Решение
Именем Российской Федерации
п. Нижняя Пойма 08 ноября 2016 года
Нижнеингашский районный суд в составе судьи Симаковой И.А., при секретаре Ганаевой К.В., с участием истицы, представителя ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю (далее КП-48), о признании незаконным исключения из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», обязании восстановить в очереди на получение государственного жилищного сертификата,
установил:
истица с учетом дополнения к исковому заявлению просит признать незаконным свое исключение из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (далее – подпрограмма), обязать ответчика восстановить её в очереди на получение государственного жилищного сертификата.
Требования мотивированы тем, что ФИО2 была включена в состав участников подпрограммы и с 27 июня 2013 года состояла в очереди на получение государственного жилищного сертификата по основанию проживания в поселке учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В июле 2016 года истицу исключили из состава участников подпрограммы со ссылкой на то, что она была поставлена на очередь не правомерно, а именно после того, как поселок был исключен из списка поселков, граждане из которых подлежат переселению по указанному выше основанию. Считает свое исключение из состава участников подпрограммы незаконным, поскольку сдала документы на получение сертификата 13 июня 2013 года, а также до 25 октября 2014 года предоставила уточненные документы в учреждение, где находилось учетное дело. 13 июля 2016 года истице стало известно об отмене решения жилищно-бытовой комиссии, однако до этого времени о том, что она включена в список участников программы не правомерно, ей никто не сообщал. Продолжает проживать в п. Нижняя Пойма Нижнеингашского района Красноярского края, на территории указанного муниципального образования находится п. Ключи, п. Курдояки. Также истица является инвалидом, имеет трудовой стаж работы в поселке 13,9 лет л.д. 4-5, 62.
На заявленные требования ответчиком представлены возражения, согласно которых Распоряжением Правительства РФ от 03 ноября 2012 года № 2065-р утвержден перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». В данный перечень вошли 56 поселков, в которых в соответствии с уставными документами расположены учреждения уголовно-исполнительной системы (далее УИС) с особыми условиями хозяйственной деятельности. Из ранее действующего перечня были исключены 64 поселка, учреждения УИС в которых ликвидированы (передислоцированы). На основании требования ФСИН России от 22 мая 2013 года № исх-05-19774 и требования ГУФСИН России по Красноярскому краю от 28 мая 2013 года № 24/ТО/7/3-784 о проведении работы по признанию участниками подпрограммы сотрудников УИС и граждан, утративших связь с УИС, проживающих в поселках, и не успевших обратиться с заявлением об участии в программе до 03 ноября 2012 года, желающих принять участие в подпрограмме, была проведена работа с указанной категорией граждан, проживающих в поселках Нижняя Пойма, Тиличеть, Южная Тунгуска. Данные поселки на основании распоряжения ГУФСИН по Красноярскому краю от 29 мая 2013 года № 87-р были закреплены за КП-48. Жилищно-бытовой комиссией КП-48 представленные гражданами документы были рассмотрены, и решением комиссии они были включены в состав участников подпрограммы. В период с 16 июня 2015 года по 08 июля 2015 года территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае проведена проверка в части правомерности использования в 2014 году средств федерального бюджета, направленных на реализацию подпрограммы, в ходе которой установлено, что неправомерно включены в сводные списки граждане-участники подпрограммы, которые проживают в поселках, исключенных из перечня поселков, подлежащих переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности. ГУФСИН России по Красноярскому краю был подан иск в Арбитражный суд Красноярского края о несогласии с вышеуказанными выявленными нарушениями, однако решением Арбитражного суда Красноярского края от 01 февраля 2016 года в заявленных требованиях отказано л.д. 17.
Определением от 17 октября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ГУФСИН России по Красноярскому краю; представителем ФИО3 представлено возражение, согласно которому в соответствии с п.п. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в подпрограмме намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории военного городка (поселка); перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 03 ноября 2012 года № 2065-Р утвержден перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществляется в рамках целевой программы «Жилище», в настоящий перечень п. Нижняя Пойма не входит.
