ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-309/18 от 30.11.2018 Тугулымского районного суда (Свердловская область)

УИД

Решение в окончательной форме изготовлено 30 ноября 2018 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Тугулым 26 ноября 2018 года.

Тугулымский районный суд Свердловской области составе:

председательствующего судьи Крицкой Н.А.

при секретаре Степановой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-309/2018 по исковому заявлению Михальянц ФИО6 к Администрации Тугулымского городского округа об отмене распоряжения администрации Тугулымского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-р об отказе в признании нуждающейся в жилых помещениях, признании малоимущей и постановке на учет нуждающихся в жилых помещения по договорам социального найма,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 в лице представителя ФИО2, действующей по доверенности обратилась в суд с иском к Администрации Тугулымского городского округа об отмене распоряжения администрации Тугулымского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об отказе в признании нуждающейся в жилых помещениях, признании малоимущей и постановке на учет нуждающихся в жилых помещения по договорам социального найма, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она написала заявление в администрацию Тугулымского городского округа о признании ее нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма. ДД.ММ.ГГГГ она получила отказ в признании ее нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма в связи с тем, что она не может быть признана малоимущей. С данным распоряжением она не согласна, так как проживает одна и получает пенсию. Ознакомившись с произведенным расчетом по признанию ее малоимущей, оказалось, что в расчет идет кадастровая стоимость квартиры, которая принадлежит ей на праве собственности, и которая была уничтожена пожаром ДД.ММ.ГГГГ, также жилой дом, в котором она проживала признан аварийным и подлежащим сносу. В совокупности ее пенсия, а также кадастровая стоимость квартиры рублей не позволили признать ее малоимущей, соответственно она не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом. Жилое помещение в котором она проживала, являлось единственным для проживания. Других источников дохода, позволяющих приобрести ей новое жилое помещение у нее нет.

Просит отменить распоряжение администрации Тугулымского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-р, обязать администрацию Тугулымского городского округа признать малоимущей ФИО1, поставить ее на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Также представила суду расчет об определении имущественного положения ФИО1 и пояснила, что для признания граждан малоимущими, на основании ФЗ производится расчет имущественного положения, в котором прописано, что гражданин обязан представить сведения о доходах, которые он имел за последние три года на сегодняшний день, также хотелось бы пояснить, что при расчете имущественного положения гражданина, можно использовать, как кадастровую, так и инвентаризационную стоимость, в данном случае при расчете жилищная комиссия использовала инвентаризационную стоимость и расчет ушел в минус и таким образом ФИО1 признана и нуждающейся и малоимущей.

Производя расчет на жилищной комиссии, была использована кадастровая стоимость недвижимости по общепринятым правилам, так как есть недвижимое имущество, которое находится в собственности, поэтому при расчете использовали кадастровую стоимость, такой расчет также является правильным, но, как выяснилось, закон позволяет использовать и инвентаризационную стоимость жилья при расчете имущественного положения граждан.

Представитель ответчика Администрации Тугулымского городского округа надлежаще извещенный о слушании дела, в судебное заседание не прибыл, не известил суд о причинах неявки, об отложения слушания не ходатайствовал.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.

Заслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ФИО1 в праве общей долевой собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию принадлежит ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 26).

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением Администрации Тугулымского городского округа -р многоквартирный жилой <адрес> по вышеуказанному адресу признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу (л.д. 17-18).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию Тугулымского городского округа с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д. 15-16).

Распоряжением Администрации Тугулымского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-р (л.д. 12), ФИО1 отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях в связи с тем, что ею предоставлены документы, не подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (нет оснований для признания гражданина малоимущим).

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Таким образом, при рассмотрении настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами является факт отнесения истца к категории малоимущих граждан, а также объективная ее нуждаемость в жилом помещении в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Положениями ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.

Частью 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены случаи, когда граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случаях утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2), а также выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пункт 6).

Как отмечалось выше, ФИО1 было отказано в признании ее нуждающейся в жилых помещениях в связи с отсутствием статуса малоимущих граждан.

Однако суд не может согласиться с такими доводами ответчика, полагает их несостоятельными, грубо нарушающими права граждан, основанными на неправильном применении действующего законодательства.

