ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-30/2012 от 16.02.2012 Михайловского районного суда (Амурская область)

     Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    ДД.ММ.ГГГГ                                                                                      <адрес>

 Михайловский районный суд <адрес> в составе:

 председательствующего судьи:     Кундиковой Ю.В.,

 при секретаре:                                  Гуркиной Н.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Екатеринбургского гарнизона в интересах государства к ФИО1 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку,

 УСТАНОВИЛ:

 Военный прокурор Екатеринбургского гарнизона в интересах государства в лице Екатеринбургского высшего артиллерийского командного училища (военный институт) (филиал) Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск» «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» обратился в суд с иском ФИО1 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку в размере 184 182 руб.

 В обоснование требования указано, что в соответствии с приказом начальника училища от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 зачислен на 1 курс Екатеринбургского высшего артиллерийского командного училища (далее - ЕВАКУ) и назначен на должность «курсант» с присвоением воинского звания «рядовой». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил контракт о прохождении военной службы на время обучения в образовательном учреждении и пять лет военной службы после его окончания, который вступил в силу. За время обучения в ЕВАКУ ФИО1 зарекомендовал себя с отрицательной стороны. В связи с неуспеваемостью ФИО1 представлен на заседание ученого совета училища. Решением ученого совета было ходатайствовать перед начальником училища об отчислении ФИО1 из числа курсантов. В соответствии со ст. 94 приказа Министра обороны Российской Федерации 2003 года №, приказом начальника училища от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отчислен из числа курсантов в связи с неуспеваемостью. За период обучения в ЕВАКУ на военную и специальную подготовку ФИО1 из средств федерального бюджета было затрачено 184 182 руб. 00 коп., согласно расчету взыскиваемой денежной суммы. В соответствии с п.7 ст. 35 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации. Согласно п. «д» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная и государственная собственность и управление ею. Статья 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» определяет, что воинские части и организации входят в общий состав Вооруженных Сил РФ, которые, в свою очередь (ч. 1 ст. 10), являются государственной военной организацией. Согласно п. 12 ст. 1 указанного Федерального закона имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, право федеральной собственности на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований означает, что оно находится в собственности Российской Федерации, а не государственных организаций и органов, за которыми оно закреплено (п.4 ст. 214 ГК РФ).

 Просит взыскать со ФИО1 в пользу Российской Федерации в лице ГОУ ВПО «Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище» в доход федерального бюджета средства, затраченные на военную и специальную подготовку в размере 184 182 руб.

 Впоследствии требования были уточнены, истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ «Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище» было ликвидировано. Вместе с тем, статья 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» определяет, что воинские части и организации входят в общий состав Вооруженных Сил РФ, п.12 ст. 1 указанного закона установлено, что имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, право федеральной собственности на имущество Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований означает, что оно находится в собственности Российской Федерации, а не государственных организаций и органов, за которыми оно закреплено. В связи с чем, ущерб причинен не конкретной воинской части, а собственности РФ.

 Просит взыскать со ФИО1 в пользу Российской Федерации в лице Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск» «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» в доход федерального бюджета средства, затраченные на военную и специальную подготовку в размере 184 182 руб.

 В судебное заседание прокурор Екатеринбургского гарнизона не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, поступившему в суд посредством факсимильной связи, просил дело рассмотреть без участия прокурора.

 В силу ч.5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. руководствуясь указанной нормой, суд определил рассмотреть дело в отсутствие прокурора Екатеринбургского гарнизона.

 Ответчик ФИО1 в судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, что следует из уведомления о вручении судебного извещения. ДД.ММ.ГГГГ в суд посредством факсимильной связи поступила справка ФГБОУ ВПО «ДальГАУ» о том, что ФИО1 находится на сессии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, суд не находит оснований для признания причины неявки ответчика в судебное заседание уважительной, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих, что именно ДД.ММ.ГГГГ ответчик не имеет возможности прибыть в судебное заседание. Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

 Определением Михайловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство финансов <адрес>.

 Представитель третьего лица Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. ДД.ММ.ГГГГ в суд посредством факсимильной связи поступило ходатайство представителя третьего лица о рассмотрении дела, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие представителя Министерства финансов <адрес>.

 Руководствуясь положениями ч.5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов <адрес>.

 Из отзыва на иск следует, что Министерство финансов <адрес> является уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес> по управлению средствами областного бюджета, а поскольку иск заявлен в защиту интересов Российской Федерации, то Министерство финансов <адрес> не может быть привлечено к участию в деле.

 Определением Михайловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ФГВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск» «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации».

 Представитель третьего лица ФГВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск» «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. В телефонограмме от ДД.ММ.ГГГГ содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица. Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

 Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная и государственная собственность и управление ею.

 Статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» установлено, что воинские части и организации входят в общий состав Вооруженных Сил РФ, п.12 ст. 1 указанного закона предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, право федеральной собственности на имущество Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований означает, что оно находится в собственности Российской Федерации. В связи с чем, ущерб причинен не конкретной воинской части, а собственности РФ. При таких обстоятельствах прокурор Екатеринбургского гарнизона вправе был обратиться в суд с данным требованием.

