ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-309/20 от 08.06.2020 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело 2-309/2020

УИД 32RS0027-01-2019-006008-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2020 года г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Бурлиной Е.М.,

при секретаре Паршиной Е.Н.,

ответчика Хомченко С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хомченко Сергея Сергеевича к Государственной инспекции труда в Брянской области об обязании внесения изменений в срочный служебный контракт, в приказ о прекращении служебного контракта, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, возмещении морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Хомченко С.С. обратился в суд с исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Брянской области, указывая на то, что 20 августа 2018 года между ним и Государственной инспекцией труда в Брянской области был заключен срочный служебный контракт № 110, по условиям которого он был принят на должность главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) на период временного отсутствия гражданского служащего – главного инспектора труда (по правовым вопросам) Х. Полагает, что указанный срочный служебный контракт заключен в нарушении положений части 6 статьи 24 Федерального закона от 27июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой в случае заключения срочного служебного контракта в нем указывается срок его действия и обстоятельства (причины) послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Однако, в срочном служебном контракте № 110 от 20 августа 2018 года отсутствует дата, которая бы ясно и конкретно определяла дату выхода отсутствующего государственного служащего из отпуска, а тем самым и дату прекращения (расторжения) данного контракта. Кроме того, полагает, что расторжение срочного служебного контракте было произведено ответчиком также с нарушением установленного порядка, предусмотренного частью 1 статьи 35 Федерального закона от 27июля 2004года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в силу которого служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от занимаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В нарушении указанных положений Государственная инспекция труда в Брянской области при расторжении с ним служебного контракта никакого письменного предупреждения за семь дней не производила. Об увольнении он был уведомлен непосредственно при ознакомлении с приказом о расторжении служебного контракта. На основании изложенного, просил суд обязать Государственную инспекцию труда в Брянской области внести соответствующие изменения в срочный служебный контракт № 110 от 20 августа 2018 года для устранения нарушения части 6 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно внести конкретную дату срока действия контракта; внести соответствующие изменения в приказ №59-ОК от 01октября 2018 года для устранения нарушений части 1 статьи 35 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно сведения о компенсации за семь дней, предусмотренных сроком уведомления срочного служебного контракта; осуществить возмещение компенсации за семь дней, предусмотренных как срок уведомления для расторжения срочного служебного контракта; привлечь Государственную инспекцию труда в Брянской области к соответствующим видам ответственности за нарушение законодательства о государственной гражданской службе РФ и за нарушение трудового законодательства; привлечь (обязать возместить) Государственную инспекцию труда в Брянской области к возмещению морального вреда в соответствии с частью 16 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004года № 79 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В ходе судебного разбирательства дела Хомченко С.С. уточнил исковые требования и дополнительно просил суд взыскать с Государственной инспекции труда в Брянской области в его пользу компенсацию за неиспользованные дни отпуска, поскольку в силу статьи 115 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность основного оплачиваемого отпуска работника составляет 28 календарных дней.

В ходе судебного разбирательства дела Хомченко С.С. исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, пояснив, что в требовании о привлечении Государственной инспекции труда в Брянской области к соответствующим видам ответственности за нарушение законодательства с государственной гражданской службе РФ и за нарушение трудового законодательства подразумевал взыскание компенсации морального вреда. Дополнительно указал на то, что срочный служебный контракт был расторгнут ранее истечения испытательного срока, что также, по мнению истца, является нарушением трудового законодательства.

Представитель Государственной инспекции труда в Брянской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не направил. В письменных возражения представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указывая на отсутствие нарушений со стороны инспекции как при заключении срочного служебного контракта с ХомченкоС.С., так и при его расторжении. Кроме того, просил суд применить последствия пропуска срока исковой давности для обращения истца в суд с требованием об обязании внести изменения в срочный служебный контракт.

Выслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2004года № 79 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Статьей 26 этого Федерального закона установлено, что служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы (часть 1) и вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом (часть 5).

В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя); наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа; дата начала исполнения должностных обязанностей; права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент; виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования; права и обязанности представителя нанимателя; условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа); условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью; нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих (части 2, 3 статьи 24).

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть 8 статьи 24 Федерального закона), его условия могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (часть 5 статьи 24 Федерального закона).

В силу статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004года № 79 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим служебный контракт на неопределенный срок; срочный служебный контракт (часть 1). Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом (часть 2). Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (часть 3).

Срочный служебный контракт заключается в случае замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы (пункт 2 части 4 статьи 25).

В силу части 6 статьи 24 указанного Федерального закона в случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом руководителя Государственной инспекции труда в Брянской области № 36-ок от 20 августа 2018 года Хомченко С.С. был принят на государственную гражданскую службу в Государственную инспекцию труда в Брянской области на должность главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) с испытательным сроком в три месяца на период временного отсутствия главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Х.

На основании указанного приказа между Государственной инспекцией труда в Брянской области и Хомченко С.С. был заключен служебный контракт № 110 от 20 августа 2018 года, по условиям которого ХомченкоС.С. взял на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы в должности главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Государственной инспекции труда в Брянской области.

Согласно пункта 12 служебного контракта № 110 от 20 августа 2018года, контракт заключен на период временного отсутствия гражданского служащего – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Х.

Таким образом, поскольку Хомченко С.С. был принят на государственную гражданскую службу на должность государственного инспектора труда в Брянской области на период временного отсутствия гражданского служащего – главного государственного инспектора труда в Брянской области (по правовым вопросам) Х., служебный контракт, заключенный между истцом и ответчикам, носил срочный характер, в связи с чем в нем должен быть указан срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта.

