ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-309/19 от 08.10.2019 Белоглинского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2 -309/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Белая Глина 08 октября 2019 года

Белоглинский районный суд

Краснодарского края в составе:

судьи Азовцевой Т.В.

при секретаре Хорольской Г.В.,

с участием помощника прокурора Белоглинского района Шамшуриной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Белоглинского района в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Белоглинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Белоглинского района в рамках рассмотрения обращения ФИО2 проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой в деятельности ФИО1 выявлены нарушения. В соответствии с абзацем 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №69-ФЗ) система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац 2 статьи 3 Федерального закона №69-ФЗ). В силу статьи 34 Федерального закона №69-ФЗ граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления. Проверкой, проведенной прокуратурой района с привлечением сотрудников ОНДиПР Белоглинского района, установлено, что здание магазина, расположенного по адресу: <...>, не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно: -в помещениях магазина отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (таблица №1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)); -в помещениях магазина отсутствует автоматическая система оповещения людей на случай возникновения пожара (таблица Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)); -у гидранта (водоема) и в направлении к нему отсутствует соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий, стойкий к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) (пункт 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, пункт 8.6 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»); -на объекте защиты не обеспечена периодичность осмотра (проверки) огнетушителей (пункт 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации); -установленные на объекте защиты огнетушители не имеют порядковых номеров (пункт 475 Правил противопожарного режима в Российской Федерации); -на объекте защиты учет наличия (периодичности осмотра, сроков перезарядки) огнетушителей (иных первичных средств пожаротушения) не ведется в специальном журнале произвольной формы (пункт 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации); -на объекте защиты не обеспечена исправность огнетушителей (отсутствуют раструбы и шланги) (пункт 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации); -помещения не укомплектованы знаками пожарной безопасности (ИПР, направление движения к эвакуационным выходам, выход, обозначение огнетушителей и другие) (пункт 43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации); -на объекте защиты не организовано проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (пункт 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации); -отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, разработанная в соответствии с разделом XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации (пункт 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации); -на объекте защиты не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность (пункт 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации); -на объекте защиты к работе допущено лицо, не прошедшее обучение мерам пожарной безопасности (пункт 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации); -в магазине проложена отопительная труба на пути эвакуации в дверном проеме между помещениями (п. 6.28 СНиП 21-01-97).

Проверкой установлено, что здание магазина, расположенного по адресу: <...>, находится в собственности ФИО1. В настоящее время на основании договора аренды от 28.05.2019 здание магазина передано в аренду ИП ФИО3

Согласно положениям статьи 38 Федерального закона №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством могут нести как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В вопросе 14 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года указано, что поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность.

Пунктом 2.2.5. договора аренды от 28.05.2019 на арендатора возложена обязанность соблюдать санитарные, пожарные и иные нормы. При этом вопрос ответственности за нарушение таких норм договором не определен. Также, договором на арендатора не возложена обязанность обеспечить соответствие здания магазина в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности.

Кроме того, согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Учитывая, что договором аренды данный вопрос не определен и принимая во внимание вышеприведенные нормы законодательства, лицом, ответственным за обеспечение соответствия здания магазина требованиям противопожарной безопасности, является собственник – ФИО1

Прокурор просит обязать ответчика устранить выявленные нарушения.

В судебном заседании помощник прокурора Шамшурина Н.А. требования иска поддержала и настаивала на его удовлетворении.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования иска признал в полном объеме, последствия признания иска ему понятны.

Усматривая, что признание иска ответчиком закону не противоречит, прав и охраняемых законом интересов других лиц не нарушает, суд принимает признание иска ответчиком.

Руководствуясь статьями, 39, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Белоглинского района удовлетворить.

Обязать ФИО1 устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании магазина, расположенного по адресу: <...>, а именно:

-установить в помещениях магазина автоматическую пожарную сигнализацию;

-установить в помещениях магазина автоматическую систему оповещения людей на случай возникновения пожара;

-установить у гидранта (водоема) и в направлении к нему соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий, стойкий к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации);

-обеспечить на объекте защиты периодичность осмотра (проверки) огнетушителей;

-обеспечить установленные на объекте защиты огнетушители порядковыми номерами;

-обеспечить на объекте защиты ведение учета наличия (периодичности осмотра, сроков перезарядки) огнетушителей (иных первичных средств пожаротушения) в специальном журнале произвольной формы;

-обеспечить на объекте защиты исправность огнетушителей (отсутствуют раструбы и шланги);

-укомплектовать помещения знаками пожарной безопасности (ИПР, направление движения к эвакуационным выходам, выход, обозначение огнетушителей и другие);

-организовать на объекте защиты проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;

-разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности, в соответствии с разделом XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации;

-назначить на объекте защиты лицо, ответственное за пожарную безопасность;

-обеспечить обучение допущенного к работе на объекте защиты лица мерам пожарной безопасности;

-устранить препятствие не пути эвакуации в дверном проеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Белоглинский районный суд Краснодарского края.

Решение в окончательной форме изготовлено 08 октября 2019 года.

Судья Т.В.Азовцева