№
Дело № 2-309/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Южно-Сахалинский городской суд в составе председательствующего судьи Плесковой В.А., при секретаре Толстиковой В.В.,
с участием представителя УМВД России по Сахалинской области, МВД России ФИО1, действующей на основании доверенностей, помощника прокурора Малюта Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровского районного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Министерству внутренних дел России, Управлению Министерства внутренних дел России по Сахалинской области, обществу с ограниченной ответственностью «Ритм», обществу с ограниченной ответственностью «Гортакси» о признании недействительной (ничтожной) диагностической карты, возложении обязанности исключить (аннулировать) из Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра диагностическую карту, возложении обязанности направить копию решения суда в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Российской Федерации,
установил:
31 июля 2019 года прокурор Макаровского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел России по Сахалинской области, ООО «Ритм», ООО «Гортакси» о признании недействительной (ничтожной) диагностической карты №, выданной на транспортное средство марки «Форд Транзит», 2016 года выпуска, зарегистрированной в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра; возложении обязанности на управление ГИБДД УМВД России по Сахалинской области и ООО «Ритм» исключить (аннулировать) из Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра диагностическую карту; направить копию решения об исключении из Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра диагностической карты в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Российской Федерации.
В обоснование иска указано, что в ходе прокурорской проверки установлены факты незаконной выдачи диагностических карт о прохождении техосмотра на территории Макаровского городского округа.
Оператором технического осмотра на территории Макаровского района является ООО «Ритм», которое уполномочено на проведение технического осмотра и внесение соответствующих сведений в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (далее ЕАИСТО).
24 апреля 2019 года в ОМВД России по Макаровскому городскому округу поступило сообщение о том, что неустановленное лицо получило неправомерный доступ к компьютерной информации ООО «Ритм» и в период с 19 по 24 апреля 2019 года, находясь в неустановленном месте, используя вредоносную программу, что подтверждается заключением эксперта экспертно-криминалистического центра УМВД России по Сахалинской области, осуществило неправомерный доступ к компьютерной информации ООО «Ритм», в результате чего была блокирована программа технического осмотра ЕАИСТО и неправомерно от имени ООО «Ритм» выдано 62 диагностические карты технического осмотра транспортных средств с указанием на техническую исправность и возможность их эксплуатации, в том числе 19 апреля 2019 года выдана диагностическая карта №, на транспортное средство марки «Форд Транзит», 2016 года выпуска, владельцем которого является ООО «Гортакси», осуществляющее свою деятельность на территории города Москвы.
В силу действующего законодательства для проведения технического осмотра обязательно предоставление транспортного средства на техническое диагностирование, совокупность изложенных обстоятельств свидетельствует о том, что ООО «Гортакси» получило диагностическую карту в нарушение законодательства, поскольку фактически транспортное средство техническую диагностику не проходило.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности по обеспечению создания и ведения Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра. В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 23 декабря 2011 года № 1115 «О единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств» Министерство внутренних дел Российской Федерации является государственным заказчиком создания и эксплуатации единой автоматизированной системы технического осмотра транспортных средств и ее оператором, а также осуществляет координацию деятельности органов и организаций по использованию указанной информационной системы.
Учитывая, что выявленные нарушения действующего законодательства создают возможность эксплуатации транспортного средства, находящегося в неисправном состоянии, что нарушает право неопределенного круга лиц – участников дорожного движения на безопасные условия движения по дорогам, прокурор обратился в суд с указанным иском.
11 сентября 2019 года в суд поступило уточнение исковых требований, в котором прокурор просил произвести замену ненадлежащего ответчика – УГИБДД России по Сахалинской области на УМВД России по Сахалинской области, и исковые требования изложил в следующей редакции.
Признать недействительной (ничтожной) диагностическую карту №, выданную на транспортное средство марки «Форд Транзит», 2016 года выпуска, зарегистрированную в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра; возложить обязанность на УМВД России по Сахалинской области и ООО «Ритм» исключить (аннулировать) из Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра диагностическую карту; возложить обязанность на УМВД России по Сахалинской области и ООО «Ритм» направить копию решения суда о признании недействительной (ничтожной) диагностической карты, об исключении из Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра диагностической карты в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Российской Федерации.