 Подсудность дел военным судам определена положениями ст. 7 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», которой установлено, что военным судам подсудны, в том числе, гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

 Пленум Верховного Суда РФ в пункте 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и заявлениям граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (часть 2 статьи 7 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ).

 Таким образом, подсудность дел военным судам определяется исходя из субъектного состава (военнослужащий либо бывший военнослужащий и орган военного управления), а также характера правоотношений (отношения, возникающие в связи с прохождением военной службы; права нарушены в период прохождения военной службы).

 Поскольку заявленный прокурором ко взысканию с ответчика ущерб возник после прекращения отношений, связанных с прохождением ФИО1 военной службы, соответственно суд приходит к выводу о том, что заявленное требование подлежит рассмотрению районным судом в соответствии со ст.ст. 24,28 ГПК РФ.

 Из материалов дела следует, что приказом № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Екатеринбургского высшего артиллерийского командного училища (далее ЕВАКУ) ФИО1 назначен на воинскую должность курсанта.

 В силу ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.

 При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

 ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Министерством обороны РФ в лице начальника ЕВАКУ был заключен контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет. Данный контракт закрепляет обязанность ФИО1 о возмещении в случаях, предусмотренных ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку в размере 85 007 руб.

 В соответствии с выпиской из протокола № заседания ученого совета ЕВАКУ от ДД.ММ.ГГГГ ученый совет постановил ходатайствовать об отчислении из числа курсантов в связи с несоблюдением условий контракта курсанта ФИО1

 Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отчислен из числа курсантов училища в связи с невыполнением условий контракта (по неуспеваемости).

 В соответствии с п.7 ст. 35 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

 Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 129-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 5 статьи 20.1 и пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военная служба, по смыслу ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее с ч. 1 ст. 37, п. "м" ст. 71, п. "б" ч. 1 ст. 72 и п. "д", "е" ч. 1 ст. 114, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству. Обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение. Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права.

 В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было указано на то, что ЕВАКУ ликвидировано, в связи с чем требование не подлежит удовлетворению.

 Однако с данным доводом ответчика суд не может согласиться.

 Согласно Уставу, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, ФГВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр сухопутных войск» «Общевойсковая академия вооруженных сил Российской Федерации» создано путем реорганизации в форме присоединения к нему, в том числе «Екатеринбургского высшего артиллерийского командного училища (военный институт)». Пунктом 1.3.2. Устава закреплено, что ЕВАКУ является обособленным структурным подразделением (филиалом) Академии.

 Из пункта 1.1.6 Устава следует, что имущество закреплено за академией на праве оперативного управления. Полномочия собственника имущества академии осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

 При таких обстоятельствах факт ликвидации филиала Академии не освобождает ответчика от возмещения средств, затраченных государством на его военную и специальную подготовку.

 Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования" утверждена методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета.

 В соответствии с п. п. 2 - 7 вышеназванной Методики размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований. В состав указанных расходов включаются расходы:

 - на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки;

 - на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований;

 - на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.

 Перечни конкретных видов сооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав вышеуказанных расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военно-учебных заведений.

 Период, на который определяются данные расходы, составляет 1 финансовый год.

 В дело представлен расчет стоимости износа основных средств, используемых в ЕВАКУ, для выполнения квалификационных требований по всем военным специальностям и специализациям; расчет стоимости расхода материальных запасов, используемых в образовательном процессе; расход на содержание преподавателей; расчет фиксированного значения суммы, подлежащей возмещению, утвержденной начальником ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, которая составляет 85 007 руб.

 Из индивидуальной карты ФИО1 следует, что при зачислении установлено фиксированное значение суммы, подлежащей возмещению средств в размере 85 007 руб. При этом в карте отмечено, что при отчислении из военно-учебного заведения срок обучения составил 2 года 2 месяца 23 дня, в связи с чем, возмещению подлежит сумма 184 182 руб. Расчет суммы, подлежащей взысканию с ответчика, суд находит соответствующей требованиям Постановления Правительства РФ №.

 Таким образом, учитывая, что ФИО1, будучи курсантом ЕВАКУ, заключил контракт, в котором содержалось условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку, в случае его отчисления, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление прокурора Екатеринбургского гарнизона о взыскании с ответчика денежных средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку в сумме 184 182 руб., является обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

 В силу положений ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

 Исходя из того, что суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, соответственно размер государственной пошлины, исчисленный по правилам ст. 333.19 НК РФ, составит 4 883,64 руб., который подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Военного прокурора Екатеринбургского гарнизона в интересах государства к ФИО1 удовлетворить.

 Взыскать со ФИО1 в пользу Российской Федерации в лице Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск» «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» в доход федерального бюджета средства, затраченные на военную и специальную подготовку, в размере 184 182 рублей.

 Взыскать со ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 883 руб. 64 коп.

 Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

   Председательствующий:                                                             Кундикова Ю.В.