИО1 (л.д. 10-12).
Согласно Генерального плана Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области утвержденного в 2013 году предусмотрен объект баня на 36 помывочных мест (л.д.21-24).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 05.04.2018 года № земельный участок, с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, общей площадью 2216 кв.м., кадастровая стоимость 640468,32 рублей из земель населенных пунктов, разрешенное использование: под общественную застройку, для размещения бань принадлежит ФИО1. Правообладателем земельного участка является ФИО1 (л.д. 28-30).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии № выданного 28 марта 2006 года Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 2216,00 кв.м., кадастровый № расположен на землях поселений по адресу: <адрес> (л.д. 31).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В обоснование заявленных исковых требований Администрацией Одесского муниципального района Омской области предоставлен отчет № года составленный оценщиком предпринимателем Л.С.П. от 18 декабря 2017 года согласно которого рыночная стоимость земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под общественную застройку, для размещения бань; адрес: <адрес>, площадью 2216 кв.м. принадлежащего на праве собственности ФИО1, определенная сравнительным подходом с учетом ограничительных условий и сделанных допущений по состоянию на 18 декабря 2017 года составляет 290 000 рублей. Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки является рекомендуемой для целей определения начальной цены сделки (аукциона) в течении шести месяцев с даты составления отчета (л.д. 51-121).
Истец Администрация Одесского муниципального района Омской области обратилась с иском в суд к ФИО1 о признании правомерными условий выкупа недвижимого имущества и понуждении заключить соглашение о выкупе недвижимого имущества для государственных (муниципальных) нужд только лишь 09.08.2018 года, т.е. через более чем семь месяцев со дня составления отчета по определению рыночной стоимости земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. Следовательно, на день подачи иска в суд указанный отчет по оценке рыночной стоимости земельного участка фактически утратил свою силу.
По ходатайству ответчика ФИО1 судом была назначена и проведена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка и объектов недвижимости расположенных по адресу: <адрес> определению убытков связанных с изъятием земельного участка по указанному выше адресу и упущенной выгоды, расходов на переезд и обустройство на новом месте собственника земельного участка ФИО1.
Согласно экспертного заключения № от 22 октября 2018 года составленного экспертом Общества с ограниченной ответственностью «Бюро судебных экспертиз» М.В.В,, рыночная стоимость земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2216 кв.м., кадастровый № составляет 285 016 рублей, рыночная стоимость объектов недвижимости в виде забора и выгребной ямы расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, площадью 2216 кв.м., кадастровый № составляет 595 755 рублей 00 копеек; размер убытков связанных с изъятием земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 2216 кв.м., кадастровый № и упущенной выгоды, расходов на переезд и обустройство на новом месте собственника земельного участка ФИО1 составляет 634 710 рублей 00 копеек, всего 1 515 481 рубль 00 копеек (л.д. 153-204).
Доводы в судебном заседании представителя истца Администрации Одесского муниципального района Омской области ФИО2 о несогласии с заключением экспертного заключения № от 22 октября 2018 года составленного экспертом Общества с ограниченной ответственностью «Бюро судебных экспертиз», считая что размер рыночной стоимости земельного участка, объектов недвижимости, затрат установленной экспертом является завышенным и о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы о рыночной стоимости земельного участка, площадью 2216 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> суд считает несостоятельными, поскольку экспертное заключение составлено организацией имеющей статус экспертного учреждения, подготовлено экспертом, имеющим специальное образование и включенным в реестр членов Российского общества оценщиков. При исследовании были использованы необходимые нормативные акты, научная и методическая литература, выводы эксперта являются логичными, мотивированными, научно обоснованными, в заключении указаны утвердительные ответы на вопросы поставленные судом.
Доводы в судебном заседании представителя истца Администрации Одесского муниципального района Омской области ФИО2 о том, что истец не был извещен о дне осмотра экспертом земельного участка, площадью 2216 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> суд считает, что они не имеют существенного значения для дела, поскольку экспертом проведен осмотр указанного земельного участка, приложены фотографии указанного земельного участка и расположенные на нем объекты недвижимости.
Ставить под сомнение выводы эксперта указанные в заключении эксперта ООО «Бюро судебной экспертизы» № от 22 октября 2018 года у суда нет оснований, поскольку экспертиза проведена с соблюдением установленного процессуального порядка, лицом обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ. Проводить повторную оценочную экспертизу по определению рыночной стоимости земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости суд не находит. Истцом не обжаловалось определение суда от 25 сентября 2018 года в части приостановления производства по делу в связи с производством по делу судебной экспертизы, по мнению суда назначение и проведение повторной судебной оценочной экспертизы приведет к затягиванию рассмотрения дела.
Суд принимает заключение эксперта ООО «Бюро судебной экспертизы» № от 22 октября 2018 года в качестве допустимого доказательства по делу.