В соответствии с положениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ОЗ "О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории <адрес>" и Постановлениями <адрес> об установлении величины прожиточного минимума, расчет имущественного положения ФИО1 произведен ответчиком неверно.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории <адрес>, осуществляющие ведение учета граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, для определения имущественного положения граждан, являющихся членами семьи, в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда производят следующий расчет:

1) определяют размер дохода семьи как произведение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, исчисленного в порядке, предусмотренном в части третьей пункта 8 статьи 2, и количества членов семьи;

2) определяют сумму размера дохода семьи и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов этой семьи, исчисленного в порядке, предусмотренном в части четвертой пункта 4 статьи 3 настоящего Закона;

3) определяют сумму величин прожиточного минимума на душу населения <адрес>, с коэффициентом 2, утвержденных <адрес>, за 36 месяцев, предшествующих январю того года, в котором подано заявление о принятии на учет граждан, являющихся членами семьи, в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда;

(в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ОЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ОЗ)

4) вычисляют произведение суммы, указанной в подпункте 3 настоящей части, и количества членов семьи;

(подп. 4 в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ОЗ)

5) вычисляют разность между суммой, указанной в подпункте 2 настоящей части, и произведением, вычисленным в соответствии с подпунктом 4 настоящей части;

6) определяют исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствующем муниципальном образовании общую площадь жилого помещения, в предоставлении которого нуждается семья;

7) определяют стоимость жилого помещения, указанного в подпункте 6 настоящей части, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, сложившейся в границах населенного пункта, в котором в соответствии с федеральным законом должно предоставляться жилое помещение по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

8) вычисляют 18 процентов от стоимости, указанной в подпункте 7 настоящей части;

9) вычисляют разность величин, полученных в результате вычислений, указанных в подпунктах 5 и 8 настоящей части (пункт 1).

В случае если значение величины, полученной в результате вычислений, указанных в подпункте 7 части первой пункта 1 настоящей статьи или в подпункте 9 части второй пункта 1 настоящей статьи, будет меньше нуля, одиноко проживающий гражданин или граждане, являющиеся членами семьи, признаются органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории <адрес>, малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 2).

Администрация Тугулымского городского округа при расчете имущественного положения граждан учитывает указанную в постановлении <адрес> величину прожиточного минимума с соответствующим коэффициентом (так называемый "минимальный потребительский бюджет"), так, ответчик посчитал, что ФИО1 имеет следующий "минимальный потребительский бюджет" на одного человека за 3 года: , всего 271 415 рублей (МПБ – 1085660).

Как следует из материалов дела, общий доход ФИО1 за 3 года составил рублей, 18% от стоимости предоставляемого жилого помещения составляет 210 276 рублей.

При расчете дохода истца ответчиком была использована кадастровая стоимость квартиры, тогда как в силу п. 1 ч.4 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории <адрес>» стоимость подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина, определяется как сумма стоимости имущества, указанного в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, определенной в порядке, установленном федеральным законодательством для исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 статьи 402 Кодекса, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно справке отдела «Тугулымское БТИ и РН» СОГУП «Областной Центр недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ инвентаризационная стоимость квартиры на ДД.ММ.ГГГГ составляет 108 240 рублей.

Согласно представленному расчету с применением инвентаризационной стоимости квартиры значение величины, полученной в результате вычислений, предусмотренных <адрес> N 96-ОЗ, является отрицательной, таким образом, ФИО1 является малоимущей.

На основании изложенного, требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Михальянц ФИО7 к Администрации Тугулымского городского округа об отмене распоряжения администрации Тугулымского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-р об отказе в признании нуждающейся в жилых помещениях, признании малоимущей и постановке на учет нуждающихся в жилых помещения по договорам социального найма – удовлетворить.

Отменить распоряжение администрации Тугулымского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Возложить на Администрацию Тугулымского городского округа обязанность признать Михальянц ФИО8 малоимущей и поставить Михальянц ФИО9 учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Тугулымский районный суд <адрес>.

Решение принято, и его резолютивная часть изготовлена в совещательной комнате с помощью компьютерной техники ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Крицкая Н.А.