ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-309/2021 от 26.02.2021 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

УИД 39RS001-01-2020-004984-91

Дело № 2-309/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 февраля 2021 г. г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,

при секретаре Стрыгиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное), 3-е лицо ООО «ПЭК» о взыскании расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с названными выше исковыми требованиями, указав, что с 2019 г. является пенсионером по старости, в 2019 г. она прибыла на постоянное место жительства в <адрес> из <адрес>. В связи с переездом ею были понесены расходы на провоз багажа в размере 360 538,79 рублей. В соответствии с положениями Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей» она имеет право как пенсионер на оплату проезда и провоза багажа при переезде на новое место жительства из районов Крайнего Севера. Обратилась к ответчику с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом и провозом багажа из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностям, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному обеспечению, и членам их семей. Ответчиком по результатам рассмотрения обращения было принято решение об отказе в выплате компенсации по провозу багажа в связи с не предоставлением транспортной компанией ООО «ПЭК» расчета провоза багажа водным и речным транспортом. Расчет был представлен автомобильным транспортом <адрес>. Сахалин является островом и возможность доставить груз на материк автомобильным транспортом отсутствует. Выражает несогласие с данным решением и просит взыскать с ответчика расходы, связанные с переездом из района Крайнего Севера в размере 360 538,79 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Судом к участию в деле в качестве 3-го лица было привлечено ООО «ПЭК».

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) - ФИО2, действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Представитель ООО «ПЭК» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой УПФР в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области.

До ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована и проживала в <адрес> по адресу: <адрес>, что подтверждается представленной копией паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, о чем также имеется отметка в представленном паспорте гражданина Российской Федерации.

При переезде к новому месту жительства в <адрес>ФИО1 понесла расходы на провоз багажа в размере 360 538,79 рублей в подтверждение чего представила соответствующие документы.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа, связанных с переездом из <адрес> в соответствии со ст. 35 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Решением УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлена компенсация расходов на оплату стоимости проезда, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, подлежащая компенсации в соответствии с пп. «а» п. 3 Правил компенсации расходов, связанных с переездом из Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г., в размере 18 810 рублей и отказано в предоставлении компенсации расходов на оплату стоимости провоза багажа, в соответствии с подп. «а» п. 15 Правил № 1351.

О данном решении ответчик уведомил истца письмом.

Как следует из письма Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) согласно представленным документам провоз багажа весом 2 710 кг был осуществлен ООО «ПЭК» автомобильным транспортом по маршруту <адрес>. Общая стоимость перевозки составила 360 538,79 рублей.

Согласно информационному письму ООО «ПЭК» от ДД.ММ.ГГГГ, перевозка груза по маршруту Южно-Сахалинск-Калининград осуществлена автомобильным транспортом. Сахалин является островом и возможность доставить груз на материк автомобильным транспортом отсутствует. Соответственно разбивка маршрута и стоимости провоза багажа должна быть представлена водным транспортом от <адрес> до ближайшего расположенного на пути следования к новому месту жительства городу на материке, где имеется морской порт и далее от этого города до <адрес>.

Не согласившись с такой позицией пенсионного органа, ФИО1 обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.

Государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установлены Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

В соответствии со ст. 2 данного Закона РФ перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно данному перечню, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 3 января 1983 г. № 12 с последующими дополнениями и изменениями, Сахалинская область, из которой следовала истец, относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

В соответствии с ч. 6 ст. 35 вышеуказанного Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.

Компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в части шестой ст. 35 настоящего Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз. «а» п. 3 Правил компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей» компенсация производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту, оплата стоимости воздушным транспортом производится при отсутствии железнодорожного сообщения (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом.

Согласно абз. «б» п. 3 Правил компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей» компенсация производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.

С учетом изложенного, возмещение расходов по провозу багажа ограничено установленными тарифами на его перевозку железнодорожным транспортом с учетом того, что количество перевозимых килограмм на выезжающего не должно превышать 1 тонны.

Таким образом, законодатель ограничил обязанность государства по компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости провоза багажа не только весом багажа, но и установленными тарифами на перевозку багажа железнодорожным транспортом.

При этом указание о компенсации в размере «фактически произведенных расходов» подразумевает не обязанность государства компенсировать расходы в полном объеме, подтвержденном лицом, обратившимся за соответствующей выплатой, а обязанность подтверждения лицом факта несения данных расходов, то есть предоставлением соответствующих документов, подтверждающих вес, протяженность маршрута перевозки и факт оплаты стоимости провоза багажа.

Учитывая изложенное, доводы истца об обязанности ответчика возместить ей транспортные затраты в размере 100% понесенных затрат являются необоснованными.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГФИО1 с ООО «ПЭК» заключен договор транспортно-экспедиционного обслуживания , согласно которому ООО «ПЭК» приняло на себя обязательство по оказанию истцу услуг, связанных с перевозкой груза, по технологии «сборный груз».

Из акта ООО «ПЭК» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что грузополучатель получил груз весом 2 710 кг. Общая стоимость услуг, связанных с перевозкой груза составила 360 538,79 рублей, в том числе защитная транспортировочная упаковка груза в <адрес> – 26 946,80 рублей, транспортно-экспедиционные услуги <адрес> – 314 991,99 рублей, транспортно-экспедиционные услуги (забор по <адрес>) - 9 100 рублей, дополнительные услуги при заборе по <адрес> – 9 500 рублей.