В судебном заседании истица ФИО2 свои требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО4 с требованиями истицы не согласна по основаниям, изложенным в возражении.
Представитель ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили; просят рассмотреть дело без участия представителя.
Дело рассмотрено согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" от 21 марта 2006 года N 153, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации Подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила) государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Согласно п.п. "б" п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности; перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Целью предоставления гражданам субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, что определяется спецификой данных населенных пунктов.
П.п."а" п. 19 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в п.п. "б" п. 5 Правил, предоставляют, в том числе, справку о проживании на территории поселка.
В силу п. 6 Правил в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта настоящих Правил (п.п. "а" п. 22 Правил).
Таким образом, по смыслу закона, основанием к выдаче государственных жилищных сертификатов является фактическое проживание граждан в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, включенными в перечень поселков, переселение из которых осуществляется с использованием социальной выплаты. При этом наличие необходимых условий и оснований, установленных нормативными правовыми актами, должно иметь место не только на момент включения в список участников подпрограммы, но и в период реализации непосредственно самого права.
По делу установлено, что ФИО2 проработала в уголовно-исполнительной системе 13 лет 9 месяцев. С 1987 года по настоящее время она проживает и состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>
24 июня 2013 года истица обратилась с заявлением о включении её и членов её семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в жилищно-бытовую комиссию ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю, поскольку в соответствии с распоряжением ГУФСИН России по Красноярскому краю № 87-р от 29 мая 2013 года за данным учреждением закреплены поселки, подлежащие переселению: п. Нижняя Пойма, п. Тиличеть, п. Южная Тунгуска, п. Курдояки.
Согласно выписке из протокола № 8 заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ КП-48 ГУФСИН России от 27 июня 2013 года ФИО2 с составом семьи 2 человека включена в состав участников подпрограммы, поскольку проживает в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности.
08 июля 2016 года вышеуказанное решение жилищно-бытовой комиссии в отношении ФИО2 отменено, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии № 4.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Распоряжением Правительства РФ от 7 октября 2004 года N 1291-р (с учетом изменений, внесенных Распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 397-р) п. Нижняя Пойма Нижнеингашского района Красноярского края был включен в Перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществлялось с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Распоряжением Правительства РФ от 3 ноября 2012 года N 2065-р утвержден новый Перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, в который обозначенный населенных пункт не включен; указанным распоряжением признаны утратившими силу ранее действовавшие Распоряжения Правительства РФ от 7 октября 2004 года N 1291-р и РФ от 21 марта 2006 года N 397-р.
Таким образом, исходя из действующего законодательства, право на признание участником подпрограммы и получение государственного жилищного сертификата должно существовать на момент принятия уполномоченным лицом решения по указанным вопросам. Следовательно, право на получение государственного жилищного сертификата могло быть реализовано ФИО2 лишь до исключения п. Нижняя Пойма Нижнеингашского района Красноярского края из перечня поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы. Это обусловлено тем, что утрата населенным пунктом подобного статуса автоматически влечет прекращение права граждан требовать получение сертификата в связи с отсутствием правового основания для такого обеспечения, предусмотренного п.п. "б" п. 5 Правил.
Как видно из материалов дела, истица на момент исключения поселка из Перечня своим правом не воспользовалась, чего она сама не отрицает. При этом сам факт ее дальнейшего проживания в жилом помещении, расположенном в п. Нижняя Пойма Нижнеингашского района Красноярского края, не имеет правового значения для решения вопроса об обеспечении истицы государственным жилищным сертификатом. Действующие нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения граждан, подлежащих переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, не предусматривают возможности сохранения права на получение государственного жилищного сертификата в случае утраты данными поселками соответствующего статуса.
Доказательств того, что ФИО2 обратилась с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы до 3 ноября 2012 года, суду не представлено; приведенные истицей доводы в обоснование иска не основаны на законе.
С учетом изложенного, поскольку поселок, где проживает ФИО2, не относится к поселкам, граждане из которых подлежат переселению по условиям подпрограммы, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Нижнеингашский районный суд.
Судья