ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-309/2016 от 25.02.2016 Енотаевского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Енотаевский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Шеиной Е.А.

при секретаре Даниловой Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Енотаевского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к ГБСКОУ <адрес> «Енотаевская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности мест с массовым пребыванием людей, путем оборудования ГБСКОУ <адрес> « Енотаевская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат системой видеонаблюдения, голосового оповещения и управления эвакуацией, суд

установил:

Прокурор Енотаевского района Астраханской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБСКОУ <адрес> « Енотаевская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности мест с массовым пребыванием людей, путем оборудования школы-интерната системой видеонаблюдения, голосового оповещения и управления эвакуацией.

В судебном заседании прокурор Енотаевского района Астраханской области Мухин Ю.Ю. поддержал исковые требования и пояснил, что Прокуратурой Енотаевского района Астраханской области в ДД.ММ.ГГГГ. проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности мест с массовым пребыванием людей. Установлено, что ГБСКОУ <адрес> « Енотаевская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат является местом массового пребывания людей, так как при определенных условиях в нем может одновременно находится более 50 человек, но учреждение не оборудовано системой видеонаблюдения, голосового оповещения и управления эвакуацией. Отсутствие системы видеонаблюдения, голосового оповещения и управления эвакуацией отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в данном учреждении, ставит под угрозу безопасность и стабильность общества, жизнь и здоровье детей и работников данного учреждения.

Представитель ответчика ГБСКОУ <адрес> « Енотаевская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, не возражает против их удовлетворения.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Астраханской области ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела надлежащим образом извещён, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения требований прокурора не возражает, просит суд установить разные сроки выполнения по каждому требованию прокурора-ДД.ММ.ГГГГ., ввиду финансово-экономических условий.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений

Согласно статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле

На основании устава ГБСКОУ <адрес> « Енотаевская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам различных видов, уровней и направлений.

В соответствии Уставом учреждения деятельность школы-интерната осуществляется школой самостоятельно в соответствии с принципами государственной политики в области образования на основе учебного плана, разрабатываемого на основе федерального базисного плана Российской Федерации.

Учредителем школы-интерната и собственником его имущества является Министерство образования и науки <адрес> (далее учредитель).

Установлено, что прокуратурой Енотаевского района Астраханской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности мест с массовым пребыванием людей. В ходе проверки установлено, что ГБСКОУ <адрес> « Енотаевская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат является местом массового пребывания людей и не оборудовано системой видеонаблюдения, голосового оповещения и управления эвакуацией, что подтверждается сообщением директора школы.

Факт отсутствия системы видеонаблюдения, голосового оповещения и управления эвакуацией ответчиком не оспаривается.

В силу положений статьи 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находиться под защитой государства.

В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государство – участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму.

В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 6.03.2006 № 35 ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечения и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризму.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5.10.2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Приказом Рособразования от 11.11.2009г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализацией, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Суд полагает, что отсутствие в ГБСКОУ <адрес> « Енотаевская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат , где количество людей составляет более 50 человек системы видеонаблюдения, голосового оповещения и управления эвакуаций отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, и, как следствие, включает нарушение прав неопределенного круга лиц и малолетних воспитанников на охрану жизни и здоровья.

А поскольку судом установлено, что в ГБСКОУ <адрес> « Енотаевская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат отсутствует система видеонаблюдения, голосового оповещения и управления эвакуацией, которая должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта – нарушаются права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждения, в части их безопасного пребывания в нем.

На основании статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации муниципальное образование.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и учредителями.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждений во время образовательного процесса, их защиты от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Предметом регулирования Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 28 Федерального закона "Об образовании", образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:.. . материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.. .... Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.. .. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

На основании ст. 51 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

Таким образом, несоблюдение руководством ГБСКОУ <адрес> « Енотаевская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат требований по обеспечению мер противодействия терроризму создает угрозу жизни и здоровью детей, обслуживающего персонала, их безопасности, что является нарушением их конституционных прав.

Несостоятельным являются доводы представителя третьего лица – Министерства образования и науки <адрес> о финансировании мероприятий по антитеррористической защищенности по мере поступления денежных средств, поскольку действующее законодательство не ставит выполнение учредителями указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Прокурора Енотаевского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к ГБСКОУ <адрес> « Енотаевская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат о возложении обязанности устранить нарушение законодательства в сфере обеспечения безопасности мест с массовым пребыванием людей, путем оборудования ГБСКОУ <адрес> « Енотаевская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат системой видеонаблюдения, голосового оповещения и управления эвакуацией – удовлетворить.

Обязать ГБСКОУ <адрес> « Енотаевская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности мест с массовым пребыванием людей, путем оборудования ГБСКОУ <адрес> « Енотаевская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат системой видеонаблюдения, голосового оповещения и управления эвакуацией.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке через Енотаевский районный суд Астраханской области.

Судья Е.А.Шеина.