Протокольным определением Южно-Сахалинского городского суда от 24 октября 2019 года произведена замена ненадлежащего ответчика – УГИБДД России по Сахалинской области на надлежащего – УМВД России по Сахалинской области.
Протокольным определением Южно-Сахалинского городского суда от 12 декабря 2019 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено МВД России.
В судебном заседании помощник прокурора Малюта Е.И. поддержала исковые требования.
В судебном заседании представитель МВД России, УМВД России по Сахалинской области ФИО, действующая на основании доверенностей, с иском не согласилась, представила письменный отзыв, в котором указано, что обязанность по удалению результатов технических осмотров транспортных средств, в отношении которых он не производился, возложена на оператора ООО «Ритм», под чьей учетной записью они были проведены, путем направления обращения в ГУОБДД МВД России.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Исследовав материалы дела, заслушав Малюта Е.И., ФИО, суд приходит к следующему.
Порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (заявителей) в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра, регламентированы Федеральным законом РФ от 01 июля 2011 года №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основной целью проведения технического осмотра, в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 01.07.2011 г. №170-ФЗ, является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра.
Согласно статье 5 вышеуказанного Федерального закона РФ, технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с настоящим Федеральным законом профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Технический осмотр проводится в соответствии с правилами проведения технического осмотра, установленными Правительством Российской Федерации.
Учет сведений о результатах проведения технического осмотра осуществляется с помощью единой автоматизированной информационной системы технического осмотра.
После проведения технического осмотра оператором технического осмотра выдается диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Диагностическая карта - документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами ( п. 2 ст. 1 ФЗ от 01.07.2011 г. №170-ФЗ).
Оператор технического осмотра - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в том числе дилер), аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра.
Судом установлено, что на основании приказа РСА от 21.11.2017 г. № 2195-ТО ответчику ООО «Ритм» предоставлен аттестат аккредитации оператора технического осмотра по области аккредитации М1,N1, на 1 пункт технического осмотра, согласно приложения к данному приказу. Адресом пункта технического осмотра является <адрес>.
Таким образом, ответчик ООО «Ритм» является оператором технического осмотра и уполномочено на проведение технического осмотра, на выдачу диагностических карт технического осмотра и внесении соответствующих сведений в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (далее – ЕАИСТО).
Копией заявления директора ООО «Ритм» в правоохранительные органы, письменными объяснениями ФИО, ФИО, ФИО., ФИО и заключением эксперта от 27 мая 2019 года №, постановлением о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 13 июня 2019 года, подтверждается, что в период с 19 апреля 2019 года по 24 апреля 2019 года неустановленное лицо, находясь в неустановленном месте, используя вредоносную программу <данные изъяты> осуществило неправомерный доступ к компьютерной информации ООО «Ритм», в результате чего была блокирована программа технического осмотра «ЕАИСТО» и неправомерно выдано неустановленным лицам не менее 60 –ти диагностических карт от имени ООО «Ритм».
Из представленных в дело прокурором скриншотов из базы ЕАИСТО, «результаты техосмотра», диагностической карты транспортного средства, следует, что 19 апреля 2019 года ООО «Гортакси» – лицу, предоставившему транспортное средство для проведения техосмотра, была выдана от имени ответчика ООО «Ритм» диагностическая карта № на транспортное средство марки «Форд Транзит», №, государственный регистрационный номер №, сроком действия до 20 октября 2019 года.
Карточкой учета транспортного средства подтверждается, что собственником транспортного средства марки «<данные изъяты>», №, государственный регистрационный номер №, является ответчик ООО «Гортакси».
Скриншотом сайта Российского союза автостраховщиков подтверждается, что ответчик на основании вышеуказанной диагностической карты заключил договор ОСАГО с «Росгосстрах».
При этом, диагностическая карта на вышеуказанное транспортное средство ответчиком ООО «Ритм» не выдавалась, технический осмотр транспортного средства на соответствие требованиям безопасности транспортных средств не проводился, что подтверждает доводы прокурора о недействительности (ничтожности) указанной диагностической карты.
Согласно скриншота с базы ЕАИСТО на дату рассмотрения дела в суде данная диагностическая карта имеется статус не удаленной.
При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора о признании диагностической карты недействительно (ничтожной), подлежащими удовлетворению.
