Дело № 2-309/2018г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 апреля 2018 года пос. Поназырево
Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Удалов Р.В., при секретаре Куликовой Л.В.,
с участием: заместителя прокурора Поназыревского района Михеева Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Поназыревского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства об образовании,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Шарьинский районный суд с иском к Администрации Поназыревского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства об образовании. Заявленное требование мотивировал тем, что прокуратурой Поназыревского района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в части соблюдения конституционных гарантий на получение детьми дошкольного образования. Проверкой установлено, что в Якшангском сельском поселении Поназыревского муниципального района не обеспечены местами в детских садах 9 детей ( 6 - на «отложенном спросе», 3 - на «актуальном спросе»). Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. В силу отсутствия свободных мест в детском саду на территории Якшангского сельского поселения, администрацией Поназыревского района не в полной мере обеспечена реализация конституционных прав на получение дошкольного образования всеми детьми соответствующего возраста, проживающих в данном муниципальном образовании. Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Якшангского сельского поселения, на получение дошкольного образования. По результатам выявленных нарушений прокурором Поназыренвского района заместителю главы администрации Поназыревского района 22 января 2018 года вынесено представление, нарушения не устранены. Истец просит на Администрацию Поназыревского муниципального района Костромской области возложить обязанность обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Якшангского сельского поселения (организовать дополнительные места в дошкольном образовательном учреждении) в срок до ДД.ММ..
В судебном заседании прокурор Михеев Е.Е. исковые требования поддержал в полном объеме, считает, что правовые основания для удовлетворения искового заявления имеются.
Дело рассматривается в отсутствие ответчика Администрации Поназыревского муниципального района. Ответчиком представлено в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя. В ходатайстве указано, что в настоящий момент в Якшангском сельском поселении ведется строительство школы, где будет создана дошкольная группа на 20 человек. Строительство школы планируется закончить к ДД.ММ.. В удовлетворении заявленных исковых требованиях ответчик просит отказать.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а так же в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Из положений ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В соответствии с п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а так же обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих, право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Из материалов дела следует, что в Якшангском сельском поселении Поназыревского муниципального района не обеспечены местами в детских садах 9 детей ( 6 - на «отложенном спросе», 3 - на «актуальном спросе»). 22 января 2018 года прокурором Поназыревского района заместителю главы администрации Поназыревского района вынесено представлении об устранении нарушений законодательства об образовании. Указанные в представлении нарушения до настоящего времени не устранены.
Согласно ответа заместителя главы администрации Поназыревского района на имя прокурора следует, что в рамках государственной программы Костромской области «Экономическое развитие Костромской области на периоды до 2025 года» началось строительство школы на 120 мест в п. Якшанга Поназыревского муниципального района, работы по которой завершаются 20 августа 2018 года.
Из представленного суду ответчиком отзыва следует, что несмотря на сформулированную позицию об отказе в заявленных прокурором исковых требованиях, ответчиком не приведено доводов в опровержение позиции прокурора, возражений по существу исковых требований не представлено. Ответчик в отзыве поясняет, что к указанному в исковом заявлении сроку будет создана дошкольная группа на 20 человек при МКОУ Якшангская СОШ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела на территории Якшангского сельского поселения администрацией Поназыревского района не в полной мере обеспечена реализация конституционных прав на получение дошкольного образования всеми детьми соотвествующего возраста, проживающих в данном муниципальном образовании. Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Якшангского сельского поселения, на получение дошкольного образования.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Поназыревского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, подлежат возмещению за счет средств бюджета, поскольку обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Поназыревского района Костромской области удовлетворить.
Возложить на муниципальное образование Поназыревский муниципальный район Костромской области в лице Администрации Поназыревского муниципального района Костромской области обязанность обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Якшангского сельского поселения (организовать дополнительные места в дошкольном образовательном учреждении) в срок до 01 сентября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд Костромской области в течение одного месяца со дня принятия решения.
Председательствующий судья: Р.В. Удалов
*****
*****
*****
*****