Согласно информационному письму ООО «ПЭК» от ДД.ММ.ГГГГ стоимость оказанной услуги по перевозке груза по маршруту <адрес> автомобильным транспортом от склада ООО «ПЭК» в <адрес> до склада ООО «ПЭК» в <адрес> составила 314 991,99 рублей (в стоимость данной перевозки уже заложен тариф с учетом паромной перевозки, стоимость паромной перевозки отдельного груза невозможно рассчитать так как груз ФИО1 перевозился технологией сборного груза, за паромную перевозку расчет осуществляется по цене за 1 контейнер, а не за отдельный груз).

В ответе ООО «ПЭК» на запрос суда о стоимости провоза груза ФИО1 паромной перевозкой в контейнере указано, что стоимость перевозки груза зависит от массы груза и длины груза, в связи с чем стоимость может увеличиваться. Общая стоимость провоза багажа груза ФИО1 составила 360 738,79 рублей.

Согласно информации размещенной в сети «Интернет» на сайте ОАО «Сахалинское морское пароходство» бесплатная норма провоза багажа из порта Холмск в порт Ванино на одного человека составляет 36 кг. С ДД.ММ.ГГГГ установлен тариф за перевозку 1 кг багажа сверхнормы с учетом НДС и составляет 11,28 рублей.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие сведений о стоимости и виде контейнера, в котором перевозились личные вещи истца, суд полагает возможным принять во внимание информацию о тарифе за перевозку 1 кг багажа сверхнормы из порта Холмск в порт Ванино в размере 11,28 рублей, размещенную на официальном сайте ОАО «Сахалинское морское пароходство».

Следовательно, истцу компенсируется перевоз багажа водным транспортом в размере 10 777,52 (1 000 кг – 36 кг х 11,18 рублей) рубля.

Таким образом, из представленных документов установлено, что истцом был осуществлен провоз багажа весом 2 710 кг по маршруту Южно-Сахалинск – Холмск-паром-Ванино – Калининград.

Согласно представленной справке от 16 января 2020 г. № 17 о стоимости провоза багажа, выданной Калининградским производственным участком Северо-Западного железнодорожного агентства структурное подразделение С-3 филиала АО «Федеральная пассажирская компания» стоимость провоза 1 000 кг по направлению от станции Ванино до станции Калининград через станции <адрес> составляет 131 350 рублей.

Таким образом, учитывая то, что стоимость провоза 1 тонны багажа компенсируется пенсионеру не выше установленного тарифа провоза багажа железнодорожным транспортом, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на провоз багажа в размере 131 350 рублей.

Согласно представленной справке от ДД.ММ.ГГГГ, Калининградским производственным участком Северо-Западного железнодорожного агентства структурное подразделение С-3 филиала АО «Федеральная пассажирская компания» между городами Южно-Сахалинск и Ванино отсутствует железнодорожное сообщение и курсирование поездов дальнего следования.

Из акта ООО «ПЭК» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что грузополучатель получил груз весом 2 710 кг. Стоимость услуг по защитной транспортировочной упаковки груза в <адрес> составила 26 946,80 рублей, транспортно-экспедиционные услуги (забор по <адрес>) - 9 100 рублей, дополнительные услуги при заборе по <адрес> – 9 500 рублей.

Учитывая то, что стоимость провоза багажа автомобильным транспортом компенсируется пенсионеру не более 1 тонны, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на провоз багажа автомобильным транспортом в размере 9 940 (26 946,80 рублей : 2 710 кг х 1 000 кг) рублей и 3 360 (9 100 рублей : 2 710 кг х 1 000 кг) рублей, то есть в размере 13 300 рублей.

При этом правовых оснований для взыскания суммы 9 500 рублей за дополнительные услуги при заборе груза по <адрес> не имеется, поскольку дополнительные услуги не являются обязательными, и указанные расходы являлись желанием истца.

Таким образом, стоимость компенсации расходов на провоз багажа составила 155 427,52 (10 777,52 рубля + 131 350 рублей + 9 940 рублей + 3 360 рублей) рубля.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче иска, подлежит взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При подаче настоящего искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которую она просит взыскать с ответчика.

В то же время, положениями п. 5 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе, истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Таким образом, ФИО1 при подаче искового заявления была освобождена от уплаты госпошлины.

Ошибочно уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 рублей подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 93 ГПК РФ).

В силу ч. 3 ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

В этой связи государственная пошлина в размере 300 рублей может быть возвращена истцу налоговым органом в установленном ст. 333.40 НК РФ порядке и взысканию в рамках вынесения настоящего решения не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное), 3-е лицо ООО «ПЭК» о взыскании расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей – удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) выплатить ФИО1 компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, в размере 155 427,52 рубля.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Возвратить ФИО1 уплаченную при подаче искового заявления в Ленинградский районный суд г. Калининграда государственную пошлину в сумме 300 рублей, перечисленную в Управление федерального казначейства МФ по Калининградской области (межрайонная ИФНС № 9 по г. Калининграду) на счет № 40101810000000010002, ИНН <***>, БИК 042748001, КПП 390601001, по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (номер операции ).

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 5 марта 2021 г.

Судья Н.В. Паршукова