Как следует из текста срочного служебного контракта № 110 от 20августа 2018 года, заключенного с Хомченко С.С., данное требование представителем работодателя было выполнено. В качестве срока его действия и обстоятельства (причины), послужившей основанием для его заключения, указано «на период временного отсутствия гражданского служащего – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Х.».

Довод истца о том, что в нарушении положений части 6 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004года № 79 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в срочном служебном контракте не указана конкретная дата выхода отсутствующего гражданского служащего суд находит несостоятельным, основанным на неверном толковании нормы права, поскольку срочный служебный контракт с Хомченко С.С. был заключен на период нахождения Х. в отпуске по уходу за ребенком, который она в силу положений статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации вправе прервать в любое время и заступить на службу.

Приказом руководителя Государственной инспекции труда в Брянской области от 01 октября 2018 года № 59-ок срочный служебный контракт №110 от 20 августа 2018 года о прохождении федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, заключенный с Хомченко С.С. на период временного отсутствия федерального государственного гражданского служащего Х., в связи с выходом последней на работу и изменении даты окончания отпуска по уходу за ребенком, был расторгнут, его действие прекращено.

Согласно частям 1, 3 статьи 35 Федерального закона от 27 июля 2004года № 79 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

Учитывая, что между Хомченко С.С. и Государственной инспекцией труда в Брянской области был заключен срочный служебный контракт на период временного отсутствия гражданского служащего – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Х., которая 01 октября 2018 года написала заявление о выходе на работу и изменении даты окончания отпуска по уходу за ребенком, уведомление истца о расторжении срочного служебного контракта за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы не требовалось, в связи с чем ссылка истца о допущенных Государственной инспекцией труда в Брянской области нарушениях при расторжении служебного контракта подлежит отклонению.

Поскольку уведомление Хомченко С.С. о предстоящем освобождении от замещаемой должности за семь дней до указанной даты не требовалось, компенсационные выплаты за указанный период истцу также не положены.

Довод истца о том, что служебный контракт в нарушении требований действующего законодательства был расторгнут ответчиком ранее истечения трехмесячного испытательного срока также отклоняется судом, поскольку как указывалось ранее с истцом был заключен срочный служебный контракт, который был расторгнут по причине выхода временно отсутствующего гражданского служащего.

Рассматривая исковые требования Хомченко С.С. о выплате компенсации за неиспользованный отпуск, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются: время фактической работы; время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха; время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе; период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр не по своей вине; время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года (статья 121 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В силу пункта 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР от 03 апреля 1930 года № 169, при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.

Полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие: ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ; поступления на действительную военную службу; командирования в установленном порядке в вузы, техникумы, на рабфаки, на подготовительные отделения при вузах и на курсы по подготовке в вузы и на рабфаки; переброски на другую работу по предложению органов труда или состоящих при них комиссий, а также партийных, комсомольских и профессиональных организаций; выяснившейся непригодности к работе

Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию.

При исчислении сроков работы, дающих право на пропорциональный дополнительный отпуск или на компенсацию за отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца (пункт 35 Правил).

Как следует из материалов дела, Хомченко С.С. состоял в трудовых отношениях с Государственной инспекцией труда в Брянской области с 20августа 2018 года по 01 октября 2018 года, соответственно истцу в силу приведенных норм права при увольнении подлежала выплате компенсация за фактически отработанное время за 2,3 дня неиспользованного отпуска (из расчета: 1 месяц *28/12).

Как следует из окончательной записки – расчета от 01 октября 2018 года, при увольнении Хомченко С.С. была выплачена компенсация за 3,67 дней неиспользованного отпуска, в связи с чем исковые требования истца в части взыскания компенсации за неиспользованный отпуск удовлетворению не подлежат, поскольку расчет в указанной части произведен работодателем в полном объеме.

В ходе судебного разбирательства дела представителем ответчика было заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с исковыми требованиями в части обязания Государственную инспекцию труда в Брянской области внести изменения в срочный служебный контракт.

Рассматривая заявленное ходатайство, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.

Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (часть 1 статьи 197 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Так, согласно части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что заявление стороны в споре о применении срока исковой давности является основанием к отказу в иске при условии, что оно сделано на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции и пропуск указанного срока подтвержден материалами дела.

Как следует из материалов дела, копия срочного служебного контракта от 20 августа 2018 года № 110, в котором, по мнению истца, не была указана конкретная дата выхода государственного служащего из отпуска, была получена Хомченко С.С. 20 августа 2018года.

Таким образом, в случае не согласия с условиями срочного служебного контракта истец имел право обратиться в суд в срок до 20 ноября 2018 года.

С настоящим исковым заявлением Хомченко С.С. обратился в суд 30сентября 2019 года, то есть по истечении установленного трехмесячного срока, что также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Хомченко С.С. в указанной части.

Поскольку исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда являются производными от основных требований о внесении изменений в срочный служебный контракт, приказ о прекращении служебного контракта и взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, оснований для их удовлетворения у суда также не имеется.

При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Хомченко С.С.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Хомченко Сергея Сергеевича к Государственной инспекции труда в Брянской области об обязании Государственную инспекцию труда в Брянской области внести соответствующие изменения в срочный служебный контракт № 110 от 20августа 2018 года для устранения нарушения части 6 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно внести конкретную дату срока действия контракта; об обязании Государственную инспекцию труда в Брянской области внести соответствующие изменения в приказ № 59-ОК от 01 октября 2018 года для устранения нарушений части 1 статьи 35 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», а именно: сведения о компенсации за семь дней, предусмотренных сроком уведомления о расторжении срочного служебного контракта; об обязании Государственную инспекцию труда в Брянской области осуществить возмещение компенсации за семь дней, предусмотренных как срок уведомления для расторжения срочного служебного контракта; взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.М. Бурлина

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2020 года

Судья Е.М. Бурлина