Дело 2-309/2018
Решение
Именем Российской Федерации
г.Исилькуль 05 июня 2018 года
Судья Исилькульского городского суда Омской области Т.Е.Хурцилава,
при секретаре О.А.Скок,
с участием прокурора М.С. Артеменок
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора Омской области к МБОУ «Николайпольская ООШ» о признании незаконными некоторых пунктов устава и обязании привести устав в соответствие с действующим законодательством,
У С Т А Н О В И Л:
Исилькульский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указал, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части соответствия правовых актов образовательных учреждений федеральному законодательству в деятельности МБОУ «Николайпольская ООШ», в ходе которой установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Пунктом 31 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» участники образовательных отношений обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Частью 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения.
Согласно пункту 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
Статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 12.01.1996 N2 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», учредительным документом некоммерческих организаций является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Начальником Управления образования администрации Исилькульского муниципального района Омской области утвержден устав МБОУ «Николайпольская ООШ».
В пункте 1.7 устава указано, что учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закреплённым за учреждением, так и приобретённым за счёт доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закреплённого за Учреждением или приобретённого Учреждением за счёт выделенных средств, а также недвижимого имущества. Исилькульский муниципальный район не несёт ответственности по обязательствам Учреждения.
Однако положение об освобождении собственника имущества от ответственности по обязательствам учреждения не соответствует требованиям статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, что может повлечь нарушения при реализации образовательных услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочий органов местного самоуправления и нарушение прав неограниченного круга лиц.
16.04.2018 Исилькульским межрайонным прокурором Омской области в адрес Управления образования администрации Исилькульского муниципального района Омской области внесено соответствующее представление с требованием привести устав учреждения в соответствие с действующим законодательством, по результатам рассмотрения которого внесение изменений в устав образовательного учреждения возможно во втором полугодии 2018 года.
Ссылаясь на ст. 35 ч.3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ просил суд признать незаконными пункты устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Николайпольская ООШ»: п. 1.7 - в части указания на то, что собственник имущества школы не несет ответственности по обязательствам школы. Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Николайпольская ООШ» в срок до 01.06.2018 привести устав учреждения в соответствие с действующим законодательством. Взыскать с ответчика государственную пошлину.
Представитель истца помощник прокурора М.С. Артеменок в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика директор МБОУ «Николайпольская ООШ» Д.М.Попандопуло в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, в заявлении указал о полном признании исковых требований, просил о снижении размера взыскиваемой государственной пошлины в связи с тяжелым материальным положением образовательного учреждения. Представитель заинтересованного лица - Управления образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области – А.Л.Малашенко ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, сообщил суду о предстоящем исполнении требований прокурора.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела суд приходит к следующему:
В силу ч.2 ст.39 ГПК РФ суд считает возможным принять признание ответчиком исковых требований, так как это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Пунктом 31 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» участники образовательных отношений обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Частью 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения.
Согласно пункту 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
Статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 12.01.1996 N2 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», учредительным документом некоммерческих организаций является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части соответствия правовых актов образовательных учреждений федеральному законодательству в деятельности МБОУ «Николайпольская ООШ», в ходе которой установлено следующее:
Начальником Управления образования администрации Исилькульского муниципального района Омской области утвержден устав МБОУ «Николайпольская ООШ».
В пункте 1.7 устава указано, что учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закреплённым за учреждением, так и приобретённым за счёт доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закреплённого за Учреждением или приобретённого Учреждением за счёт выделенных средств, а также недвижимого имущества. Исилькульский муниципальный район не несёт ответственности по обязательствам Учреждения. Однако положение об освобождении собственника имущества от ответственности по обязательствам учреждения не соответствует требованиям статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, что может повлечь нарушения при реализации образовательных услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочий органов местного самоуправления и нарушение прав неограниченного круга лиц.
Учитывая изложенное, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлен факт несоответствия устава образовательного учреждения требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст.103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в государственный доход государственную пошлину в меньшем размере, так как ответчик является бюджетным учреждением, от уплаты которой Исилькульский межрайонный прокурор - в силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ был освобожден.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконными пункты устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Николайпольская ООШ»: п. 1.7 - в части указания на то, что собственник имущества школы не несет ответственности по обязательствам школы.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Николайпольская ООШ» в срок до 01.06.2018 привести устав учреждения в соответствие с действующим законодательством.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Николайпольская ООШ» в местный бюджет государственную пошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд, путем подачи жалобы в Исилькульский городской суд в течении месяца.
Судья: Т.Е.Хурцилава
Мотивированное решение суда изготовлено 06.06.2018г