Суд не принимает в качестве бесспорного доказательства отчет № года составленный специалистом предпринимателем Л.С.П. от 18 декабря 2017 года, поскольку на день рассмотрения дела в судебном заседании истек срок оценки рекомендуемой специалистом для определения начальной цены земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. Кроме того специалистом не указан размер убытков, причиненных изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода. Кроме того рыночная стоимость земельного участка указанная в заключении специалиста является всего лишь наиболее вероятной ценой для совершения сделки.
В судебном заседании установлено, что собственнику земельного участка ФИО1 расположенного по адресу: <адрес> Администрацией Одесского муниципального района Омской области не предлагался взамен указанного земельного участка другой равноценный земельный участок. Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании представителем истца.
Доводы в судебном заседании представителя истца Администрации Одесского муниципального района Омской области того, что выгребную яму, забор установленный по периметру земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> собственник земельного участка ФИО1 вправе забрать себе, суд считает надуманными, поскольку согласно действующего законодательства при изъятии земельного участка для муниципальных нужд собственнику земельного участка, при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (ст.281 ГК РФ).
Со стороны истца Администрации Одесского муниципального района Омской области не представлено суду доказательств того, что кроме земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> отсутствует возможность строительства общественной бани в с.Одесское Омской области на другом земельном участке и нежилое здание расположенное на указанном выше земельном участке является пригодным для его использования по назначению.
Доводы в судебном заседании представителя истца Администрации Одесского муниципального района Омской области ФИО2 того, что согласно Генерального плана Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области предусмотрен объект баня на 36 помывочных мест суд считает несостоятельными, поскольку указанный генеральный план был утвержден в 2013 году, что составляет более пяти лет, на день подачи иска он не является актуальным и фактически утратил свою юридическую силу, поскольку согласно (ст.56.3 Земельного кодекса РФ) решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Представитель истца Администрации Одесского муниципального района Омской области ФИО2 не предоставил суду доказательства того, что условия выкупа Администрацией Одесского муниципального района Омской области земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> являются законными и обоснованными.
Ответчик ФИО1, представитель ответчика ФИО3 предоставили суду доказательства того, что условия выкупа Администрацией Одесского муниципального района Омской области земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, не являются правомерными и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Истцом Администрацией Одесского муниципального района Омской области
заявлены исковые требования об обязывании ответчика заключить с Администрацией Одесского муниципального района Омской области соглашение о выкупе недвижимого имущества для муниципальных нужд, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, на условиях, предлагаемых истцом, т.е. в размере 290 000 рублей.
Суд, исследовав в судебном заседании доказательства представленные сторонами пришел к выводу о том, что истец Администрация Одесского муниципального района Омской области и ответчик ФИО1 не пришли к согласию о размере выкупа земельного участка расположенного по адресу: <адрес>.
С выплатой за земельный участок только лишь 290 000 рублей ответчик ФИО4 и его представитель ФИО3 не согласны, настаивают на возмещении денежной суммы определенной заключением эксперта ООО «Бюро судебной экспертизы» № от 22 октября 2018 года в размере 1 515 481 рубль.
Предложенная истцом сумма выкупа спорного земельного участка более чем в пять раз занижена истцом Администрацией Одесского муниципального района Омской области.
В соответствии с Обзором судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015, по требованию уполномоченного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления суд принимает решение о выкупе земельного участка, определяя при этом размер выкупной цены и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принятие судом решения о понуждении к заключению такого соглашения законом не предусмотрено.
По общим правилам действующего законодательства при недостижении сторонами спорных правоотношений добровольного соглашения о выкупе такой выкуп производится на основании решения суда, в котором должны быть определены выкупная цена, сроки и другие условия выкупа. Законодательством не установлена обязанность собственника земельного участка заключить такое соглашение (статьи 279 - 282, пункт 1 статьи 421 ГК РФ), в связи с чем правовых оснований для понуждения ответчика ФИО1 к заключению с Администрацией Одесского муниципального района Омской области соглашения о выкупе у него земельного участка находящегося на праве собственности у суда не имеется.
Проанализировав нормы действующего законодательства и исследовав фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, о том, что заявленные исковые требования Администрации Одесского муниципального района Омской области к ФИО1 о признании правомерными условий выкупа недвижимого имущества и понуждении заключить соглашение о выкупе недвижимого имущества для государственных (муниципальных) нужд нарушают права и законные интересы собственника земельного участка ФИО1.
На основании вышеизложенного суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Администрации Одесского муниципального района Омской области к ФИО1 о признании условия выкупа земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> правомерными, обязывании ФИО1 заключить с Администрацией Одесского муниципального района Омской области соглашение о выкупе недвижимого имущества для муниципальных нужд, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на условиях, предлагаемых Администрацией Одесского муниципального района Омской области отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Администрации Одесского муниципального района Омской области к ФИО1 о признании условия выкупа земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> правомерными, обязывании ФИО1 заключить с Администрацией Одесского муниципального района Омской области соглашение о выкупе недвижимого имущества для муниципальных нужд, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на условиях, предлагаемых Администрацией Одесского муниципального района Омской области отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области.
Председательствующий: судья А.В. Тарновский
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 19 ноября 2018 года.
Судья А.В. Тарновский