Как указывает в иске прокурор и подтверждается материалами дела, данные о диагностической карте были внесены в ЕАИСТО неустановленным лицом.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2011 г. № «О единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств» установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является государственным заказчиком создания и эксплуатации единой автоматизированной информационной системы технического осмотра транспортных средств и ее оператором, а также осуществляет координацию деятельности органов и организаций по использованию указанной информационной системы.
Этим же постановлением утверждены Правила сбора, обработки, хранения, передачи, использования информации, содержащейся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств, а также обеспечения доступа к этой информации.
Согласно пункту 3 Правил, информация, предусмотренная подпунктом «а» пункта 2 настоящих Правил, размещается в информационной системе уполномоченными лицами профессионального объединения страховщиков путем передачи этой информации из реестра операторов технического осмотра, который ведется в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Передача информации в информационную систему производится в течение суток с момента внесения этой информации в реестр операторов технического осмотра.
Сведения, предусмотренные подпунктом «б» пункта 2 настоящих Правил, размещаются уполномоченными лицами операторов технического осмотра непосредственно в информационной системе или передаются из информационной системы оператора технического осмотра в течение суток с момента окончания проведения технического осмотра.
На официальном сайте РСА в разделе «Информационная безопасность» размещен единый алгоритм удаления (деактивации) из ЕАИСТО сведений о технических осмотрах транспортных средств, в отношении которых технический осмотр не проводился.
Согласно данному алгоритму для удаления (деактивации) из ЕАИСТО сведений о прохождении транспортным средством технического осмотра и удаления данных о диагностической карте, оператору технического осмотра, то есть ООО «Ритм» необходимо направить обращение (на официальном бланке оператора – МВД России) на имя начальника Главного Управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России с просьбой об удалении (деактивации) из ЕАИСТО сведений о результатах технического осмотра транспортного средства, в отношении которого технический осмотр не проводился, заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении или через сайт Госавтоинспекции.
Информация о результатах технического осмотра транспортного средства в ЕАИСТО размещается в виде данных о диагностической карте, выданной по результатам его проведения.
Копией письма ООО «Ритм» от 15 января 2020 года № подтверждается, что в соответствии с установленным алгоритмом действий, ООО «Ритм» направило на имя начальника ГУОБДД МВД России письмо с просьбой об удалении из ЕАИСТО сведений о результатах технического осмотра транспортного средства и данных спорной диагностической карты.
Однако в последующем ООО «Ритм» в письме от 21 января 2020 года просило начальника ГУОБДД МВД России отложить рассмотрение данного обращения до принятия судебного решения по настоящему гражданскому делу.
Согласно скриншоту с базы ЕАИСТО сведения о спорной диагностической карте не удалены.
Принимая во внимание, что действия по удалению из ЕАИСТО сведений о результатах технического осмотра транспортного средства, в отношении которого технический осмотр не проводился, входят в полномочия МВД России, оснований для возложения обязанности по удалению этих сведений на УМВД России по Сахалинской области, как заявлено в иске, не усматривается.
Также суд находит не основанным на законе и поэтому не подлежащим удовлетворению требование прокурора о возложении обязанности на ответчиков по направлению копии решения суда в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения РФ, так как закон не предусматривает для ответчиков такой обязанности. Более того, суд считает, что данное требование не направлено на защиту какого-либо нарушенного или оспариваемого права.
Поскольку прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ она подлежит взысканию с ответчика ООО «Гортакси» в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Макаровского районного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Министерству внутренних дел России, Управлению Министерства внутренних дел России по Сахалинской области, обществу с ограниченной ответственностью «Ритм», обществу с ограниченной ответственностью «Гортакси» о признании недействительной (ничтожной) диагностической карты, возложении обязанности исключить (аннулировать) из Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра диагностическую карту, возложении обязанности направить копию решения суда в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Российской Федерации, удовлетворить частично.
Признать диагностическую карту №, выданную 19 апреля 2019 года неустановленным лицом от имени ООО «Ритм» на транспортное средство марки «<данные изъяты> государственный регистрационный номер <данные изъяты>, владельцем которого является общество с ограниченной ответственностью «Гортакси», недействительной (ничтожной).
В удовлетворении остальной части исковых требований Макаровского районного прокурора, отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Гортакси» в доход городского округа «город Южно-Сахалинск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья В.А. Плескова
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.